Из опыта работы "Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка по музыке по теме

Рекало Марина Дмитриевна

Сегодня практически в каждом доме имеется компьютер, и нынешнее поколение ребятишек быстро овладевает им. Использование компьютера позволяет вывести деятельность ДОУ на новый, качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Введение.

     Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Благодаря  интернет – ресурсам,  открывается  широкий спектр возможностей  для ознакомления ребенка   с окружающим миром.

Сегодня практически в каждом доме имеется компьютер, и нынешнее поколение  ребятишек  быстро овладевает им. Использование компьютера позволяет вывести деятельность ДОУ на новый, качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанников. Однако,  наряду с положительными изменениями, в дошкольном образовании обозначились и проблемы: если несколько лет тому назад  дети шли на музыкальное занятие с огромным желанием, то в последнее время, по ряду причин, мной отмечено снижение мотивации воспитанников к данному виду деятельности (Мониторинг  сентябрь, 2012 г) (Приложение№1),  выявлена недостаточная музыкальная культура родителей дошкольников.  Проанализировав ситуацию и осознав ее актуальность, я пришла  к выводу, что нужно повышать  интерес воспитанников к занятиям музыкой, организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался как в ходе образовательной ситуации, так и вне ее,  а также формировать музыкальную культуру  родителей воспитанников,  применяя в  работе информационно - коммуникационные технологии (ИКТ).

      Сделать это было непросто: отсутствовала    программа и методические пособия в помощь  музыкальным  руководителям    ДОУ, обозначились определенные трудности в самостоятельном  изучении технологии.

Но, включившись в работу по использованию ИКТ, я  пришла к выводу:  использование информационно - коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников необходимо, причем практически во всех видах  детской музыкальной деятельности.

2.Содержание педагогического исследования.

     Реализуя  задачи обучения воспитанников восприятию (слушанию) музыки, я  использовала в работе  мультимедийные презентации, которые создавала   как в программе Power Point, широко используя  возможности раздела «Анимация» и заставляя фигурки двигаться, конвертируя презентацию в видеофайл  через программу PPT2DVD,  так и Windows Movie Maker, находя для этого  подходящие картинки в интернете, редактируя  их в программе  «Диспетчер рисунков», вставив нужную музыку, применив видеопереходы и видеоэффекты, накладывая названия и титры и сохраняя  на компьютере. В данный момент осваиваю программу ProShow Producer.

     Созданные мультимедийные презентации применяла

- при проведении непосредственно образовательной деятельности  («Осень», «Зимнее настроение»);

- знакомстве с биографией, творчеством композиторов  как в образовательной ситуации,  так и при проведении музыкальных гостиных (П.И. Чайковский «По страницам «Детского альбома», Н. А. Римский – Корсаков  «Сказка в музыке»), ознакомлении с музыкальными инструментами, в качестве иллюстраций к  музыкальным произведениям, жанровых картинок, в мультфильмах, видеофильмах «Балет», «В театре»).

     Детское исполнительство, проявляющееся  в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах  развивает  способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.

     Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности также предполагает использование информационно-коммуникационных технологий:

- при проведении дыхательной гимнастики  («Подуем на тучки, на снежинки, на одуванчик»);

-в работе над чистотой  интонирования  (технологии О.Кацер, Т.Э.Тютюнниковой «Рисуем голосом»);

- в классических, проверенных временем упражнениях -  распевках для развития звуковысотного динамического, тембрового слуха из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной;

- в использовании опорных рисунков для обучения заучиванию текста песен, овладения приемами работы с мнемотаблицами, как видеозаставки к детским песням.

     Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических движений помогает воспитанникам качественно  выполнять упражнения, перестроения, соблюдать их последовательность и выразительность.

 В данном виде музыкальной деятельности мной использовались

- видеоролики с показом качественного  исполнения танцевальных композиций;

- анимации – схемы для обучения детей выполнению музыкально- ритмических движений.

     В игре на детских музыкальных инструментах, в работе по обучению воспитанников элементарному музицированию, применялись обучающие модели, при помощи которых дети  знакомились  с ритмическими схемами, помогающими правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, работали  с видео-партитурами для игры в оркестре.

     Также в работе с воспитанниками активно использовались игровые пособия с применением ИКТ,  предназначенные для организации самостоятельной и совместной деятельности детей, накопления опыта восприятия музыки, развития музыкального слуха,   креативности, коммуникативных качеств. Это  музыкально-дидактические игры «Зайцы на полянке», «Узнай музыкальный инструмент», «Теремок» и другие.

     Информационно - коммуникационные технологии широко применялись  при проведении  праздников, развлечений в ДОУ, в  выступлениях с воспитанниками (концерт в Новоминской сельской библиотеке, посвященный Дню пожилого человека), во взаимодействии с семьями воспитанников (при проведении родительских собраний, активизации родителей для выступления на утренниках, в театральных постановках).

При создании  презентации продумывался  стиль,  фон,  иллюстрации,  материал, доступный  для восприятия ребёнка, обращалось внимание на соблюдение санитарно - гигиенических норм.

3.Анализ полученных результатов.

     Разработка и применение  на практике собственных мультимедийных моделей,  игровых пособий позволило  повысить как интерес и желание детей заниматься музыкой, так и качество  воспитательно-образовательного процесса, сделав процесс обучения интересным, а развитие ребенка более эффективным.

     Сочетание инновационных технологий  с традиционными методами обучения позволило улучшить  результат образования, и помогло решить ряд задач:

- эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать все виды памяти;

- расширить ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

-,способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;

- развить интегративные качества дошкольников;

- сформировать взаимодействие с родителями воспитанников  в вопросах музыкального воспитания.

     В дальнейшем планирую  продолжить работу  по созданию новых моделей, презентаций, дидактических игр средствами ИКТ, продолжать активно заниматься самообразованием, внедрять инновационные технологии в педагогический процесс.

В результате анализа полученных результатов своей работы можно сделать вывод:

 использование информационных  коммуникационных технологий в реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие. Музыка» дало возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в  ДОУ и повысить его результативность, сформировать устойчивый интерес, музыкально-творческие способности  детей дошкольного возраста, способствовало повышению музыкальной культуры  родителей воспитанников ДОУ.

Использованная литература:

  1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для высш. учеб. заведений, М. «Академия», 2008.
  2. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: аналитический обзор / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М., 2011. (http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673.pdf)
  3. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова — М., 2011. С.128
  4. Князева Ю. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ.

Ю. Н. Князева, Т. В. Гаус // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 52-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ, ФОТОГРАФИИ С УТРЕННИКОВ, СКАЗОЧНЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПОСТАНОВОК, ГДЕ АРТИСТЫ - ДЕТИ....

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр

Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....

Тема: «Роль певческой деятельности в развитии музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста».

Наиболее активно усваивают новый материал и уже делают первые шаги дети дошкольного возраста 5-7 лет. Этот возраст является наиболее благоприятным для развития способностей в песенном творчестве. Имен...

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Доклад на тему "Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"...

Статья «Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр»

Статья "Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр"....