Пути формирования мыслительной деятельности у детей с ЗПР
консультация по теме

Карпенко Елена Вячеславовна

Помощь педагогам по формированию мыслительной деятельности у детей с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути формирования мыслительной деятельности у детей с ЗПР

Свыше половины лёгких отклонений в умственном развитии квалифицируются педагогами и психологами как «задержка психического развития» у детей. Понятие ЗПР психолого-педагогическое. Оно говорит о наличии отставания в развитии психической деятельности ребенка, которое носит временный характер.

 Одной из характерных особенностей задержки психического развития является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ребенка.

Сформированность познавательной деятельности ребенка является важным условием успешного обучения в школе. У детей с ЗПР имеются нарушения познавательной деятельности, центральное место в которой занимает мышление. Наибольшей сложность для детей данной категории является овладение мыслительными операциями.

В общем виде детей с ЗПР можно охарактеризовать как детей с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, общей психической незрелостью. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов деятельности. Всем детям с ЗПР свойственно снижение всех видов внимания и работоспособности, характерно снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, преобладание игровых интересов, быстрое уставание от интеллектуальной деятельности. Но при всем этом мышление у детей с ЗПР более сохранно и потенциальные возможности значительно выше по сравнению с умственно отсталыми детьми. Дети с ЗПР способны принимать помощь, переносить умения в другие ситуации. Для них порой бывает достаточно лишь организующей помощи.

        Организуя занятия с детьми с ЗПР необходимо  следовать принципу единства использования словесных, наглядных и практических методов обучения, что повысит интерес детей к занятиям и будет способствовать более успешному проведению занятий и повышению их эффективности. При построении занятий, подборе заданий и игр следует опираться на знания особенностей психического развития детей дошкольного возраста с ЗПР, а также учитывать их работоспособность.

        Первоначальные занятия коррекционно-педагогического воздействия должны носить подготовительный характер и служить основой для установления контакта между педагогом и детьми. Доброжелательность и готовность всегда прийти на помощь со стороны взрослого, влияет на детей положительно, дает им ощущение защищенности.

        Развитие мыслительной деятельности невозможно в отрыве от других психических процессов. В связи с этим в коррекционно-развивающие занятия необходимо включать игры на развитие внимания, памяти, восприятия, расширение словарного запаса и знаний об окружающем мире.

        Игры и задания даются с постепенным нарастанием степени их сложности. Каждый вид игры или игрового задания необходимо использовать в различных вариантах.

        Так как дети с ЗПР не могут в течение долгого времени заниматься одной и той же деятельностью, на различных этапах занятия педагогу следует использовать большое количество дидактических игр, игр – соревнований и занимательного наглядного материала, которые позволят поддерживать интерес детей к занятиям на протяжении всего времени обучения.

        Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них.

        Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход необходимы не только для познавательного развития детей, но и их нормального психофизического состояния.

        Большое внимание следует уделять развитию вариативного мышления, творческих способностей ребенка.

        Для повышения эффективности проводимой работы перед началом выполнения задания дети должны получать от педагога предварительную инструкцию, содержащую информацию о цели задания и последовательности его выполнения – это поможет снять излишнее напряжение и тревожность у ребенка.

        В конце каждого занятия следует проводить обсуждения результатов работы каждого ребенка и отмечать достижения и ошибки.

В конце хотелось бы дать несколько рекомендации по развитию мышления старших дошкольников с ЗПР, которые могут в дальнейшем использоваться воспитателями и педагогами в работе с детьми данной категории.

  1. Занятия по развитию мышления должны проводиться регулярно и строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  2. Использование большего числа наглядного материала, занимательных игр и упражнений, повышающие интерес детей к заданиям.
  3. Работа по развитию мышления должна включать в себя также работу над совершенствованием таких психических процессов как внимание, память, воображение и д.р.
  4. При построении хода занятий учитывать необходимость смены видов деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О.Н.Р.

Мною разработан цикл занятий , которые строятся на основе сказочного сюжета, где дети не сидят за столами ,выполняя задания, а постоянно перемещаются по группе в ходе игры. Героями могут быть как сами...

Формирование мыслительной деятельности у старших дошкольников с ЗПР.

На сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и коррекция нарушений мышления уже у детей дошкольного возраста....

“Формирование экологических представлений путем опытно-исследовательской деятельности у детей среднего возраста”

Цель: познакомить детей с процессом выращивания овса.  Задачи:Образовательные:Уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение.Продолжать учить детей приемам посадки (сде...

Организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблема развития  мыслительных операций  у детей с детским церебральным параличом (ДЦП)  в дошкольном возрасте актуальна тем, что это является  неотъемлемым компонентом любо...

Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"

Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"...

Презентация " Формирование мыслительной деятельности ребенка с использованием занимательного математического материала"

Презентация-консультация для воспитателей.Раскрывает использование математического материала для формирования элементарных математичеких понятий....

Формирование мыслительной деятельности и развитие самостоятельности дошкольников средствами технологии критического мышления

Мышление развивается в «проблемной» ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете.                      ...