• Методические рекомендации «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
- Методические рекомендации «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»
- При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
- • развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) ;
- • использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,
- Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
- Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
- Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
- Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
- Этот метод включает в себя следующие компоненты: - планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;
- - совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; - своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
- - активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.
- Ранний возраст.
- Приемы прямого руководства. - эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре
- - показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого
- - совместные с воспитателем игровые действия
- - включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)
- - демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов
- - применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком
- - подсказывающие вопросы
- Приемы косвенного руководства.
- - подбор игрушек с определенными свойствами
- - рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении
- - наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения
- - разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок)
- - подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей)
- - рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций
- - создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом)
- - изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых)
- - постановка педагогом проблемной ситуации
- Вывод: В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.
- Младший дошкольный возраст.
- Приемы прямого руководства.
- Вторая младшая группа
- Обучение способам игрового отражения действительности:
- - включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)
- - обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере
- Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:
- - вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)
- - поощрение
- -побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)
- - помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)
- Средняя группа
- - включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)
- - вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)
- Приемы косвенного руководства.
- Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:
- - внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений
- - экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми
- - создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)
- - чтение художественных произведений, драматизация сказок
- - наблюдение за играми других детей
- -напоминания об интересных фактах из жизни.
- Организация предметно-игровой среды
- - сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек
- - внесение в среду новой игрушки
- - изготовление детьми атрибутов для игры
- Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:
- - ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)
- - создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.
- Организация воспитателем игр обучающего характера:
- - театрализованные игры
- - игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? »
- - дидактические игры «Кому что нужно для работы»…
- Создание игровой проблемной ситуации: - с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) - с помощью активизирующего общения педагога с детьми.
- - поощрение
- - привлечение в игру малоактивных детей.
- Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.
- Старший дошкольный возраст.
- Приемы прямого руководства.
- - Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .
- Приемы косвенного руководства.
- - обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)
- - привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
- Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
- - создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)
- - расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,
- - включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,
- - пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
- Помощь взрослого:
- - вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность
- - спланировать ход игры, последовательность действий
- - распределить роли, согласовать замысел,
- - помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,
- - наблюдение за игрой детей,
- - направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)
- - создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,
- - создать игровую ситуацию,
- - индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.
- Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Общие методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников
Консультация для педагогов "Общие методы и приемы руководства сюжетно=ролевыми играми"...
Методические рекомендации для педагогов «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятел...
Консультация для воспитателей "Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей"
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей...
"Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду"
"Сюжетно-ролевая игра в детском саду"Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творче...
Организация, методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей
Руководство сюжетно-ролевой игрой...
Мастер класс «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей второй младшей и средней группы»
Мастер-класс для педагогов «Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду»Цель: совершенствование педагогов в процессе овладения приёмами руководства сюжетно-р...
Методические рекомендации «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: Развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержани. Использование игры в целях воспитания д...