Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».
проект (младшая группа) на тему
«На свете есть много различных профессий,
И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней
Чем та, кем работаю я!!!»
На сегодняшний день тема взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации детей раннего возраста достаточно актуальна.
Почему?
Да.… За последнее время резко увеличился поток детей в детские сады именно за счет малышей. В связи с этим стала острее потребность в открытии групп для детей раннего возраста (с 1,5 до 3 лет).
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития. Поэтому в период адаптации важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в детском саду.
От того, как пройдет адаптация малышей к режиму дня, отсутствию родителей, незнакомой обстановке зависит дальнейшее развитие детей и благополучное существование в детском саду и семье.
Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt.doc | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. Владимира
Городской информационно-методический центр
ХVIII городской конкурс «Педагог года»
Инновационный проект
на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».
Воспитатель МДОУ
«Детский сад №16 «Калинка»
города Владимира
Чен Марина Николаевна
г. Владимир, 2009 год.
Содержание
Методический паспорт проекта …………………………………………. 3
Условия возникновения проекта ………………………………………… 6
Актуальность и перспективность проекта ………………………………. 9
Ведущая педагогическая идея ……………………………………………. 11 Теоретическая база проекта ………………………………………………. 17
Содержание и механизмы реализации проекта ………………………….. 33
Результативность …………………………………………………………… 42
Приложение ………………………………………………………………… 46
Методический паспорт проекта.
- Название проекта, выражающее основную идею.
Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста.
- Адресация проекта.
Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
3.Участники проекта.
Педагоги-дети-родители.
4.Организация – исполнитель.
МДОУ «Детский сад №16 «Калинка».
5.Автор проекта.
Чен Марина Николаевна.
6.География.
Россия, г. Владимир, ул. Василисина, д. 11а.
7.Особенности типа проекта:
- информационно-творческий;
- средней продолжительности;
- на уровне образовательного учреждения.
8.Проблема - ограниченный потенциал традиционных форм и необходимость поиска новых путей к взаимодействию ДОУ и семьи.
9. Цель проекта - подбор и апробация инновационных подходов к взаимодействию ДОУ и семьи для успешной адаптации детей раннего возраста.
10. Задачи проекта, при реализации которых будет решена цель проекта:
- Изучить современные формы и методы, использующиеся в практике по взаимодействию ДОУ и семьи.
- Выбрать и апробировать современные формы и методы по взаимодействию ДОУ и семьи.
- Разработать инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи для успешной адаптации детей раннего возраста.
- Разработать методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приёмов.
- Проанализировать результаты (подобрать диагностический инструментарий: анализ адаптационных карт, анкет родителей и др.);
- Подготовить материал к дальнейшему использованию.
11. Ресурсы проекта:
- учебно-методическое обеспечение (изучение методической литературы по взаимодействию с родителями; подбор диагностического инструментария);
- кадровое обеспечение (воспитатель группы раннего возраста, младший воспитатель, медсестра, педагог-психолог, старший воспитатель)
12. Предполагаемые продукты:
- успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ;
- разработка инновационных подходов по взаимодействию с семьями воспитанников;
- эффективное использование новых форм и методов работы с родителями.
Условия возникновения, становления проекта.
Проект формировался в условиях МДОУ «Детский сад № 16 «Калинка» города Владимира. МДОУ расположено в юго-западном районе города Владимира по адресу: ул. Василисина, д. 11 А.
Микрорайон застроен многоэтажными кирпичными и панельными домами. Рядом с детским садом находятся: средняя школа № 39, МДОУ № 110, МДОУ № 127, районная библиотека № 5, Областной колледж культуры и искусства и пр.
МДОУ «Детский сад № 16 «Калинка» вновь функционирует с июля 2005 года. Детский сад располагается в двухэтажном панельном здании общей площадью - 2516,9 кв. м. Проектная мощность учреждения 270 мест, в настоящее время в МДОУ 252 ребёнка (12 групп): с 1,5 до 3 лет – 62 ребёнка, старше 3 лет – 190 детей.
Содержание воспитательно-образовательного процесса в МДОУ определяется комплексной программой дошкольного образования - «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, которая направлена на всестороннее развитие личности ребёнка, его познавательных, коммуникативных, творческих и регуляторных способностей.
Цель работы МДОУ «Калинка»: создание благоприятных условий для всестороннего развития личности воспитанников через формирование эмоционально-положительного климата в каждой группе и в детском саду в целом, а также обеспечение детям чувства защищённости, комфорта и домашнего уюта.
