Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Коррекционно-развивающая программа, обеспечивающая полноценное овладение фонетического строя русского языка, интенсивное развитие восприятия, лексико - грамматических категорий языка, развитие связной речи, развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение), развитие эмоционально-волевых навыков, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ovz.docx | 62.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья
Автор:
педагог-психолог
Султанова Олеся Васильевна
Согласно ФГТ, содержание коррекционно-развивающей работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Общеобразовательной программы.
Наша программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетического строя русского языка, интенсивное развитие восприятия, лексико - грамматических категорий языка, развитие связной речи, развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение), развитие эмоционально-волевых навыков, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста.
Эффективность нашей коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя. Это взаимодействие осуществляется в разных формах:
- совместное составление индивидуального маршрута по всем направлениям;
- оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;
- совместное проведение интегрированных комплексных занятий.
Актуальность
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация интегрированного и инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. В последнее время возросло количество детей с ограниченными возможностями в нашем деском саду и поэтому мы создаем условия, необходимые для их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Цель программы коррекционно-развивающей работы – обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ и оказание помощи в освоении Общеобразовательной программы.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
-выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;
- преодоление затруднений в освоении Общеобразовательной программы.
Принципы организации коррекционно-развивающей работы:
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип коррекции и компенсации, позволяющей определить адресные логопедические и психологические технологии в зависимости от структуры и выраженности нарушений.
- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности психического и речевого развития детей;
- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями.
Концептуальные подходы коррекционно-развивающей программы:
-нейропсихологический, обеспечивающий выявление причин, лежащих в основе трудностей, возникающих у дошкольника при освоении основной Общеобразовательной программы
- комплексный, предусматривающий учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке с ОВЗ,
- интегрированный, позволяющий осуществлять совместную деятельность различных специалистов, сопровождающих развитие ребенка.
Наша программа строится на взаимосвязи диагностического, коррекционно-развивающего, оздоровительно-профилактического, социально-педагогического модулей.
1.Диагностический модуль программы коррекционно-развивающей работы
Задачи модуля:
- выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребенка при освоении Общеобразовательной программы;
- определить причины трудностей, возникающих у ребенка при освоении Общеобразовательной программы;
Содержание диагностического модуля входит в программу изучения ребенка различными специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель).
Используемый диагностический инструментарий
- Т.Н. Волковская «Иллюстрированная методика логопедического обследования», М. Издательский дом «Образование плюс», 2009
- В.П. Глухова «Методика диагностирования состояния монологической речи», М. «Эксмо», 2010
- Е.М. Косенова «Уроки логопеда», М. «Эксмо», 2008
- Е.В. Доценко «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях». Волгоград «Учитель», 2008
- Н.И. Гуткина «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению», М.:»Владос», 2009
- А.Л.Венгер «Психологическое консультирование и диагностика». Практическое руководство.Часть 1. М: «Генезис», 2010
Направление и содержание скринингового изучения дошкольника
Направление | Содержание работы | Ведущие специалисты |
Психолого-логопедическое: педагог-психолог: учитель-логопед: воспитатели группы: | Обследование актуального уровня развития ребенка, определение «зоны ближайшего развития», выявление трудностей, возникающих у ребенка по мере освоения основной общеобразовательной программы, причин возникновения данных трудностей Психологическое изучение ребенка и создание его психологического портрета Изучение и оценка уровня речевого развития ребенка Педагогическое изучение и оценка уровня развития основных видов детской деятельности; | Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель |
Социально-педагогическое | Изучение семейных условий воспитания ребенка | Педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед |
2. Коррекционно-развивающий модуль
Задачи модуля:
- определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы;
- разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка необходимыми специалистами при освоении Общеобразовательной программы (на основе полученных диагностических данных);
- организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка, испытывающего трудности в освоении программ.
Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает создание психолого-педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребенка с ОВЗ на основе комплексных диагностических данных.
