О важной роли трудовой деятельности в процессе воспитания детей
статья по теме

Мозговая Ольга Владимировна

 

В статье дается определение трудовой  деятельности и ее значимости в процессе формирования личности.  Также определяются задачи трудового воспитания дошкольников, содержание и методы формирования трудовой деятельности, описываются формы организации труда дошкольников и средства трудового воспитания, а также общие методические приёмы в организации детских видов труда.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                   

О ВАЖНОЙ РОЛИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

                                                             

               

                                                                   Подготовила:                                                                                                                                                                                                                          

                                                        Мозговая Ольга Владимировна

                                               

Курсы повышения квалификации воспитателей и младших воспитателей

           

                                                          -  2012 год -

                                 

ПЛАН:

  • Теоретическая часть:
  1. Введение.       3 стр.
  2. Значение трудовой  деятельности в

процессе формирования личности.      4  стр.

  1. Трудовая деятельность дошкольника.   5 стр.
  2. Отличительные особенности трудовой деятельности. 6 стр.
  3. Задачи трудового воспитания дошкольников. 7 – 9 стр.
  4. Содержание и методы формирования

трудовой деятельности. 10 – 15 стр.

  1. Формы организации труда дошкольников. 16 -20 стр.
  2. Средства трудового воспитания.  21 – 24 стр.
  3. Общие методические приёмы в организации детских

            видов труда.  25 -26 стр.

  1. Работа с родителями.  27 – 28 стр.
  2. Заключение.  29 - 30 стр.
  3. Библиографический список.  31 стр.
  • Практическая часть.  32 – 46 стр.

                            ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Введение 
 «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство».

                                                                             В.А. Сухомлинский.

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки. На своем собственном опыте ребенок может изучить свойства некоторых материалов и предметов. Полученные во время трудовой деятельности знания лучше запоминаются, у ребенка увеличивается кругозор, возникает стремлением к познанию мира, результаты позволяют ребенку гордиться собой. При этом ребенок с удовлетворением демонстрирует родителям свои творения и проявляет бережность по отношению к ним.

Труд пробуждает в детях хорошие качества. Работа, сделанная своими силами и достойная похвалы, приносит ребенку удовлетворение и удовольствие. С точки зрения морали, ребенок должен понимать, что деятельность, направленная во благо других людей очень ценна, особенно если она осуществляется от чистого сердца, по собственной воле и из чувства доброты к ближнему. Когда ребенок помогает взрослым, он не только приобщается к труду, но и осознает важность и полезность труда. Малыш осознает, что каждый человек выполняет свою работу и старается делать ее качественно. Когда родные проявляют трудолюбие, ребенок проникается уважением к родителям и их труду и старается беречь результаты их деятельности.

Трудовая деятельность имеет большое значение в процессе формирования личности:

  • Труд для ребёнка является средством умственного развития, т. к. ребенок практическим путём узнает свойства и качества предметного мира, преобразуя его в своих интересах  потребностях.
  • Труд является источником развития всех психических процессов.
  • Труд это  способ формирования и проявления всех нравственных качеств и свойств личности ребёнка. (доведение деятельности до конца, взаимопомощь)
  • Труд является условием решения задач эстетического и экологического воспитания.
  • Труд является средством социализации ребёнка. (Чтобы ребенок мог адекватно, позитивно адаптироваться в обществе)

     

Труд     – универсальная сознательная деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей.

 Трудовая  деятельность  – осознанная энергозатратная общепризнанная, целесообразная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществление работы.

Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

Трудовое

воспитание  – целенаправленно организованный и планомерный  педагогический процесс, направленный на формирование положительного отношения к труду, понимание его социальной и общественной значимости, а так же воспитание качеств личности, необходимых для трудовой деятельности.

Трудовое

обучение   – это формирование у детей трудовых и организаторских умений и навыков.

Отличительные особенности труда дошкольников:

  1. Носит общественный характер (труд взрослого – на общество, для ребенка это не имеет особой значимости).
  2. Труд ребенка тесно связан с игрой
  • В игре имитируется труд взрослого.
  • Элементы трудовых действий отражаются в игре.
  • Трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры.
  • Игровые действия включаются в процессе труда.

          3.Трудовые навыки не имеют профессионального характера.

          4.Отсутствие материального вознаграждения.

          5. Обязательная помощь взрослого.

          6. Ситуативный характер трудовой деятельности.



ЗАДАЧИ:

Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.
Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они могут иметь место и у детей 4-5 лет.
Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.
Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать. Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример.

Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: 

 «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?». Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы.  «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали», - говорит воспитатель. 
Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности.

 Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. 


Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп.

  • Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда.

При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду.

  • Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.
  •  Третья группа задач направлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
  •  Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы - умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты.
  • К пятой группе относят задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно.
    Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих задач в педагогическом процессе осуществляются одновременно.

Содержание и методы формирования элементарной трудовой деятельности 

По содержанию трудовая деятельность дошкольника делится на 4 вида:

  1. Самообслуживание
  2. Хозяйственно – бытовой труд.
  3. Труд в природе.
  4. Ручной труд (художественный)
  • Самообслуживающим трудом, основной особенностью которого является направленность на себя, а результатом — умение обслужить себя.

 Начиная с преддошкольного возраста детей учат соблюдать правила гигиены, самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетными принадлежностями (см. Приложение 1)

Культурно-гигиенические навыки формируются в течение всего дошкольного периода. Их сформированность является в дальнейшем одним из условий готовности ребенка к школе. Эти навыки развиваются в семье и в детском саду. Большое значение имеет предъявление одинаковых требований со стороны всех взрослых к умению ребенка следить за собой, обслуживать себя.

В процессе формирования навыков самообслуживания на каждом этапе обучения дети овладевают приемами самообслуживания в одевании и раздевании, умении следить за чистотой тела и опрятностью одежды, приеме пищи и поведении во время еды. Помимо трудовых умений у детей развиваются такие качества, как аккуратность, самостоятельность, желание и умение помогать друг другу.

 Складываются и некоторые коммуникативные умения: обратиться за помощью к взрослым или другому ребенку, поблагодарить, рассказать или отчитаться о сделанном.

Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. 

       Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации.

 Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей.                                                   

  • Хозяйственно - бытовой труд создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного ее планирования.

Дети младшего возраста участвуют в организации бытовых процессов (умение поддерживать порядок в группе, дома, провести уборку в группе, собирать игрушки, подметать пол. При подготовке к еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки, бокалы с салфетками; помогают няне повесить чистые полотенца. Они принимают участие в расчистке дорожек от снега 

(Приложение 2), собирают мусор на веранде). Используем  дидактические игры "Накроем стол для кукол", "День рождения мишки" Видя, что дети разбросали игрушки, педагог может обратиться к ним со словами:

                      Ну, теперь за дело дружно -

                      Убирать игрушки нужно!

Дети пятого года жизни моют игрушки, наблюдают за растениями

"Смотрите, появился новый свежий листок у фикуса, зацвела герань зональная, а вот у колеуса почему-то поникли листочки. Как помочь растению? Давайте подумаем вместе. Наверное, ему стало жарко, мало воды. Поставим его в ванночку с водой" (следует обязательно обратить внимание детей на то, что после этого цветок стал хорошо расти), стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям (вторая половина года), протирают пыль со стульев. Помогают воспитателю вынести игрушки на участок и принести их обратно, принимают участие в уборке участка, веранды.

Старшие дошкольники помогают няне принести чистое белье и разложить комплекты на кровати, получают у завхоза мыло и раскладывают его в мыльницы. На участке они поддерживают порядок: подметают дорожки, веранду, в теплое время года протирают пыль с игровых построек, столов и скамеек, поливают и перекапывают песок в песочном дворике, зимой расчищают от снега. Дети включаются в дежурство по уголку природы (Приложение 3), убирают групповую комнату (раз в неделю).

У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы: они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель, пол перед музыкальным и физкультурным занятиями, пришивают петли к полотенцам, стелют на кровати чистые простыни, надевают на подушки наволочки.

 Особенностью этого вида труда является его общественная направленность, так как он направлен на удовлетворение потребностей коллектива. Обучение хозяйственно-бытовому труду начинается со средней группы и осуществляется как посильная помощь воспитателям, младшему воспитателю.

 Приучают детей к хозяйственно-бытовому труду также дежурства в столовой  и по подготовке к занятиям.

         Труд в природе связан с наличием у детей представлений о растениях и животных, с пониманием необходимости ухода за ними. В условиях детского сада  сейчас содержание животных не допустимо, но на улице дети учатся кормить животных, птиц « Как помочь птицам зимой». (Приготовить корм – сделать кормушки и развесить их – насыпать корм в кормушки ежедневно) (см. Приложение 9), ухаживать за растениями (см.  Приложение 4, 5), расчищать снег:

    На прогулке педагог обращает внимание воспитанников на то, как много выпало снега, как замело все дорожки, и предлагает очистить от снега веранду, скамейки, чтобы помочь дворнику ("Вот удивится дядя Вася, когда увидит, как мы ему помогли!"). Дети с удовольствием очищают вместе с воспитателем снег, подметают веранду, испытывая радость и гордость, когда он хвалит их за работу, собирать листья.

