"Вот она, какая русская матрешка"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Конспект интегрированной образовательной деятельности
Цель: формирование у детей представления о народных промыслах.
Задачи:
- Формировать и развивать эстетически – творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, художественной, игровой.
- Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
- Развивать творческую фантазию, самостоятельность при создании авторского рисунка для сарафана.
- Закреплять умение использовать при росписи сарафана декоративную технику росписи.
- Обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, передать традиции своего народа;
- Развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество);
- Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
- Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vot_ona_kakaya_russkaya_matreshka.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Доценко Анна Алексеевна воспитатель первой категории Смирнова Надежда Аркадьевна, музыкальный руководитель высшей категории Яковлева Ираида Константиновна воспитатель первой категории МБДОУ ДС № 397 |
г. Челябинска
Конспект интегрированной образовательной деятельности
«Вот она, какая русская Матрешка»
Цель: формирование у детей представления о народных промыслах.
Задачи:
- Формировать и развивать эстетически – творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, художественной, игровой.
- Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
- Развивать творческую фантазию, самостоятельность при создании авторского рисунка для сарафана.
- Закреплять умение использовать при росписи сарафана декоративную технику росписи.
- Обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, передать традиции своего народа;
- Развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество);
- Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
- Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Оборудование: мультимедийная установка, выставки: игрушки-забавы и матрешки; народные росписи – хохлома, гжель, дымка; народные инструменты; дидактические игры: «Собери матрешку», «Сложи пазлы», «Назови инструмент», бумажные трафареты сарафанов, наборы гуаши, кисти, ватные палочки, салфетки, косынки, деревянные ложки.
Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о народных промыслах, чтение стихотворений о матрешках, загадывание загадок об игрушках, знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – Дымковская, Филимоновская, Богородская, Гжельская, кукла, рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке», игра на народных музыкальных инструментах.
Ход деятельности:
1 блок
Воспитатель в группе рассказывает детям сказку об игрушках, которые были созданы в далекие времена на Руси.
Воспитатель: В далекие времена, когда еще не было магазинов, где продают игрушки, дети играли камушками, веточками, тряпочками. Поглядели на это взрослые и решили сделать для ребят игрушки из подручного материала. Из соломы и тряпочек мастерили куколок, а из полена папы вырезали чурочку похожую на куклу, а дети угольком рисовали глазки, носик и закутывали в пеленку и баюкали, как мамы. Чуть позже стали делать деревянные игрушки – забавы. Вот такими игрушками играли в далекие времена в селах Дымка, Майдановка, Семеновка и в других (по ходу рассказа воспитатель обращает внимание детей на представленные игрушки – забавы и иллюстрации с изображением разных игрушек, сделанных в далекие времена.)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите какой у меня замечательный домик, мне кажется, там кто-то живет.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... Матрёшка (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Матрешка и она приглашает всех нас к себе в гости. Хотите отправиться в гости? Тогда в путь.
Под музыку дети входят в музыкальный зал, где воспитатель подводит их к мини музею, посвященному народному творчеству.
Воспитатель: Обратите внимание, в нашем музее представлены из разных областей игрушки – забавы и матрешки, созданные взрослыми для развлечения и обучения детей.
Воспитатель с детьми рассматривают экспонаты, обращает внимание детей на разный рисунок на сарафанах у матрешек. На экране появляется слайд с разнообразными матрешками.
Воспитатель: Ребята, как много разных матрешек живет на Руси. Первая матрёшка в России появилась очень - давно, более 100 лет назад из Японии. Один купец привез игрушку – большеголовую деревянную фигурку японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья, внутри нее сидела вся его многочисленная семья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем Матрёна. А как будет ласковое имя Матрены? (Ответы детей).
Воспитатель: вносит коробку, в которой лежат перепутанные разобранные матрешки. Ребята, нас попросили дети из младшей группы помочь правильно собрать матрешек, у них это не получается. Поможем?! (Дети вместе с воспитателем собирают матрешек для малышей). Молодцы, быстро справились с непростой задачей. Интересно увидеть, как изготавливают матрешку?! (Демонстрируется фильм о том, как изготавливают матрешку).
Воспитатель: А сейчас мне хочется познакомить вас с самыми популярными матрёшками: Семёновская, Загорская и Полхов-Майданская. Их названия зависят от того места, где их расписывают.
Первая матрёшка из города Загорск - Загорская матрёшка. Она всегда в сарафане расписном, в кофточке с вышивкой, на голове...
Дети: Платок.
Воспитатель: А платок всегда завязан на …
Дети: Узелок.
Воспитатель: А поверх сарафана...
Дети: Фартук.
Воспитатель: Особенность этих матрешек такая: у каждой матрешки прорисованы руки, и платок ее украшает роспись.
Воспитатель: Семёновская матрёшка, из города Семенова. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Посмотрите, какими цветами раскрашена эта матрешка.
Дети называют цвета (Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый)
Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
И третья матрёшка из села Полхов - Майдана. У этих матрёшек нет сарафана и фартука, а вместо фартука большой букет цветов, на голове полушалок тоже с цветами без узелка.
