"Использование игровых методов как одна из условий развития словаря детей раннего и младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья"
материал
Индивидуальный план работы по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2021.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей
с ограниченными возможностями здоровья
Программа
самообразования учителя-дефектолога
Садеевой Эльмиры Минсалиховны
по теме:
«Использование игровых методов как одна из условий развития словаря детей раннего и младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья »
Нижнекамск, 2017-2021 гг.
Индивидуальный план работы по самообразованию
на 2017-2021 учебные годы.
Личные данные
Тема: «Использование игровых методов как одна из условий развития словаря детей раннего и младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»
Актуальность выбранной темы:
Современные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего и младшего дошкольного возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития, воспитания и обучения. Одна из важных задач воспитания и обучения детей с ОВЗ – их своевременное умственное и речевое развитие.
В возрасте от 1,5 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи. Одновременно с развитием речи развиваются восприятие, мышление, память, воображение ребенка. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.
Педагогу совместно с родителями необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи. Именно ранний и младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для пополнения словаря, закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Чтобы многосторонне развить речь ребенка нужен комплексный подход, нужно использовать весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную, дыхательную гимнастику и т.д.
На сегодняшний день доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная коррекционно-образовательная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.
Цель: повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Задачи:
- изучить учебно-методическую литературу передового опыта по выбранной теме;
- проанализировать содержание коррекционно-образовательной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста;
- использовать в работе упражнения и задания по формированию речевой активности детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- планомерно и систематически совершенствовать и внедрять методики в коррекционно-развивающий процесс по формированию речевой активности;
- разработать, обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.
Предполагаемый результат: качественное улучшение образовательного процесса.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
1. Изучение литературы по теме.
2. Создание картотеки логопедических игр (артикуляционные упражнения, пальчиковые игры, упражнения на развитие речевого дыхания).
3. Разработка коррекционно-развивающих занятий по развитию речевой деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
4. Использование разработанных игр в системе коррекционно-развивающих занятий.
5. Посещение и участие в заседаниях методических объединений, семинарах, конференциях конкурсах для педагогов специальных общеобразовательных учреждений.
6. Проведение серий открытых мероприятий для анализа со стороны коллег.
7. Обобщение результатов проделанной работы.
План работы по самообразованию на 2017-2021 учебный год.
Источники самообразования:
∙Курсы повышения квалификации
∙Семинары и конференции
∙Мастер-классы
∙Телевидение
∙Газеты, журналы
∙Видео, аудио информация на различных носителях
∙Платные курсы
∙Мероприятия по обмену опыта
∙Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
∙Интернет
Список изучаемой литературы:
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». «Скрипторий 2003», 2013.
- Батяева С.В., Володина В.С., Савостьянова Е.В. Большой альбом по развитию речи. – М.:
РОСМЭН, 2015. – 280 с.
- Ветрова В.В. Во что играть с ребёнком до 3-х лет / В.В.Ветрова. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – (Ранний возраст).
- Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Программа дошкольных образовательных организаций компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
- Ермакова И.А. Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 31с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»)
- Ермакова И.А. Поиграй со мной, мама! Развивающие занятия для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 31с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
- Краузе Е. «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста». «Корона. Век», 2013.
- Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых
маленьких. – М.: Эксмо, ОЛИСС,2007.-192 с.: ил.
- Костыгина В.Н., Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. – М.: «Карапуз», 2002
- Крупенчук О.И., Пальчиковые игры.- СПб.: Изд. Дом. «Литера», 2005
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.
- Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 2-4 лет». «Корона. Век», 2015.
- Серебрякова Н.В. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста». «Каро», 2014.
- Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». - М.: Просвещение, 2014.
- Стребелева Е.А. «Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». - М.: Просвещение, 2014.
- Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Н. Новгород,1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."
В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при подготовке по данной теме....
Методическая разработка Применение релаксационных техник в целях психологической коррекции детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка...
Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры.
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем же причины задержки? Итак, уровень р...
Консультация «Особенности проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для педагогов и родителей...
Программ адаптации к условиям ДОУ для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Кроха"
Программа раскрывает содержание работы группы кратковоременного пребывания детей раннего и младшего дошкольного возраста не посещающих ДОУ....
Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»
Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, ...
Использование массажного мячика для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста
Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи ребенка происходит одновременно. В раннем и младшем дошкольном возрасте особенно эфективно использование специальных упражен...