Материал для воспитателей по ознакомлению детей с родным городом
учебно-методический материал на тему

Костенко Людмила Михайловна

Ознакомление детей с родным городом. история города Мытищи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_detey_s_rodnym_gorodom.odt20.86 КБ

Предварительный просмотр:

  История города Мытищи

С чего начинается Родина? С познания своего города, его улиц, достопримечательностей родных мест. Краеведческий материал даёт возможность воспитывать у детей интерес к истории родного края, к недавним событиям прошлого, учит гордиться культурой народа.

     К северу от Москвы, рядом с кольцевой дорогой расположился город Мытищи. История города уходит корнями в далёкое пршлое. Археологические раскопки выявили целый ряд древнейших славянских поселений XI -XII  веков. Слово Мытищи буквально обозначает место, где когда-то собирали пошлину - "мыт". С.Б. Веселовский писал:  "Историю этой местности можно представить  следующим образом. Яузский путь существовал, вероятно, с незапамятных времен, задолго до существования Москвы.  На этом месте, где находятся Мытищи, был пункт сбора проезжих пошлин..." Яузское мытище впервые упоминается в 1460 году. Село Тайнинское датируется в  1402 года. С XV столетия известны многие селения, ныне микрорайоны города: Шарапово (1461г.), Ядреево, Рупасово (1497 год). Село Тайнинское являлось центром Великокняжеской, а затем царской вотчины.

     Первые экскурсии с малышами на соседнюю с детским садом улицу, прогулки по улице, где расположен детский сад, поездки с родителями за город, участие в праздниках - это первые шаги в большой мир, который называется город. Рассматривая иллюстрации, дети учатся отличать город от села, отождествляя это с улицами города Мытищи, его магазинами,учреждениями, где работают их родители. Дети среднего дошкольного возраста - на экскурсии главной улицы города - Новомытищинский проспект. Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций -  позволяет детям расширить знания о родном городе, сравнить его с Москвой.

    Более дальние экскурсии старших  дошкольников позволяют познакомить их с географическими особенностями, побывать на берегах реки Яузы.  С родителями дети побывают на берегах реки Клязьмы, Клязьменского водохранилища, узнают почему река Работня так называется. В парке дети познакомятся с названием деревьев, произрастающих на земле Мытищинской, увидят как работники леса очищают парк после зимы, высаживают тонкие деревца на месте погибших, спиленных. Примут участие вместе с родителями в озеленении своего детского сада.

    Незабываемы экскурсии к реке Яузе, к мостам, к мостам, где скапливается много уток. Утки не улетают и зимой, люди всегда их подкармливают. Вот и дети, собираясь на экскурсию, набирают с собой кусочки хлеба, чтобы покормить птиц.

     Придя на Тайнинский мост, воспитатель обязательно расскажет  детям , что за этим мостом, где кончается улица Щербакова, они сразу ступают на территорию древнего славянского посёлка.

    В 1961 году вышла книга М. Рябиновича и Г. Латышевой "Из жизни древней Москвы". В ней упоминается, что на берегу Яузы, застроенного дачами посёлка Тайниского, обнаружены следы славянского селища. Язык детей обогатится  новыми словами, выражениями: селища, раскопки, археологи и др., дети узнают их смысл. Узнают, что на нашей мытищинской земле жили племена кривичей и вятичей - несколько столетий назад. Потом на занятии дети услышат рассказ воспитателя, чтение  из книги  Ю.А. Князева, рассмотрят иллюстрации предметов, найденных при раскопках: височные кольца племён, браслеты, бусы, утварь.

     Экскурсия в историко-художественный музей даст возможность ещё раз соприкоснуться со стариной, историей родного города. Из уст экскурсовода, Натальи Михайловны,  дети услышат  очень доступный для понимания детей рассказ, как жили наши предки, что носили, какими пользовались предметами, из чего строили свои жилища. Вот одежа крестьянки, прялка, предметы  домашнего обихода, мебель. А вот, мытищинский водопровод - на фотографии, сделанный с картины неизвестного художника.

    Дети узнают историю о Громовом ключе, почему он так назван. Здесь будет построен в 1799 гду по указу императрицы Екатерины II первый водопровод в России. Из Мытищ вода потечёт в Москву. Очень вкусна водица Мытищинская.

     Знакомя детей с глубокой стариной мытищинского края, необходимо познакомить старших дошкоьников с его природой, населением рассказать о том, чем занимались наши предки. Весь этот материал можно найти в книге Ю.Н. Князева "Прошлое земли Мытищинской". Много интересного и познавательного откроют для себя педагоги, чтобы потом передать эти знания детям.

    Знания о родной стране, городе дети получают в основном на занятиях, которые условно можно разделить следующим образом:

 - занятия, имеющие целью дать детям конкретные представления о родном городе на основе непосредственного восприятия - наблюдения, экскурсии, целевые прогулки.

Младший дошкольный возраст.

  • Прогулка по улице, на которой расположен детский сад-  улица Летная.
  • Прогулка на соседнюю улицу. Наблюдение за транспортом - улица Мира.
  • Прогулка в городской парк.
  • Экскурсия в овощной магазин - на улице Лётной.

Средний дошкольный возраст

  • Экскурсия на центральную улицу города - Новомытищинский проспект.
  • Экскурсия на почту - на улице А. Матросова.
  • Экскурсия в городской парк.
  • Экскурсия к реке Яузе.

Старший дошкольный  возраст

  • Экскурсия в Мытищинский историко-художественный  музей .
  • Экскурсия к реке Яузе (началу старинного славянского селища)
  • Экскурсия на главную площадь города
  • Прогулка по центральной улице города - Новомытищискому проспекту
  • Прогулка по улице Летной (история улицы); по улице А. Матросова.
  • Экскурсия к памятнику погибшим воинам-мытищинцам в годы Великой Отечественной войны.

   Чтение художественных произведений, рассказы воспитателя дополнят наблюдения детей, сделают их понятными, интересными, запоминающимися. Получая знания о родном городе, участвуя в благоустройстве улицы вместе с родителями, в посадке деревьев на участке детского сада с педагогами - дети приобщаются к жизни города, ощущают свою значимость.

    Проводя занятия с детьми по теме "Мой родной город - Мытищи" -  воспитатели включают в неё  подтему "История города Мытищи":

- Мытищинская земля в прошлом.

- Когда возникло село Мытищи.

- Где проходил "волок" . Реки Мытищинского края. История Мытищинских селений.

- Мытищинский водопровод.

Второй важной частью этой темы будет: "Дела и люди минувших времён".

Старшие дошкольники узнают:

- Д.М. Пожарский и К. Минин - освободители Москвы (1612 г).

- А.В. Суворов - великий полководец.

- М.И. Кутузов. 1812 . Война с Францией. Противостояние Москвы. Героический подвиг русского народа.

- Откуда появились названия - Тайнинское. Перловка, Лосиноостровск, Клязьма.

- Памятники русской культуры.

 

    Расширяя и углубляя знания детей о родном крае. воспитатель подводит детей к пониманию: Мытищи - частица большой великой  страны - России, которая зовётся Родиной. Малая Родина , - где ты родился, рос, учился. Это-  наши  Мытищи.

    Знакомя детей с памятниками и достопримечательностями родного края  (славянское селище, мытищинский водопровод, Московско-Ярославская железная дорога), говоря об истории города - воспитатель ведёт детей дальше - к истории города Москвы, Петербугра, Новгорода. Основными темами в этой работе будут:

  • Россия - моя Родина.
  • Города  России.
  • Москва - столица.
  • Великие люди России
  • Защитники Родины

   Отбирая познавательный  материал, содержание которого будет способствовать воспитанию патриотических чувств, необходимо проводить занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей - беседы, дидактические игры, игры-викторины.

- Занятия, во время которых дети на основе полученных знаний, выражают своё отношение к явлениям общественной жизни  (изобразительная деятельность, творческое рассказывание, праздники в детском саду).

- Беседы о Москве (для всех возрастных групп, с использованием иллюстративного материала).

- Где работают наши мамы и папы (для старших  дошкольников).

- Улицы нашего города Мытищи (для старшего дошкольного возраста).

- Достопримечательности нашего города.

- Беседы о космонавтах (игры-викторины).

Дидактические игры, игры-драматизации:

- Расскажи об улице города. Цель: уточнить знания детей о  достопримечательностях города Мытищи, его улицах - названии, природных особенностях, какие учреждения находятся на данной улице.

- Кто где живёт? Цель: рассказать о парках, реках, водоёмах, заповедниках, их обитателях Мытищинского края.

- "День города"

- "Фольклорный праздник".

- "Мастера города" (игра-занятие).

Сюжетно-ролевые игры:

- "Путешествие по городам Подмосковья".

- "Путешествие по родной стране"

- "Масленица в родном городе".

Для закрепления знаний по теме "Город - село" - используются игры-занятия с макетами. Под руководством воспитателя из спичечных  коробков, небольших коробок, цветной бумаги дети склеивают большие и малые дома, макеты административных зданий, из пластилина и глины лепят фигурки животных, из целофана делают озера. Проводятся игры-занятия "Мы строим город", "Мы строим село". По этой теме проводятся беседы, рассматриваются иллюстрации.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №21 «Рябинка»

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ:

«Ознакомление детей с родным городом.

История города Мытищи»

Подготовила

                                                                        воспитатель  Костенко Л.М.

г. Мытищи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ознакомление детей с родным городом

ознакомление с родным городом...

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

Основываясь на «Программе воспитания, обучения и развития в детском саду», в своей практике использую программу «Детство», по которой работает наш детский сад и в которой содержится раздел социально-н...

Методическая разработка "Дидактические игры, как метод ознакомления детей с родным городом"

Для изучения достопримечательностей Санкт- Петербурга разработано множество дидактических игр. Все они имеют несколько направлений1 "Я люблю свой город"2 " Я умею вести себя в городе&qu...

учебно-методическое пос. "Использование мнемотехники по ознакомлению детей с родным городом "

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....

НОД в средней группе по ознакомлению детей с родным городом «Что мы знаем о родном городе»

НОД  в средней группе по ознакомлению детей с  родным городом «Что мы знаем о родном городе»воспитатель: Орешкина Л. И. задачи:1.Закрепить представления детей об улицах Нижн...

Авторские стихи о городе Подольске (в помощь воспитателям, работающим над темой: «ознакомление детей с родным городом»)

Цель: Воспитание любви к родному городу, закрепление знаний о его достопримечательностях, исторических событиях в стихотворной форме....