Консультация для воспитателей "Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей"
статья на тему

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»

        При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

  • развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
  • использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

        Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

        Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

        Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

        Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

        Этот метод включает в себя следующие компоненты: - планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

                - совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; - своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

- активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

        Ранний возраст. 

        Приемы прямого руководства. - эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре

        - показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого

        - совместные с воспитателем игровые действия

        - включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)

        - демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов

        - применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком

        - подсказывающие вопросы

        Приемы косвенного руководства.

        - подбор игрушек с определенными свойствами

        - рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении

        - наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения

        - разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок)

        - подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей)

        - рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций

        - создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом)

        - изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых)

        - постановка педагогом проблемной ситуации

        Вывод: В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собойпредметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.

        Младший дошкольный возраст. 

        Приемы прямого руководства.

        Вторая младшая группа 

        Обучение способам игрового отражения действительности:

        - включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)

        - обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере

        Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:

        - вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)

        - поощрение

        -побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)

        - помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)

        Средняя группа 

        - включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)

        - вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)

        Приемы косвенного руководства.

        Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

        - внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений

        - экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми

        - создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

        - чтение художественных произведений, драматизация сказок

        - наблюдение за играми других детей

        -напоминания об интересных фактах из жизни.

        Организация предметно-игровой среды

        - сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек

        - внесение в среду новой игрушки

        - изготовление детьми атрибутов для игры

        Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

        - ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)

        - создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

        Организация воспитателем игр обучающего характера:

        - театрализованные игры

        - игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? »

        - дидактические игры «Кому что нужно для работы»…

        Создание игровой проблемной ситуации: - с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) - с помощью активизирующего общения педагога с детьми.

        - поощрение

                - привлечение в игру малоактивных детей.

        Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.

        Старший дошкольный возраст. 

        Приемы прямого руководства.

        - Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .

        Приемы косвенного руководства.

        - обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

        - привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

        Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

        - создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

        - расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

        - включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

        - пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

        Помощь взрослого:

        - вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

        - спланировать ход игры, последовательность действий

        - распределить роли, согласовать замысел,

        - помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

        - наблюдение за игрой детей,

        - направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

        - создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

        - создать игровую ситуацию,

        - индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

        Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей.

Представлены варианты приемов, которые может использовать воспитатель при организации и корректировки сюжетно-ролевой игры...

Консультация для педагогов Общие методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников

Консультация для педагогов "Общие методы и приемы руководства сюжетно=ролевыми играми"...

Методические рекомендации для педагогов «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятел...

Консультация для воспитателей "Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду" - 2021 год

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка.Игра не может ...