ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

Федосеева Анна Александровна

Основываясь на «Программе воспитания, обучения и развития в детском саду», в своей практике использую программу «Детство», по которой работает наш детский сад и в которой содержится раздел социально-нравственного воспитания с интересными обучающими ситуациями, темами общения и закрепляющими играми. Также использую программу «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой, методику Н.Г. Барановой «С любовью к городу» с диагностическим инструментарием определения результатов работы и фундаментальную систему «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алёшиной. Для региональной поправки технологии ознакомления дошкольников с городом, его трудовыми достижениями, архитектурой, культурными традициями удачнинцев, я попыталась логически обусловлено разбить объем знаний на тематические блоки. Так были выделены четыре основных компонента темы с возрастной тематической трактовкой:

 

Разработала перспективный план занятий с детьми для средней, старшей и подготовительной группы, с тщательно отобранным материалом доступным их пониманию, способным вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности.

МЕТОДИКА РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ.

Блок «Изучения природы города».

Расположение таёжного массива прямо под окнами Удачного способствует частому посещению детьми тайги с родителями, поэтому и информация об обитателях тайги весьма востребована. Даже взрослые горожане способны удивиться, что в суровом северном климате и в безжизненной на вид тайге, водится такое бесчисленное количество живых существ. Дети с интересом слушали рассказы о растительных и живых объектах, отгадывали загадки, читали стихи, знакомились со своеобразной красотой родного пейзажа в разное время года, показывая при этом на основе циклических, длительных наблюдений, опытов, какие происходят изменения и связи в природе.

Для углубления любви к природе города и закреплению имеющихся знаний, были проведены занятия с продуктивной творческой деятельностью на темы «Осень золотая», «Снежная сказка», «Заснеженный город у кромки тайги», «Таежная весна», «Зима и лето в моем городе». Интересным по содержанию занятием является сравнение природы нашего северного края и средней полосы России. Старшие дошкольники уже сами находят отличия в погодных условиях, растительном и животном мире.

Из ежегодных путешествий по стране дети привозили воспоминания о лете (кто фотографию с растительным или живым объектом, кто гербарий, кто ракушки), помещали в мини-музей экспонаты, долго радующие очевидцев и их слушателей. Но с не меньшей любовью дети относятся к плодам своей тайги: шишкам, витиеватым сучкам, ягелю и листьям самых разных форм, а из природного материала творят «чудеса» - то коллективную работу «Аквариум», то аппликацию из листьев «Золотые деревья» и т.д.

Для экскурсий по городу были составлены тексты с яркими эпитетами и насыщенным содержанием. Эмоциональные переживания ребенка в общении с природой, емкие и красочные слова – главные верные помощники педагогу.

Блок «Исследование внешнего вида города».

Методика ознакомления детей с архитектурой родного города включает в себя непосредственное восприятие детьми окружающего: наблюдения, экскурсии, рассматривание демонстративно-иллюстративного материала и прочее. Так на экскурсии по родной улице, мы уточнили названия всех зданий на ней, их предназначение.

Два основных микрорайона города удобны для детских аналитических сравнений: один с каменными, многоэтажными строениями, другой – с деревянными 1-2 этажными домами. Поэтому работа по этой теме была запланирована уже в средней группе и дети успешно справились с учебными задачами.

При ознакомлении детей с обликом родного города эффективным методом является моделирование, которое помогает систематизировать имеющиеся знания о его структуре. Работая со схемой улицы, дети совместно с взрослыми обозначали номера домов, достопримечательности, рисовали дорогу из дома в детский сад. Это способствовало и запоминанию домашнего адреса, уточнению правил безопасного поведения на улице.

Аналогичная работа проводилась и с макетом, дети придумывали, как обозначить известные достопримечательности города: фонтан, школа, рынок, детский сад. В дальнейшем макет города превратился в карту для игры с кубиками и фишками, по которой двигались пешеходы и машины.

С целью закрепления полученных знаний и отражения впечатлений о городе, были организованы занятия по рисованию на темы «Фонари нашей улицы», «А из нашего окна улица белая видна», «Наш детский сад».

В методике самых различных занятий содержались элементы патриотического воздействия на личность детей. На занятии по ручному труду ребята мастерили «Терема для нашего города» из бросового материала, на занятиях по формированию элементарных математических представлений мы закрепили геометрические фигуры, имеющиеся в городском пейзаже и т.д.

Блок «Познание трудовых будней города».

Содержание блока предполагает знакомить младших дошкольников с трудом горожан, начиная наблюдениями за трудом работников детского сада. К среднему дошкольному возрасту уже были проведены экскурсии по детскому саду, во время которых дети знакомились с сотрудниками, условиями и особенностями их труда. Наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников раскрыли смысл трудовых действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Обязанности детей - стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им, вместе создавать красоту окружающего быта.

В процессе занятий вниманием были охвачены многие профессии города: от парикмахера и почтальона до огранщика алмазов и взрывника. Ребята с удовольствием их обсуждали, выбирали себе дело по душе.

В старших группах проводилась поисковая деятельность: дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об их профессиях, доли участия в становлении города, дети обменивались полученной информацией, рассматривали документы и фотографии. На основе полученных впечатлений мы составляли рассказы, отражали свои впечатления в других видах занятий. Так была срежиссирована проектная деятельность по выявлению главной профессии из алмазников, проведена защита проекта «Приключения алмазика». Жаркие дискуссии детей привели к выводу о том, что добыча алмаза – полезное дело на благо родины, труд горожан одинаково уважаем и равновелик в общих достижениях.

Атмосфера подготовительных мероприятий к празднику - самый лучший метод патриотического воспитания: ребята мастерят подарки родным, разучивают литературный и музыкальный ряд произведений. Воспитанники преображаются на глазах: подтянутые, серьезные, очень старательные.

Блок «Изучение общественно-исторической жизни города».

