Эффективность использования игр для развития музыкальности
статья по теме
Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека всю жизнь. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 17.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека всю жизнь. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасова, - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка. Наиболее полезный для ребёнка игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляются в игре.
По мнению О.С. Газмана, в игре возникает 3 цели. 1 цель – удовольствие от игры – «хочу». 2 цель – выполнять правила игры – «надо». 3 цель - творческое выполнение игровой задачи - «могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
В условиях музыкального занятия и игры носят развивающий характер и ориентированы на овладении детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Воздействие музыкальных сопровождений игры на организм ребёнка можно рассматривать в 3 аспектах.
1 аспект – физиологический, связан с исследованиями В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова и других, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека.
Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной, опорно – двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
2 аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально – личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
3 аспект – педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средство художественной выразительности, характерный для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это даёт педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры.
В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связанны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально – игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
- Коррекционные:
- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;
- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
- Оздоровительные:
- укрепление сердечно – сосудистой, двигательной систем, костно - мышечного аппарата;
- развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
- развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
- развитие быстроты двигательной реакции.
- Образовательные:
- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
- формирование умственных умений и действий.
- Воспитательные:
- воспитание общей музыкальной, речевой , двигательной культуры;
- эстетическое отношение к окружающему;
- развитие чувств, эмоций высшего порядка.
- Развивающие:
- познавательную активность;
- устойчивый интерес к действованию;
- саморегуляцию и самоконтроль;
- внимание, память, мышление;
- ориентировку в пространстве.
Можно выделить 3 группы музыкальных игр.
1 группа – игры на развитие внимания. 2 группа – игры на развитие памяти. 3 группа – игры на развитие мышления.
Каждая из групп имеет педагогическую направленность. Игры 1 группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух.
Игры 2 группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно – слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведение в памяти.
Игры 3 группы содействуют развитию умственных действий – сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.
Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правило.
Развивающие игры рекомендуется проводить во всех частях музыкального занятия: в начале, середине, в конце, чтобы распределить равномерно эмоционально - психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности, предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективное использование здоровьесберегающих технологий в музыкально – игровой деятельности
Задачи здоровьесбережения я успешно решаю через музыкально — игровую деятельность, где игра становиться содержанием и формой организации детей. Именно в детской музыкально-игровой деятельности с ее ра...
Из опыта работы "Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"
Сегодня практически в каждом доме имеется компьютер, и нынешнее поколение ребятишек быстро овладевает им. Использование компьютера позволяет вывести деятельность ДОУ на новый, качественный уровень, об...
Мастер - класс «Эффективное использование математики для развития детей в рамках реализации ФГОС ДО»
Цель моего мастер - класса: познакомить с системой работы по раннему математическому развитию дошкольников в нашем детском саду....
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию загадок для развития речи детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию загадок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной ...
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию считалок для развития речи детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию считалок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной...
Эффективность использования компьютерных технологий на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста
Эффективность использования компьютерных технологий на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста...
Методическая разработка мастер-класса по теме "Использование логоритмики на музыкальных занятиях как эффективный вид работы над развитием речи у дошкольников"
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию на занятиях элементов логоритмики для речевого развития дошкольников.Задачи:Познакомить участников ма...