В процессе труда в природе дошкольники приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопатой, лейкой  (Приложение 6), граблями, метлой (см. Приложение 7). Труд в природе имеет важное значение для экологического воспитания детей.

Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Воспитатели используют совместные формы труда (вдвоем, втроем) для выполнения общей работы, помогают определить ее цель, спланировать ход предстоящей работы, распределить обязанности. Надо подчеркнуть, что вместе можно сделать порученное дело быстрее и лучше.

  • Ручной труд вводится на третьем году обучения. Этот вид труда требует владения ножницами, клеем, бумагой, иглой и другими инструментами. Дети на занятиях по ручному труду учатся приемам работы с бумагой, картоном, природными материалами.

Фантазии воспитателей и детей нет придела здесь и оригами, и

фитодизайн и шитье, и мягкие игрушки, куклы, марионетки, поделка игрушек из бумаги, дерева, природного и другого материала

(спичечных коробков, проволоки, ниток); ремонт игрушек, книг( с помощью взрослых); шитье одежды для кукол, вышивание, вязания крючком и на спицах.

Они изготавливают игрушки, флажки для украшения помещения. Изготовление различных вещей приучает детей анализировать свойства материалов, способы использования различных инструментов, выделять и сравнивать части предметов, обсуждать последовательность их изготовления, что создает условия для развития восприятия, мышления, образной памяти.

Формы организации труда

3 формы:

  1. Поручение
  2. Дежурства
  3. Коллективно – трудовая деятельность.


Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью.

  • Поручения многообразны по трудности (простые, сложные);
  • По характеру выполнения (индивидуальные или совместные );
  • По времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).


Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет.


Учитывая некоторые особенности поручений их можно сгруппировать:
1 группа - 
поручения, связанные с выполнением одного способа действия: подать, принести, отнести. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью.

2 группа - поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций.  (Полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли, покормить птиц, полить комнатные растения)

 3 группа - поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу:   посеять, посадить, постирать кукольное белье, расческу  принести, из дома открытку.

 Даются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада,)

ДЕЖУРСТВА - форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, требующая большей самостоятельности; дежурные ставятся в условия обязательности выполнения дела, не могут отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или переключиться на игру; дают возможность формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно:

Дежурства по столовой (2-ая мл. группа),

Дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа).

Дежурства по уголку природы (старшая группа).

Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется.

 Организация дежурства в уголке природы предусматривает совместную деятельность одних и тех же детей с воспитателем в течение нескольких дней (от 2 до 5). Оптимальным вариантом является дежурство трех детей три дня подряд. За это время 5-6-летние дошкольники способны понять смысл и значение обязательного ухода за живыми объектами природы, приобрести начальные практические навыки.

 
Процесс организации дежурств с детьми старшей группы в течение учебного года можно условно поделить на три периода:

  • начальный - осенние месяцы,
  • средний - растягивается примерно на четыре месяца (декабрь-март)
  •  завершающий (апрель и май).

В эти периоды по-разному осуществляется совместная деятельность воспитателя с дежурными.

Начальный период - дети впервые принимают участие в дежурстве, и воспитатель обучает их всему процессу. В совместной деятельности приоритет у воспитателя - он полностью включен в трудовые операции, все делает вместе с детьми, показывает и корректирует. На этом этапе уборка происходит медленно, поэтому воспитатель облегчает процесс - приносит ведро для мусора и ведро с водой, в котором можно все быстро помыть.

 Следующий этап

- это когда дети дежурят по второму и третьему разу. Они начинают все делать самостоятельно, воспитатель стоит рядом и помогает им - словом и делом, показом и одобрением. На этом этапе важна положительная оценка всех достижений и усилий детей, похвала за складывающиеся практические умения, поддержка тех, у кого еще не все получается.

   На последнем этапе:

Воспитатель осуществляет визуальный контроль, напоминает, подсказывает  и помогает практически дежурным выполнять их обязанности. Воспитатель хвалит детей за правильность выполнения рядовых операций, хорошее их качество (например, делали все осторожно, аккуратно), за самостоятельность, уверенность и инициативу.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику).

Условия:

I. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо общее задание.

3. Содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо.

4. Трудом должны быть охвачены все дети.

Способы объединения детей в труде:

Труд рядом - используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу,

умение доводить его до конца;

Общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников;

Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

Совместный труд, его особенностями являются:

  • Наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;
  • Неодновременное включение детей в процесс деятельности;
  • Каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Средства трудового воспитания.

