Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. В.А. Сухомлинский.
4 Цель и задачи которые я поставила:
Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом, развитие творческой деятельности.
Задачи:
1. Научить детей использовать и применять поделки из солёного теста в своей деятельности.
2.Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
o произвольное внимание;
o логическое мышление;
o зрительное и слуховое восприятие;
o память, речь детей;
o развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
o развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
o умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
3. Воспитывать бережное отношение к поделкам, сделанными своими руками.
Тестопластика – это искусство создания объемных и рельефных изделий из соленого, заварного или сдобного теста.
Мука и соль – это природные неаллергенные, экологически безопасные продукты.
Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный, очень приятный на ощупь. Как и любой вид изодеятельности, биокерамика позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
Прежде чем приступить к игре с тестом я бы хотела дать вам рекомендации.
* Обязательно заранее приготовьте тесто по рецепту и познакомьтесь с игрой, в которую планируете играть. Любой маленький ребёнок не будет ждать, пока взрослый приготовит тесто и прочтёт все рекомендации.
* Играйте с тестом тогда, когда ребёнок сыт. Привлекательный цвет теста иногда провоцирует ребёнка попробовать его на «зубок».
* Приучайте ребёнка играть с тестом за столом, на клеёнке, а после игр обязательно мыть руки.
* Предоставляйте ребёнку каждый раз всё больше и больше самостоятельности.
Очень важно, чтобы игры проходили с эмоционально – положительным речевым сопровождением взрослого. Игры с тестом особенно полезны для детей с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они способствуют нормализации тонуса и активации мелкой моторики.
Игры с тестом
• Обогащают опыт ощущений и восприятий ребёнка,
• Подготавливают руки к работе с более тугими материалами, активизирует мелкую моторику рук,
• Формируют эмоциональный и речевой контакт с взрослым,
• Способствуют развитию воображения, памяти, внимания, и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребёнка,
• Приучают ребёнка к аккуратной работе за столом.
Развитие мелкой моторики В первую очередь, занятие тестом способствуют развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаще всего десятью,
а это как известно, способствует развитию речи.
Во время лепки массируются точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие,
что немало важно для детей – логопатов. (коррекция речи)
Психические процессы. Во время занятий лепкой у детей развивается фантазия, воображение, внимание т.е. развиваются психические процессы.
Математическое развитие Лепка, как деятельность, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину)
Эстетическое развитие. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. У детей есть возможность проявить творчество, подбирая цвет, рисунок, оформляя готовую работу.
Трудовое воспитание. Работа с соленым тестом занимательна, но трудоемка; она требует особой аккуратности. Все необходимые материалы и инструменты нужно разложить в строгом порядке на клеенке. Также необходимо надеть фартук, заранее приготовить тряпочки для рук. По окончании работы нужно тщательно убрать рабочее место, помыть посуду и инструменты.
Нравственное воспитание Важно и то, что игрушки, изготовленные руками детей, можно успешно использовать в качестве подарка для родителей, малышей или выпускников детского сада. Ведь такой подарок – эксклюзивный, оригинальный, а это приятно и дарителю и получателю. Дети приучаются заботиться о близких.
Игровой опыт детей. Еще одна специфическая черта лепки – ее тесная связь с игрой.
Мои занятия организованы так, чтобы дети научились сначала лепить плоскостные изделия, а затем объемные – персонажей сказок. Объемность выполненной игрушки стимулирует детей к игровым действиям с ней. К плоскостным поделкам мы прикрепляем магнитики, и дети с удовольствием играют на магнитной доске. Тем самым обогащается игровой опыт детей.
Игрушками, сделанными собственными руками, легче вовлечь гиперактивного ребенка в сюжетно – ролевую или театральную игру. Они быстрее обучаются правилам игры, коллективным играм, у них формируются навыки контроля двигательной активности.
В процессе тестопластики у детей повышается сенсорная чувствительность, развиваются общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа рук. Ребёнок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление, выразить мысли и чувства, своё эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. Изготавливая поделки своими руками, дети начинают осознавать полезность своего труда для окружающих и уважать труд других. Учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
Таким образом, тестопластику можно рассматривать, как игровую технологию и средство коррекционно – развивающего обучения и воспитания детей.