Тема самообразования "Загадка как малая форма устного народного творчества"
материал (средняя группа) на тему

Даньшина Ася Георгиевна

С помощью загадок мы раскрываем особенности родного языка и его образов, приучаем детей  к острой и живой мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadka_kak_malaya_forma_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитателя средней группы № 2

Даньшиной Аси Георгиевны

Тема: Загадка как малая форма устного народного творчества

Цель: с помощью загадок раскрыть особенности родного языка и его образов, приучить к острой и живой мысли.

Задачи:

  1. Учить детей отгадывать загадки, придумывать их самим
  2. вызвать интерес к познанию окружающего мира
  3. обогатить словарь детей за счет многозначности слов, помочь увидеть вторичные значения слов, формировать представления о переносном значении слова.
  4. способствовать развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о связях между явлениями в окружающем мире.
  5. формировать любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову
  6. Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы

раздел

Содержание работы на 2014-2015 уч.год

сроки

Практический выход

Изучение литературы по теме

Сентябрь-май

Работа с детьми

Загадки для малышей

Загадки об овощах и фруктах. Дидактическая игра «Загадай загадку»

Загадки о растениях.

Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку»

Новогодние загадки. Придумывание загадок детьми

Загадки о природных явлениях.

Загадки о транспорте

Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Загадки о сказочных героях

Загадки о животных.

НОД на тему: «Отгадай загадку». Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

март

апрель

май

Выставка работ детского творчества

 

Составление альбома загадок «Чудеса природы»

Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к сказочным загадкам

Вечер развлечений «Лесные загадки»

Открытый просмотр НОД

Работа с семьей

Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка».

 Папка - передвижка «Загадки из детства».

 Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми.

Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

май

Оформление папки-передвижки

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Коллективное оформление книги «Загадки»

самореализация

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Май

Литература

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 -  №7

Хабарова О. В. Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Хабарова, С. В. Алешкина, Е. А. Гончарова // Молодой ученый. — 2012. — №6.

 

 Актуальность

Работа любого педагога-дошкольника тесно связана с разнообразным литературно-фольклорным наследием: сказками, загадками, пословицами и поговорками, потешками, играми. Загадки, как один из видов фольклорного жанра, существуют с глубокой древности. В загадке в сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Работа по развитию у детей навыков речи немыслима без использования на практике загадок. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях ряда ученых. Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними. Таким образом, он упорядочивает свои знания о мире. Иногда загадка строится на метонимии: предлагается угадать целое по названной части или предмет по его функции. Как и другие малые жанры фольклора, по форме загадка представляет собой ритмически организованное, а иногда и рифмованное высказывание.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи - доказательства и  речи - описания. Уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения. Педагогическая значимость загадок несомненна: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в первой младшей группе №12 «Капитошки» Воспитатель Мухина Е.В. Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

·         Дать понятие об устном народном творчестве.·         Познакомить детей с потешкой, как жанром устного народног...

Доклад по теме: Развитие звуковой культуры речи средствами малых форм устного народного творчества

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».

Конспект образовательного мероприятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».Цель:­­­­­­­­­­­­­­- Дать понятие об устн...

Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»Цель:·         Дать понятие об устном народном творчестве.·...

Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»...

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи. Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».

Конспект образовательного мероприятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устногонародного творчества - потешки».Цель:- Дать понятие об устном ...