Условия, необходимые для реализации коррекционно-развивающей работы
- использование специальных образовательных программ, исходя из категории с ОВЗ, а также специальных методов и приемов обучения и воспитания («Давай познакомимся!». Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников. Пазухина И.А., Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Алябьева Е.А., Программа эмоциоанльного развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С.В.; Программа коррекционнгого обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи Н.В. Нищева);
- использование технических средств обучения индивидуального пользования (аудио-видио записи, магнитофон, ноутбук, картотеки психогимнастик, мим-тренингов, картотека пальчиковой гимнастики, картотека игр для развития фонематического восприятия, картотека по звукопроизношению);
- организация и проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Учебно - тематический план коррекционно-развивающей работы по формированию психологической базы развития речи детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ОВЗ
№ | Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | ||
воспитатель | Педагог-психолог | Учитель-логопед | ||
1. | Работа по формированию предпосылок УУД | Беседы на темы: «Что мы умеем - чему мы научимся». Выставки достижений детей. Оформление детских портфолио успеха, альбомов «Я умею и люблю». Игры: «Люблю – не люблю», «Кем я стану», «Ласковое имя». Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка). Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)», «Школа Дружбы». | Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею» «Отгадай, кто какой», «Мое будущее», «Если бы я был звездой». Рисование на темы: «Рисуем имя», «Мой смешной портрет», «Ладошка достижений», «Цветок качеств». Упражнение «Я не могу – я могу – я сумею». Психогимнастика. Работа по сказке –метафоре «Огонек». Игры с песком. Лепка. Игры: «Давай поговорим», «Волшебные очки», «Путешествие по картине». | Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение», «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где?». Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний). Использование междометий с различной интонацией (ай, ой, ух). Интонационное выделение. Игра: «Попроси игрушку». |
2. | Нарушение нравственных норм и правил поведения | Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений, беседы на этические темы . Игра: «Приглашение в гости» Игры с правилами: «Да и нет не говори», «Кричалки– шепталки– молчалки». Драматизации сказок, рассказов, ситуаций в д/с. Игры: «Вежливый ручеек», «Волшебная палочка – добрых слов выручалочка». Настольные игры: «Оцени поступок», «Хорошо – плохо». Обсуждение фрагментов мультфильмов, сказок.
| Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе», «Как поступить». Игры: «Круг добра», «Кто подарил добрые лова», «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро». Решение и обыгрывание проблемных ситуаций. Упражнение «Встань на его (ее) место». Игры: «Если да – похлопай, если нет – потопай», «Догадайся, кто пришел?».
| Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры: «Поздоровайся по-разному», «Поблагодари по-разному». Логоритмическое упражнение «Мы всегда играем дружно» Продолжи рассказ по картинкам. |
3. | Коммуникативное. Трудности во взаимодействии с взрослыми | Создание ситуации успеха. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов. Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила- схемы по коммуникативной деятельности (словесных, наглядных). Игры: «Повтори задание», «Скажи по-другому». Работа с инструментами (символами) по УМК «Предшкола нового поколения.). Беседы на темы: «Мы здороваемся», «Как обратиться с просьбой», «Что делать, если ты потерялся?». | Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки», «Повтори за мной», «Волшебные очки». Игры и театрализация сказок (с диалогами). Упражнения: «Угадай, что чувствует взрослый», «Угадай, что понравится взрослому». Совместное творчество (в паре со взрослым договориться и нарисовать картинку). Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов, ребенок должен выбрать один. Игры: «Интервью», «Давай поговорим», «Устройся на работу». Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме», «Позвони в кассу», «Позвони в магазин». | Работа в паре со взрослым. Игры: «Я слово, ты мне слово», «Исправь ошибку», «Составь предложение или Перевертыши». Включение ребенка в деятельность. Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей. |
