Доклад "ТРИЗ - противоречия".
презентация к уроку по теме
Небольшой доклад как лучше овладеть "Методом противоречий".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТРИЗ - противоречия | 299.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Противоречие - это ситуация, когда к одному элементу предъявляются два несовместимых требования .
Формулирование противоречия
"Данная часть системы должна обладать свойством "A", чтобы выполнять нужную функцию, – и свойством "не A", чтобы удовлетворять существующим ограничениям и требованиям".
Противоречие: Лисы не должны грызть провода, т.к. этим наносят ущерб людям, и лисы грызут провода (такова реальность). Разрешение противоречия: В оболочку проводов вводится кайенский перец, самый жгучий из известных сортов. И нападения лис сразу же прекращаются.
В основе противоречия всегда(!) лежит причинно-следственная связь между положительным и нежелательным эффектом .
Формулировка противоречия – наполовину решенная задача. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка .
Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей, например: деревянный карандаш, жаркое лето.
Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом, например: карандаш или лето (в целом, полная характеристика).
Именно с метода противоречий начинается разбор любой проблемной задачи. Основа — диалектическое направление. Диалектический метод учит смотреть на проблему с разных точек зрения.
Сильные решения – это решения, преодолевающие противоречия
Задачи должны формулироваться таким образом, чтобы заставить ребёнка активно включиться в познавательную деятельность
«Как можно перенести воду в решете?»
Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия .
Принципы разрешения противоречий Разнесением противоречивых требований (свойств) в пространстве того объекта, в котором они возникли. Разнесением противоречивых требований (свойств ) во времени функционирования (существования) объекта. Изменением системных отношений (взаимосвязей) элементов внутри объекта, или самого объекта с элементами надсистемы.
1. Противоречия в погоде 2. Противоречия в ситуациях 3. Противоречия в предметах 4. Противоречия в количестве 5. Противоречия в размерах 6. Противоположные признаки
ФОРМУЛИРУЙТЕ ДЕТЯМ ПРОБЛЕМУ В ВИДЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ !
ЗНАКОМЬТЕ ДЕТЕЙ С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ ЧЕРЕЗ ЗАГАДКИ !
ПРИДУМЫВАЙТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВМЕСТЕ С НИМИ НОВЫЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Противоречия в количестве.
Конспект НОД для детей с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Материал взят из книги С. Гин "Занятия по ТРИЗ в детском саду"....
Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: ”Замена предметов геометрическими формами. Противоречия в размерах”
ТРИЗ - технологияЦели: Развивать гибкость мышления, путем выхода из проблемной ситуации.Задачи: Формировать знания числа 5 из чисел 2 и 3. Закрепить уме...
Статья на тему "Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов"
Статья посвещенна изучению вопроса адаптации молодых педагогов к работе в ДОУ...
Занятие по ТРИЗ "Противоречия в колличестве"
Активизация мышления путём разрешения проблемной ситуации....
игры на знакомство с противоречиями
игры на знакомство с противоречиями развивают связную речь, воображение, память, мышление....
Конспект проведения совместной деятельности в старшей группе по обучению детей дошкольного возраста работе с противоречием при решении творческих задач.
Тема совместной деятельности: Решение творческой задачи «Экскурсия в лес».При интеграции образовательных областей: Познавательное развитие ФЦКМ, Речевое развитие, Социально-коммуникативное разви...
Образовательная деятельность по познавательному развитию в разновозрастной группе № 2 компенсирующей направленности «Друзья, которые любят противоречить друг другу»
Образовательная деятельностьпо познавательному развитию в разновозрастной группе № 2 компенсирующей направленности«Друзья, которые любят противоречить друг другу»...