Основные задачи работы ДОУ:
- создание условий для сохранности и укрепления здоровья детей, обеспечение периода адаптации к условиям дошкольного учреждения;
- развитие физических качеств и психических процессов личности в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями каждого ребёнка;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- развитие наблюдательности, любознательности детей;
- организация предметно-развивающей среды в детском саду и в группах, стимулирующей у детей чувство комфортности и защищённости;
- повышение профессионального уровня педагогов;
- содействие повышению уровня саморазвития родителей воспитанников.
Общеобразовательный процесс осуществляется в соответствии с перспективным планом работы на каждой возрастной группе, а также сеткой занятий и годовым планом работы МДОУ, утверждённых заведующей детским садом с учётом заключения службы санитарного надзора.
Ежегодно в нашем учреждении вновь открываются 2-3 ясельные группы. В связи с этой особенностью, МДОУ осуществляет необходимость продуктивной работы по взаимодействию ДОУ и семьи воспитанников для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
На традиционном общесадовом родительском собрании проводится презентация МДОУ «Детский сад № 16» с целью знакомства родителей и детей друг с другом и коллективом детского сада, формирования положительного имиджа детского сада и доброжелательного отношения родителей к работе ДОУ.
Осуществляется анкетирование родителей: (приложение № 1)
- с целью получения и анализа первичной информации о ребёнке и его семье – « Анкета - знакомство», «Социальная анкета»;
- с целью получения и анализа информации об отношении родителей к своему ребёнку – анкета «Что нужно знать о ребенке»,
«Готовность ребёнка к поступлению в детский сад»;
- с целью достижения полного взаимопонимания в вопросах воспитания – анкета «Что вы считаете наиболее значимым для своего ребенка».
Заключается договор о взаимоотношениях участников образовательного процесса ДОУ, в котором указаны обязанности дошкольного учреждения и родителей. (Приложение №2)
Особенности протекания адаптации каждого ребёнка к условиям ДОУ регулярно фиксируются в адаптационных листах, с помощью которых выявляется степень тяжести прохождения привыкания ребёнка к детскому саду. ( Приложение № 3)
Актуальность и перспективность проекта.
За последнее время резко увеличился поток детей в детские сады именно за счет малышей. Большинство молодых мам и пап работают и учатся одновременно. Вдобавок к этому женщина занята еще и домашними делами. В результате она выполняет двойную нагрузку, и на воспитание ребенка у неё почти не остается времени. В связи с этим стала острее потребность в открытии групп для детей раннего возраста в ДОУ.
Вопросы воспитания детей раннего возраста – это, прежде всего, вопросы молодой семьи. Практика показала, что большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей.
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей, является важным условием их полноценного развития. Оно в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в детском саду (одомашнивание группы).
Этот период характеризуется также обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Обусловлено оно тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам, то есть адаптироваться.
Адаптация – это вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности, т.е. совокупности всех полезных изменений организма и психики), или негативным (стрессу).
Обычно время привыкания условно разделяют на три периода:
1. Острая фаза: сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита и речевой, а также игровой активности (длится в среднем 1 месяц).
2. Подострая фаза: характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического (длится 3-5 месяцев).
3. Фаза компенсации: характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.
От того, как пройдет привыкание ребенка к строгому режиму дня, отсутствию родителей, новым требованиям поведения, постоянному контакту со сверстниками, незнакомой обстановке зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и семье.
Выделяют 3 варианта адаптации (Р.Р.Калинина):
- легкая адаптация – поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней;
- адаптация средней тяжести – в течение месяца;
- тяжелая адаптация – требуется от 2 до 6 месяцев.
Чтобы избежать дезадаптацию и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
И поэтому так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества ДОУ и семьи в период адаптации ребенка. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста.
Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н.М Аксарина, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Е.Шмидт-Кольмер, В.Манова-Томова). Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его взаимодействию с семьей ребенка.
Поэтому, работая с родителями воспитанников, мы ставим перед собой следующие задачи:
- преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;
- повысить педагогическую культуру родителей по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста;
- пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
- осуществить адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ;
- сплотить родительский коллектив;
- установить доверительные отношения между семьей и ДОУ.
Ведущая педагогическая идея.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".
Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гумманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (у детей, педагогов, родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Взрослые могут рассказать о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт - профессиональное важнейшее качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.