4. | Трудности во взаимодействии со сверстниками | Трудовые поручения в парах (тройках, команде). Разработка системы поощрений: «Самая дружная пара» Ролевые игры. Работа в парах на содержании УМК «Предшкола нового поколения. Организация работы в парах, небольших группах. Игры «Мы – конструкторы», «Повторялки», «Комплименты другу» Игры и хороводы с диалогами. Игры на обогащение словаря. | Игры на формирование адекватной самооценки «Горячий стул», «Я – сильный, умный, смелый», «Я могу, хочу, умею». Работа в парах. Игры «Зеркало», «Скульпторы», «Сиамские близнецы». Игры в парах: «Попугайчики», «Договоритесь, нарисуйте одинаково», «Молчок», «Я люблю тебя за то. | Организация взаимопроверки выполнения заданий. Упражнение «Похвали за…». Работа и игры в парах. («Незнайка осваивает звуки») Игры по методу телефонного разговора: «Поговори с другом», «Поздравь именинника». |
5. | Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками | Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает – не летает», «Я знаю пять…», «Хитрые вопросы». | Игры и упражнения на развитие мышления: «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «Скажи наоборот». Игра «Назови сходство и различие двух предметов». Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или с педагогом. | Игры и упражнения на развитие мышления: «Придумай загадку», «Закончи предложение». Работа по автоматизации звуков. Работа в соответствии с планом коррекционной работы. Логоритмика. Игра «Закончи предложение». Игра «Скажи по-другому». |
6. | Регулятивные. Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу | Графические диктанты «Напиши и продолжи…». Упражнение «Срисуй» Подвижные игры «Летает - не летает», «Съедобное-несъедобное» Упражнение «Если «да» - хлопай, если «нет» - топай». | Упражнение «Нарисуй». Упражнение «Реши задачу». Упражнение «Делай, что я говорю». Упражнение «Найди ошибку». Рефлексивные техники эмоционального состояния: «Облака настроения», «Паровозик настроения», «Гусеница настроения», «Гора настроения», «Лестница настроения» | Упражнения: «Узнай, кто это?», «Узнай, что (кто) это?», «Цепочка слов». Упражнения: «Запомни, повтори», «Договори слово», «Найди место звука в слове». Упражнение «Назови ласково». Игра «Кто больше назовет…». |
7. | Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью | Игра «Разрезные картинки». Упражнение «Что не дорисовано?». Игра «Из каких мы сказок?». Игра «Времена года». Игры со строительным материалом. | Упражнения: «Классификация», «Воспроизведение геометрических фигур», игра «Исключение лишнего». Игровое упражнение «Кого испугался охотник?». Упражнение «Шифровки». Игра «Запиши сказку». | Игра Кто внимательный?». Игра «Я – слово, вы – много слов». Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов. Примечание: перед игрой проговорить с ребенком план выполнения задания. Упражнения: «Найди и обведи букву», «Послушай, ответь и расскажи». Игра: «Укрась салфетку так, как я скажу». |
8. | Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью | Игра «Найди дорожку». Игра «Лото». Игры с пальцами. Игра «Выкладывание узора». Игра-пиктограмма «Говорящие рисунки». | Игра «Собери пирамидку». Игра «Выкладывание узора из мозаики». Упражнения: «Прямой и обратный счет». «Пальцы». Игра-пиктограмма «Запиши сказку». | Упражнение «Хлопай в ладоши». Игра «Собери усы». |
9. | Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого | Игровое упражнение «Нанизывание бусинок». Упражнение «Срисовывание по клеточкам». Игра «Найди два одинаковых предмета». Игровое упражнение «Четыре стихии». Игра «Слушай команду». | Логические цепочки «Найди нужную фигуру», «Погремушки». Упражнение «Кто внимательнее?». Упражнение «Сосчитай глазами». | Упражнение «Окончание слов». Игры: «Найди букву». «Узнай, какого это цвета». «Подчеркни А, зачеркни О». «Чем отличаются две картинки?». Игра «Зрительный диктант». |
10. | Познавательные (общеучебные) Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны | Беседы об окружающем мире Проговаривание, ведение дневника «Сегодня я узнал…». Игра «Выкладывание узора». Игра-пиктограмма «Говорящие рисунки». | Упражнение «Реши задачу». Упражнения: «Прямой и обратный счёт», «Пальцы». Игра - пиктограмма «Запиши сказку». Рефлексивные техники эмоционального состояния. | Разгадывание ребусов, кроссвордов. Упражнение «Узнай, что (кто) это?», «Цепочка слов». Упражнение «Хлопай в ладоши». Игра «Собери бусы». |
