Аналитическая справка старшего воспитателя по тематическому контролю «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевому общению детей»
методическая разработка
С целью изучения и оценки состояния развивающей среды и работы воспитателей по развитию речи в ДОУ в соответствии с приказом № 9-ВД от 06.02.2023 года «Об организации и проведении тематического контроля по развитию речи» было проведено всестороннее обследование воспитательно-образовательного процесса, педагогический анализ, даны рекомендации по улучшению работы в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_rechevoe_razvitie.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка старшего воспитателя по тематическому контролю «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевому общению детей»
С целью изучения и оценки состояния развивающей среды и работы воспитателей по развитию речи в ДОУ в соответствии с приказом № 9-ВД от 06.02.2023 года «Об организации и проведении тематического контроля по развитию речи» было проведено всестороннее обследование воспитательно-образовательного процесса, педагогический анализ, даны рекомендации по улучшению работы в данном направлении.
В соответствии с годовым планом работы с педагогами детского сада проводились консультации по вопросам разработки и реализации ОП, оказывалась систематическая помощь воспитателям в организации педагогической работы.
Во всех группах проводится речевой мониторинг детей.
Учитель-логопед проводит обследование детей с целью более раннего выявления тяжелых речевых нарушений и направления их в специализированные ОУ.
Тематический контроль включал: наличие образовательной программы, ведение документации по реализации ОП, взаимодействие воспитателей с учителем-логопедом и родителями, анализ занятий, создание условий для детей в группе (речевые уголки).
Сбор информации осуществлялся с помощью следующих инструментов:
-наблюдение
- беседы с педагогами;
-анкетирование родителей;
Анализ собранного материала по наличию образовательной программы показал:
В интересах организации планомерной и целенаправленной общеобразовательной и развивающей работы в начале учебного года были разработаны и согласованы ОП в группах.
Анализ собранного материала по взаимодействию воспитателей с учителем-логопедом и родителями показал:
Воспитателям всех возрастных групп необходимо контролировать ведение документации по взаимодействию со специалистами.
В пятой и третьей группе разнообразно представлены информационные папки по разным темам, не только по запросу старшего воспитателя.
В ходе анализа выявлено, что в ДОУ проводятся в разных формах индивидуальные и подгрупповые консультации с учителем-логопедом, педагогом-психологом, открытые просмотры для воспитателей с целью обмена опытом.
Но посещение занятий воспитателями на низком уровне, педагоги мало проявляют интерес к организации занятий опытными педагогами.
Специалисты принимают участие в родительских собраниях, дают письменные консультации в родительские уголки по профилактике речевых нарушений в домашних условиях.
Анализ ООД воспитателей показал:
В ходе контрольных мероприятий было выявлено незнание со стороны воспитателей образовательной деятельности по развитию речи.
Так, по анализу ООД можно выделить группы 2, 3, 7, 8, 9, чьи педагоги проводят занятия с предварительной подготовкой, соблюдают санитарно-гигиенические требования, рационально выбирают методы и приемы работы с детьми.
Особенно следует отметить положительный опыт Животенко А.Б. по развитию коммуникативной компетенции дошкольников: педагог использует в практике работы модели и схемы по развитию связной речи.
Педагог 5 группы Раева А.В. проводят занятия по развитию речи детей в соответствии с программой, стимулируют детей к монологической и диалогической речи в ходе режимных моментов, способствуют формированию у детей логических умозаключений в ходе ситуаций, проговариванию норм и правил поведения в детском саду.
Педагог 6 группы Бершакова М.А. в ходе режимных моментов использует беседы, часто проводит артикуляционную гимнастику на все звуки (для этого педагогом самостоятельно изготовлена картотека артикуляционных гимнастик в стихах на все звуки).
В остальных группах в направлении проведения ООД преобладающей является речевая активность педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Высказываются лишь некоторые дети, большинство детей отвечает односложно. Было установлено, что программное содержание занятий в группах по речевому развитию не соответствует задачам речевого развития, возрастным особенностям. Организация ООД недостаточным образом соответствует методике их проведения (например, в организационном моменте не всегда создается интерес детей к занятию).
Выявлено в первой группе, что занятия по развитию речи проводятся, но занятия по развитию звуковой культуры речи педагоги пропускают.