Личной готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.
"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое, а главное - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона. МДОУ готово сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, спортивный комплекс, библиотека и др. Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным и во многом определяется его спецификой. Его несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Они должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому нам необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности его в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к детям, доброта и чуткость)
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные "визиты" родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. А мы всегда рады такому приходу и наши родители, наблюдая жизнь детского сада "изнутри", начинают понимать объективность многих трудностей, и тогда вместо претензий у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? "Запускается" рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться?
Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному взаимодействию педагогов и семьи, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли "работа с семьей". Для экономии сил и времени "обучение" велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.).
Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.
Есть еще одна линия взаимодействия с семьей - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к Новому году, готовятся угощения, подарки, придумываются сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях и предложит свою помощь.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов и родителей, имеющих детей раннего возраста осуществляется в основном через :
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят их с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения между ДОУ и семьей.
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.
Теоретическая база проекта.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения)? И поэтому, в начале работы над проектом нам пришлось изучить ряд методической литературы по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников.
Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал « материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот». Коменскому Я. А. вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: «семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».
В противоположность им социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения "ячейки" с "отсталыми" традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.
После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества - общества нового типа. Если до революции 1917 г. основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование, прежде всего, гражданина советского государства. Показательно в связи с этим отношение руководителей дошкольного воспитания к концепции "свободного воспитания", согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Например, Д.А.Лазуркина призывала к борьбе со "свободным воспитанием", а воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать, как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со "старой семьей", которая рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания.
Так оценивая воспитательные возможности школы, А. В. Луначарский подчеркивал, что она "как государственно-воспитательное учреждение должна раньше, чем социальная жизнь, пропитываться новым духом, она должна возвыситься над бытом, от нее должны исходить воспитательные силы. Школа должна выправить те искривления, которые дает ребенку жизнь". Вместе с тем он полагал, что желаемых результатов в воспитании можно получить лишь в объединении усилий школы, общественности и семьи при направляющей роли школы и ее влияния на семью.
Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: "Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей". Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от "заказа общества" .
В дальнейшем - в 40 - 60-е годы, проблема "борьбы" дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но основная тенденция - стремление подчинить семью влиянию дошкольного учреждения - сохранялась. Глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению. Семья, таким образом, как и ранее, рассматривалась не как субъект сотрудничества, а скорее как объект воздействия со стороны дошкольного учреждения. Так, например, в Уставе детского сада, утвержденном 15 декабря 1944 г., говорилось: "Детский сад... должен служить примером правильного воспитания детей дошкольного возраста и оказывать помощь родителям в воспитании ребенка в семье", а во Временном положении о дошкольном детском учреждении, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР 8 марта 1960 г., говорилось: "Дошкольное детское учреждение – ясли-сад - создается в интересах осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста".
Согласно прогнозам академика С. Г. Струмилина (1960), в будущем "каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит направления в детские сады с круглосуточным содержанием или детский дом, затем - в школу-интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь..."
Но такого мнения придерживались далеко не все ученые. Например, в 60 - 70-е годы XX в. большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы "школа-семья-общественность". В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: "педагогическое просвещение", "педагогическая пропаганда", "органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей", "взаимодействие семейного и общественного воспитания" и т.п. Изучалась эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям.
Педагогическая пропаганда - провозглашение и рекламирование педагогических средств, методов и форм педагогического воспитания и образования в широкие массы людей.
Педагогическое просвещение - практическое применение и теоретическая подкованность человека в вопросах современного воспитания и образования, умение передать подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.
В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них.
Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Целью педагогического всеобуча было повышение педагогической культуры родителей.
В 70-е годы под руководством Т. А. Марковой - заместителя директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР - организуется лаборатория семейного воспитания. Выявлялись типичные трудности, испытываемые родителями, наиболее существенные факторы, влияющие на формирование нравственных качеств у ребенка в семье (Д. Д. Бакиева, С. М. Гарбей, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, М. И. Иззатова, В. М. Иванова, Н. А. Стародубова). Таким образом, были сделаны попытки определить, содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач нравственного воспитания. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность.
С точки зрения взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей, оказании помощи родителям представляют интерес данные, полученные В. И. Безлюдной в работе "Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками". Автор убедительно показывает, что ни семья, ни дошкольное учреждение не могут изолированно решить задачу преодоления отклонений ребенка в отношениях со сверстниками, которые связаны с условиями жизни и воспитания детей именно в семье.