Образ города складывается не только из разнообразия расцветки домов и двориков, ярких детских дворовых сооружений, выразительной простоты силуэтов зданий. Существенная роль принадлежит знакомству с  памятниками и монументами, их исторического значения, и связанных с ними праздничными датами. Экскурсии на площадь Победы к памятнику героям и на центральную площадь города – вызвали у ребят всплеск эмоций, в том числе и уважение к героизму и мужеству защитников Отечества и первооткрывателям-геологам. 

Дополнительно были использованы: рассказы об истории возникновения города, о значимости отдельных праздников, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций и открыток, отображение впечатлений в рисунках.и т.д. В процессе занятий сформулированы детьми и закреплены вопросы культурного поведения в общественных местах.

При активном участии родителей подготовлены и проведены занятия по знакомству ребят с символикой города и страны: гербом и флагом, их значением и созданию «Волшебного дерева семьи», где каждый ребенок смог выразить свое отношение к истории своей семьи, раскрыть «тайну своего» происхождения, защитить придуманный дома герб семьи.

Традиционно в преддверии городских праздников проводятся занятия с раскрытием исторической сущности события, а после праздничной даты – с отражением впечатлений о празднестве. Особой любовью горожан и нашей ребятни пользуются проводы долгой северной зимы. Воссоздание картины народного праздника – обязательный элемент в работе с детьми по знакомству с культурой города.

С детьми старшего дошкольного возраста в целях ознакомления с прошлым нашего города, закрепления знаний о героическом труде горожан, которые славили, украшали, воспевали его, проведена как итог по теме педагогическая акция «День города», в подготовительной группе – «Неделя города». 

МЕТОДИКА ТЕМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВНЕ ЗАНЯТИЙ.

 Для эффективного познания дошкольниками всех компонентов жизни города требуется проведение педагогической работы и вне занятий. Я использовала следующие формы организации воспитательно-образовательного процесса:

Наблюдения.

Регулярно проводились организованные наблюдения за окружающей действительностью из окна группы, во время прогулки, целевые прогулки по городу сочетались с чтением художественных произведений, рассматриванием иллюстраций и детских работ, слушанием музыки, отображением впечатлений в изобразительной и другой продуктивной деятельности. Создание нового календаря природы в старшей группе подтолкнуло к детской активности в наблюдениях за явлениями природы. Были неоднократно проведены фотовыставки по итогам экскурсий и целевых прогулок на тему «Мы и наш город».  Познавательная задача наблюдений несла главную воспитательную ценность – развить в детях чувство восхищения родным городом.

Самостоятельное продуктивное творчество.

Всегда приветствовалась у детей самостоятельная художественно-творческая деятельность, отражающая окружающую действительность, подчеркивалась значимость и ценность каждого образца. Экспонаты бережно перемещались в специально созданную зону демонстрации произведений. Приветствовалась совместное творчество родителей и детей дома. Так рекомендована была для семей эстафета-игра «Рисуем по очереди» - через определенный промежуток времени рисунок передавался в следующие руки играющего. Детские работы были представлены не только на выставках нашего дошкольного учреждения, но и на городскую выставку детского рисунка, тему которой освещало телевиденье. Так у детей появилась возможность не только самим посетить выставку, но и в видеозаписи программы неоднократно посмотреть с друзьями, близкими.

Беседы.

Проводились обобщающие беседы с детьми по темам краеведения с рассказами взрослого о новостях города, свободными рассказами детей о семейных путешествиях в выходные дни и другие эпизодические формы общения по теме ознакомления с городом. Беседы велись с применением эффективных методических приемов: вопросы, сравнивания, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Беседы на темы «Чем славен наш город», «О людях, прославивших себя трудом и боевыми заслугами» проявили у детей чувство гордости за наших горожан.

Проблемные ситуации.

Создавались проблемные ситуации в целях обучения детей ориентировке в пространстве города, закреплению правил культуры в общественных местах, корректировки безопасного поведения в границах города и тайги и другие.

Индивидуальная работа.

Постоянно велась индивидуальная работа с детьми по уточнению и закреплению краеведческих представлений у каждого ребенка, его отношению к городу и происходящим событиям вокруг.

Труд.

Труд, который мы с детьми называли «добрые дела» на пользу группы, детского сада, города неизменно значился в воспитательной работе вне занятий. С целью воспитания у дошкольников стремления своими усилиями оберегать природу и приумножать ее богатства, был организован их труд в природе: они выращивали комнатные растения, овощи, цветы, ухаживали за птицами, рыбками. Совместный субботник с родителями по благоустройству площадки – воспринимался ребятами как праздник, они испытывали большую радость и удовлетворение от результатов совместного труда. Желание помочь родителям и сотрудникам детского сада, умение сделать жизнь вокруг уютней и краше – важная составляющая возможности дать ребенку почувствовать себя частичкой города.

Игры.

В работе применялись словесно-дидактические игры. Например, игра «Куда ходил Лунтик». Воспитатель описывает место: большое здание, где мама предъявила квитанцию и ей дали посылку. Где очутился Лунтик? (парикмахерская, больница, продуктовый магазин, книжный магазин и пр.) Интересна словесная игра «Доскажи словечко». Воспитатель начинает, а дети продолжают: Наш город называется… Поэтому наших горожан зовут… В городе есть… Взрослые работают на…  и т.д.

Мною были разработаны и оформлены ряд настольно-печатных игр и пособий краеведческого содержания с элементами ТРиЗ и мнемотехники: «Дорисуй вторую половину», «Разрезные картинка», «Четвертый лишний», «Разукрась герб города» и пр. Графическое отображение в играх видов родного города привлекает детей и оказывает содействие к усвоению поставленных задач.

Широко применялись и сюжетно-ролевые игры по темам отражения профессий города. Большим успехом пользовалась игра «Фабрика звезд»: чтецы и певцы с подмостков сцены в предмет-заменитель микрофона пытались усладить слушателей и стать ведущим концерта.Использовались и пластические этюды на создание выразительных образов исторических фигур первооткрывателей алмазной трубки и строителей города.