Занятия по развитию речи в 12 группе проводятся. Но не достаточное внимание отводится занятиям по обучению детей грамоте.
Анализ развивающей среды (речевой уголок) показал:
В группе 1 (воспитатели Колесникова И.В., Кузьмина Т.А) уголку речевого развития отведено отдельное место. В нем представлены русский алфавит, азбука в картинках для детей, портреты детских писателей, демонстрационный материал по темам, книга загадок, хрестоматия для детей старшей группы, сказки, дидактические игры, для игр-импровизаций имеется домашний кукольный театр, альбомы по темам комплексно-тематического планирования, изготовленные самими педагогами.
В группе всегда представлена развивающая предметно-пространственная среда, педагоги всегда сами готовят материал на стенд.
Перед обедом не всегда проводится чтение художественной литературы. Также редко проводятся индивидуальные и групповые беседы с детьми в режимных моментах.
Во второй группе (воспитатели Полозова Е.В., Животенко А.Б.) всегда создают развивающую речевую среду для детей.
Речевой уголок оформлен, содержит алфавит, кубики с буквами, логические игры для детей, кукольный театр, пособия для рассказывания детьми по картине, умные карточки «Мамы и малыши», «Изучаем цвета» и др. дидактические карточки по сказкам.
Педагоги читают художественную литературу в свободное время детям, задают вопросы для анализа произведений, которые также имеются по возрасту.
Педагоги проводят беседы с детьми в ходе режимных моментов. Шнуровки для развития мелкой моторики испоьзуют редко.
В третьей группе (воспитатели Леженникова А.М., Асеева А.А.) красочно оформили речевой уголок для детей. Имеются дидактические игры, настольный театр по сказкам, пазлы по развитию речи, большое количество наглядных пособий, как приобретенных, так и изготовленных самостоятельно.
Всегда проводятся занятия по развитию речи, дети слушают и смотрят сказки, педагоги беседуют по сказкам, рассказам, по темам комплексно-тематического планирования, очень оригинально и насыщенно оформлена развивающая речевая среда.
В уголке для родителей представлено большое количество папок-передвижек, консультаций по речевому развитию, по темам недели, по временам года.
Оформление группы аккуратное, яркое, содержательное.
Систематически ведутся беседы с детьми в ходе режимных моментов.
В четвертой группе (воспитатели Попова А.А., Петренко И.В.) уголок по развитию речи не оформлен.
Среди дидактических игр представлены новые игры: «Анатомия», «Времена года», игры с прошлого года «Космос», «Птицы». Имеются загадки, пословицы.
Художественная литература не представлена.
Занятия по развитию речи проводятся без использования дидактического и печатного материала, с помощью презентаций интерактивной доски. Азбуки букв и слогов нет.
Развивающая речевая среда представлена слабо.
В пятой группе (воспитатели Раева А.В., Ельшина О.В.) оформили речевой уголок согласно возрастным особенностям детей. Имеется хрестоматия для чтения для второй младшей группы, картотека потешек. Книги с произведениями по возрасту детей. Представлено большое количество наглядного материала в отдельных папках, дидактических игр, в том числе игры «Военные профессии», «Что кому нужно», «Военная техника» (в рамках рассматриваемой тематической недели). Также имеются ситуативные картинки по ПДД, дидактическая игра «Продуктовый магазин», «Разложи по баночкам», «Варим компот», «Что выращиваем на грядке, на кустах, на деревьях», «Перелетные птицы» и др.
Игры, наглядные пособия в аккуратном состоянии.
Вне зоны доступа детей находятся игры для развития мелкой моторики (кубики фигурные, мозаика, шнуровки).
В шестой группе (воспитатели Бершакова М.А., Жогова Е.С.) уголок речевого развития недооформлен. Но развивающая речевая среда представлена на достаточно хорошем уровне.
Из бесед с педагогами выявлено, что художественную литературу берут для чтения детям по возрасту из библиотеки.
Регулярно распечатываются воспитателем Бершаковой М.А. наглядные картинки по темам недели.
В седьмой группе (воспитатель Чертолясова В.В.) оформила речевой уголок. В него входят: сюжетные картинки формата А3, художественная литература по возрасту детей, энциклопедии «Насекомые», «Чудеса света», «Космос», кукольный театр, алфавит, ребусы, физминутки по темам, имеются маски-шапочки для детских драматизаций по сказкам.
