Малые формы русского народного творчества в театрализованной игре
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: «Малые формы русского народного творчества в театрализованной игре»
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем прошлое нашего народа. С уверенностью можно сказать, что мы плохо знакомы с народной культурой. Как жили люди? Как работали? Как отдыхали? Какие соблюдали обычаи?
Ответить на такие вопросы — значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Педагоги, занимающиеся этой темой предлагают, донести до сознания воспитанников, что они(дети) носители русской народной культуры, воспитывать ребят в русских народных традициях. Фолклор малых форм дети любят, а значит быстро запоминают (частушки, песнки, потешки, пословицы, поговорки, игры...).
В русском фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, народная мудрость и русский характер, устремления и фантазия.
Приобщая детей к малым формам фольклора - это приобщение детей к части духовной культуре народа.
Детям необходимо рассказать о быте русского народа, используя слова: изба, половики, печь, чугунок, самовар, кадка, светёлка, братчина...
Рассказать о том что русский праздник — это всегда хлебосольный стол, познакомить с правилами гостеприимства, которыми славен русский народ, с пословицами: «Некрасна изба углами — красна пирогами», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол»...
В младших группах можно использовать незамысловатые потешки, песенки, прибаутки, они удовлетворяют у ребёнка потребность в теарализованной игре.
Макленьких деток нужно знакомить с колыбельными песенками, они не только слушают, а запоминают и потом поют своим куклам про гулей, про Кота-воркота.
Особое место в развитии ребёнка занимают загадки о предметах русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий мир.
Восприятие частушки доступно уже детям младшей группы.
Но основные сведения о частушке, собирание и сочинение -это для детей старшего возраста.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой.
Народные игры как жанр устного народного творчества почти исчезли, а ведь они являются национальным богатством, мы педагоги должны сделать их достоянием наших детей. Народные игры развивают ловкость,быстроту, меткость...
Основным отличием народных игр являются народные драматические действа -театрализованные игры- которые сопровождаются жестами, мимикой, интонацией.
Только русские народные театральные игрушку и декорации можно создавать своими руками с детьми, которые приносят детям много радости.
Фольклор малых форм русского народного творчества -это мир театрализованного действа, а значит театрализованная игра с которой мы должны познакомить ребёнка в дошкольном возрасте и его духовный мир обагатится.
В младшей группе можно познакоьить с такими произведениями:«Сорока,сорока!»,«Тили— бом! Тили — бом!», «Еду к бабе,еду к дуду!», «Ночь пришла...», «Как у нашего кота..», «Сидит белка на тележке...», «Кисонька-Мурысенька», «Травка-Муравка», «Тень-тень, потетень...», «Дождик-дождик, пуще...», «Божья Коровка...», «Радуга-дуга...», «Жили у бабуси...».
Заучить наизусть: «Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречек-огуречек», «Мыши водят хоровод».
В средней группе: «Дон! Дон! Дон!», Зайчишка-трусишка», «Гуси вы гуси», «Сидит Зайка!», «Кот на печку пошёл», «Ножки-ножки, где вы былли?», «Солнышко-вёдрышко», «Иди,весна, иди Красна», «Барашеньки...», «Сегодня день
целый», «Наш Козёл...».
Заучить с детьми: «Дед хотел уху сварить», «Ножки,ножки, где вы были?».
В старшей группе: «Как на тоненький ледок...», «Николенька-гусачок...», «Уж я колышки тешу...», «Как у бабушки Козёл...», «Ты мороз, мороз...», «По дубочку постишь...», «Ранним-рано-по-утру», «Грачи-киричи», «Уж ты, пташечка, ты залётная...», «Ласточка, ласточка», «Дождик-дождик веселей», «Божья Коровка».
Заучить с детьми: «По дубочку постучишь...».
В подготовительной группе: «Лиса за рожью шла», «Чигарики-чик...», «Идёт матушка весна», «Когда солнышко взойдёт»; прибаутки: «Братцы», «Федул, что губы надул», «Где кисель, там и сел», «Глупый Иван», «Сбил — сколотил-вот колесо»; небылицЫ: «Богат Ермошка», «Вы послушайте ребята»; Обрядовые песенки: «Коляда! Коляда! А бывает Коляда!», «Коляда!Коляда! Ты подай пирога!», «Как на масленой неделе», «Мсленица! Масленица!», «Тинь-тинь-ка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в первой младшей группе №12 «Капитошки» Воспитатель Мухина Е.В. Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»
· Дать понятие об устном народном творчестве.· Познакомить детей с потешкой, как жанром устного народног...
Тема самообразования "Загадка как малая форма устного народного творчества"
С помощью загадок мы раскрываем особенности родного языка и его образов, приучаем детей к острой и живой мысли....
"Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста"
Систематизация и использование в педагогическом процессе всего многообразия малых фольклорных форм устного народного творчества для формирования познавательной деятельности детей...
Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста.
Русский фольклор – уникальная самобытная культура наших предков –осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколен...
Доклад по теме: Развитие звуковой культуры речи средствами малых форм устного народного творчества
Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...
Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».
Конспект образовательного мероприятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».Цель:- Дать понятие об устн...
А1. Перспективное планирование «Приобщение детей к русскому народному творчеству через театрализованную игру»
Перспективное планирование«Приобщение детей к русскому народному творчеству через театрализованную игру»2 младшая группа...