Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_vospitateley.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал»
С чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с песни соловья, с улицы, поросшей зеленью – со всего того, что нас окружает. Поэтому воспитывать в детях любовь ко всему живому в природе, надо начинать с самого детства. Важными задачами экологического воспитания являются:
* Воспитание гуманного отношения к природе;
* Воспитание любви к животному и растительному миру.
Экологическое воспитание детей необходимо начинать с уголка природы. В группе поместить аквариум с рыбками и ежедневно наблюдать за его обитателями. Рассказать ребятам о том, что у рыбок есть пышные плавники, они очень подвижны, а так же познакомить с условиями их обитания и кормления, научить детей ухаживать за ними.
Для ознакомления с комнатными растениями, можно провести игры: «Цветочный магазин», «Мой любимый цветок». Необходимо научить детей отличать цветы по внешнему виду, закрепить их названия, познакомить с условиями, необходимыми растениям. Дети с удовольствием будут за ними ухаживать: поливать, рыхлить землю, мыть листья, радоваться их цветению. Зимой высаживать на окне лук, пшеницу, овёс, для того, чтобы была зелень. Учить детей сравнивать комнатные растения и растения за окном. Знакомить с тем, что растениям необходим не только свет, земля, вода, но и тепло. Необходимо отвести место, где поместить глину, песок, землю, чтобы ребята могли самостоятельно делать опыты. Научить их отмечать в календаре природы состояние погоды; познакомить с видами животных и растений, занесённых в «Красную книгу». Умелая организация работы с детьми по уходу за животными и растениями в уголке природы позволяет решить задачу воспитания у детей гуманного и бережного отношения к миру природы.
Наблюдения на участке, целевые прогулки дают богатую почву для мышления, побуждают в детях пытливость и любознательность. Ежедневно организовывать наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе, в жизни растений и животных.
Весной наблюдать за капелью с крыш, изменением сосулек утром и вечером, за исчезновением снежных построек, появлением проталин, ручейков; обращать внимание детей на набухание почек, появление на них листьев, бутонов, цветков. Весной летят птицы с юга, с раннего утра до ночи они кружатся, кричат, поправляют прошлогодние гнёзда или строят новые. Следует понаблюдать за их поведением, послушать их пение, рассмотреть с детьми, как птицы приносят в клюве различные веточки, мелкие прутья, сухую траву, посмотреть, на каких деревьях строят гнёзда. Можно использовать дидактические игры «Назови и опиши птиц», «Кто улетает, кто остаётся», загадывать загадки, читать стихи и рассказы.
Познакомить с насекомыми, их пользой, объяснить детям, что муравьи охраняют лес, очищая его. Когда цветёт липа, послушать жужжание пчёл возле её душистых цветков. Объяснить детям, зачем пчёлам нужен сок из цветков липы.
Любуясь красотой цветущих плодовых деревьев, нужно, наклонив ветку, рассмотреть с детьми цветки яблони, вишни, понюхать их, сравнить по цвету, величине, расположению цветков на ветках.
Надо обратить внимание детей на то, что в ясный день утром и днём цветки одних травянистых растений раскрываются, а в непогоду и к вечеру – закрываются. У других же растений цветки раскрываются к вечеру, а закрываются утром.
На ежедневных прогулках нужно обращать внимание детей на состояние погоды, приучать детей наблюдать за небом, отмечать его цвет, появление и исчезновение облаков, учить сравнивать их форму со знакомыми предметами.
В ясный летний вечер обратить внимание ребят на то, что на траве бывает роса, а зимой – иней. После грозы надо понаблюдать прояснение неба, игру солнечных лучей на деревьях и траве, обратить внимание на радугу, назвать её цвета.
Учить любоваться осенним пейзажем. Обратить внимание детей на каждый листик, его цвет, сделать букет из листьев, засушить их для поделок. Понаблюдать за отлётом птиц, объяснить, что птицы, питающиеся насекомыми, улетают в начале осени, а те, кто клюёт ягоды – позже, а ещё позже улетают водоплавающие. Учить подкармливать птиц в течение осени и зимы. В погожие осенние дни можно поймать паутинки, летящие по воздуху и понаблюдать за маленькими паучками. Рассказать о пользе паука, уничтожающего мух.
После живых восприятий природы, хорошо предложить детям зарисовать наблюдаемые явления, вылепить некоторые предметы (овощи, фрукты, животных). Провести беседы о том, как готовятся дикие животные к зиме. Можно использовать дидактические игры: «Узнай по вкусу», «Найди по описанию».
