Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей.
статья (старшая группа) по теме

Смирнова Людмила Юрьевна

Представлены варианты приемов, которые может использовать воспитатель при организации и корректировки сюжетно-ролевой игры

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_rukovodstva_igrami.rar19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми

Приемы воздействия на игровую деятельность, способствующие развитию игр детей:

  • обогащение впечатлений детей с целью разнообразия игровых замыслов;
  • обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развернутым игровым действиям;
  • введение в игру предметов-заместителей;
  • побуждение детей к "действию" с воображаемыми предметами;
  • обогащение предметной игровой среды обобщенным игровым материалом;
  • побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений;
  • участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний;
  • показ и обучение в театрализованных играх эмоционально-выразительным движениям, жестам, мимике;
  • побуждение в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры;
  • обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения ставить друг другу игровую цель, принимать ее, договариваться друг с другом;
  • побуждение за счет разнообразия игровых замыслов и расширения игрового опыта к увеличению длительности игр.

Приемы, используемые для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов:

  • показ способов действия с игрушкой через театр, сюжетно-дидактическую игру;
  • просмотр теле-, кино-, диафильмов;
  • наблюдение за трудом взрослых на целевых прогулках;
  • проведение экскурсий;
  • беседы с детьми в ходе экскурсий, наблюдений за трудом взрослых;
  • наблюдение за играми детей (старших или с лучшим игровым опытом);
  • игры воспитателя с детьми (образец действий, высказываний, диалогов);
  • встречи с людьми разных профессий;
  • беседы с детьми до и после игры (уточнение правил, способов взаимодействия, игровых действий, ролевых высказываний);
  • изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования;
  • показ различных видов театра; обучающие (сюжетно-дидактические) игры;
  • чтение художественной литературы; рассказы взрослых о работе;
  • рассматривание разнообразного иллюстративного материала;
  • управление детскими объединениями.

Приемы, направленные на воспитание целеустремленности и активности в играх:

  • показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с той
  • или иной ролью;
  • участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей;
  • введение разнообразных главных и второстепенных ролей;
  • наблюдение за играми активных, инициативных детей;
  • составление рассказа "Как можно играть в эту игру";
  • обучение планированию игры;
  • беседа с детьми и обыгрывание ситуации во время и после экскурсий и чтения литературы;
  • использование театрализованных игр с разными видами театров;
  • изготовление и последующее обыгрывание атрибутов к разным сюжетным играм;
  • обыгрывание в режиссерских играх различных сюжетов;
  • строительство и последующее обыгрывание разнообразных сюжетных построек;
  • использование в играх сюжетосложения, взаимосвязь с играми других подгрупп детей;
  • анализ и поощрение отдельных детей и игровых коллективов, играющих без конфликтов или умеющих самостоятельно уходить от конфликтов.

Приемы, используемые для формирования положительных эмоций у детей в игре:

  • показ воспитателем новых способов игровых действий  с одними и теми же предметами;
  • создание многообразных игровых ситуаций, вытекающих из предметных действий и продолжающих их вместе с воспитателем;
  • включение детей в развитие сюжетной ситуации с подключением специфических игровых действий и сопровождением эмоциональных реплик;
  • побуждение детей к повторению или произнесению сюжетной речи в игровой ситуации; выбор тем для игр с эмоциональной выразительностью игровых действий, персонажей; театрализованные диалоги;
  • сюжетные действия с театрализованной игрушкой, сопровождаемые ролевым комментарием; образец и повтор ребенком реплик в соответствии с сюжетом; упражнение в интонационной выразительности речевых диалогов; чтение художественных произведений с наличием эмоциональных диалогов; введение в игру специальных наборов образной игрушки с ярко выраженным эмоциональным содержанием;
  • подбор игр с разными сторонами эмоционального опыта;
  • подбор игр с обязательными эмоциональными контактами между участниками; ролевое участие воспитателя в игре;
  • рассказывание и обыгрывание сказок с образами, идеалами; использование литературных образов, близких детям по характеру и личностным свойствам.

Приемы, используемые для руководства поведением детей в играх:

  • совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр;
  • введение (и обучение этому детей) дополнительных, главных и второстепенных ролей;
  • использование в играх предметов-заместителей и обозначение предметов, словом с целью избежать конфликтов;
  • использовать очередность принятия ролей, пользующихся популярностью;
  • изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения;
  • обучение детей приемам реализации игрового замысла, понятным партнерам;
  • обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям;
  • наблюдение за играми детей, анализ их поведения с точки зрения реализации игрового замысла, длительности совместной игры;
  • чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли;
  • регулирование состава детского игрового коллектива с целью подбора и сочетания активных и пассивных детей;
  • обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятел...

Мастер класс «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей второй младшей и средней группы»

Мастер-класс для педагогов «Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду»Цель: совершенствование педагогов в процессе овладения приёмами руководства сюжетно-р...

Методические рекомендации «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: Развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержани. Использование игры в целях воспитания д...