Доклад "ТРИЗ - противоречия".
презентация к уроку по теме

РОМАНЧЕНКО ИННА ВЛАДИМИРОВНА

Небольшой доклад как лучше овладеть "Методом противоречий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТРИЗ - противоречия299.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Противоречие - это ситуация, когда к одному элементу предъявляются два несовместимых требования .

Слайд 3

Формулирование противоречия

Слайд 4

"Данная часть системы должна обладать свойством "A", чтобы выполнять нужную функцию, – и свойством "не A", чтобы удовлетворять существующим ограничениям и требованиям".

Слайд 5

Противоречие: Лисы не должны грызть провода, т.к. этим наносят ущерб людям, и лисы грызут провода (такова реальность). Разрешение противоречия: В оболочку проводов вводится кайенский перец, самый жгучий из известных сортов. И нападения лис сразу же прекращаются.

Слайд 6

В основе противоречия всегда(!) лежит причинно-следственная связь между положительным и нежелательным эффектом .

Слайд 7

Формулировка противоречия – наполовину решенная задача. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка .

Слайд 8

Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей, например: деревянный карандаш, жаркое лето.

Слайд 9

Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом, например: карандаш или лето (в целом, полная характеристика).

Слайд 10

Именно с метода противоречий начинается разбор любой проблемной задачи. Основа — диалектическое направление. Диалектический метод учит смотреть на проблему с разных точек зрения.

Слайд 11

Сильные решения – это решения, преодолевающие противоречия

Слайд 12

Задачи должны формулироваться таким образом, чтобы заставить ребёнка активно включиться в познавательную деятельность

Слайд 13

«Как можно перенести воду в решете?»

Слайд 14

Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия .

Слайд 15

Принципы разрешения противоречий Разнесением противоречивых требований (свойств) в пространстве того объекта, в котором они возникли. Разнесением противоречивых требований (свойств ) во времени функционирования (существования) объекта. Изменением системных отношений (взаимосвязей) элементов внутри объекта, или самого объекта с элементами надсистемы.

Слайд 16

1. Противоречия в погоде 2. Противоречия в ситуациях 3. Противоречия в предметах 4. Противоречия в количестве 5. Противоречия в размерах 6. Противоположные признаки

Слайд 17

ФОРМУЛИРУЙТЕ ДЕТЯМ ПРОБЛЕМУ В ВИДЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ !

Слайд 18

ЗНАКОМЬТЕ ДЕТЕЙ С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ ЧЕРЕЗ ЗАГАДКИ !

Слайд 19

ПРИДУМЫВАЙТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВМЕСТЕ С НИМИ НОВЫЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Противоречия в количестве.

Конспект НОД для детей с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Материал взят из книги С. Гин "Занятия по ТРИЗ в детском саду"....

Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: ”Замена предметов геометрическими формами. Противоречия в размерах”

ТРИЗ - технологияЦели:   Развивать гибкость мышления, путем выхода из проблемной ситуации.Задачи:    Формировать знания числа 5 из чисел 2 и 3.    Закрепить уме...

Статья на тему "Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов"

Статья посвещенна изучению вопроса адаптации молодых педагогов к работе в ДОУ...

Занятие по ТРИЗ "Противоречия в колличестве"

Активизация мышления путём разрешения проблемной ситуации....

игры на знакомство с противоречиями

игры на знакомство с противоречиями развивают связную речь, воображение, память, мышление....

Конспект проведения совместной деятельности в старшей группе по обучению детей дошкольного возраста работе с противоречием при решении творческих задач.

Тема совместной деятельности:  Решение творческой задачи «Экскурсия в лес».При интеграции образовательных областей: Познавательное развитие ФЦКМ, Речевое развитие, Социально-коммуникативное разви...

Образовательная деятельность по познавательному развитию в разновозрастной группе № 2 компенсирующей направленности «Друзья, которые любят противоречить друг другу»

Образовательная деятельностьпо познавательному развитию в разновозрастной группе № 2 компенсирующей направленности«Друзья, которые любят противоречить друг другу»...