Зимой понаблюдать за снегопадом, метелью, узорами на окне. Можно выполнить коллективную работу на тему: «Птицы зимой» или сделать поделки из шишек, желудей, каштанов, аппликацию из засушенных листьев, мха, семян.
Учить детей устанавливать связи между изменениями погоды и жизнью растений и животных, фиксировать наблюдения в календаре природы.
Необходимо читать детям книги о природе М. Пришвина, Н. Павловой, В. Бианки, так же использовать пословицы и поговорки, приметы. Всё это воспитывает любовь к природе.
Значительное внимание необходимо уделять работе с родителями. Работу с родителями проводить в форме собраний, тестирований, анкетирований. Проводить консультации по темам: «Зелёная аптека», «Книга в экологическом воспитании детей», «Поклонись ягодке».
Во время походов в лес, парк, на речку надо наблюдать с детьми за состоянием мест отдыха. Объяснять им, что они должны заботиться обо всём живом в природе, а также уметь замечать действия людей и давать им соответствующую оценку.
Таким образом, воспитывая экологические начала, дети будут более внимательными, любознательными, эмоционально – отзывчивыми, усвоят приёмы выращивания растений, ухода за животными. Ребята накопят много ярких конкретных фактов из жизни природы, научатся замечать связи и отношения между ними. Всё это способствует развитию их мышления, воспитанию любви и бережного отношения к природе.
Консультация для воспитателей по теме «Азбука экологии на прогулках»
Нужно ли задавать детям вопросы о природе? Да, детям нужно задавать вопросы на различные темы по природе, чтобы выяснить уровень знаний, умений, навыков детей, насколько они близки к природе, а в чём-то отстают.
Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путём формального (учебного заведения и д/с) и неформального образования (разные источники информации, разовые мероприятия). Часто работники детских учреждений в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально-положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении. Детям старшего дошкольного возраста уже доступна для понимания сложные разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребёнка, способствующие интеллектуальному развитию, ко второй – знание, определяющие правила поведения человека в природе раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действительной любви к природе.
Человек умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие ребёнка.
Обогащение представлений о природе познание её запахов и связей невозможно без эмоционального положительного отношения к ней, поэтому всё общение с природой ребёнка должно быть направленно на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умение замечать и оценивать красоту природы. При этом существует и другая опасность: приучить формально обращаться с природой, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и т. п.) Основная задача педагогики-воспитания у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотёк, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе. Прежде всего — пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но и по своей инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях. Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомлённости (собирают в коробочку насекомых, составляют букеты из цветущей земляники, обрывают бутоны растений для угощения "куклам" и др.). Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно дикой: собирая чернику, затаптывают её кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т.д. Встречаются дети способные жестоко относится к животным: бить собак, мучить кошек, голубей, топтать дождевых червей.
Исследуя эту проблему, обнаружили интересный факт: оказывается, дошкольники дороже относятся к животным, чем к растениям. Видимо причина в том, что животное легче, чем растение, идентифицировать с собой, наделить его разумом, переживаниями (как это бывает в сказках), сходными со своими собственными.
Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспитанности детей, когда они нечуткие к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Дети подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Взрослые с умыслом или невольно ранят детские души жестким отношением к природе, наносят вред делу гуманности у детей, травмируют их не зрелую психику. Деятельное правление бережного отношения детей к природе наблюдается в играх, при выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Детей надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.
Систематический труд в природе формирует у них привычку заботиться о живом. Мотивы трудовой деятельности могут быть различны. Стимулом к труду может стать интерес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками. В качестве действенного мотива выступает познавательный интерес.
Воспитатели должны помнить правило: чем однообразнее, привычное, непривлекательнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивировка. Усиление эстетической строки при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства - важный фактор экологического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у дошкольников экологических начал»
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей по теме: "Азбука экологии на прогулках"
Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников....
Консультация для воспитателей по теме "Азбука экологии на прогулках"
Консультация для воспитателей по теме"Азбука экологии на прогулках" 1 Нужно ли задавать детям вопросы о природе? 2 Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном ира...
Консультация для воспитателей по теме "Азбука экологии на прогулках"
Нужно ли задавать детям вопросы о природе?...
Консультация для воспитателей на тему «Азбука формирования основ безопасного поведения дошкольников»
Консультация для воспитателей на тему: «Азбука формирования основ безопасного поведения дошкольников»...
Консультация для воспитателей по теме "Азбука экологии на прогулках"
Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде....