Практикозначимый проект «Коммуникативные игры как фактор формирования межличностных взаимоотношений»
проект (средняя группа) по теме
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 42 КБ |
prilozhenie.docx | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Практикозначимый проект
«Коммуникативные игры как фактор формирования межличностных взаимоотношений»
Содержание:
Введение стр. 3 - 4
Глава I «Совместная игровая деятельность
дошкольников как средство развития
взаимоотношений» стр. 5 – 8
Глава II «Коммуникативные игры как фактор формирования межличностных
взаимоотношений» стр. 9 – 12
Заключение стр. 12
Библиография стр. 13
Приложение стр. 14
Введение
Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира.
К. А. Аксаков
Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления деятельности – теоретической и практической, коллективной и индивидуальной. Осуществляя функцию «сообщения социальной связи воздействия на окружающих», речь является вместе с тем способом формирования мысли.
Большинство дошкольников в коммуникативном общении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных дедах и играх: строят планы и пытаются их реализовать; свободно выражают свои просьбы, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, невербальные. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребёнка старшего дошкольного возраста становится сверстник.
Однако, определённая часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками, в партнёрской ролевой игре, и в свободной деятельности. Трудности вхождения в детский коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнёра приводят к обеднению коммуникативных способностей ребёнка, оказывают негативное влияние на характер и содержание игровой деятельности, межличностных отношений определяют невысокий социальный статус в группе сверстников. У ребёнка складываются сложные отношения со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместном деле или игре. Такие дети, несмотря на стремление играть вместе с другими, с трудом налаживают дружеские и игровые отношения с ними, ссорятся, вынуждены играть в одиночестве.
Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации. Развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию. Создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им. Развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи. Воспитывают доверительные отношения друг другу. Развивают невербальное воображение, образное мышление.
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Целью таких игр является:
- воспитание чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;
- умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;
- умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;
- развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;
- создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной.
Глава I «Совместная игровая деятельность дошкольников как средство развития взаимоотношений»
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже не достаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребёнок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребёнок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.
А создаёт наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.
По определению известного педагога А.П.Усовой, дошкольная группа это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретаем социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.
Группа детского сада для ребенка - источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной и др.
Возрастная группа это не просто объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями, а устойчивая система, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе, что во многом определяется характером.
Положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения «непопулярного» ребенка может способствовать не только улучшению «микроклимата» вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с луч шей стороны.
В своей работе мы большое внимание уделяем изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников.
Потребность всегда участвовать в совместной деятельности со сверстниками растёт от младшего дошкольного возраста к старшему. И если ребята не принимают своего товарища в игру, исключают из игры в случае нарушения правил это действенная воспитательная мера детского общества по отношению к своему сверстнику,
Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов - интересный объект для педагогического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений, а собственно игровых навыков и умений детей.
По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на формирование и поддержание положительных взаимоотношений в играх, мы условно разделили детей на четыре подгруппы:
Первая подгруппа: дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.)
Вторая подгруппа: дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений.
Третья подгруппа: дети неуравновешенные, легко возбудимые Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры.
Четвертая подгруппа: дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний: эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу.
Однако какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.
Так, во взаимодействии друг с другом дети могут не только успешно согласовывать свои желания, но и оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Перед игрой совместно планируют ее ход и содержания, распределяют роли. В игровом взаимодействии происходит дальнейшее свертывание ролевых действий. К этому возрасту способы разрешения конфликтов все больше приобретают социально одобряемые формы.
В своей работе мы постоянно помним, что игра для ребенка - желанное, интересное, увлекательное занятие. Наша задача сделать эту игру полезной, обучающей способам взаимодействия и сотрудничества, дающей возможность формировать определенные навыки общения детей друг с другом.
Игра - средство «проработки» знаний и должна носить коллективный характер, т.е. необходимо каждого ребенка включить в общую игру. Но здесь надо помнить, что коллективная игра - это не когда каждый из детей должен подчиняться коллективу, а коллектив - плану воспитателя, - это творческий процесс, в котором каждый играющий воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
«Хорошая» игра развивает у ребенка способности взаимодействовать с другими людьми:
- во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия;
- во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
Правильно организованная работа с детьми, во многом помогает нам формировать умения общаться и взаимодействовать детей друг с другом в процессе игровом деятельности - это умение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе деятельности.. адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров но деятельности, умение регулировать свое поведение в соответствии с нормами морали.
Глава II «Коммуникативные игры как фактор формирования межличностных взаимоотношений»
Сегодня негативно влияют на формирование коммуникативных навыков также большая загруженность родителей на работе, как следствие, ребёнку уделяется мало внимания в семье; усиленный поток информации через различные СМИ, который активно воздействует и угнетает нервно-психическое состояние детей, вызывает беспокойство, агрессию, конфликтность, застенчивость, замкнутость, склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность; социальное неравенство населения; неравномерный речевой статус детей; ослабленное здоровье
Всё это неизбежно сказывается на качестве межличностных отношений малышей: препятствует свободному общению детей между собой, способствует развитию у них внутренних комплексов, замкнутости и прочих осложнений личностного становления Эти и другие обстоятельства ведут к тому, что при поступлении в школу дети с подобными личностными особенностями не могут наладить контакт с одноклассниками, учителями, не могут дать развёрнутый ответ на вопрос и. как следствие, часто попадают в разряд, неуспевающих.
Чтобы избежать вышеизложенных проблем, нами была апробирована система целенаправленного развития межличностных отношений старших дошкольников, базирующаяся на использовании игр коммуникативной направленности. Так как в них на более строгой основе распределяются роли, особенно в плане общения и взаимодействия участников друг с другом. В играх ребенок учится: 1) воспринимать и передавать информацию; 2) следить за реакцией собеседников: 3) учитывать их в своих собственных действиях: 4) решать возникшие проблемы словами, а не кулаками.
Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Возникает личностная избирательность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе
Игры были подобраны таким образом, что их можно использовать как в процессе совместного общения воспитателя с детьми, так и в свободное время.
Работу по внедрению коммуникативных игр мы начали в 2009 году, определив для себя три основных направления:
Первое направление реализуется по линии развития у ребёнка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. То есть, проводится работа по формированию восприятия сверстника на положительном эмоциональном уровне, развитию общих игровых интересов и делового сотрудничества.
Второе направление состоит в развитии у ребёнка способности воспринимать и использовать различные вербальные и невербальные коммуникативные средства.
Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, осознания и воссоздания в игре различных видов социальных отношений.
Опираясь на выбранные направления, мы условно разбили коммуникативные игры на 4 блока:
Блок | Блок интерактивных игр на сплочённость, сотрудничество | Блок игр на обучение эффективным способам общения | Блок игр, отражающих притязание на социальное признание | Блок игр, направленных на снятие конфликтности |
Цели и основные задачи |
|
|
|
|
Название игр | «Рукопожатие вслепую» «Объятия» «Клеевой ручеек» «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» | «Попроси игрушку» «Слепец и поводырь» «Волшебные водоросли» «Вежливые слова» «Игры - ситуации» | «Король» «Необитаемый остров» «Страшные сказки» | «Ссора» «Примирение» «Сладкая проблема» «Коврик мира» |
Приведу пример одной, наиболее значимой игры - «Коврик мира»
Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их, обсуждением проблемы друг с другом.
Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему, дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
Заключение
Проведя анализ работы по целенаправленному развитию межличностных отношений старших дошкольников, базирующихся на использовании игр коммуникативной направленности, мы пришли к выводу, что такие игры способствуют сплочённости группы, организации совместных действий, проявлению чувства общности, установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, внимательного и бережного отношения друг к другу. Дети в совместных играх применяли свои приобретённый коммуникативный и игровой опыт.
Целенаправленное развитие межличностных отношений отразилось на раскрытии индивидуальных возможностей каждого ребёнка: некоторые дети преодолели страх перед общением, легче устанавливали контакты со взрослыми и другими детьми, узнавая и принимая морально-этические нормы общества и нравственные критерии.
Речевые игры коммуникативной направленности улучшили не только речь детей, но и их способности общаться со взрослыми и сверстниками, повысили их самооценку, сформировали уважительное отношение к товарищам. Непосредственная образовательная деятельность, в которой использовались игры коммуникативной направленности, стала более содержательными, а свободное время – более продуктивным, интересным и насыщенным.
Библиография
- Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 65.
- Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение Р.И. Жуковская- М: Педагогика. "1975.-140с.
- Игра дошкольника/ Под редакцией С. Л. Новоселовой.- Москва: Просвещение. 1989.-82с.
- Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.
- Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 60.
- Ремизова Г.Е. Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте / Обруч.- 2001.-№4.-С. 17-21.
- Репина Т.А. Межличностные отношения в различных возрастных группах детского сада. - В сб.: Проблемы социальной психологии. М. 1971
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М.:ВЛАДОС. 1994.
- Чеснокова Е.Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ « Сфера» -стр 126.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва « Просвещение» 1982г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование межличностных взаимоотношен у дашкольников
«Формирование межличностных взаимоотношений у старших дошкольников в игре»...
Статья "Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста"
В статье приведены примеры роли творческой деятельности для формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста....
Статья Коммуникативные игры как средство формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Петрова Мария Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №28 Пушкинского района г. Санкт-Петербург...
Мастер - класс для педагогов ДОУ по теме: «Формирование межличностных взаимоотношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
Цель:Повышение педагогической компетенции воспитателей в формировании положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со с...
"ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ"
Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх заклады...
Мастер-класс «Коммуникативно-речевые игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников»
Мастер-класс «Коммуникативно-речевые игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников»...
Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношен...
Комментарии
Ирина Ивановна, спасибо!
Ирина Ивановна, спасибо! Просто замечательно, что ваша работа направлена на то, чтобы дети умели слушать и слышать своего собеседника. Дети сейчас не могут по - доброму ответить. А ваше игры замечательные. Загляните на мою страничку, моя работа тоже идет в этом направление. Оцените и прокомментируйте.