  1. Трудовое обучение
  2. Труд детей.
  3. Ознакомление детей с трудом взрослых.

Знакомство дошкольников с трудом взрослых, открывает возможности для расширения содержания детских игр, в которых отражаются представления о разнообразном труде взрослых. Повышается нравственно-интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желание принять участие в труде вместе со взрослыми; они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т.д.). 

Исследования, проведенные по трудовому воспитанию, показывают, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности - к учению - является воспитание у дошкольников способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа. 

Во-первых, воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.

Во-вторых, очень важно развитие трудовых умений детей, овладение элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе, у старших детей складываются некоторые умения по ручному труду.

Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов с умением ими пользоваться, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труда.

  Совместная деятельность воспитателя и детей
Дошкольники могут стать участниками такой деятельности тремя способами:

  • Через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
  • Через наблюдение деятельности взрослых;
  • Посредством своего практического участия.

В совместной деятельности, во всех ее формах наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях - это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение малышей как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности. 


Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста 
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с  растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие
.

С возрастом детей меняются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной.

В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле:

"Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших растениях!"

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможной дежурство детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных происходит косвенно - как помощь взрослого ребенку.

 Формула этого возраста другая: "Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, я помогу сделать то, что пока у вас не получается". Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициативу. 

В-третьих, большое значение имеют ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к их труду.      (см. Приложение 8) Все эти задачи способствуют становлению компонентов трудовой деятельности: формированию мотивов и целей труда, определению объектов и характера труда, правильному отбору инструментов и материалов, становлению трудовой деятельности, умению оценить ее результаты.

Общественно-социальное значение труда детей связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.

Труд в дошкольном возрасте имеет большое значение для умственного развития детей: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.

Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Важное значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

 

   Общие методические приёмы в организации детских видов труда: 

  • Показ способов и последовательности выполнения доступных действий, действия совместные и по образцу и объяснение( каждое действие в  процессе совместного труда детей и взрослых (положительный пример взрослого).
  • Многократное повторение детьми одних и тех же действий в определенной последовательности.
  • Непосредственная помощь взрослого детям  при выполнении действий.
  • Объективная оценка результатов трудовой деятельности.
  • Привлечение детей для помощи другому ребенку.

При формировании трудовых навыков необходимо специально обучать детей выполнению конкретных действий. Обучение организуется идентично в каждой возрастной группе. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности.

Ознакомление детей со способом выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения, их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия. Без этого никакое овладение навыком немыслимо. Можно сколько угодно показывать, объяснять, как надо убирать игрушки, как подклеивать книгу, коробку из-под настольной игры, но все это останется безрезультатным, если ребенок сам не будет повторять того, что ему показывают. Подробный показ и объяснение, как выполнять то или иное конкретное действие, в сочетании с непосредственным участием в работе позволяют научить детей точно следовать необходимому способу действий и исполнительности.

Руководя трудовой деятельностью детей, воспитатель одновременно формирует у них прилежание и ответственность, стремление к качественному выполнению задания, желание оказывать помощь товарищам, внимание к ним. Таким образом, в его деятельности можно выделить две основные стороны: руководство процессом продуктивной деятельности детей, решение задач обучения и формирование представления о значимости труда, о нормах отношения к деятельности, имеющей социальную значимость.

Например, тщательно протирая полки, расстилая скатерти на столы, расчищая дорожки так, чтобы на них не осталось ни камешка, ни прутика, дети не только приобретают навыки трудовой деятельности, но и осознают, что именно так поступают все трудолюбивые люди.

Следя за качеством работы, последовательностью ее выполнения, воспитатель подчеркивает, что любое задание надо обязательно доводить до конца. Он разъясняет, что каждая вещь - это результат труда, и потому ее надо беречь, а беречь - это значит заботиться о чистоте вещей, мыть, протирать, ставить на место.

         Справедливо оценивать собственные поступки и поступки сверстников:

 "Нам с Таней и Олей нравится, как Андрюша с Игорем постирали кукольное белье - ведь правда, девочки.

         Необходимо постоянно обращать внимание детей на их товарищей "Оля справедливая и добрая девочка, она заметила, что Тане одной трудно убирать игрушки, и стала помогать ей. Вот так поступают настоящие товарищи.

Работа с родителями

  Воспитание детей в современном мире является предметом особой заботы. Его успех определяется единством, согласованностью и активной позицией всех субъектов образовательного процесса - педагогов, детей и родителей.

  Очень важным для формирования системных знаний о труде взрослых являются личный пример и убеждения взрослых членов семьи. На этой основе формируются зачатки формирования системных знаний, и создается ценное общение родителей и детей.   Поэтому мне, как педагогу, необходимо обеспечить работу с родителями в целях повышения интереса родителей к формировании системных знаний о труде взрослых у их детей и установления единства между образовательным учреждением и семьей в воздействии на ребенка.

 Актуальным является разъяснение родителям тех требований, которые предъявляет современное образование к всестороннему развитию детей в целом и к каждому разделу образовательного процесса (в том числе и трудового воспитания) в дошкольный период жизни. Мой многолетний опыт показывает, что от того, как воспитатель и семья совместными усилиями будут развивать и воспитывать детей, зависит их успешное обучение в школе. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это, прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде.

Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости.
В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.

     Например, ребенок узнаёт, что булочки, которые они с мамой покупали в булочной, являются результатом труда многих людей: колхозники пашут поля, засевают их пшеницей, собирают урожай, на мукомольных комбинатах рабочие превращают зерно в муку, в пекарнях пекари замешивают тесто и выпекают хлеб. Грузчики загружают хлеб в машины, а шоферы, отвозят его в булочные, где хлеб потом продают продавцы.

     Своей основной задачей в работе с родителями я вижу необходимость показать значимость и целесообразность формирования системных знаний о труде взрослых у детей, вызвать заинтересованность родителей в развитии своих детей и достижении ими положительных результатов в деятельности.

       В старшей группе следует применять и методы опосредованного ознакомления с трудом взрослых, а именно: путем чтения художественной литературы, просмотра телевизионных передач, рассказов воспитателя детям (с использованием картин) о героических трудовых подвигах людей на БАМе, строительстве гидроэлектростанций.

Для закрепления

        Знаний детей о труде взрослых можно использовать дидактические игры типа "Угадай профессию", "Кто огромный труд вложил, чтобы ты костюм носил?", "Кем я буду".

С родителями проводились беседы о необходимости ознакомления детей с различными профессиями.

Хочется отметить рост заинтересованности и неоценимую помощь родителей в формировании системных знаний детей о труде взрослых.

Заключение. 
   В дошкольном возрасте важное значение имеет формирование элементарной трудовой деятельности, так как в ней развиваются потребность трудиться, трудолюбие, ответственность и другие важные качества личности.

Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством для формирования культуры межличностных отношений.

Нам взрослым, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы наши дети стали настоящими людьми, любили труд, были счастливы.

Известный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда:

«Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком».

Отношение к труду во многом зависит от того, какое значение придаем этому мы, педагоги.

Воспитатель осуществляет широкую программу трудового воспитания. Он формирует знания о трудовых процессах (цели, материалах и инструментах, трудовых действиях и результате) и их направленности (получение общественно полезного продукта). Формирует необходимые для участия в труде умения. Эти знания и умения обеспечивают успешность самостоятельного труда детей.

    Овладение навыками оказывает непосредственное влияние и на формирование личностных качеств, например самостоятельности. Ребенок становится способным не только сам умыться, раздеться, протереть пыль, убрать игрушки на место, но и помочь другим детям. Это позволяет ему  не только утвердиться в коллективе в качестве умелого и отзывчивого товарища, приобрести уверенность в себе, в своих возможностях.

     Большую роль играют трудовые навыки при формировании у детей правильного отношения к собственному труду: готовности участвовать в любой работе независимо от ее привлекательности, доводить дело до конца, прилагать трудовые усилия. Все это создает благоприятную основу воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность.

    Овладение трудовыми навыками дает возможность  участвовать в общем труде. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать товарищам, трудиться с максимальной отдачей сил.

  Библиографический список: 


1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста  в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983 

2. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. - Минск, 1988 

3. Каплан Л. И. Посеешь привычку - пожнешь характер.- М.,
1980 

4. Нечаева В.Г.  Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990 
5. Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. - М., 2003 

6. Труд и наблюдения в природе.- М.,1987 

7. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. - М., 1990. - №6. – С. 10-21 


Практическая часть:

Приложение 1.

  • Перед мытьем рук воспитатель говорит: "Сегодня Буратино будет проверять, как вы моете руки - посмотрит, у кого грязное полотенце, кто плохо намыливал руки и смывал их, у кого влажные рукава, кто плохо их завернул".
  • В формировании навыков самообслуживания, в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», В. Осеевой «Лекарство», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», С. Капустикян «Кто скорее допьет».  