Проводились подвижные игры эстафетного характера «Кто быстрей перенесет руду из карьера на фабрику», «Кто быстрей отсчитает алмазы», «Кто быстрей найдет алмаз в конфетах». Такие игры обладают одновременно и патриотическим содержанием и несут в себе юмористические нотки, что очень нравится детям.

Участие в праздниках.

Важной вехой в жизни моих воспитанников группы стали коллективные выступления на городских мероприятиях. Праздничная атмосфера насыщает эмоциональный мир ребенка, способствует формированию интереса к традициям и явлениям общественной жизни.

Просмотр иллюстраций и слушание музыки.

Был организован краеведческий мини-музей, материалы которого менялись по мере изучения той или иной темы. Оформлен ряд пособий с возможностью регулярного знакомства с экспонатами и бесед для закрепления понятий и представлений о родном городе.  Для ознакомления дошкольников с творчеством удачнинцев, мною подобрана и красочно оформлена коллекция дисков с музыкальным творчеством композитора С. Смирновой, детской группы «Подснежник», создана ширма-буклет с фотоработами В. Солодухина. 

Экскурсии.

Самый важный элемент знакомства дошкольников с городом - экскурсии. Дети всегда с удовольствием погружаются в мир города, с жадностью впитывают впечатления. Проведены:

Посещение концерта музыкальной школы

Посещение выставки работ учащихся художественной школы

Посещение выставки талантливых художников и мастеров родного города

Посещение детских спектаклей и выступлений цирковой детской студии

Экскурсия в детскую городскую библиотеку

Экскурсия городской историко-производственный музей

Экскурсии к памятникам города

Экскурсия в пожарную часть

Работа с родителями.

О художественных выставках, спортивных соревнованиях, концертах с выступлением местных знаменитостей, способствующих формированию чувств гордости за свой любимый край, были подготовлены родительские стендовые консультации с рекомендациями: «Прогулки по городу», «Воспитаем патриота».

Проведено родительское собрание по теме патриотического воспитания в подготовительной группе и традиционно, к женскому дню 8 марта проводится день открытых дверей для мам.

IIIраздел.

ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ОПЫТА РАБОТЫ.

Приложение №1.

Диагностическая карта по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

(Методика Барановой Н.Г. "С любовью к городу")

Общие сведения

Исторический компонент

Природный компонент

Личностный компонент

Название города, горожан

Домашний адрес, название детского сада и группы

Герб, флаг города

Достопримечательности родного города

Предметы быта, жилище человека

Городские народные праздники

Известные люди города

Природные богатства города, края

Любимый уголок природы города

Животные нашего края

Растительный мир

Отношение к окружающему миру природы и города

Забота о своих близких

Способность  к эмоциональным переживаниям

Стремление к познанию окружающего мира

               
 

В– выше среднего уровень, С - средний уровень, Н – ниже среднего уровень

Критерии оценки усвоения материала
по нравственно-патриотическому воспитанию:

Выше среднего уровень- Знает своё имя, фамилию, адрес, членов семьи. Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, ко всему живому. Активно выражает готовность помочь.

Средний уровень- Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Проявляет интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах, достопримечательностях города. Обнаруживает сочувствие к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.

Ниже среднего уровень- Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос о прошлом своего города, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории, достопримечательностям города. Слабо ориентируется в проявлениях негативного поведения и отношениях к окружающему миру.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ СРЕЗ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ПО ТЕМЕ «НАШ ГОРОД УДАЧНЫЙ»

(авторская разработка)

Вопросы к детям среднего дошкольного возраста

1.                Как называется город, в котором ты живешь?

2.                Из чего построен дом, в котором ты живешь?

3.                Что находится поблизости от твоего дома?

4.                Куда ты ходишь гулять с родителями по выходным дням?

5.                Какой транспорт есть в нашем городе?

6.                Кто трудится в детском саду? Где работают твои родители?

7.                Что растет в тайге? Какие звери в ней живут?

Вопросы к детям старшего дошкольного возраста

1.                В каком городе ты живешь? Как называют жителей нашего города?

2.                Как называются части города где ты бывал?

3.                Где удачнинцы лечатся, делают покупки, отдыхают?

4.                На каком языке мы с тобой говорим? Кто в нашей группе умеет говорить на якутском языке?

5.                Чем отличается Удачный от других городов?

6.                Ты помнишь герб города? Что на нем изображено?

7.                Как называется городская телерадиостанция?

8.                Какое место в Удачном можно назвать главным? Что украшает площадь зимой? летом?

9.                Куда приносят цветы во время праздника? В честь кого поставлены эти памятники? Кто построил город?

10.           Чем славится наш город? Люди каких профессий добывают алмазы? Кем ты станешь, когда вырастешь?

11.           Как называется наш аэропорт? В какие города летают наши самолеты?

12.           Что растет в тайге? Как выживают олени в сильные морозы? Про каких еще зверей и птиц ты знаешь?

13.           Покажи наш город на карте. Покажи свой дом на макете города (подготовительная группа).

Приложение №2.

Тематический перспективный план занятий с детьми.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Месяц

Компонент

Кол-во

Тема

Задачи

Сентябрь

Экологический

компонент «Таежные жители»

2

Экскурсия в парк детского сада, сбор опавшей листвы

Систематизировать знания об осени, учить видеть красоту пейзажа и узор листьев, упражнять в дид. игре «С какого куста лист», воспитывать бережное отношение к природе.

Октябрь

Занятие по аппликации
«Таежная осень»

Учить работе с природным материалом, закрепить признаки осени и навыки работы клеем, воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира.

Ноябрь

Архитектурный

компонент «Тропинка в детский сад»

3

Занятие-игра по ознакомлению с окружающим «Мы вернулись в свой город Удачный»

Уточнить название города и аэропорта, объектов города,  транспорта, развивать навыки сюжетно-ролевой игры, воспитывать чувство восхищения своим городом.

