РОЛЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по коррекционной педагогике
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №75 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики
РОЛЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Составитель: Кондукторова И.В.
Чебоксары 2025
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности Дошкольника. Главная цель труда - в его воспитательном влиянии на личность ребенка. Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми .
Трудовое воспитание в педагогическом словаре Коджаспирова Г.М. трактуется как совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Иследованиями влияния труда на развитие нравственно-волевых качеств детей и их взаимоотношений занимались такие ученые как Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. и др. Немаловажное значение имеют исследования Неверович Я.3., Марковой Т.А., показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей.
По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.
По мнению Макаренко А.С. труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. Он неоднократно подчеркивал, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
В детском саду воспитатели ставят перед собой задачи: сформировать такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться и др. Для решения этих задач применяются разнообразные методы: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда и др.
Трудовая деятельность развивается в течение дошкольного детства от самых элементарных вплоть до сравнительно сложных видов и форм. В совместной деятельности, разделённой на отдельные операции, дети оценивают действия каждого. Особое внимание дошкольников привлекает факт задержки выполняемой работы, случаи некачественного выполнения задания. Это требует корректировки действий отстающего, оказания ему помощи. Дети в раздражении могут обозвать товарища, предложить исключить его из общего дела и т. д. Следует помочь детям найти пути преодоления возникших трудностей, напомнить правила поведения в коллективе.
Формы организации труда детей как общий, совместный и коллективный труд так же способствуют решению задач нравственного воспитания. Общий труд предполагает деятельность детей в рамках одной цели, при которой каждый дошкольник выполняет какую-то конкретную обязанность. Совместный труд рассматривает деятельность детей в группе, где каждый ориентируется на темп других участников деятельности, качество работы. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело, формируются и развивают гуманные чувства и положительные взаимоотношения. Решение нравственных и трудовых задач является неотъемлемой частью и коллективной формы организации труда. Дети учатся распределять обязанности в ходе трудовой деятельности, в случае необходимости помогают друг другу, решают общую задачу. Коллективный труд воспитывает чувство защищённости, взаимопонимание, создаёт положительный эмоциональный настрой.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости.
Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что-то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.
В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и другие полезные качества. Основные виды труда, которые воспитывают и развивают ребёнка как личность, - это оборудование и уборка дома, ведение домашнего хозяйства, участие вместе с родителями в решении финансовых вопросов, в приготовлении пищи, а также уход за животными и растениями. Уход за собственным домом развивает у ребёнка чувство хозяина, формирует у него организованность. Совершенствует его практическое мышление, а также развивает аккуратность и чистоплотность. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду .
Таким образом, труд удовлетворяет потребности ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей, сближает его с взрослыми. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие - важное моральное качество личности.
ЛИТЕРАТУРА
- Васильева, М.А. Трудовое воспитание // Дошкольное воспитание. - 2005. - No4.
- Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005.
- Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- 2005.
- Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев,
- Макаренко А. С. Человек должен быть счастливым. Избранные статьи о воспитании. - М: Карапуз, 2009.
- Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/23/picture-36060.jpg)
Роль трудовой деятельности для психического развития дошкольника
Трудовое воспитание в ДОУ обязательный компонент развития базовых и творческих способностей ребенка,является важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.В этом материале раскрыта...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-323528-1382964073.jpg)
О важной роли трудовой деятельности в процессе воспитания детей
В статье дается определение трудовой деятельности и ее значимости в процессе формирования личности. Также определяются задачи трудового воспитания дошкольников, содержание ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/22/picture-613581-1677053307.jpg)
Статья" Какую роль играет коллективная игровая деятельность в нравственном воспитании дошкольников"
Тема:"Какую роль играет коллективная деятельнность в нравственном развитии дошкольного возраста"....
Роль коллективной игровой деятельности в нравственном воспитании дошкольников
Подрастающее поколение сегодня формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью и...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/15/picture-866988-1502801357.jpg)
Роль коллективной игровой деятельности в нравственном воспитании дошкольников.
Нравственность человека с детского возраста складывается из добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Особое место в пе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/27/picture-1139834-1582774945.jpg)
Моя статья в журнал Дошкольник «Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников»
Публикация в журнале...
Семинар по теме: "Трудовое и социально-нравственное воспитание дошкольников"
В статье говорится о тесной взаимосвязи трудового воспитания дошкольников с нравственным воспитанием. Благодаря труду воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми....