Консультация для воспитателей : Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа)

Беспалова Татьяна Владимировна

Консультация для воспитателей в которой рассказывается о роли народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста»

   

         

                                                          Подготовила: воспитатель

                                     старшей группы  

                                     Беспалова Т.В.

Народные игрушки имели большое значение на Руси. Первоначально фигурки птиц, животных, человека имели ритуальное значение и носили обобщенный характер. Впоследствии утрачивалось их ритуальное значение, изменялась пластика предназначение. 

Игрушки стали готовить к жизни, способствовали физическому и духовному развитию детейИгрушки берегли, передавали по наследству.

Знакомство дошкольников с народной игрушкой может осуществляться путем показа репродукций крестьянского искусства, посещения музеев, так же путем анализа традиционных народных промыслов, которые находятся в методических кабинетах  дошкольных образовательных учреждений. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию народных игрушек по содержанию, видам, материалу и технике исполнения. При организации систематической работы педагога с детьми, при тщательном отборе содержания и методов работы народная игрушка способна влиять на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание ребенка, способствует развитию игровой деятельности.

Общение детей с произведениями народного творчества, очень важно для художественного развития дошкольников. На занятиях по изобразительной деятельности дети могут усвоить навыки росписи матрешки, на основе знакомства с народным узором, расписать дымковскую барышню, коня, познакомиться с ярким и в тоже время гармоничным узором филимоновской игрушки.

Народная игрушка может использоваться в процессе трудового воспитания. На занятиях по ручному труду дошкольники могут научиться изготавливать из ткани куклу-закрутку, принять участие в подборе ткани для куклы в соответствии с народными традициями. Также дети могут изготовить элементы народного костюма для себя и своих кукол, украшать костюм куклы декором. Очевидно, что такие занятия способствуют развитию тактильной и зрительной чувствительности.

Особой задачей в дошкольный период является необходимость умственного развития дошкольников. Известно, что у дошкольников преобладает конкретно образное мышление, но также в этот период у них развивается абстрактные формы мышления, следовательно, можно строить процесс обучения на созревающих механизмах абстрактного мышления. Например, дети могут представить работу мастериц-родоначальниц промысла, обстановку, быт крестьянской избы, перенестись на гулянье народного праздника.

Помочь детям в таком абстрактном путешествии поможет речь «квазисубъекта» (записанная речь как бы народной мастерицы – родоначальницы промысла). В результате происходит активизация мышления дошкольников, аналитического восприятия, образного мышления, мотивации деятельности. В процессе изучения народных игрушек, дети учатся находить верное решение проблемы, выделяют существенные признаки, при повторном наблюдении идет сравнение, выделение качеств и затем обобщение по признакам.

Учитывая многообразие задач обучениянародные игрушки следует использовать более широко в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Их подбор должен соотноситься с возрастными особенностями ребенка и содействовать физическому, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная кукла, как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.

Одной из приоритетных направлений работы ДОУ является формирование культурно – ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности к  декоративно-прикладному и народному художест...

«Формирование интонационной выразительности речи в процессе коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией»

Отечественный психолог и философ Л. С. Рубинштейн в своем труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем б...

Рабочая программа по воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста ПДД

Рабочая программа  по воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста ПДД...

Консультация для воспитателей "Формирование экологической культуры в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

В данной статья педагоги познакомятся с материалом из опыта рыботы по формированию экологической культуры. Ведь известно, что исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к п...

Консультация для воспитателей ОБЖ Доклад на тему «Организация занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности»

Консультация для воспитателей ОБЖДоклад на тему «Организация занятийпо обучению детей старшего дошкольного возрастаосновам безопасности жизнедеятельности»...

Консультация для воспитателей «Использование русского фольклора в процессе воспитания и обучения детей в детском саду.»

Устное народное творчество, как ценнейший языковый материал, широкого используется в обучении и воспитании дошкольников. Это как игра, развлечение, но в тоже время через него дети по-другому  вид...

«Народные праздники, как элемент этнопедагогики в обучении детей старшего дошкольного возраста»

Воспитание – это целенаправленная, содержательная и профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка.Этнопедагогика изучает процесс социального взаим...