Декабрь

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим  и конструированию «Микрорайон  Надежный»

Учить различать деревянные и каменные постройки, 2х-этажные и многоэтажные дома, строить здания по образцу воспитателя, закрепить знание городского транспорта, название деталей конструктора, учить обыгрывать постройку, воспитывать чувство восхищения городом.

Январь

Комплексное занятие по рисованию и ознакомлению с окружающим
"Фонари нашей улицы"

Формировать представление об улицах города, учить рисовать здания, видеть в окружающей обстановке результаты труда взрослых - дворника, тракториста, электрика, замечать уют и красоту улиц, воспитывать уважение к труду взрослых.

Февраль

Исторический компонент

«Праздничная улица»

2

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и лепке
«Солдат – защитник Отечества»

Дать понятие воинской доблести, формировать образ отца, закрепить название памятника воинам, воспитывать чувство восхищение положительными качествами личности солдата, учить лепить танк.

Март

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и  аппликации
«Путешествие в «Сказку»

Систематизировать имеющиеся у детей знания о помещениях детского сада «Сказка», о работниках сада и их трудовых операциях. Совершенствовать монологическую речь; упражнять в описании праздника Нового Года и подборе красочных прилагательных, закрепить умение пользоваться клеем. Стимулировать желание быть в детском саду.

Апрель

Социальный компонент

«Взрослые работают»

 


2

Занятие по развитию речи «Репортаж о том, как удачнинцы зиму провожали»

Учить составлять рассказ, отражать интонационно свое отношение к событиям, систематизировать знания о городских праздничных традициях и профессии репортера, упражнять в ролевых действиях.

Май

Занятие по ознакомлению с окружающим
«Кто к нам стучится в дверь»

Знакомить с трудом почтальона и врача, трудовыми операциями. Дать понятие адреса. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Июнь

Летние
прогулки по родному городу

3

Спортивное развлечение
«Мы живем в городе  Удачном»

Развивать основные движение, воспитывать чувство сопричастности к событиям города.

Июль

Рисование и оформление выставки рисунков
«Мой любимый город»

Развивать воображение и умение реализовать задумку в рисунке, вызвать эмоциональный отклик на работы других ребят.

Август

Целевая прогулка в детский игровой комплекс

Расширять знания о благоустройстве города, закреплять правила поведения в общественном месте, воспитывать чувство восхищения родным городом.

СТАРШАЯ ГРУППА

Месяц

Блок

Кол-во

Тема

Задачи

Сентябрь

Экологический компонент

«Таежная азбука»

2

Занятие по экологии
«Что растет в тайге»

Систематизировать знания, полученные от прогулок по лесу, закрепить отличительные признаки голубики и брусники, 2х видов мха и шишек пихты и ели. Подвести к самостоятельной выработке правил поведения в тайге, воспитывать бережное отношение к природе.

Октябрь

Комплексное занятие по экологии и декоративному рисованию «Уздечка для оленя»

Познакомить детей с домашним животным, его повадками, способами добывания пищи, признаками внешнего вида; закрепить знания об одежде и обуви из меха оленя; учить детей изображать уздечку оленя и элементы якутских узоров; помочь видеть красоту оленя; применять в речи сравнения и образные выражения.

Ноябрь

 

Архитектурный компонент

«Путешествие по городу»

3

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисованию
«А из нашего окна улица белая видна»

Закрепить знания о соседнем детском саде. Учить словесному описанию здания с обозначением цвета, формы, этажности, размера. Интонационно выражать свои воспоминания о посещении изображаемого объекта. Учить рисовать белой краской на темном фоне здание по образцу, дополнять выдуманными элементами. Воспитывать привязанность к родной улице.

Декабрь

 

Комплексное занятие по конструированию и ориентировке в пространстве «Путешествие по городу»

Развивать представления о направлениях (вправо, влево). Учить определять собственной позиции и употреблять пространственные предлоги и наречия. Упражнять в сооружении построек из строительного материала, объединенных общим замыслом. Закрепить знания о своем городе. Формировать навыки сотрудничества детей друг с другом и воспитателем. Воспитывать любовь к родному городу.

Январь

 

Итоговое занятие по ознакомлению с городом с элементами праздника
«Приключение в Удачном»

Расширять представления о родном городе и его микрорайонах; закрепить знания о повадках оленя; обогащать словарь детей, способствовать активизации употребления в разговорной речи названий микрорайонов и объектов города; с помощью моделирования развивать абстрактное мышление детей; продолжить обучение детей приему рисования со слабым нажимом на кисть.

Февраль

 

Исторический компонент

«Памятные места»

2

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисованию
«История моего города»

Познакомить детей с прошлым города удачного, людьми, основавшими город. Воспитывать интерес к прошлому своей родины. Учить создавать собственное представление об образе прошлого, передавать через живопись, воспитывать в детях гордость за историческое прошлое своего города.

Март

 

Занятие по ознакомлению с окружающим
«Памятники родного города»

Учить выделять основное содержание иллюстрации, фиксировать информацию о том кому воздвигнуты, закрепить знание городских исторических мест, воспитывать любовь к родному городу.

Апрель

 

Социальный компонент
«Профессии героев»

 

2

Занятие по ознакомлению с окружающим
«Профессии наших родителей»

Ознакомить доступно пониманию детей с основным производством города, систематизировать имеющиеся знания о профессиях родителей, упражнять в дидактической игре «Какого транспорта у нас в городе нет», воспитывать уважение к труду горожан.

Май

Занятие по ознакомлению с окружающим
«Все работы хороши»

Закрепить знания о разнообразных профессиях города Удачного, их названиях и роде деятельности. Учить правилам игры с пособием «Что кому нужно для работы». Воспитывать уважение к труду взрослых.