С детьми регулярно ведутся беседы в ходе режимных моментов, оговариваются правила поведения, педагог часто читает художественную литературу.
В восьмой группе (воспитатели Перфильева И.В., Барышникова А.А.) оформили уголок речевого развития, в нем представлена литература для чтения детям.
Педагоги с детьми сделали «Аптечку для книг – Книжкина больница». Имеются дидактические игры для развития речи, в том числе игра «Азбука в картинках», настольная игра «Собери слово», «Азбука развивающих игр».
Имеется сюжетно-ролевая игра «Библиотека» и атрибуты к ней (формуляры с фотографиями детей, картотеки книг). Также для детей оформлен школьный уголок.
В девятой группе (воспитатели Рощепкина Л.П., Сулим Ю.В.) уголок речевого развития представлен художественной литературой, рабочими тетрадями по развитию речи, демонстрационным материалом по темам. Имеется кукольный театр.
В 10 группе (воспитатели Корнева О.А., Шакирова М.А.) уголок по развитию речи недооформлен. На столе педагоги разложили алфавит, книгу «Веселые буквы», кубики «алфавит», лото «В гостях у сказки». Имеется дидактическая игра «Предлоги по развитию речи». Имеются рабочие тетради по развитию речи для работы в свободной время.
Книг для чтения по возрасту не достаточно.
В 11 группе (воспитатели Киселева М.М., Кузьмина Ю.А.) уголок речевого развития оформлен с девизом «Книга - наш лучший друг». В уголке имеются портреты детских поэтов и писателей. Для родителей имеется папка-передвижка «Роль сказки в воспитании детей».
Среди дидактических игр есть «Собери урожай», «Чьи следы», «Наряди матрешку», «Заштопай одежду» и др. Имеются маски-шапочки для театрализованных игр.
Художественная литература в неподклеенном состоянии, много порванных книг и дидактических игр.
В 12 группе (воспитатели Гуренко Н.Ю., Непомнящая Ю.А.) оформили речевой уголок. Он состоит из наглядных пособий (Деревья, Домашние животные, Насекомые, животные Африки, Садовые цветы идр.)
Имеется литература по возрасту детей, пластилиновая энциклопедия по развитию речи, прописи по развитию речи, пазлы «Букварь в картинках», лото «Животные», театральный уголок.
В ходе контрольных мероприятий были разработаны тест-опросники для воспитателей «Оценка уровня знаний и умений воспитателей в работе по развитию у детей умений составлять рассказы по восприятию».
В ходе опроса у 74 % воспитателей от общего числа воспитателей ДОУ было выявлено, что педагоги проводят занятия в соответствии с программой, занятия по развитию речи проводят с использованием бесед, дидактических игр, рассматривание картин, включают детей в ситуативные разговоры, викторины, проектную деятельность, загадки.
Молодые педагоги испытывают следующие трудности:
- проведение и написание плана-конспекта ООД, незнание методов и приемов работы с детьми, педагогических технологий;
- испытывают необходимость более частого присутствия на занятиях специалистов и старшего воспитателя;
- трудности с подбором методической литературы по составлению описательных рассказов по предмету.
Анализ анкет для родителей с целью выявления у детей проблем по развитию речи и планированию работы по её улучшению показал:
Было опрошено 40% от общего числа родителе1 (176 анкет).
Анализ анкет старшим воспитателем показал следующее:
- по вопросу «Кто должен заниматься развитием речи детей (родители, детский сад)?» были получены ответы:
Родители -46%, детский сад -7 %, родители и детский сад – 47%.
- На вопрос «Кто из членов семьи уделяет большее внимание по совершенствованию речи?» даны ответы: мама- 65%, папа- 6,25 %, обародителя -28, 75 %.
-На вопрос «Проводите ли вы с ребенком работу по совершенствованию речи?» даны ответы: ответ «да»- 69%, ответ «нет»- 10%, «затрудняюсь ответить- 21% опрошенных.