Деятельность хаотична, непродуманна, неконтролируема | Рефлексия деятельности Игры с конструктором, мозаикой Все виды лото, домино. Игра «Из каких мы сказок?». Игра «Времена года». Игры со строительным материалом (по образцу, схеме). Игры: «Квартет». «Найди дорожку». «Лото». Игра с пальцами. «Я кладу в мешок…». «Игра «Разрезные картинки». Упражнение «Что не дорисовано». | Упражнение «Чем похожи и непохожи?». «Пары картинок». «Пары слов». Упражнение «Шифровки». Игра «Запиши сказку». Игра «Собери пирамидку». Игра «Выкладывание узора из мозаики». «Классификация». «Воспроизведение геометрических фигур». Игра «Исключение лишнего». Игровое упражнение «Кого испугался охотник». | Игровой приём «Вспомни и назови». «Узнай, что мы загадали». Игровой приём «Поручение». «Зеленый, красный, синий». Упражнения: «Найди и обведи букву». «Послушай, ответь и расскажи». Игры: «Укрась салфетку так, как я скажу». «Как их зовут?». Игры: «Кто внимательный?». «Я – слово, вы – много слов». Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов. | |
11. | Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов | Игры со всеми видами мозаики (складывание рисунков, узоров по образцу). Игра «Найди два одинаковых числа». Игра «Положи такую же фигуру». Игры с конструктором Развивающая настольная игра «Сложи узор». «Найди игрушку» (инструкция пространственных действий). Упражнение «Повтори рисунок» (срисовывание). «Заколдованная картинка» (соединив точки по порядку, «расколдовать» предмет, сказочного героя) Игра «Найди отличия» | Упражнение «Продолжи узор» «Вычеркни лишнюю фигуру» «Из каких геометрических фигур составлен рисунок?» «Узнай по контуру» (назвать наложенные друг на друга изображения предметов). Разрезные картинки (разные варианты – по количеству частей, по способам разрезов). «Дорисуй картинку» (восстановить по клеточкам вторую половину изображения) «Заполни пробел» (восстановить клеточки на пустых областях листа в клетку) «Сделай копию» (срисовать изображение по клеточкам) | Работа с разрезной азбукой «Преврати буквы в слова» (о,а,с – оса). «Перепутанные буквы». Упражнение «Выложи буквы». Игра «Отвечай быстро». Штриховка по образцу, по вербальной инструкции. Игра «Запомни позу». Упражнение «Дорисуй букву», «Найди две одинаковые буквы» |
12. | Познавательные (информационные) Неумение находить и выделять необходимую информацию Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию | Упражнение «Кто это? Что это?" Логические задачи. Игра «Мультипликаторы, «Задай вопрос товарищу, ответь на его вопрос» Театрализованные игры-диалоги» | Игра «Чего больше?» «Подбери пару». Логические задачи. Игра «Истории из мешка», «Камень мудрости». | «Закончи предложения», «Подбери слово», «Послушай рассказ и ответь на вопросы». Игровые приёмы. Игровой приём «Что тебе сказали по телефону?», «Что ты хочешь?». |
Учебно - тематический план коррекционно-развивающей работы по развитию фонематических процессов для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ОВЗ
№ | Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | ||
воспитатель | Педагог-психолог | Учитель-логопед | ||
1. | Предметные трудности Трудности формирования способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук | «Где позвонили», «Тихо-громко», «Скажи, что слышишь», «Кто больше», «Кто позвал тебя - узнай», «Кто больше», «Будь внимателен», «Скажи, что слышишь». | «Кто больше», «Будь внимателен», «Скажи, что слышишь», Консультация по вопросам компенсации путем формирования способов выполнения деятельности; создания условий восприятия материала. | «Сравни слова», «Где звук», «Скажи, что слышишь?», «Сравни слова», «Где звук», «Скажи, что слышишь», «Будь внимателен», «Поймай рыбку», «Звуковые и слоговые кубики». |
2. | Трудности в различении звуков по сенсорным признакам: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие и их условных обозначений | «Кто внимательнее», «Звенит – жужжит», «Определи какой звук», «Звонкий – глухой», «Кто внимательнее», «Найди место для своей картинки». | Консультация по вопросам компенсации путем формирования специальных способов выполнения деятельности. | «Кто внимательнее», «Звенит – жужжит», «Определи, какой звук», «Звонкий – глухой», «Кто внимательнее», «Найди место для своей картинки». |