Июнь

Летние
прогулки по родному городу

3

Участие в художественной выставке ко дню города

Учить выражать в произведении чувство восхищения родным городом, развивать навыки совместного творчества, привлечь родителей воспитанников в культурному событию города.

Июль

Педагогическая акция
«День города»

Расширять систематизированные представления о родном городе и его микрорайонах. Воспитывать у детей нежные чувства и любовь к родному городу.

Август

Экскурсия к мемориалу славы

Расширять знания о памятниках города с их историческим смыслом, закреплять правила поведения в общественном месте, воспитывать чувство восхищения мужеством воинов.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Месяц

Блок

Кол-во

Тема

Задачи

Сентябрь

Экологический компонент

«Север – край чудес»

2

Комплексное занятие по экологии и рисованию
«Зима и лето в моем городе»

Дать детям знания об особенностях сезонных изменений в нашем крае, учить детей давать аргументированные объяснения своему мнению, изображать в рисунке признаки времени года, воспитывать любовь к природе родного города.

Октябрь

Занятие по ознакомлению с окружающим
«Природа севера»

Познакомить детей с климатическими зонами России, учить находить отличительные особенности тайги с тундрой, степью, лесом. Формировать в представлении детей образ огромной территории Родины, закрепить навыки работы с картой, воспитывать патриотические чувства.

Ноябрь

Исторический компонент

«Жизнь горожан»

3

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и аппликации
«Мое волшебное дерево»

Учить детей составлять генеалогическое дерево, выражать свое отношение к истории семьи, объяснить принесенный из дома герб семьи, закреплять навыки вырезания, аккуратного пользования клеем, воспитывать любовь к родным.

Занятие по ознакомлению с окружающим
«Герб города Удачного»

Познакомить детей с гербом, дать понятие об обозначениях символики на гербах; закрепить умение находить на карте значки городов; учить составлять высказывания; закрепить знание названий микрорайонов города; обогащать и активизировать словарь детей; формировать уважительное отношение к символам города.

Декабрь

Занятие по ознакомлению с окружающим «Звезды Удачного»

Познакомить детей со знаменитыми земляками, их творчеством, воспитывать уважение к знаменитым людям, их труду, вызвать желание быть похожими на них.

Январь

Социальный компонент

«Город-труженик»

2

Занятие по ознакомлению с окружающим
«Кем быть»

Закрепить знания о разнообразных профессиях тружеников города Удачного, их названиях и роде деятельности, систематизировать знания о профессиях родителей и других взрослых, воспитывать уважение к труду.

Февраль

Проектная деятельность по выявлению главной профессии из алмазников «Приключения алмазика»

Формировать представления о том, что добыча алмаза – полезная деятельность на благо родины. Дать детям элементарные представления о процессе добычи алмаза. Познакомить детей с профессиями карьера, алмазодобывающей фабрики, автобазы. Проводить поиск решения задачи по предметно – схематической модели. Развивать интерес к профессиям родителей. Воспитывать уважение к умелому человеку и стремление подражать ему, гордость за трудовые достижения. Развивать пространственное мышление, умение собрать и склеить тетраэдр.

Март

Архитектурный компонент

«Самый красивый город»

4

Занятие по ручному труду «Дворцы для города»

Воспитать в детях чувство восхищения красотой своего родного города, желание сделать его еще красивее; учить высказывать свои впечатления об экскурсии, проведенной ранее; формировать навыки коллективной работы; учить составлять композицию из разных форм, деталей и материала; закреплять навыки вырезания из бумаги и картона по прямой, волнистой линии, по кругу.

Занятие по ознакомлению с окружающим «Любимый город – ты цветок среди тайги»

Расширять представление детей об архитектуре города; учить подбирать красивые слова и определения для яркой его характеристики; закрепить понятие адреса; вызвать желание делиться впечатлениями о своем городе; развивать умение видеть красоту города.

Апрель

Коллективное занятие по моделированию
«Сказочная история»

Познакомить детей со схематическим изображением карты, развивать объяснительную речь и воображение, упражнять в создании игровых ситуаций, воспитывать любовь к родному городу.

Май

Коллективный труд по созданию макета города Удачного

Учить моделированию улиц города; закрепить навыки работы с бумагой, ножницами и клеем; развивать пространственное мышление; вызвать положительные эмоции в процессе коллективного труда.

Июнь

Летние
прогулки по родному городу

3

Целевая прогулка к памятнику Л.Попугаевой

Познакомить воспитанников с главной площадью города и памятником женщине-геологу, открывшей алмазную трубку «Удачная». Закрепить знания об истории возникновения города. Воспитывать гордость за своих знаменитых земляков.

Июль

Педагогическая акция
«Неделя родного города»

Знакомить с прошлым нашего города, закрепить знания о героическом труде горожан, которые славили, украшали, воспевали его; вызвать интерес к истории города, любовь к родной земле.

Август

Экскурсия в пожарную часть

Систематизировать знания о профессии пожарного, закрепить правила элементарной пожарной безопасности, воспитывать уважение к труду и мужеству земляков.

Приложение №3.

План проектной деятельности для подготовительной группы «Приключение Алмазика».

Цели: Формировать представления о том, что добыча алмаза – полезное дело на благо родины. Дать детям элементарные представления о процессе добычи алмаза. Познакомить детей с профессиями карьера, алмазодобывающей фабрики, автобазы. Проводить поиск решения задачи по предметно – схематической модели. Развивать интерес к профессиям родителей. Воспитывать уважение к умелому человеку и стремление подражать ему, гордость за трудовые достижения. Развивать пространственное мышление, умение собрать и склеить тетраэдр.

Предварительная работа: просмотр фильмов по теме работы основных предприятий города, составление плана действий, раздача на дом заданий по поисковой деятельности, индивидуальная работа с родителями и детьми над частями проекта.

Материалы: творческие работы воспитанников и их родителей, макеты и модели технического вооружения алмазников, плакаты с фотографиями предприятий алмазодобывающей промышленности.

