"Использование игровых методов как одна из условий развития словаря детей раннего и младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья"
материал

Садеева Эльмира Минсалиховна

Индивидуальный план работы по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2021.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей

с ограниченными возможностями здоровья

Программа

самообразования учителя-дефектолога

Садеевой Эльмиры Минсалиховны

по теме: 

«Использование игровых методов как одна из условий развития словаря детей раннего и младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья »

Нижнекамск, 2017-2021 гг.

Индивидуальный план работы по самообразованию

на 2017-2021 учебные годы.

Личные данные

1.

Фамилия

Садеева

2.

Имя

Эльмира

3.

Отчество

Минсалиховна

4.

Должность, по которой аттестуется работник(дополнительно указывается преподаваемый  предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы)

Учитель-дефектолог

5.

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

6.

Населенный пункт (город, район)

город  Нижнекамск

Нижнекамский муниципальный район

Республика Татарстан

7.

Стаж (педагогический)

27 лет

8.

Стаж (по специальности)

16 лет

9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа)

Высшее профессиональное образование.

 Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова,   квалификация по диплому «Учитель-логопед».

 Диплом ВСБ 0634441,

 выдан 20 февраля 2004 года

10.

Курсы повышения квалификации(тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка(при наличии)(наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Курсы повышения квалификации «Инновационные технологии развития речи и мышления у детей с ограниченными возможностями (с учетом требований ФГОС)», 240 ч.; АНМЦ «Развитие и коррекция»                  г. Москва, 2017г.

Удостоверение № 41л/п-2458/6.

Курсы повышения квалификации «Логопедический массаж», 72ч.; ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права г. Казань", Нижнекамский филиал, 2019 г.

Удостоверение № ПК-2971-2019.

Курсы повышения квалификации «Формирование основ оказания первой помощи у работников образовательной организации», 24 ч.; ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права г. Казань", Нижнекамский филиал, 2019 г.

Удостоверение ПК-927-2019

Курсы повышения квалификации «Организационные основы ранней помощи», 72 ч., «Университет управления «ТИСБИ», г. Казань, 2019 г., удостоверение № 2640.

ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права г. Казань" Нижнекамский филиал, 1050ч.;

Направление "Дефектология".

Диплом: 3089/2015-Н, выдан              30.06. 2015 г

11.

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

 Первая квалификационная категория, с 30 декабря 2015 г. по 30 декабря 2020 г. 

12.

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды,  год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)

Почётная грамота администрации и профсоюзного комитета МАУО «Надежда»,2013г
Почётная грамота администрации и профсоюзного комитета МАУО «Надежда»,2015г
Почётная грамота Муниципального бюджетного учреждения "Управление дошкольного образования" Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан 2016г.

Тема: «Использование игровых методов как одна из условий развития словаря детей раннего и младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»

Актуальность выбранной темы:

Современные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего и младшего дошкольного возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития, воспитания и обучения. Одна из важных задач воспитания и обучения детей с ОВЗ – их своевременное умственное и речевое развитие.

            В возрасте от 1,5 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи. Одновременно с развитием речи развиваются восприятие, мышление, память, воображение ребенка. С помощью речи  ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.
           Педагогу совместно с родителями  необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи. Именно ранний и младший дошкольный  возраст наиболее благоприятен для пополнения словаря, закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
          Чтобы многосторонне развить речь ребенка  нужен комплексный подход, нужно использовать весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную, дыхательную гимнастику и т.д.

           На сегодняшний день доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная коррекционно-образовательная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция  и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

Цель: повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Задачи:

- изучить учебно-методическую литературу передового опыта по выбранной теме;

- проанализировать содержание коррекционно-образовательной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста;

- использовать в работе упражнения и задания по формированию речевой  активности детей раннего и младшего дошкольного возраста;

- планомерно и систематически совершенствовать и  внедрять методики в коррекционно-развивающий процесс по формированию речевой активности;

- разработать, обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.

Предполагаемый результат:  качественное улучшение образовательного процесса.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

1.  Изучение литературы по теме.

 2. Создание картотеки логопедических игр (артикуляционные упражнения, пальчиковые игры, упражнения на развитие речевого дыхания).

 3. Разработка коррекционно-развивающих занятий  по развитию  речевой деятельности с детьми  раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

 4. Использование разработанных игр в системе коррекционно-развивающих занятий.

 5. Посещение и участие в заседаниях методических объединений, семинарах, конференциях конкурсах для педагогов специальных общеобразовательных учреждений.

 6. Проведение серий открытых мероприятий для анализа со стороны коллег.