3. | Трудности в работе с условно – графической схемой слова и предложения | «Кто внимательнее». «Кто больше». «Определи, какой звук». «Сколько слов». «Кто лучше». «Назови сходство и различие». «Волшебные узоры». «Футбол». «Слуховой диктант». | «Слова длинные и короткие». «Вот как произносятся звуки». «Подскажи словечко». «Четвертый лишний». «Что сначала, что потом». | «Сравни слова». «Кто внимательнее». «Кто больше». «Определи, какой звук». «Сколько слов». «Кто лучше». « Составь предложения по картинкам». «Кто как голос подает». «Как слова дружат». «Какая полоска нужна». «Волшебные узоры». |
«Звенит – жужжит», «Определи какой звук», «Кто внимательнее», «Слова звучат», «Вот как произносятся звуки», «Назови одним словом», «Подскажи словечко», «Угадай что задумано», «Где мы были, мы не скажем…», «На что похоже», «Дорисуй до предмета», «Кто как голос подает». | ||||
4. | Трудность в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости | «Как Мишутка учился говорить», «Купи игрушку». | «Эстафета», «Купи игрушку». | «Восстанови порядок», «Эстафета», «Рассыпанные слоги», «Восстанови порядок», «Как Мишутка учился говорить», «Звуковые и слоговые кубики», «Найди слог», «Рассыпаные слоги». |
5. | Трудности в упражнениях на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков | «Смотри, не ошибись», «Звуки заблудились», «Измени слова по образцу», «Какое слово отличается от других», «Буква заблудилась», «Измени по образцу», «Подскажи словечко», «Распутай слово», «Звуки заблудились», «Веселые нотки», «Раз,два, три», «Измени слова по образцу», «Какое слово отличается от других», «Буква заблудилась», «Ералаш», «Распутай слово». | ||
«Узнай по контуру». «Кто спрятался» «Что перепутал художник» «Зашумленные картинки»«Зашумленные картинки» «Зеркало» Сравни картинки и найди отличия». Работа по заданию логопеда. Чистоговорки. Ребусы. Найди букву. На что похожа буква | Задания по принципу корректурной пробы. Повышение работоспособности путем индивидуализации. Корректурная проба | «Смотри, не ошибись», «Кто самый внимательный», «Веселые нотки», «Догадайтесь, что написал Незнайка?» «Буквоедик», «Зеркало», «Найди отличия», «Вставь пропущенную букву». Чистоговорки. «Звуковые и слоговые кубики», «Ребусы», «Азбука веселых человечков», «Реконструирование букв», «Нахождение спрятавшихся букв», «Как появились буквы». |
Учебно - тематический план коррекционно-развивающей работы по обогащению и активизации словаря, в овладении качественным и количественным словарем по разным лексическим темам, развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ОВЗ
№ | Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | ||
воспитатель | Педагог-психолог | Учитель-логопед | ||
1. | Трудность в обогащении и активизации словаря, в овладении качественным и количественным словарем по разным лексическим темам | «Повтори за мной», «Назови одним словом», «Кто больше», «Назови картинки», «Вспомни сказку», Заучивание стихотворений. «День воспитателя» -экскурсии по детскому саду, беседа о профессиях | Обучение приемам запоминания.
Психологический этюд « Моя любимая воспитательница», «Мой любимый детский сад» | «Повтори за мной», «Назови одним словом», «Кто больше», «Опиши картинку». Беседа о профессиях |
2. | Трудность в правильном согласовании существитель- ных с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже | «Я возьму с собой в поход», «Зарисуй и расскажи сказку или стихотворение», «Запомни картинки», «Запомни и повтори». | «Вспомни пару». | «Я возьму с собой в поход», «Вспомни пару», «Зарисуй и расскажи сказку или стихотворение», «Запомни картинки», «Запомни и повтори», «Опиши людей по картинке». |
«Продуктовый магазин», «Послушай и повтори», «Посмотри и повтори», «Найди пару», «Разучи стихотворение», «Выучи загадки». | ||||
«Гуляем по саду», «Гуляем по лесу», «Заблудились животные», «Запомни фрукты». | «Запомни картинки, слова, фрукты». | «Запомни картинки», «Запомни слова», «Запомни фрукты». | ||
3. | Трудности в овладении некоторыми способами словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов с разными приставками; родственных слов | Образование сложных прилагательных. Игры: «Назови ласково», «Кто у кого?», «Где зимуют звери?», «Что из чего?». «Полминутки для шутки», «Что подарил ребятам Чебурашка?». Лексико-грамматические игры и упражнения. Всемирный день животных Беседа о животных | Упражнения на саморегуляцию произвольной деятельности. Логические игры «Зоопарк», «В мире животных», психогимнастика «Добрый бегемотик» | Образование приставочных глаголов и сложных прилагательных. Игры: «Назови ласково», «Кто у кого?», «Где зимуют звери?», «Что из чего?», «Превращение слов», «Что подарил ребятам Чебурашка?». Фонетическая игра «А что вчера». Лексико-грамматические игры и упражнения. Составление описательных рассказов. |