Защита проекта:

1.     Вступительное слово воспитателя о поставленной цели выявления в процессе добывания алмаза самой главной профессии. Перечисление профессий цикла и краткое представление защитника, претендующего на звание самого главного добытчика алмазов: взрывник, экскаваторщик, водитель многотонного Camazu-1200, дробильщик, сортировщик.

2.     Рассказы защитников проекта с демонстрацией материалов, объясняющие ценность и трудность данного процесса.

3.     Выступление экспертов, предлагающих принять решение о главенстве той или иной профессии.

4.     Провозглашение итогов и предложение полюбоваться продуктом производства – кристаллом алмаза.

5.     Раздача материала, показ образца изготовления из бумаги с помощью клеше тетраэдра.

6.     Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь воспитателя.

7.     Чтение стихотворения А. Пироженко и оформление выставки.

Не испугает злая стужа того, кто с Севером – на ты!

Горой стоим мы друг за друга, не любим мелкой суеты.

В Удачном шахту открываем. Работу делаем с душой.

Мы здесь алмазы добываем, что спят под вечной мерзлотой.

Приложение №4.

План педагогической акции «День города»
в старшей группе детского сада

Утро

Дидактическая игра«Узнай по описанию» - упражнять детей в описании объекта города, подборе прилагательных.

Беседа «Мой родной город»

Цель: Расширять представления о родном городе и его микрорайонах. Воспитывать у детей любовь к родному городу, желание лучше узнать его историю. Закрепить знания о гербе города.

Словарная работа: горняк, алмазник.

Вопросы: - Как называется наш город? Что изображено на гербе нашего города? Кто-нибудь из вас может рассказать, почему так называют наш город? Скажите, если бы приехал твой друг из другого города, какими достопримечательностями бы познакомил? Чем тебе нравится твой город? Какая река протекает рядом с нашим городом? Назовите самое красивое место, где вам приходилось гулять с родителями?

Итоговое занятие с элементами праздника «Приключение в Удачном»

Цель: Расширять систематизированные представления о родном городе и его микрорайонах; продолжать приучать детей рассматривать иллюстрации, выделять главную тему; обогащать словарь детей, способствовать активизации употребления в разговорной речи названий микрорайонов и объектов города; с помощью моделирования развивать абстрактное мышление детей; развивать воображение.

Прогулка целевая: В детский игровой парк.

Цель: Развивать у детей ловкость, силу воли. Закрепить название построек и названия объектов города.

2 половина дня

Свободное рисование на тему «Мой город».

Цель: Научить детей передавать в своем рисунке свои любимые места в городе, развивать патриотические чувства.

Рассматривание иллюстрацийфотоальбома «Удачный».

План педагогической акции «Неделя города»
в подготовительной к школе группе

Понедельник «История города Удачного»

Утренняя беседа о жителях, заботящихся о красоте и чистоте города; объяснить пословицу: «Глупа та птица, которой гнездо свое не мило».

Познавательное занятие: «История моего города»

Неформальное общение: «Что ты чувствуешь, когда твой самолет подлетает к городу после длительного отпуска?»

Дидактические игры: «Из ряда слов найди нужное о нашем городе».

Задание на дом: принести снимки горожан, запечатленными у памятников Удачного.

Вторник «Город и его достопримечательности»

Утренняя беседа о достопримечательностях города: о центральной площади, о выставочном комплексе карьерной техники, о памятнике Защитникам отечества и бюсте Ларисе Попугаевой; знакомство с гербом города.

Познавательное занятие: «Любимый город - ты цветок среди тайги».

Самостоятельная художественная деятельность. Тема: «Здания нашего города», «Раскрась герб нашего города».

Дидактические игры: «Красивые слова – тебе, любимый город».

Задание на дом: совместно с родителями нарисовать городской пейзаж Удачного.

Среда «Экология нашего города»

Утренняя беседа о растительном и животном мире нашего города, края и об охране его многообразия, рассматривание картинок о природе края из «Чудо-книги», оформленной детьми.

Общение: обмен впечатлениями о пикнике с родителями в тайге.

Рисование: «Зима и лето в моем городе»

Дидактические игры: «Узнай по описанию объект города».

Задание на дом: придумать и нарисовать символы-знаки охраны природы.

Четверг «Удачный – город тружеников»

Утренняя беседа о профессиях родителей.

Познавательное занятие: «Приключения алмазика».

Неформальное общение: «За что ты любишь свой город?».

Аппликация «Орнаменты моего сердца»

Задание на дом: принести фотографии родителей для альбома о профессиях.

Пятница «Культура Удачного»

Утренняя беседа: Рассматривание фотоальбома «Наш город», чтение альманаха «Песни и стихи об Удачном».

Выставка «Мой любимый город».

Праздник «Люблю тебя, мой город родной» (игры, песни, хороводы).

Концерт. Выступление Удачнинской детской хоровой студии «Подснежник».

Приложение №5.

Тематический каталог краеведческого мини-музея группы.

Цели и задачи: Просвещать краеведческим содержанием. Систематизировать представления детей об истории, культуре, труде горожан, достопримечательностях, природными особенностями города, развивать познавательный интерес и прививать патриотические чувства к городу.

Объемные экспонаты: Макет «Детский сад «Сказка» из глины, «Таежная полянка» из засушенного мха, барельеф «Олень», меховой коллаж «Якутяночка», чорон из дерева, модель карьерной техники, руда из карьера, кристалл «алмаза», памятные значки Удачного, макет микрорайона.

Архив: Герб города, флаг города, символ Акционерной компании «АЛРОСА», изображающий два алмаза, визитка группы, статья о детском саде, видеофильм о добывании алмаза, видеофильм «История Удачного», видеодиск «Праздники в нашем городе», карта Якутии, гербарий.

Фотоэкспонаты: «Природа нашего края», фотоальбом-летопись «Моя группа», фотомонтаж «Наши папы – наша гордость», мини-папка-передвижка «Наш город Удачный» с видами города, «Узоры Якутии», плакаты с объектами города.

