Тема самообразования "Загадка как малая форма устного народного творчества"
материал (средняя группа) на тему
С помощью загадок мы раскрываем особенности родного языка и его образов, приучаем детей к острой и живой мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadka_kak_malaya_forma_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитателя средней группы № 2
Даньшиной Аси Георгиевны
Тема: Загадка как малая форма устного народного творчества
Цель: с помощью загадок раскрыть особенности родного языка и его образов, приучить к острой и живой мысли.
Задачи:
- Учить детей отгадывать загадки, придумывать их самим
- вызвать интерес к познанию окружающего мира
- обогатить словарь детей за счет многозначности слов, помочь увидеть вторичные значения слов, формировать представления о переносном значении слова.
- способствовать развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о связях между явлениями в окружающем мире.
- формировать любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы
раздел | Содержание работы на 2014-2015 уч.год | сроки | Практический выход | ||
Изучение литературы по теме | Сентябрь-май | ||||
Работа с детьми | |||||
Загадки для малышей Загадки об овощах и фруктах. Дидактическая игра «Загадай загадку» Загадки о растениях. Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку» Новогодние загадки. Придумывание загадок детьми Загадки о природных явлениях. Загадки о транспорте Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». Загадки о сказочных героях Загадки о животных. НОД на тему: «Отгадай загадку». Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль март апрель май | Выставка работ детского творчества
Составление альбома загадок «Чудеса природы» Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к сказочным загадкам Вечер развлечений «Лесные загадки» Открытый просмотр НОД | |||
Работа с семьей | Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка». Папка - передвижка «Загадки из детства». Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми. Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь май | Оформление папки-передвижки Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» Коллективное оформление книги «Загадки» | ||
самореализация | Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. | Май |
Литература
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 - №7
Хабарова О. В. Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Хабарова, С. В. Алешкина, Е. А. Гончарова // Молодой ученый. — 2012. — №6.
Актуальность
Работа любого педагога-дошкольника тесно связана с разнообразным литературно-фольклорным наследием: сказками, загадками, пословицами и поговорками, потешками, играми. Загадки, как один из видов фольклорного жанра, существуют с глубокой древности. В загадке в сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Работа по развитию у детей навыков речи немыслима без использования на практике загадок. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях ряда ученых. Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними. Таким образом, он упорядочивает свои знания о мире. Иногда загадка строится на метонимии: предлагается угадать целое по названной части или предмет по его функции. Как и другие малые жанры фольклора, по форме загадка представляет собой ритмически организованное, а иногда и рифмованное высказывание.
Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи - доказательства и речи - описания. Уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения. Педагогическая значимость загадок несомненна: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в первой младшей группе №12 «Капитошки» Воспитатель Мухина Е.В. Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»
· Дать понятие об устном народном творчестве.· Познакомить детей с потешкой, как жанром устного народног...
Доклад по теме: Развитие звуковой культуры речи средствами малых форм устного народного творчества
Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...
Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».
Конспект образовательного мероприятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».Цель:- Дать понятие об устн...
Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»
Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»Цель:· Дать понятие об устном народном творчестве.·...
Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»
Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»...
Методическая разработка образовательного мероприятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»
Методическая разработка на тему: " Ознакомление с малой формой усного народного творчества - потешки"...
Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи. Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».
Конспект образовательного мероприятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устногонародного творчества - потешки».Цель:- Дать понятие об устном ...