4. | Трудности в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов | «Путаницы», «Не пропусти», «Где что лежит?», Диктанты пространственных действий» «Встань у….», «Принеси из…» и т.д. «Где галчонок?», «Где матрешка?», «Прятки». | «Десять отличий», «Саша-растеряша». | «Маленькие слова», «Важные слова», «Не пропусти», Переехали на новую квартиру», «Упражнения на употребление предлогов». |
5. | Трудности в составлении различных видов рассказов | Чтение и пересказ коротких рассказов. Рассматривание картин и ответы на вопросы по содержанию картины. Игра цепочка слов. Игра «Договори словечко» Ролевая игра «Грузчики». Игры: «Летает, а не птица», «Четвёртый лишний», «Собери шесть», «Классификация», Упражнение «Длинные, высокие, толстые». Положительная оценка действий ребенка, похвала. Всемирный день врача Игра «На приеме у врача» | Упражнения на развитие понятийного аппарата (анализа, обобщения, систематизации. «Спрятанные проблемы». Консультаций с педагогами и родителями. Работа по повышению статуса ребёнка Психогимнастика «Помоги птенцу», «Пожалей котенка» | Придумай вопросы по картинке. Задай вопрос товарищу. Расскажи, где лежит. Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях. Положительная оценка действий ребенка, похвала Рассматривание картин о профессиях |
6. | Трудности в составлении всех типов предложений | Чтение и пересказ коротких рассказов. Рассматривание картин и ответы на вопросы по содержанию картины. Игра цепочка слов. Игра «Договори словечко» Неделя спорта Беседа о видах спорта, игра «Кто самый ловкий» | Психологические игры «»Петушки», «Жужа», «Ловись рыбка», «Зеваки» | Придумай вопросы по картинке. Задай вопрос товарищу. Расскажи, где лежит. Составление сложносочиненных предложений по картинкам и вопросам, игра «Узнай, кто это» |
Пересказ художественных текстов. Рассказы по серии сюжетных картинок. «Составь предложение». «Воспроизведение». | ||||
Составление рассказа «Установи последовательность событий», «Речь и фантазия», «Встретились герои разных сказок», «Моделирование сказочного сюжета». | «Опосредованное запоминание». Упражнения на логику, развитие наблюдательности и фантазии. «Кто откуда?». | Составление рассказа. «Установи последователь-ность событий», «Выбери подходящее слово», «Моделирование сказочного сюжета». | ||
7. | Трудности в понимании смысла слов: между, раньше, позже; понятий: сегодня, завтра, вчера; частей суток, дней недели, времен года; их последовательности | «Живые сутки», «Зарядка», «Наш день», Ведение календаря природы. Составление рассказов из личного опыта. «Продолжи за мной» (с мячом). «Скажи наоборот», «Назови соседей» (дни недели, времена года). Чтение художественной литературы Всемирный день приветствий Беседа, игра «Поприветствуй друга» | Подвижные игры с правилами «Беги по сигналу», «Остановись по сигналу». Сюжетно-ролевые игры. Настольно печатные игры. Головоломки. Кубики с картинками. Игры с конструктором. Мозаика, пазлы. Психологический этюд «Путешествие в мир эмоций», «Радостное утро» | «Живые сутки». Составление рассказов из личного опыта «Дни недели, стройся», «Продолжи за мной» (с мячом). «Скажи наоборот», «Назови соседей» (дни недели, времена года), «Что было раньше, что позже», «Раз, два, три, говори». Игры - драматизации. Игры-драматизации по теме. |
8. | Трудности в счете в прямом и обратном порядке, от заданного числа до другого | «Детективы за работу», «Черные и белые», «В одном дворе», «Лестница, ведущая к замку». «Считай дальше», «Сбежавшие числа». Пересказы. Заучивание стихов. Составление рассказов по сюжетным картинкам. День доброты Беседа, дидактические игры «Помоги другу», «Помощники». | «Учимся включать память». Работа с пиктограммами. «Свяжи слова». Психогимнастики «Назови соседа ласково», «Если добрый ты…» | «Сбежавшие числа». Пересказы. Заучивание стихов. Составление рассказов по сюжетным картинкам. Составление предложений по картинкам и вопросам, игра «Скажи ласково» |
9. | Трудности в счете предметов на слух, по осязанию, в счете движений | «Пять имен». «Посчитаем-отдохнем»,«Стук-стук», «Чудесный мешочек», «Посчитай и отсчитай!». Подвижные игры. | «Что не дорисовано?», «Что перепутал художник», «Дорисуй фигуру», «Опиши предмет». | «Пять имен», «Посчитаем-отдохнем», «Стук-стук», «Чудесный мешочек», «Посчитай и отсчитай!», Физкультминутки |
10. | Трудности различения количественных и порядковых числительных (сколько, который) | «Сколько? Какой?», «Звериный детский сад – построй в ряд всех ребят», «Отгадай», «Теремок», «Зарядка» Подвижные игры. Физкультминутки Международный день родного языка Чтение и заучивание стихов | Чтение и пересказ коротких рассказов. Рассматривание картин и ответы на вопросы. Игры «Цепочка слов», «Договори словечко». Психогимнастика «Хоровод сказочных героев» | «Сколько? Какой?», «Звериный детский сад – построй в ряд всех ребят», «Отгадай», «Теремок». Придумай вопросы по картинке. Задай вопрос товарищу. Расскажи, где лежит. Игра «Чудесный мешочек», «Скажи красиво» |
11. | Трудности соотнесения цифры, числа и количества | «Узнай по контуру». Узнавание точечных или пунктирных цифр. Узнавание перечеркнутых цифр или наложенных друг на друга. Нахождение заданной цифры в ряду цифр. Поиск цифры в сюжетной картинке. «Торопись, да не ошибись». «Сколько в какой руке». «Один да один». «Сколько нас без одного» . | Штриховка. Дорисовывание. Выкладывание из палочек, нитки на бархатной бумаге | «Рассеянный художник». |
Головоломки. Лабиринты. Логические задачи, направленные на развитие процессов: сериации, анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. | ||||
12. | Трудности в использовании условной мерки | «Что такой длины? Ширины? Высоты?», «Елка», «Перевозка материалов». Конструирование. Экспериментальная деятельность. Международный день птиц Беседа, заучивание загадок о птицах, игра «Помоги птицам» | Психологический этюд «Соловьи», «Птичьи голоса» | «Елка». «Перевозка материалов». Игра «Узнай какая птица», составление описательных рассказов. |
13. | Трудности в овладении действиями сложения, вычитания, сравнения (использование математических знаков +, -,‹,›, =) |
| ||
Задачи в стихотворной форме. «Торопись, да не ошибись». «Сколько в какой руке». «Один да один». «Сколько нас без одного». Конструирование. Международный день детской книги Чтение художественной литературы, беседы и заучивание по теме | «Хитрые примеры». «Соедини правильно. Упражнение «Расскажи стихотворение голосом сказочного героя», «Карнавал сказочных героев» | «Торопись, да не ошибись». «Сколько в какой руке». «Один да один». «Сколько нас без одного». Игры-драматизации по теме. | ||
14. | Трудности в составлении и решении арифметических задач | «В овощном магазине», «В магазине игрушек», «Математические бусы», Наблюдение на прогулке. Сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Строители», «Путешествие», «Магазин». Моделирование арифметических задач. Праздник весны и труда Рассматривание картин, составление рассказов, заучивание стихотворения о весне | «Забавные лапки». «Посудная полка». Моделирование арифметических задач. Психогимнастика «Подснежник», «Весеннее настроение», «Ласковое солнышко» | «Волшебная корзинка», «Математическая посуда», «Забавные карандашики», «Забавные лапки», «Посудная полка». Отработка понимания смысла приставочных глаголов. Составление рассказов по серии картин, игра «Угадай, какое время года» |
Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы
Универсальные предпосылки учебной деятельности | Интегративные качества ребенка | Результаты формирования универсальных предпосылок учебной деятельности | Значение универсальных предпосылок учебной деятельности для обучения в 1-м классе |
Личностные Самоопределение
| Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. | Адекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие. | Формирование адекватной мотивации дальнейшей учебной деятельности. Ребенок самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает правила здорового образа жизни. |
Смыслообразова- ние | Любознательный, активный. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | Осознанность важности и необходимости учения. | Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Откликается на эмоции близких людей и друзей. |
Нравственно-этическая ориентация | Эмоционально отзывчивый, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. | Соблюдение нравственных норм и правил поведения. | Сопереживает персонажам сказок, рассказов. Эмоционально реагирует на окружающий его мир. |
Коммуникат-ивные Инициативное сотрудничество | Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. | Проявлять активность во взаимодействии | Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Речь как основа творческой учебно-познавательной деятельности в условиях коллективной деятельности. |