- «Что беспокоит в речевом развитии ребенка?» выявлено следующее:
1.произношение нгекоторых звуков- 27%;
2.плохо говорит- 8%;
3. использует слова-паразиты – 6,8 %;
4. неправильно строит предложения – 1,1%;
5. поспешная речь- 0,6%;
6. ничего не беспокоит – 56%.
- оценка речи по критериям «хорошо» -69%, «удовлетворительно»-17%, «неудовлетворительно»- 14%.
Все опрошенные родители следят за тем, что говорят их дети, используют в речи местоимения (но 1% детей использует в речи третье лицо).
В речи детей допускаются грамматические ошибки -67%, не допускаются ошибки- 33%. (например слова длинные уХи, много сталОВ, моЯ яблоко).
99% опрошенных исправляют ошибки.
- на вопрос «Играете ли вы с ребенком и какие игры есть у вас дома по развитию речи?» даны ответы:
28% играют в дидактические игры;
3% занимаются дома по развивающим прописям;
17 % читают сказки, рассказы, книги;
15, 6% проводят беседы, в т.ч. на прогулке;
7% посещают логопеда;
29,4 % не играют с детьми.
- На вопрос, что хотели бы обсудить на собрании по развитию речи?» даны ответы
15% хотят обсудить вопрос посещения логопункта.
37% довольны работой воспитателей и не имеют вопросов;
48 % затруднились ответить.
Таким образом, родители оценивают уровень развития речи детей на хорошем уровне, стараются исправлять ошибки самостоятельно.
Необходимые мероприятия для улучшения качества образования в образовательной области «Речевое развитие»
- В родительских уголках систематически размещать информацию и материалы по работе с детьми по развитию речи.
- Группам 4, 6, 10 оформить уголки по развитию речи.
- Группам 11 подклеить книжки, коробки в уголках развития речи.
- Систематически проговаривать с детьми пословицы, поговорки, скороговорки, потешки по различным темам и согласно возрасту. Воспитателям старших групп знакомить детей с различными литературными жанрами (сказка, рассказ, стих).
- Обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителей в группах, использовать в практике работы модели и схемы.
- Разнообразить дидактические игры по развитию речи, совместные игры взрослого и ребенка с объяснением правил игры.
- Проводить беседы с детьми по предмету, объекту, явлениям природы сюжетным картинкам, составлять творческие рассказы и из личного опыта с целью связного рассказывания.
- Создавать условия для поддержки театрализованной детской деятельности с включением всех видов театра (настольного, бибабо, куклы, перчаточный, пальчиковый, теневой и др.)
- Использовать на занятиях демонстрационного материал в дополнение к использованию презентационной доски с целью избежать формирование у детей пассивного клипового восприятия информации. Проведить занятий по всем разделам развития речи (восприятие худ. литературы, звуковая культура речи, формирование грамматического строя речи, формирование диалогической и монологической речи, пересказ по картине, пересказ художественного произведения/сказки, заучивание стихотворения наизусть).
В группе номер 1 обязательно проводить занятия по развитию звуковой культуры речи.
- Включать детей в сюжетно-ролевые игры, пополнять их соответствующими атрибутами.
- Группам 4, 6, 10 накапливать наглядный материал для спешного проведения занятий.
- Для молодых педагогов старшему воспитателю подготовить консультации по методам и приемам работы с детьми;
- Заместителю заведующего и старшему воспитателю в перспективе провести педсовет по педагогическим технологиям.
Старший воспитатель Доронина Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»
Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анал...
Аналитическая справка по тематическому контролю «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»
Аналитические справки по контролю иногда вызывают затруднения в написании, отнимают большое количество времени. В помощь старшим воспитателям (методистам) материал, разработанный мной....
Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы»
Согласно годовому плану на 2019-2020 учебный год, на основании приказа № 6 от 28 октября 2019 г. в МАДОУ детский сад «Тополек» корпус 2 проведен тематический контроль по теме ...
Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по развитию речи»
Данный материал будет полезен старшим воспитателям и специалистам ДОУ. Справка содержит в себе результаты педагогической деятельности в дошкольном учреждении по речевому развитию дошкольников....
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАпо результатам тематического контроля«Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей» Цель: Определить эффек...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей разных возрастных групп»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМтематического контроля«Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей разных возрастных групп»...
Аналитическая справка по тематическаому контролю на тему "Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»
определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей...