Опыт работы по экологическому воспитанию младших дошкольников воспитателя Гряколовой И.А.
консультация (младшая группа)
Проблемы экологического воспитания подрастающего поколения вышли сегодня на первый план, и им уделяют всё больше внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx | 7.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по экологическому воспитанию младших дошкольников воспитателя Гряколовой И.А.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.
В. А. Сухомлинский
Проблемы экологического воспитания подрастающего поколения вышли сегодня на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Деятельность человека в природе нередко бывает безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, ведет к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс вред природе, когда-то был ребёнком. Поэтому так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.
Я считаю, что начинать нужно с самых маленьких. Ребенок приходит в мир добрым, ласковым, любящим и веселым. Он познает все с великим удовольствием. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Приступая работать по этой теме, я поставила перед собой цель - воспитать защитников природы, дать им первоначальные экологические знания, научить милосердию, привить им любовь к живому. Кроме того, я стремлюсь сформировать у детей умения и навыки ухода за растениями и животными.
Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Научить ребенка воспринимать окружающий мир через понимание закономерностей природных процессов.
-Установить взаимосвязь с окружающим миром, взаимосвязь природы и человека.
-Помочь ребенку выработать личностное отношение к окружающему миру.
-Развивать эстетические чувства, умение видеть и чувствовать красоту природы родного края.
-Воспитывать у детей желание участвовать в посильном труде по уходу за растениями и животными.
Самое простое, с чего я начала - это чтение добрых книг о зверятах, разглядывание и изучение животных и птиц в детской энциклопедии для самых маленьких, развивающие экологические игры. Игры на экологическую тему являются эффективным и интересным средством экологического воспитания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды, очень интересны игры с атрибутами, помогающими определить направление ветра. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в процесс НОД, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников.
Мною были организованны походы и прогулки по экологической тропе детского сада, любование растениями, трудовые десанты на огород. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая ее, мы старались использовать как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, вырывают сорняки. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.
В нашей группе существует уголок природы, который обеспечивает непосредственное общение ребёнка с объектами природы. Здесь мы наблюдаем и ухаживаем за растениями, животными. В нашем уголке природы мы организовали “ огород на подоконнике”, где мы вместе с детьми высаживаем семена различных растений. Наблюдаем за появлением листочков на веточках, выращиваем лук и фасоль.
Так же в своей работе использую игры природоведческого характера, связанные с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Эти игры вызывают у детей особую радость и интерес. Для того чтобы в игровой, занимательной форме познакомить малышей с окружающей природой, закрепить знания о ней, воспитать бережное отношение к объектам природы, я создала картотеку физкультминуток и пальчиковой гимнастики, подвижных игр, которую широко применяю в работе. Дети с удовольствием выполняют упражнения и быстро запоминают необходимую информацию.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Наши дети охотно принимают в них участие. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и родителей. Поэтому экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками детского сада. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей. Так как работа с родителями является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Организовываю консультации и беседы экологического содержания, например «Прогулки с ребёнком», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», «Экологические игры», «Зелёная аптечка» и так далее, которые направлены на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Подбираю соответствующий материал для родительского уголка, стендов и экологических плакатов. Мои родители проявляют большой интерес к информации в родительских уголках. В помощь родителям оформляю «Экологический стенд», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, экологические игры для разучивания и игровых занятий с детьми дома.
Родители активно участвуют в экологических мероприятиях (озеленение участка, акция «Берегиня», акция «Птичья столовая», «Наш любимый чистый детский сад» и так далее). Организовываю выставки поделок, методической и художественной литературы.
Моя работа по экологическому воспитанию детей даёт положительные результаты: дети проявляют интерес к ярким явлениям природы; развивается творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети начинают устанавливать причинно-следственные связи; начинают бережней относиться к природе, овладевают основными нормами поведения в природе; ухаживают за растениями, с любовью относятся к птицам и животным.
У Бориса Заходера есть замечательные стихи:
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по экологическому воспитанию младших дошкольников
Перспективный план работы по экологии для детей младшего дошкольного возраста на учебный год....
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя Николаевой.Л.А
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников...
Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников
опыт работы по экологии раскрывает одну из возможностей сотрудничества детского сада с природоохранными учреждениями....
"Опыт работы по экологическому воспитанию младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
На современном этапе развития дошкольного образования экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений, так как через любовь к родной природе мы формируем такие качества харак...
Опыт работы по экологическому воспитанию младших дошкольников
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен ...
Консультация для педагогов "Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников"
Слайды презентации для педагогов переведены в формат PDF...
Опыт работы по экологическому воспитанию младших дошкольников
Проблемы экологического воспитания подрастающего поколения вышли сегодня на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Деятельность человека в природе нередко бывает безграмотной, неправильной...