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам.
Психологи, специалисты по ораторскому искусству констатируют, что устное выступление педагога, непосредственное общения с аудиторией имеют большие преимущества перед просмотром родителями телепередач и прослушиванием радиопередач, чтением книг (А. А. Леонтьев, Е. А. Ножин, Н. И. Мехонцев).
В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них "педагогической рефлексии", игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если МДОУ поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Таким образом, исследования 70-80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В Законе РФ "Об образовании" говорится, что "государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье". В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.
В 90-х годах, в соответствии с "Концепцией дошкольного воспитания" (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы). Например: создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада.
Итак, можно сделать вывод: педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.
В 40-60-е годы проблема "борьбы" дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению.
В 60 - 70-е годы XX в. годы большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания.
Исследования 70 - 80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
В 90-е годы большое внимание начинает уделяться к взаимодействию детского сада и семьи.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гумманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться:
- индивидуальная работа с семьей;
- дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Существует структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка, которая состоит из трех блоков:
1. Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, наблюдение, изучение медицинских карт. Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям:
*Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Это могут быть лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, адаптационные листы, стенды, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, игротека и т.п.
*Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что "вынуждает" взрослых вступить с ребенком в общение. (Заметим, что традиционное общение родителей со своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа "что ел, почему штаны грязные?" и т.п.).
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, разработка общего проекта и т.д.). Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.
2.Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развитием. Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока. Зачастую работа с семьей оценивается по количеству мероприятий, при этом совсем не анализируются их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям. С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия дошкольных учреждений с семьей вводится третий блок - контрольно-оценочный.
3.Контрольно-оценочный блок - это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, мы используем опрос, книгу отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов.
Работа с данной моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада. Таким образом, эта модель является отправной точкой организации работы с семьей.
При взаимодействии с семьями воспитанников, как правило, используются только традиционные формы:
- Посещение семьи ребенка (оно много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями и выяснения условий воспитания). Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи. Результаты посещения семьи служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.
- Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Успех ее будет зависеть от предварительно установленного контакта, степени подготовленности и умения ее вести.
Они бывают как индивидуальные, так и групповые: содержание их должно быть лаконичное, значимое для родителей и преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
- Анкетирование (самый популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей). Важным ее элементом является уважительное обращение к родителям и выражение искренней признательности за ответы.
- Консультации: ее целями являются усвоение родителями определенных знаний, умений. Помочь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Какими должны быть игрушки?").
- Стенды (это наглядная форма предъявления информации).
- Родительские собрания (проводятся групповые и общие для родителей всего учреждения):
- Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают воспитательно-образовательные задачи на новый учебный год, вопросы физического воспитания и проблемы оздоровления детей и др. На общее собрание мы приглашаем разных специалистов: врачей, юристов, педагога-психолога, логопеда. Предусматриваются выступления родителей
- .Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносятся несколько вопросов (один вопрос готовит воспитатель, по другим - слушаем родителей или кого-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема злободневная для данной группы, например: «Нужно ли детей наказывать?», «Капризы детей?» и др.
- Родительские конференции (основная цель - обмен опытом семейного воспитания). Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может еще выступить какой-либо специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовится выставка семейных творческих работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольного учреждения и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения и членов семьей.
- И другие…
Сотрудничество педагогов и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.
В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания, в 90-х годах начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов, потребностей и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.
Отход от жесткой, формирующей стратегии образовательной работы с детьми обозначил поиск мягких технологий педагогического воздействия, что нашло отражение в Концепции дошкольного воспитания и Концепции развивающей среды. Немаловажную роль в становлении демократических принципов дошкольного воспитания сыграл и Федеральный закон « Об образовании»(1992 г.)
Таким образом, сложившаяся нормативно-правовая база, накопленный научный потенциал в области дошкольного образования послужили основой для изучения базовых подходов к образованию детей дошкольного возраста и закреплению инновационных тенденций его развития.
В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт»,
«новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». Инновация – это изменение того, что уже существует.
В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Однако недостаточно внимания уделяется работе ДОУ с семьями, имеющими детей раннего возраста.
Практика показывает, чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть - ребенок, а не потребности детского сада, не образовательная программа и не методики обучения.
