Роль русской народной игрушки в процессе воспитания детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру (младшая группа)

Беткер Людмила Владимировна

Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным творчеством

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беткер Л.В.

БДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 38» г. Омск

Роль русской народной игрушки в процессе воспитания детей дошкольного возраста

Одно из  основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого недостает в настоящее время в нашем обществе.

 Первые годы жизни ребенка – важный этап воспитания ребенка. Именно в этот период начинают развиваться те чувства, те черты характера, которые незримо уже связывают малыша со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в родном языке и конечно в народных игрушках, которыми ребенок забавляется.

Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, звуками, яркими красками. С давних пор русская дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение русской народной игрушки. Именно она в изобилии несет в себе то, в чем нуждается ребенок.

Детей, которые идут впервые в детский сад, должны привлекать, красочные игрушки. Во время тяжелого расставания с родителями хорошо помогает переключение на яркую игрушку, например, матрешку или петрушку и др. Появление игрушки можно сопровождать чтением потешки. Все это помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку.

С помощью народных игрушек, а также потешек у детей воспитывается положительное отношение к различным режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.д. Эти процессы, сопровождаемые игрушками, а также припевками, поговорками становятся для ребенка более интересными.

Далее мы познакомили наших детей с русской народной игрушкой -  свистулькой, так как это игрушка очень яркая и необычная. Существуют самые разные свистульки: и в виде птички, и в виде кошечки, и в виде грибочка и т.д. По нашей просьбе родители находили и приносили все новые виды свистулек.

Свистулька – это не только эстетически красивая и экологически чистая игрушка, она помогает развивать речевое дыхание, так же она подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к речи.

Следующим этапом знакомства с русской народной игрушкой стала выставка матрешек. Матрешка вызвала большой интерес и удивление. Ведь с каждым движением ребенок участвовал в раскрытии секрета. Особенно любима, стала самая маленькая матрешка – Лялечка. Невозможно равнодушно смотреть, когда эти сами еще небольшие люди, с еще пока несформированной речью, пытаются говорить «маленькая», сопровождая это слово мимикой и жестами. Объясняем детям, что собирает матрешка своих дочек в себя и нет их -  спрятала! Как материнская  молитва, от всех спрячет, от всех защитит.

Раскрывая матрешек, ребята тренируют свои пальчики, что способствует решению сенсорных задач. Отточеность форм, особая обработка поверхности, способствует формированию сенсорных эталонов. Обследование осуществляется разными способами: зрительное, тактильное. Простые движения, но они требуют сосредоточенности и внимания. К тому же нужно правильно соединить детали, что развивает глазомер, логику.

Очень интересно прошло знакомство детей с сюжетной игрушкой. Такие композиции как «Веселые медведи», «Птицы нашего двора», «Большая семейка» и др. очень понравились нашим детям. Ведь в таких игрушках отображен мир сказок и сказочных образов, а так же и тот круг жизненных явлений, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.

Очень важно то, что в русской народной игрушке ярко выражено стремление порадовать ребенка, его развеселить. На вопрос, предложенный вятской художнице – игрушечнице  Е.А.Кошкиной, о том, чем руководствуется она при создании игрушек, она ответила: «А вот смотрю, чем ребятишек потешить, да позабавить…» [2, с 20]. Вот и нашим детям полюбились такие игрушки как: Ванька-встанька, волчки, клоуны, и др.

Интересны также игрушки для развития движений: каталки, лошадки, мячи, бабки. Таких игрушек должно быть очень много в группе, чтобы каждый ребенок их мог выбрать по душе.

Знакомство с русской народной игрушкой проводим, опираясь  на эмоционально – чувственную основу восприятия материала: начинаем с сюрпризного момента, используем художественное слово.

Благодаря родителям был создан мини-музей  «Русская народная игрушка».

Родители, видя с каким интересом, дети играют с предлагаемым материалом, спрашивают о последующих выставках, приносят для рассматривания наборы открыток, книги, фотографии с  изображением русских народных игрушек.

Так же для родителей была подготовлены и проведены консультации: «Русская народная игрушка как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста  к народной культуре»,  «Русская народная игрушка в играх современных детей».

Знание культуры своего народа, умение понять, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств дошкольников, если их знакомить с народной культурой с самого раннего детства.

 Учитывая многообразие задач воспитания, которые можно решить с помощью русской народной игрушки, мы и далее будем использовать в своей работе русскую народную игрушку, ведь она содействует физическому, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников.

Литература:

1.Арутюнов Г.Вращается гончарный круг. Народное творчество. №5 2005

2.Богуславская И.Л.Русская игрушка. М.: Мозаика – синтез,2000

3.Доронова Т.И. Природа, искусство и изобразительная деятельность. М.:Просвещение,1999

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры в воспитании детей дошкольного возраста

Значение подвижных русских народных  игр, впитавших лучшие национальные традиции....

Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома

Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

Русская народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию России

В статье рассказывается о значимости народной игрушки как элемента культурного наследия, формирующего нравственно- патриотические чувства детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Вопрос приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи своего опыта будущим поколениям. Во все времена родители учили своих детей всему, что ...

Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

В статье раскрывается актуальность использования народных игрушек для развития патриотизма у детей дошкольного возраста. Процесс ознакомления с народной игрушкой должен начинаться в дошкольном возраст...