Планирование учебного сотрудничества | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | ||
Взаимодействие | Взаимодействие с взрослыми и со сверстниками. Умение выражать свои мысли в общении с педагогами и со сверстниками. | ||
Управление коммуникацией | Умение находить способы разрешения конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников. | ||
Регулятивные Осуществление учебных действий | Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции | Осуществление действий по образцу и заданному правилу. | Произвольность в поведении – основа учебно-познавательной деятельности (умение ребенка слушать и слышать, строить свою деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами). Способность планировать свои действия для достижения конкретной цели. |
Планирование | Умение организовать свою деятельность в соответствии с целью. | ||
Контроль и самоконтроль | Умение сопоставлять результат действий с поставленной целью. | ||
Коррекция | Умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. | ||
Оценка | Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. | ||
Познавательные Общеучебные | Овладевший необходимыми умениями и навыками. Любознательный, активный. Способный решать интеллектуальный и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции | Широкий кругозор, достаточный объем знаний об окружающем мире. | Устная речь как основа для дальнейшего развития устной речи и освоения детьми письменной формы речи. Основы словесно-логического мышления. Первоначальные умения написания элементов букв, цифр - основа дальнейшего обучения письменной речи. Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; способность преобразовывать способы решения задач (проблем) |
Целенаправленная, продуманная, контролируемая деятельность. | |||
Знаково-символические | Умение использовать знаково-символические средства для решения задач. | ||
Информационные | Умение находить и выделять необходимую информацию. | ||
Умение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию. | |||
Умение передавать информацию |
Используемая литература
- Т.А. Ткаченко «Логопедические упражнения», М. «Эксмо», 2005
- И.В. Баскакина, М.И. Лынская «Логопедические игры», М. «Айрис-Пресс», 2008
- Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи», Ярославль, «Академия развития», 2005
- И.В. Скаврцова «Трудные звуки. Грамматика в картинках», М. Издательский дом «Нева», 2005
- Пылаева Н.М. Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет «Линка Пресс», 2005.
- Гавурина, С.Н. Рисуй и запоминай. Тренируем память [Текст] / С.Н. Гавурина. - Ярославль, 2006.
- С.В.Крюкова «Здравствуй, я сам!» Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет, Москва,2005
- С.В. Крюкова. Н.П.Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», М. «Генезис» 2010
- И.А., Барташникова «Учись играя»,М. «Фолио», 2007
- В.В Рубцов. Справочник педагога-психолога №7,№8,№9,№10 2012г., ЗАО «МЦФЭР», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая среда в группе «Особый ребёнок» для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Описан опыт по организации здоровьесберегающей среды в ДОУ для детей с ОВЗ...
авторская программа "Школа здорового ребенка" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра...
Индивидуальная программа сопровождения ребенка раннего дошкольного возраста с особыми образовательными возможностями.
Данная примерная индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ, необходима специалисту психологу, дефектологу, логопеду для качественного сопровождения ребенка-дошкольника с трудностями в обуче...
Коррекционно-развивающее занятие по формированию патриотического воспитания у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в подготовительной группе. Тема: День Победы.
Коррекционно-развивающее занятие по формированию патриотического воспитания у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в подготовительной группе по теме "День Победы". Обобщение мат...
Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»
Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, ...
"Использование игровых методов как одна из условий развития словаря детей раннего и младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья"
Индивидуальный план работы по самообразованию...
Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...