Итак, для налаживания сотрудничества, прежде всего, следует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать для блага ребенка, и, значит, отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнерской.
Традиционная роль педагога | Педагог-партнер |
Выступающий мудрец (вещает, указывает, как надо поступить) | Гид (ведет, опираясь на инициативу участников) |
Руководит | Задает вопросы |
Оценивает ребенка и предоставляет родителям информацию об его развитии | Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними оценивает его развитие |
Ответы на все вопросы знает сам | Ищет решение проблем вместе с родителями |
Ставит цели развития для ребенка и группы в целом | Узнает цели, пожелания и потребности родителей в отношении их ребенка и группы в целом и добавляет к ним свои предложения |
Задает родителям задания на дом | Вместе с родителями обсуждает и находит те виды деятельности, которые подходят по домашним условиям и стилю жизни |
Часто применяет специальные слова (термины) | Говорит так, чтобы родителям было понятно |
Ожидает, что родители будут относиться к нему как знатоку-специалисту | Помогает родителям оценить свои силы и знания, убедиться в правильности своих действий. Готов не только учить, но и учиться у родителей. |
Потребности практики работы ДОУ в сложившейся системе выявили проблему, как ограниченный потенциал традиционных форм и необходимость поиска новых путей к взаимодействию ДОУ и семьи. В связи с этим мы решили разработать проект: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».
Цель проекта.
Цель – это идеальное предвидение
результата деятельности, опережающее
отражение событий в сознании человека.
Аристотель.
Цель проекта – подбор и апробация инновационных подходов к взаимодействию ДОУ и семьи для успешной адаптации детей раннего возраста.
Задачи проекта, при реализации которых будет решена цель проекта:
- Изучить современные формы и методы, использующиеся в практике по взаимодействию ДОУ и семьи.
- Выбрать и апробировать современные формы и методы по взаимодействию ДОУ и семьи.
- Разработать инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи для успешной адаптации детей раннего возраста.
- Разработать методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приёмов.
- Проанализировать результаты (подобрать диагностический инструментарий: анализ адаптационных карт, анкет родителей и др.);
- Подготовить материал к дальнейшему использованию.
Содержание и механизмы реализации проекта.
Работа по внедрению инновационных подходов к взаимодействию ДОУ и семьи проводилась в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 16» в группе детей раннего возраста № 8 .
Руководствуемся мы комплексной «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и методикой работы с родителями «Детский сад и семья» под редакцией Е.С. Евдокимовой, Н.В. Додокиной, Е.А. Кудрявцевой.
За основу работы с родителями, имеющих детей раннего возраста мы берем традиционные формы и методы взаимодействия с ними и наполняем их своими инновациями.
- В начале года мы заключаем договор между семьей и педагогическим коллективом (Приложение № 4).
- Помимо традиционного анкетирования родителей в начале учебного года мы просим их написать сочинение-эссе на тему «Мой ребёнок». Оно дает превосходную возможность получить информацию об истории развития малыша и увлечениях, его поведении, а самое главное – об его индивидуальных особенностях и отношение родителей к этим особенностям. (Приложение №5)
- Во время привыкания детей к условиям детского сада мы ведем адаптационные листы, которые дополнили графами «Поведение ребёнка дома перед посещением детского сада», «Поведение ребёнка дома после посещения детского сада», которые заполняют сами родители. ( Приложение №6)
- Для знакомства педагога с родителями, а также родителей друг с другом мы изготовили «волшебные телефончики» на детских шкафчиках в раздевалке ДОУ. (Приложение №7)
- Мы убедились, что для эффективного взаимопонимания необходимо в начале года обязательно изучить запросы и потребности родителей (чего они ждут от детского сада). Поэтому в систему изучения семьи мы включили SS-анализ (значимость, важность, удовлетворенность). В процессе которого каждый родитель выразил своё мнение, после чего выявили общие потребности и степень их удовлетворенности. (Приложение №8) Проведение такого анализа помогло нам избавиться от мифов.
По результатам анкетирования, сочинений-эссе, анализа адаптационных листов и SS-анализ потребностей родителей нами были поставлены следующие задачи по взаимодействию с родителями:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;
•создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Решение этих задач связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.