Творчество горожан: Книги местных поэтов и писателей, альманах с произведениями горожан, аудиодиск композитора С. Смирновой, аудиодиск с песнями об Удачном разных исполнителей, аудиодиск хоровой студии «Подснежник».

Творчество детей: Рисунок «Чорон» (Д. Саморцева), аппликация «Обелиск» (Н. Калининой), «Детский сад», поделки из природного материала «Избушка».

Игры: Пазлы с видами города,дидактические игры «Дорисуй вторую половину», «Разрезные картинка», «Четвертый лишний», «Разукрась герб города», раскраска «Мой город Удачный», интеллектуальная игра «Умники и умницы» с вопросами по теме «мой родной город».

Приложение №6.

Конспект занятия по ручному труду с патриотическим содержанием для подготовительной группы «Терема для нашего города».

Цель: Воспитать в детях чувство восхищения красотой своего родного города, желание сделать его еще красивее; формировать навыки коллективной работы; учить составлять композицию из разных форм, деталей и материала; закреплять навыки вырезания из бумаги и картона и другого бросового материала.

Материалы: Бумага, картон, пластиковые бутылки, баночки из-под гуаши, детали деревянного конструктора, резиновая медицинская груша, пластилин, мука, краски (гуашь), кисти.

Предварительная работа:Экскурсия по городу,  рассматривание фотографий и иллюстраций, рисование зданий.

Ход работы

Воспитатель читает стихи:

Утром рано мы встаем, город видим за окном
Он проснулся, он живет, нас на улицу зовет.

Дома бывают разные: высокие и низкие,
Зеленые и красные, далекие и близкие.
Панельные, кирпичные, вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные – дома бывают разные.

Рассказ воспитателя о профессии архитектора. Вопросы на оживление экскурсионных впечатлений. Предложить сделать сказочный дворец для украшения города. Определить вместе с детьми способ решения задания и выбрать эскиз.

Подтолкнуть детей на принятие решения, из какого материала можно соорудить «настоящий» дворец.

В ходе работы предложить детям вспомнить русские пословицы: Недаром говорится, что дело мастера боится;Плох мастер, плоха и работа;На миру работа спорится;Пушинка к пушинке, а выйдет перинка;Сам не научишься – никто не научит.

Просмотр и обсуждение полученного результата.

По окончании работы сфотографироваться с детьми и поместить макет дворца в уголок по ознакомлению с родным краем.

Мы живем, мы растем в нашем городе родном.
Для кого-то небольшой, а для нас - огромный!
Пусть живет! Пусть растет! городок наш скромный!

Приложение №7.

АНКЕТА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ

«ПАТРИОТИЗМ и ДОШКОЛЬНИК»

1.               Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Однако это чувство столь сложно, что правомерно ли, по вашему мнению, говорить о патриотизме применительно к детям дошкольного возраста?

2.               Родина! Она есть у каждого человека. Для многих нас и наших детей — это Удачный, наш прекрасный, снежный приполярный город со своим неповторимым ритмом и стилем жизни. Пусть останется он в сердце теплым огоньком навсегда.

Что значит любить, уважать и знать свой город? Какой смысл вы вкладываете в эти слова? Проявляют ли ваши дети интерес к родному городу? Что их интересует? Какие вопросы задают? Обратите на эти вопросы пристальное внимание.

3.               Об Удачном слагают стихи и песни, пишут книги. В них раскрывается, каким уникальным богатством мы, удачнинцы, обладаем.

Создана ли дома библиотека, видеотека? Имеется ли в них материал по ознакомлению детей с родным городом? Какую художественную, справочную литературу вы рекомендуете прочитать другим родителям, воспитателям для пополнения своих знаний о нашем городе?

4.               Своеобразный ритм жизни формирует неповторимый облик нашего Удачного — одного из самых северных городов. Его художественный лик складывается не только из разнообразия расцветки домов и оформленных повсеместно двориков с уникальными детскими сооружениями. Существенная роль принадлежит также скульптурным памятникам и монументам, придорожным фонарям и фонтану на площади.

Если у вас есть хоть немного свободного времени, то используете ли вы для того, чтобы совместно с детьми провести разнообразные экскурсии по городу? С какими достопримечательностями Удачного вы знакомили детей? Совместно с детьми составляете ли вы программу досуга? Какие путешествия вы посоветовали бы провести другим родителям совместно со своими детьми?

5.               Уникальна природа нашего северного края – сильнейшее средство формирования у детей любви к Родине.

Имеется ли у вас достаточный уровень знаний для ознакомления вашего ребенка с миром растений и животных? Может, следует обратиться за помощью к знатокам или, например, в музей? Рекомендуем для просмотра выставку муляжей животных.

6.               Очень важно с детства приучать ребенка к участию в общественной жизни города. Например, видеозапись семьи на фоне городских праздников имеют уникальную значимость для воспитания у детей патриотических чувств.

Как часто вы посещаете с детьми театры, концерты, выставки? На что обращаете внимание детей при посещении?

Вложите в малыша частичку духовности, восполните пробел у временно живущих на этой суровой, но прекрасной земле. Память детства впитает яркие впечатления и пронесет  сквозь  всю  жизнь  вашего  ребенка  аромат  и  облик  родных  мест.

Приложение №8.

Фотографии педагогического процесса, творческие работы детей

Фото №1 «Защитники»

 

Фото №2 «На площади Славы»

 

Фото №3 «День победы» рисунок Нади К.

 

Фото №4 «Волшебное дерево»

 

Фото №5 «Мир на ладонях» рисунок

 

Фото №6  Ширма с фотосувенирами

 

 
Фото №7 «Мини-музей карьерной техники»

 

Фото №8  Консультация родителям

 

Фото №9 «Прогулки по городу»

 

Фото №10 «Выставка рисунков»

 

Фото №11 «На сцене города»

 

Фото №12 Дидактичес. игра «Лунтик гуляет»

 

Фото № 13 «Экскурсия к реке Сатыкан»

 

 

IV раздел.