 7.  Обобщение результатов проделанной работы.

План работы по самообразованию на 2017-2021 учебный год.

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

1.Диагностический

Анализ затруднений.

Изучение литературы по проблеме и анализ имеющегося опыта

Сентябрь -

 декабрь, 2017г.

 Анализ  предметно-практической образовательно- развивающей среды в кабинете дефектолога;

на протяжении

2017-2021 г.

-Изучение литературы

2. Прогностический

Определение целей  и

задач работы над темой.

Разработка системы

мер, направленных

на решение

проблемы.

Прогнозирование

результатов

Сентябрь -

ноябрь, 2017г.

Формулировка цели и задач работы над темой.

Сентябрь – декабрь, 2017 г.

-Ознакомление с разными диагностическими методиками  и материалами  речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.

ежегодно, на протяжении 2017-2021гг.

-Диагностика детей по изученным методикам.

 

3.Практический

Внедрение педагогического опыта

работы.

Формирование

методического

комплекса.

Корректировка  работы

октябрь, 2017 г.-

май, 2021 г.

-Разработка коррекционно-развивающих занятий  по развитию познавательной и речевой деятельности с детьми  раннего и младшего дошкольного возраста;

на протяжении

2017-2021 гг.

-Разработка консультаций для родителей:

- «Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания»;

- «Речевые и пальчиковые игры для малышей»;

- «Что такое дыхательная гимнастика?»;

- «Речевое развитие ребёнка от 1,5 до 3-х лет»

- «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка»

- «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»

- «Сказка о весёлом язычке» (основной комплекс артикуляционной гимнастики)

- «Игры для развития слухового внимания»

- «Игры для развития фонематического слуха»

4. Обобщающий

Подведение итогов

Оформление результатов работы

2020-2021 гг.

- Систематизация практического материала по данной проблеме.

апрель,2021 г.

-Обобщение результатов на заседании методического объединения

на протяжении 2017-2021 гг.

-Участие и результаты

в муниципальных, региональных и

всероссийских  конкурсах и

викторинах (дипломы , сертификаты)

на протяжении 2017-2021 гг.

-Консультативная помощь воспитателям и родителям, организация мастер-классов, тренингов, семинаров- практикумов.

5. Внедренческий

Распространение опыта работы

на протяжении 2018-2021 гг.

-Публикации в журналах.

-Организация мастер-

классов для коллег.

-Выставки, информация на стендах

Источники самообразования:

∙Курсы повышения квалификации

∙Семинары и конференции

∙Мастер-классы

∙Телевидение

∙Газеты, журналы

∙Видео, аудио информация на различных носителях

∙Платные курсы

∙Мероприятия по обмену опыта

∙Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)

∙Интернет

Список изучаемой литературы:

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». «Скрипторий 2003», 2013.
  2. Батяева С.В., Володина В.С., Савостьянова Е.В. Большой альбом по развитию речи. – М.:

      РОСМЭН, 2015. – 280 с.

  1. Ветрова В.В. Во что играть с ребёнком до 3-х лет / В.В.Ветрова. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – (Ранний возраст).
  2. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева.  Программа  дошкольных  образовательных  организаций  компенсирующего  вида  для детей с нарушением интеллекта  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
  3. Ермакова И.А. Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 31с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»)
  4.  Ермакова И.А. Поиграй со мной, мама! Развивающие занятия для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 31с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).
  5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
  6. Краузе Е. «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста». «Корона. Век», 2013.
  7. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых

      маленьких. – М.: Эксмо, ОЛИСС,2007.-192 с.: ил.

  1. Костыгина В.Н., Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. – М.: «Карапуз», 2002
  2. Крупенчук О.И., Пальчиковые игры.- СПб.: Изд. Дом. «Литера», 2005
  3. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с  церебральным параличом. – М., 1985.
  4. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 2-4 лет». «Корона. Век», 2015.
  5. Серебрякова Н.В. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста». «Каро», 2014.
  6.  Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». -  М.: Просвещение, 2014.
  7. Стребелева Е.А. «Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». -  М.: Просвещение, 2014.
  8. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Н. Новгород,1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."

В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при  подготовке по данной теме....

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры.

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем же причины задержки? Итак, уровень р...

Программ адаптации к условиям ДОУ для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Кроха"

Программа раскрывает содержание работы группы кратковоременного пребывания детей раннего и младшего дошкольного возраста не посещающих ДОУ....

Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»

 Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, ...

Использование массажного мячика для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста

Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи ребенка происходит одновременно. В раннем и младшем дошкольном возрасте особенно эфективно использование специальных упражен...