Нами были коллегиально обсуждены, а затем и приняты принципы взаимодействия ДОУ и семьи:
- осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку;
- с уважением и пониманием относиться к родителям;
- помнить о том, что ребенок - уникальная личность, поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он или она, больше в мире нет, и мы должны ценить, поддерживать и развивать его индивидуальность. В педагоге ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;
- воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы;
- учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;
- рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знания психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении;
- с уважением относиться к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей;
- регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;
- проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
С учётом данных принципов проводилась вся дальнейшая работа.
- На одной из встреч (в начале года) мы нашим родителям предложили заполнить анкету (Приложение №9), с целью выбора формы взаимодействия ДОУ с семьей и в результате выяснилось, что большинство отдает предпочтение новым формам общения:
- « День открытых дверей» (в группе раннего возраста, но после периода адаптации) дает возможность познакомить родителей с группой, ее традициями и правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать и привлечь к участию. Проводится экскурсия по ДОУ, где воспитываются дети пришедших родителей. После экскурсии и просмотра педагоги беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы;
- фотовыставка «Жизнь детей в детском саду»;
- семейный альбом;
- семейные вечера отдыха (с участием педагогов, родителей и детей);
- спортивные развлечения «Дружная семейка» и организация «Дня здоровья»;
- «Вечерние посиделки» (вечера вопросов и ответов организовываем с семьями на принципах добровольности и личной заинтересованности.) На них приходят те родители, которых объединяет общая проблема, и мы совместно ищем оптимальные способы помощи ребенку. Тематика встреч определяется на основе потребностей родителей;
- семейный театр (является творчески воссозданным средством развития воспитательного потенциала семьи);
- организация праздников;
- совместное празднование дней рождения детей (посещение педагогами семейных праздников в роли детских аниматоров);
- "Телефон доверия" (помогает родителям тет-а-тет выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей);
- «Родительская почта» (любой член возможность в короткой записке задать вопрос, выдвинуть какие-либо предложения, дать советы или высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.);
- "День добрых дел родителей";
- «Библиотека для родителей» (значительным подспорьем в работе с родителями является обеспечение их специальной литературой по проблемам адаптации, воспитания, обучения и развития детей раннего возраста);
- «Картотека дидактических игр» (она постоянно обновляется, в ней появляются все новые и новые игры). Родители становятся не просто партнерами по игре, они выступают в роли изобретателя игры;
- родительские собрания - это одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, но мы коренным образом поменяли процесс хода собрания. И вместо скучных лекционных докладов мы предлагаем нашим родителям инновационные подходы к проведению собрания. Родители у нас становятся активными участниками в ходе работы. Кроме обмена мнениями и идеями, они имеют возможность участвовать в практикуме. Особенно молодые родители, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как нужно играть с детьми, рассматривать книги, как развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику пальцев рук и др.
Активизации родителей на родительском собрании способствуют следующие приемы:
- «Занятия с элементами тренинга»;
- «Мастер - классы личных достижений»;
- «Ролевые игры и упражнения», в которых не ограничены возможности для родителей;
- столкновение различных и порой полярных точек зрения.
Для этого мы используем:
- Обсуждение разных точек зрения по тому или иному вопросу.
- Решение проблемных задач семейного воспитания через ролевое проигрывание семейных ситуаций.
- Тренинговые игровые упражнения и задания.
- Обращение к опыту конкретных родителей (у кого несколько детей в семье).
1.Обсуждение разных точек зрения по любому вопросу настраивает родителей на размышление (вопросы могут быть разными, например: в чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка - в крепком здоровье или в ярких умственных способностях?).
2.Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации? Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.
3.Тренинговые игровые упражнения и задания. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему. Родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, которые обращены к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал (а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение. Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
4.Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Несмотря на различие этих форм, их объединяет одно назначение –заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Как показывает практика, для родителей не существует второстепенных тем, поскольку с рождением ребёнка они овладевают профессией педагога.
Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Практика показывает: когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме. Только вербальное общение (родители обсуждают друг с другом и с педагогом) не позволяет решать задачи, связанные с осознанием себя родителями. Причина в том, что, стараясь представить себя в наилучшем свете, мамы и папы тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность и спонтанность своего поведения.
Эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку.
Каждая наша встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать и рассуждать. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники.
Благодаря использованию инновационных подходов к взаимодействию ДОУ и семьи у родителей развивается способность к рефлексии собственных воспитательных приемов. В психологии «рефлексией» называется процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний (в переводе с латинского - "обращение назад").