  • Например, утром, игровая ситуация – приходит кукла, у которой измазаны ладошки. Чтение воспитателем отрывка из произведения А. Барто «Девочка чумазая»: 

                       Ах ты , девочка чумазая,

                        Где ты ручки так измазала?                    

                        Черные ладошки, на локтях дорожки!

  • Чтобы потекла водичка из крана предложить детям прочитать «Приказ» Эммы Мошковской:

                                Кран! Откройся! Нос! Умойся!

                                 Нос! Купайся! Грязь смывайся!

Поощрять детей за правильную технику мытья рук.

  • Во время одевания на прогулку  прочитать  детям стихотворение:

 Не ботинки я шнурую, а шнурки я дрессирую.

                                     Чтоб из рук не вырывались,

                                     Надо мной не издевались,

                                     А завязывались ловко,

                                      Как велит им дрессировка.

                                     И держали бы башмак

                                     Крепко-накрепко…

                                                                    Вот так!

Приложение 2.

На прогулке педагог обращает внимание воспитанников на то, как много выпало снега, как замело все дорожки, и предлагает очистить от снега веранду, скамейки, чтобы помочь дворнику ("Вот удивится дядя Вася, когда увидит, как мы ему помогли!"). Дети с удовольствием очищают вместе с воспитателем снег, подметают веранду, испытывая радость и гордость, когда он хвалит их за работу.

Приложение 3.

  "Смотрите, появился новый свежий листок у фикуса, зацвела герань зональная, а рот у колеуса почему-то поникли листочки. Как помочь растению? Давайте подумаем вместе. Наверное, ему стало жарко, мало воды. Поставим его в ванночку с водой" (следует обязательно обратить внимание детей на то, что после этого цветок стал хорошо расти).

Приложение 4. 

Например, пригласив двух-трех ребят участвовать в поливе комнатных растений,

 Я говорю: "Пойдемте со мной к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подходят к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке - вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них глядеть! (Трогает землю в горшке.)Сухая земля, а ведь им нужна вода - они живые, без воды засохнут! Польем их". Даю каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает все сами, приговаривая: "Цветочек, мы нальем в твой горшок воды, пей, сколько хочешь и расти дальше - мы будем тобой любоваться!"

  Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место.

Приложение 5.

 Протирая лист влажной тряпочкой, воспитатель говорит: "Осторожно протираем листик, чтобы он не сломался. Вот какой красивый, блестящий он стал! А теперь ты, Наташа, возьми вот так лист на ладошку, а в правую руку возьми тряпочку. Протирай осторожно".

Приложение 6.

   Педагог учит воспитанников правильно держать лейку при поливе, поливать, двигаясь вдоль грядок, водой, подогретой на солнце.

Приложение 7.

      Метлу взяла, весь двор подмела.

            Всюду нос метла совала,

            Но и я не отставала.

            Приходите, поглядите,

            хоть сориночку найдите!

                                                                      (Е. Благинина)

Приложение 8.

  • Дети очень любят тайны, секреты. Все дети верят в чудеса и хотят быть волшебниками. Как обыграть такой вид труда, как уборка участка. Можно превратить его в секрет для дворника (обыграть).

«У дворника много работы, - говорит воспитатель, - он устает. Но мы можем ему помочь. Представьте, придет он к нам, а на нашей веранде, и  делать нечего – чисто. Пусть подумает, что это добрый  Карлсон прилетел и помог ему».

«Ребята, в нашем саду появился волшебник» - говорит дворник детям на второй день после «секретного» трудового десанта (по тайному договору с воспитателем),- я вчера очень устал, но пришел к вам подметать веранду, смотрю и глазам не верю – на веранде ни соринки. А вы, дети,  не могли бы превратиться в волшебников? У меня есть специальные значки для помощников (раздает участникам)».

  • А вот каким может быть тайное задание – наносить песку в песочницу.

 «Кто хочет вступить на боевое задание – стройтесь!»(вручает пилотки, ведра, лопатки, совки).  «Отряд, смирно! Слушайте: сейчас мы должны стать десантниками, но на место боевых действий надо пробраться незаметно, чтобы никто нас не видел». Когда все дети явились на участок к малышам снова команда (шепотом): «Товарищи десанты, здесь произошел несчастный случай, малыши по незнанию рассыпали песок по участку и песочница опустела. Ее нужно срочно наполнить. Кто хочет принять участие в этом важном задании -  шаг вперед. Вашим орудием будет лопата. Обращайтесь с ней осторожно, не заденьте других. Кого выбираете командиром?  Это важное боевое задание покажет кто из солдат сильный и ловкий».

