Инновационный подход к взаимодействию с родителями
консультация по теме
Консультация предназначена для педагогического состава дошкольных учреждений. В ней говорится о новых формах взаимотношений родителей (законных представителей) с ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перемены, происходящие в государстве, предъявляют новые требования к качеству взаимоотношений между образовательным учреждением и семьей. Активное сотрудничество с обеих сторон позволит организовать условия, при которых можно будет своевременно обнаружить проблемы и предохранить личность ребенка от психологически неблагоприятных факторов. Кроме этого позволит познакомить родителей или их законных представителей с возрастными, а также индивидуальными особенностями их детей, с современными видами игровых средств и оборудования и помогут обучить родителей способам применения различных видов игровых средств и умению организовать на их основе развивающие игры.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (законных представителей).
Исследования Л.Г. Богославец, О.И. Давыдовой, Т.А. Куликовой, позволяют рассмотреть проблему взаимодействия ДОУ с семьей ребенка в ракурсе открытости ДОУ, обоюдного желания выстраивать партнерские отношения.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Первые контакты между семьями и ДОУ заключаются в следующем: приглашение родителей или их законных представителей с детьми или без них посетить учреждение до начала нового учебного года; посещение сотрудниками семей на дому; представление родителям или их законным представителям письменной информации об учреждении; встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения; составление договора.
Дальнейшая взаимосвязь родителей или их законных представителей и персонала реализуется в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем; ознакомления родителей с письменным материалом об их детях; рекомендаций посетить врача и т.п.; посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения. Родителям (законным представителям) предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов или спонсоров; они могут помочь в разработке содержания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т.д. Родители (законные представители) могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т.п.; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.
Родители (законные представители) могут участвовать в принятии решений по поводу их детей; родительские и попечительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.
Эффективны общественные мероприятия для родителей (законных представителей): посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей и т.п. ДОУ оказывает помощь родителям (законным представителям) в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.
Во всех новых формах взаимодействия с родителями (законными представителями) реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Особая роль при взаимодействии с семьей отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей (законных представителей), основной задачей при этом является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями (законными представителями).
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и семьями воспитанников, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей (законных представителей) с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей (законных представителей). К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Таким образом, в настоящее время изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями (законными представителями) и работниками ДОУ. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями (законными представителями). Все чаще стали проводиться родительские конференции, педагогические советы с участием родителей, организовываться работа попечительских и родительских комитетов. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Используемая литература:
1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ/ М., 2005.− 144с.
2. Зебзеева В.А. Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования [электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dou-2008/dou_vzaimod.html.
3. Кротова Т. В. Оценка взаимодействия ДОУ и семьи // Управление ДОУ. − 2003. − № 5. − С. 103-107.
4. Кротова Т.В. Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников [электронный ресурс]. − Режим доступа: http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=4235&catalogid=18.
5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. − М.: Академия, 2003. − 232с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция для воспитателей на тему: «Инновационный подход к взаимодействию с родителями»
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учрежде...
Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Формирование педагогической компетентности родителей
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения....
Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».
«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...
Консультация "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Формирование педагогической компетентности родителей"
Ориентация на инновацииНа современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учр...
Инновационный подход к взаимодействию с родителями
Вопрос о взаимодействии образовательного учреждения и родителей - в ряду самых актуальных на сегодняшний день. Термин "взаимодействие" детского сада и семьи предполагает совместную деятельно...
МОТИВАЦИЯ НА СОТРУДНИЧЕСТВО: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
В статье представлены современные взгляды на взаимодействие логопеда и родителей детей с нарушениями речи. Использование комплексных подходов взаимодействия поможет логопеду организовать...
«Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста»
В современном дошкольном образовании актуальна проблема взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому в нашем детском саду ведется постоянная работа с родителями, в целях повышения педагогической куль...