Понятие "педагогическая рефлексия" подразумевает умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчетов, выбирать методы воздействия на ребенка, соответствующие его индивидуальным особенностям и конкретной ситуации, исключив авторитарные методы воспитания. В процессе рефлексивной деятельности повышается психолого-педагогическая культура родителей.
Результативность.
В нашей работе были рассмотрены вопросы о том, что семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к ДОУ предъявляются повышенные требования. Отношения между педагогами и родителями должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ и семьи - это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Использование структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам развития ребенка, позволяет наиболее эффективно использовать инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьей как фактор успешной адаптации детей раннего возраста.
Наш проект показывает, что в результате использования инновационных подходов большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания и развития детей. Их интересуют проблемы адаптации, обучения, развития и воспитания детей раннего возраста, их культура поведения, привитие им определенных навыков и др.
Мы анализировали удовлетворённость родителей работой детского сада через анкетирование «Оценка взаимодействия с педагогами ДОУ»(приложение №10) и экспресс-диагностику (приложение №11) в течение всего учебного года. Результаты заносили в сводную таблицу:
№ п/п | Показатели | Удовлетворённость родителей работой ДОУ (в процентном отношении) | ||
Начало учебного года | Середина учебного года | Конец учебного года | ||
1 | Желание идти в детский сад | 35% | 58% | 97% |
2 | Доверие к воспитателю | 12% | 73% | 99% |
3 | Спокойствие за безопасность ребёнка | 28% | 50% | 84% |
4 | Спокойствие за психическое здоровье ребёнка | 25% | 46% | 85% |
5 | Хорошее питание | 20% | 57% | 95% |
6 | Физкультурно-оздоровительные мероприятия | 27% | 52% | 87% |
7 | Взаимопонимание в семье | 33% | 65% | 89% |
8 | Обучение и развитие способностей | 43% | 85% | 97% |
9 | Взаимодействие родителей с воспитателем | 31% | 60% | 99% |
10 | Окружающая среда ДОУ | 51% | 75% | 98% |
Эффективность нашей работы по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников очевидна.
Это видно и по результатам анализа адаптационных карт. На январь 2009 года, адаптация в группе №8 раннего возраста прошла успешно:
Полная адаптация | 18 | 100% |
Не полная адаптация | - | - |
Дезадаптация | - | - |
Таким образом, использование инновационных подходов к взаимодействию дошкольного учреждения с семьей способствует успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ и повышению эффективности работы с родителями. Позиция, как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Список литературы.
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007.-176с.
- Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель,2010.-127с.
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие.- Воронеж «Учитель»,2006.-236с.
- Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2007. – 79с.
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. -144с.
- Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство ДОУ: проектирование, тренинги, занятия. - Волгоград: Учитель,2009.-218с.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. -128с. (Дошкольное воспитание и развитие)
- Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. - Волгоград: Учитель,2010.-123с.
- Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2009,80 с.
- Детский сад и семья / Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, Л.В. Загиг и др.; Под ред. Т.А.Марковой. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: Просвещение,1986. – 207 с. (Библиотека воспитателя дет. сада)
- Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
- Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 2005. - N 6. - С. 66 - 70.
- Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание, 2004. - N 9. - С. 52 - 58.
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2006. – 320 с.
- Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание, 2003.- N 1. - С. 82 - 92. .
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – СПб, 2006. – 301 с.
- Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание, 2006. - N 9. - С. 23 - 31.
- Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание, 2005. - N 1. - С. 41 - 49.
- Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание, 2004. - N 1. - С. 60 - 68.
- Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание, 2005. - N 3. - С. 87 - 91.
- Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2006. - С.25 - 26.
- Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2006. - 160с.
- Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2006. – 434с.
- Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 232с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание системы педагогического сопровождения как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
«Создание системы педагогического сопровождениякак фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»...
«Создание системы педагогического сопровождения как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
«Создание системы педагогического сопровождениякак фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»...
«Создание системы педагогического сопровождения как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
«Создание системы педагогического сопровождениякак фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»...
Развитие речи как один из факторов успешной адаптации детей раннего возраста.
Влияние развития речи на процесс адаптации детей в ДОУ....
Презентация для аттестации на тему: "Взаимодействие с родителями как залог успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ"
Презентация для аттестации...
Среда как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к доу
Статья " Среда как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ".Что же может отвлечь ребенка при расстовании с родителями??7 Конечно, это сюрпризый момент, который его встречает в...