Эффективное общение в работе воспитателя
методическая разработка на тему

Егошина Ольга Владимировна

Успешность работы педагога, в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей всё-таки принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому воспитателям необходимо иметь не только теоретические знания, но практические навыки общения с разными родителями. Что же значит понятие «общение» и его роль в эффективной деятельности педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnoe_obshchenie_v_rabote_vospitatelya.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

                

Успешность работы педагога, в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей всё-таки принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому воспитателям необходимо иметь не только теоретические знания, но практические навыки общения с разными родителями. Что же значит понятие «общение» и его роль в эффективной деятельности педагога.

Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно - оценочного характера. ( Психологический словарь, 1997). При помощи общения люди могут делиться друг с другом радостью, горем, передавать информацию. Общение - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, и возникает вопрос: умение общаться даётся человеку от природы или этому необходимо учиться? Навыкам общения люди обучаются всю жизнь, причём научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей. Считается, что одной из форм эффективного обучения может стать не лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику, используя уже имеющийся у него жизненный опыт, приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с окружающими.

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается всё: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнёра по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями является знание структуры общения.  В психологии выделяют три составляющих общения: интерактивное, перцептивное и коммуникативное.

Интерактивная сторона  подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнёров.

Перцептивная сторона – восприятие человека человеком в процессе общения.

Коммуникативная составляющая – процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями, переживаниями. Это то, что мы говорим.

Традиционно все средства общения делят: вербальные, невербальные и паралингвистические.

К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения.

К невербальным  - жесты, мимику, позы, дистанции.

К паралингвистическим – тембр, интонации, тон, темп голоса, паузы.

В некоторых случаях, в том числе и в ситуациях педагогического общения, одна из сторон испытывает трудности при вступлении в контакт с партнёром. Иногда педагоги, не имеющие достаточного опыта взаимодействия с родителями и обладающие к тому же определёнными личностными чертами (стеснительность, неуверенность в себе), со страхом думают о предстоящей беседе с какой-либо мамой или бабушкой, а тем более о выступлении на родительском собрании.

Кто испытывает неуверенность, а может и страх перед публичным выступлением, В. Квинн приводит такие рекомендации:

  • смириться с тем, что казусы при публичном выступлении неизбежны

  • сохранять самообладание

  • с достоинством выходить из трудных положений

  • прощать самому себе оплошность (тогда и другие простят)

  • тренировать навык уверенного выступления на практике как можно чаще

  • записывать и прослушивать свои выступления и анализировать их

  • оставаться самим собой, каким вас знают ваши сослуживцы

В случаях возникновения особого беспокойства желательно заранее позаботиться о нескольких «заготовках» начала беседы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила построения эффективного общения воспитателя с родителями

Рекомендации для воспитателей детского сада...

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич

laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...

Аналитическая справка старшего воспитателя по тематическому контролю «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевому общению детей»

С целью изучения и оценки состояния развивающей среды и работы воспитателей по развитию речи в ДОУ  в соответствии с приказом № 9-ВД от 06.02.2023 года «Об организации и проведении те...

«Нейроигры – эффективный инструмент в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста с ТНР»

laquo;Нейроигры – эффективный инструмент в работе воспитателя  с детьми дошкольного возраста с ТНР»...

Нейроигры и упражнения — эффективный инструмент в работе воспитателя

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию реч...

План самообразования воспитателя: «Нейроигры – эффективный инструмент в работе воспитателя в средней группе"

Цель:Изучение различных нейропсихологических методик и их применение в педагогической практике продуктивно влияющих на развитие воспитанников.Задачи:1.Проанализировать литературу по данной теме.2. Обе...