Позитивность в динамике воспитательно-образовательной работы.

Показатели диагностического среза (по вопросам «Наш город Удачный) объема знаний, умений и навыков представлены в диаграммах:

 

   

 

По итогам опроса в средней группе ребята ответили: 34% ниже среднего уровня, 66% на среднем уровне. Те же 18 детей в старшей группе ответили: уже 17% ниже среднего уровня, 61% на среднем уровне и 22% отвечали без запинок. В подготовительной группе, перед выпуском в школу дети обнаружили следующие результаты: ниже среднего уровня не ответил никто, 45% ответили по средним показателям и 55% детей дали ответы на уровне выше среднего.

Необходимо отметить что, работа по экологическому компоненту развила способность у детей видеть красоту природы городского пейзажа, умение классифицировать, обобщать знания о местных представителях живой и неживой природы, улучшила навыки наблюдения за явлениями природы. Архитектурный компонент развил пространственные знания о городе; чувство восхищения и восторга красотой своего города; чувство ответственности, любви и бережного отношения к городскому ландшафту. В результате изучения профессий города появился познавательный интерес к ним, сформированы представления о ценности труда горожан, образ города-труженика с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Изучение общественно-исторической жизни города позволило создать у дошкольников интерес к важным событиям прошлого и настоящего родного города, чувство гордости за культурные, спортивные и трудовые достижения горожан.

В целях более объемного изучения нравственно-патриотического воспитания детей, также была применена и диагностика Барановой Н.Г. «С любовью к городу» в средней, старшей и подготовительной группах.

          

Диаграмма представляет успешную динамику нравственно-патриотического воспитания детей группы. К подготовительной группе ниже среднего уровня показателей у ребят нет. И выше среднего уровня - 72% (13 детей из 18).

Результаты обеих диагностик позволяют сделать вывод не только о возросшем уровне знаний детей о своем городе, но и высокой сформированной потребности совершать добрые дела, развитие таких качеств, как сострадание, любознательность, чувство ответственности, бережного отношения к городскому ландшафту. Все это сделает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира.

Диагностические методики

Автор

Кол-во

детей

Уровни %

Высокий

Средний

Низкий

1.    

Психологическая готовность

Марцинковская Т.Д.

20

70

30

-

2.    

Математическое развитие детей

Ерофеева Т.И

Парамонова М.Ю.

20

95

5

-

3.    

Речевая подготовка к обучению в школе

Яшина В.И.

20

70

30

-

4.    

Готовность к усвоению основ природоведения

Фокина В.Г.

Разина О.М.

20

55

45

-

5.    

Музыкальное развитие детей

Радынова О.П.

Комиссарова Л.Н.

20

85

15

-

6.    

Физическая подготовленность

программа Кэнчээри

20

85

15

-

7.    

Готовность к изобразительной деятельности в школе

Казакова Р.Г.

20

20

80

-

8.    

Трудовая общетехническая готовность

Дмитриев Ю.А.

20

65

35

-

Итого:

20

78%

22%

0%

Диагностические данные готовности к школе выпускников группы. Методы воспитательно-образовательной работы на занятиях и вне занятий помогли детям совершить собственные маленькие открытия на пути постижения городской культуры, что повлияло и на общую готовность ребят к школе.

 Действенность педагогической системы по теме связываю не только со своими личными стремлениями патриотического воспитания подрастающего поколения, но и с усилиями всего нашего педагогического коллектива, стремящегося к созданию наиболее благоприятной творческой атмосферы в дошкольном учреждении. Работа музыкального руководителя помогает создать праздничную атмосферу радостных встреч в системе патриотического воспитания, усилиями инструктора по физкультуре вырабатываются морально-волевые качества личности наших воспитанников. Единые устремления всех педагогов ДОУ положительно сказываются на результатах воспитания детей. Позитивные изменения были предопределены и устойчивым интересом со стороны родителей. Повторно проведенное анкетирование показало, что большинство родителей уже не ставит ознакомление с городом на последнюю строку в рейтинге составляющих сторон воспитания и обучения ребенка.

В настоящее время проблемы патриотического воспитания обозначаются на самом высоком государственном уровне. Престиж нашей страны, чувство гордости за все ее успехи, бережное отношение к историческому прошлому – главное в работе по воспитанию патриотизма подрастающего поколения. И наш педагогический долг – заронить в душу маленького человека зернышки любви к родному городу, родному Отечеству, которые позже взойдут благородными всходами и сделают из него настоящего Патриота!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: "Ознакомление детей с родным городом,народными традициями, парково-архитектурным ансамблем, как средство воспитания у детей патриотических чувств"

Педсовет на тему: "Ознакомление детей с родным городом, народными традициями, парково-архитектурным ансамблем, как средство воспитания у детей патриотических чувств"....

«ЭКСКУРСИЯ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ И КРАЕМ»

Педагогическая ценность  экскурсий - в возможности   в естественной обстановке рассмотреть достопримечательности города: памятники архитектуры,   посетить предприятия,...

НОД в средней группе по ознакомлению детей с родным городом «Что мы знаем о родном городе»

НОД  в средней группе по ознакомлению детей с  родным городом «Что мы знаем о родном городе»воспитатель: Орешкина Л. И. задачи:1.Закрепить представления детей об улицах Нижн...

Описание опыта работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наша главная задача – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей.Основными целями подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах являются снижение дорожно-т...

Перспективное планирование образовательной работы по ознакомлению дошкольников с родным городом.

Календарное планирование образовательной работы по ознакомлению детей старшего возраста с родным городом....

Авторские стихи о городе Подольске (в помощь воспитателям, работающим над темой: «ознакомление детей с родным городом»)

Цель: Воспитание любви к родному городу, закрепление знаний о его достопримечательностях, исторических событиях в стихотворной форме....