Линейка: «Отряд, равняйсь, смирно! Объявляю всем благодарность за помощь малышам. Уходим с участка не заметно как разведчики».

Наблюдение за трудом дворника

Цель  продолжать наблюдения за работой дворника; способствовать обогащению словаря; воспитывать любовь и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

Беседа                              Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

                                          И ребятам помогаю

       Делать горку, строить дом.

Что делает дворник зимой на территории детского сада?

Какие орудия труда он использует для работы?

Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

Нужна ли работа дворника людям и природе? Что делает дворник на участке детского сада зимой?

Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?

Как может дворник помочь деревьям зимой?

Приложение 9.

Осенью можно провести наблюдения за тем, как люди ухаживают за деревьями и кустарниками: очищают стволы от отмершей коры, заделывают дупла, белят деревья известью, окучивают землей молодые плодовые деревья, обвязывают их хвоей для того, чтобы защитить от грызунов.

      В ходе наблюдений дошкольников следует привлекать к оказанию посильной помощи взрослым. Зимой наблюдаем за птицами.

 

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ ЗИМОЙ 1.

Остановка "Кормушка".

Цель: Расширять представление детей о жизни птиц зимой.

Художественное слово: Сколько птиц в кормушке нашей,

Прилетело - мы покажем:

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило гнездышек!

- Назовите зимующих птиц.

- Им зимой легко?

- Почему?

- Как ведут себя птицы? Что они делают?

Дети наблюдают за поведением птиц.

Труд: Чистят кормушки, насыпают корм.

Наблюдение 2.

Цель: Закрепление знаний детей о зимующих  птицах (назвать повадки, особенности строения), воспитывать сострадание к птицам.

Словарная работа: активизация: красивая, белая, узор; обогащение: зверушки.

Художественное слово:  "Письмо на снегу"

    Вышел снег красивой строчкой,

    Словно белая сорочка.

    Папу я зову во двор:

   -Погляди, какой узор!

   Смотрит пап сверху вниз:

  - Тут письмо тебе, Денис!

    Пишут птицы и зверушки:

  "Сделай нам, Денис, кормушки!"   

                                    М.Галиновская

Наблюдение 3.

Цель: Закреплять знания детей о зимующих птицах, воспитывать сострадание. Развивать логическое мышление.

Словарная работа: активизация: зимующие, перелетные; обогащение: подкормка

Художественное слово: Прилетела к нам синица,

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И что ей полегче было

(Ведь исчезли червячки)

Для нее кусочек сала

Мы повесим на сучки.

Снегири, синицы

На ветвях как зимние цветы!

Мы для них в кормушках

Принесли немного доброты.

Наблюдение 4.

Цель:  Продолжать наблюдать за поведением птиц. Учить детей быть наблюдательными, отличать изменения в поведении птиц, устанавливать простейшие связи.Развивать любознательность, побуждать детей задавать вопросы.

Словарная работа: синица, ворона, воробей, голубь, воркуют, каркают, поднимаются, клюют, подкорм, кормушка, корм, крупа.

Художественное слово:  

«Кормушка»

Сколько птиц в кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем:

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках -

Всем хватило зернышек.

Труд: кормление птиц, чистка кормушек.        

Конструктивная деятельность: лепка птиц из снега.

 Прогулка : Наблюдение 5.

Цель: Развивать наблюдательность, умение выявлять особенности поведения птиц в зимний период. Закреплять название диких птиц. Поддерживать познавательный интерес. Развивать любовь к птицам, желание им помочь.

Словарная работа: активизация:птица, клюв, занесло, искрится; обогащение: птаха, армячишко.

Художественное  слово:       Синица

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится.

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Дети у кормушки наблюдают за птицами, называют характерные особенности строения и оперения.

Загадки:

                  Маленький мальчишка

               В сером армячишке

               По дворам шныряет,

               Крохи собирает.

               Что за стол среди берез?

               Под открытым небом?

               Угощает он в мороз

               Птиц зерном и хлебом.

Труд: Подкормка птиц.

Словарная работа: Цель: Подбор слов.

Птицы

Действия

Признаки

Воробьи

Ждут, сидят, прыгают, хватают, клюют, собирают, улетают, прилетают, чирикают, радуются.

Веселые, звонкоголосые, маленькие, проворные, осторожные, шустрые, боязливые, голодные.

Индивидуальная работа: «Назови ласково». Цель: Образовывать уменьшительно-ласкательные суффиксы.

воробей-, синица-, птица-, ворона-…

кормушка-

Подвижная игра: «Кот и воробей» (бег, прыжки).

Исследовательская  деятельность: Опытным путем выяснить, что больше любят клевать воробьи, синица.

Выучить и объяснить народную примету:

Синицы поднимают с утра писк - к морозу.

Наблюдение за воробьем 6.

Цель – продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Беседа                          Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

                                       Ростом мал, да боевой,

                                       Нелегко ему зимой.

                                       Прыгает он у крыльца —

                                      Покормите молодца.                            

Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую.  Как  называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.) Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.) Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.) Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.) Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.) Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза.) Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.) Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.) Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.

Труд. Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.

Наблюдение 7.

Наблюдение за воробьем

Цель – продолжать закрепление знаний о воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время.

Беседа                           У меня есть дружок – воробей.

         Совершенно бесстрашная птица!

 Не боится больших голубей

И вообще никого не боится.

Не боится голодных котов,

    Не боится высоты и вьюги….

Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле

ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи. Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.) Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько

собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте

проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек. Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.) Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)

Труд. Покормить птиц зернами.

 Наблюдение 8.

Наблюдение за снегирем

Цель  расширять представления о пролетных птицах; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Беседа                                    Стынут лапы на морозе

                    У сосны и ели. Что за чудо —

                 На березе яблоки поспели!

          Подойду поближе к ней,

         и глазам не верится —

       Стайка алых снегирей  

облепила деревце!

Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.) Какого цвета грудка у снегиря? (Ярко-красного.) А у самочки? (Темно-серого.) Где живут снегири летом, весной, осенью? (В тени густых лесов.) Когда прилетают к нам снегири?

 (С наступлением первых заморозков.) Когда появляются птенцы у снегирей? (В мае.) На что похож свист снегиря? (На звук флейты —

нежный, грустный.) Какие птицы не боятся зимы? (Клест, снегирь, синица воробей, свиристель.) Чем отличается клест от снегиря? (Оперением:

ярко-вишневый — у клеста, желто-зеленый — у самочки, у снегиря —

ярко-красная грудка, у самочки — темно-серая. Клест питается

 семенами еловых и сосновых шишек; снегири — семенами растений, ягодами рябины, боярышника, шиповника.) 

Исследовательская деятельность

Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?

Труд. Уборка участка от снега, защита корней деревьев от мороза.

Наблюдение за деревьями и кустарниками  9.

Цель  расширять и углублять знания о растениях.

Беседа

После снегопадов освободить кустарники и деревья от тяжелого снега. Уделить внимание бережному отношению к деревьям, кустарникам. Почему нельзя бегать около кустарника, играть около деревьев? Побеседовать с детьми о деревьях: почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев, почему береза не растет в тропическом лесу? В морозную погоду послушать потрескивание деревьев и скрип под ногами, рассмотреть деревья в зимнем уборе. Почему не замерзают деревья зимой? (Пробковый слой, снежное одеяло, покой, нет сокодвижения.)

     Что за чудо — зимний лес,

      Сколько сказочных чудес!
В сказке этой я лесной,

       Сон иль явь передо мной?

Чем деревья отличаются от кустарников?

Как называют деревья, которые сбрасывают листья?

Какую пользу приносят деревья и кустарники?

 Исследовательская деятельность

Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.

Труд. Сгребание снега к деревьям.

Наблюдение 10.

Наблюдение за птицами зимой

Цель – формировать представление о жизни птиц зимой;

воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Беседа                               Не видно в лесу тропинок,

В тулупах кусты стоят.

          Уснувших жуков и личинок

         Укрыл под корой снегопад.

     Лети же, пичуга, к людям

         И прячься скорей за окном,

     А мы кормить тебя будем

       Крошками хлеба, пшеном.

Каких птиц вы видите зимой около своего дома? Почему они прилетают к жилью человека? Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? Почему зимующих птиц надо подкармливать?

Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам? Какой корм они охотнее поедают? Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? Есть ли кормушка возле вашего дома?

Труд. Очистка участка младших дошкольников от снега.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль русской народной игрушки в процессе воспитания детей дошкольного возраста

Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным творчеством...

Консультация для воспитателей : Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей в которой рассказывается о роли народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста....

Приобщение детей к трудовой деятельности в процессе игры

Дети с ОВЗ нуждаются в специальных условиях  воспитания и обучения. Труд для них имеет большое значение: в процессе згнакомства с назначением предметов, свойствами и качествами материалов, инстру...

Опыт работы на тему : «Особенности организации детских общностей и их роль в процессе воспитания детей через волонтерство»

В дошкольном возрасте начинают складываться черты коллективности, общности в процессе совместного общения детей в разнообразных видах деятельности.В дошкольной педагогике коллектив дошкольников принят...