Эффективное общение в работе воспитателя
методическая разработка на тему
Успешность работы педагога, в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей всё-таки принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому воспитателям необходимо иметь не только теоретические знания, но практические навыки общения с разными родителями. Что же значит понятие «общение» и его роль в эффективной деятельности педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnoe_obshchenie_v_rabote_vospitatelya.docx | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешность работы педагога, в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей всё-таки принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому воспитателям необходимо иметь не только теоретические знания, но практические навыки общения с разными родителями. Что же значит понятие «общение» и его роль в эффективной деятельности педагога.
Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно - оценочного характера. ( Психологический словарь, 1997). При помощи общения люди могут делиться друг с другом радостью, горем, передавать информацию. Общение - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, и возникает вопрос: умение общаться даётся человеку от природы или этому необходимо учиться? Навыкам общения люди обучаются всю жизнь, причём научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей. Считается, что одной из форм эффективного обучения может стать не лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику, используя уже имеющийся у него жизненный опыт, приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с окружающими.
В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается всё: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнёра по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями является знание структуры общения. В психологии выделяют три составляющих общения: интерактивное, перцептивное и коммуникативное.
Интерактивная сторона подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнёров.
Перцептивная сторона – восприятие человека человеком в процессе общения.
Коммуникативная составляющая – процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями, переживаниями. Это то, что мы говорим.
Традиционно все средства общения делят: вербальные, невербальные и паралингвистические.
К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения.
К невербальным - жесты, мимику, позы, дистанции.
К паралингвистическим – тембр, интонации, тон, темп голоса, паузы.
В некоторых случаях, в том числе и в ситуациях педагогического общения, одна из сторон испытывает трудности при вступлении в контакт с партнёром. Иногда педагоги, не имеющие достаточного опыта взаимодействия с родителями и обладающие к тому же определёнными личностными чертами (стеснительность, неуверенность в себе), со страхом думают о предстоящей беседе с какой-либо мамой или бабушкой, а тем более о выступлении на родительском собрании.
Кто испытывает неуверенность, а может и страх перед публичным выступлением, В. Квинн приводит такие рекомендации:
- смириться с тем, что казусы при публичном выступлении неизбежны
- сохранять самообладание
- с достоинством выходить из трудных положений
- прощать самому себе оплошность (тогда и другие простят)
- тренировать навык уверенного выступления на практике как можно чаще
- записывать и прослушивать свои выступления и анализировать их
- оставаться самим собой, каким вас знают ваши сослуживцы
В случаях возникновения особого беспокойства желательно заранее позаботиться о нескольких «заготовках» начала беседы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила построения эффективного общения воспитателя с родителями
Рекомендации для воспитателей детского сада...
«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич
laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...
Аналитическая справка старшего воспитателя по тематическому контролю «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевому общению детей»
С целью изучения и оценки состояния развивающей среды и работы воспитателей по развитию речи в ДОУ в соответствии с приказом № 9-ВД от 06.02.2023 года «Об организации и проведении те...
«Нейроигры – эффективный инструмент в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста с ТНР»
laquo;Нейроигры – эффективный инструмент в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста с ТНР»...
Отчёт по самообразованию :«Нейроигры и упражнения – эффективный инструмент в работе воспитателя » за 2022-2023 учебный год.
Отчет о проделанной работе по развитию межолушарного взаимодействия....
Нейроигры и упражнения — эффективный инструмент в работе воспитателя
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию реч...
План самообразования воспитателя: «Нейроигры – эффективный инструмент в работе воспитателя в средней группе"
Цель:Изучение различных нейропсихологических методик и их применение в педагогической практике продуктивно влияющих на развитие воспитанников.Задачи:1.Проанализировать литературу по данной теме.2. Обе...