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Воспитатель: Сейчас матрешка – это сувенир или украшение для русского дома, забавная игрушка для маленьких детей. А вы знаете, что матрешки очень помогли нашим умельцам в производстве различных нужных вещей, как вы думаете каких? Подумайте и назовите, пожалуйста, предметы, в которых используется принцип «матрешки» (ответы детей: стаканчики, коробочки, компьютер: папка - документ)
Воспитатель: Кто не знал, где применяется принцип матрешки, мы вам его подсказали. А это что за конверты у меня на столе?! Воспитатель открывает конверт и видит в нем разрезанную картинку матрешки и так в каждом конверте. Все картинки с изображением матрешек рассыпались и их нужно сложить и назвать матрешку, которую вы собрали (работа детей подгруппами)
Воспитатель: А еще бывают и авторские матрешки и живут они в разных городах, отличаются они росписью сарафанов, платочков. Сейчас вы как настоящие мастера будете создавать авторские сарафаны для своих матрешек.
2 блок
Воспитатель: Девочки, я предлагаю вам побыть в роли художников - дизайнеров и создать авторский рисунок на сарафане.
Воспитатель: Обратите внимание на экран и подскажите, если узнаете, какую роспись вы увидите?
У этих игрушек, у этих зверушек,
Веселая, яркая гамма цветов.
А сколько полосок, штрихов, завитушек,
Колечек и точек и разных кружков. (Дымка) Ответы детей.
Есть в России такое местечко, где белая рощица, синяя речка,
И светлеет вода родниковая, и дыхание ветра свежей,
Расцветает в полях васильковая, незабудковая (Гжель). Ответы детей.
Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась,
Рядом с листиком трехпалым земляника цветом алым,
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома, золотая (Хохлома). Ответы детей.
Воспитатель: Вспомнили виды росписи? В нашем музее я предлагаю вам рассмотреть игрушки, раскрашенные художниками - мастерами по гжели, хохломе и дымке.
Дети рассматривают экспонаты.
Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу мастерскую.
Мастера скорей за дело,
Украшай матрешек смело,
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Определитесь, какая роспись вам понравилась больше, и попробуйте создать свой авторский рисунок, а для этого выберите сарафан с нужным фоном. Приложите все свои творческие способности, воображение, фантазию.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Ваши работы расположим в нашем музее. Напомните, кто какую роспись использовал в создании своего сарафана?! (ответы детей). Посмотрите, какие замечательные сарафаны у вас получились и нельзя выбрать лучшие, они все хороши. Матрешки будут очень рады в таких сарафанах и на ложках поиграть и хороводы поводить.
3 блок
Музыкальный руководитель: Сколько всего интересного вы узнали сегодня про нашу русскую матрешку, а сарафаны, какие нарисовали! А у меня для вас платочки!
Хотите поиграть немножко?
Превращаемся в матрешку!
Веселее, не зевайте, да платочки надевайте!
Звучит музыка, девочки перед зеркалом надевают косынки, выстраиваются в ряд, поют:
Завязали мы платочки и хотим понравиться,
Посмотрите-ка на нас, разве не красавицы!
Музыкальный руководитель: Замечательные матрешки получились! А у меня для вас сюрприз! Все знают, что матрешки любят петь, плясать да на инструментах играть. Вот и вас русские народные инструменты дожидаются.
Матушка Россия всегда умельцами славилась. Во многих селах раньше инструментов не было, поэтому все, что было в хозяйстве и могло издавать при ударе яркий звук (сковороды, тазы, кружки, горшки, самоварные трубы, пилы и др.) применялось во время музыкального сопровождения песен, танцев.
Вот народный инструмент рубель ранее был предметом быта – служил гладильной доской. А народный инструмент бубенцы имитирует звон колокольчиков русской тройки лошадей. Трещотка и бубен – ударные инструменты, на которых играли скоморохи на ярмарках, использовали инструмент для ритмического сопровождения обрядовых песен.
Давайте и мы с вами поиграем на народных инструментах. Подходите, выбирайте! (дети берут инструменты).
Инструмент надо назвать,
Как звучит он показать!
(дети под музыку поочередно играют импровизированный ритм, а на конец музыкальной фразы называют инструмент) Вы выбрали один инструмент, а так хочется на всех инструментах поиграть! Скорее в круг вставайте, поиграем в игру «Хороводный оркестр».
На одну часть музыки играем в оркестре, на вторую часть – кладем инструменты на стульчики и хороводом двигаемся по кругу, на конец музыки надо успеть взять инструмент, около которого вы остановились и заиграть. Но будьте внимательны, играть будут не все инструменты сразу, а поочередно, то деревянные инструменты, то металлические. (проводится игра «Хороводный оркестр»)
Музыкальный руководитель:
А сейчас у меня для вас загадка:
Деревянные подружки
Звонко бьются друг о дружку.
Расписные, как матрешки.
Угадали? Это … (Ложки) (ответы детей)
Оказывается, расписная деревянная ложка с давних времен гостит не только на столах. Ее стали использовать еще и как ударный инструмент. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. Мастера делали такие ложки из деревянного бруска, который умело, обрезали со всех сторон, и получалась вот такая ложка (показ не расписанной ложки). Ложки изготавливали и продолжают изготавливать из березы, осины, липы. (Демонстрируется презентация изготовления деревянной ложки). Вот такие деревянные заготовки, баклуши, обрубают и обтесывают, затем придают форму ложки, потом вырубают специальным инструментом (теслом) углубление для черпака, затем ложку выскабливают, шлифуют, чтобы она была гладкой и расписывают. А украшали ложки по-разному, то резьбой: геометрической (хотьковские), то росписью (хохломские), то выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и температурной закалкой.
В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память.
Музыкальный руководитель:
А сейчас, матрешки, все возьмите ложки!
Скорей в кружочек выходите,
Да для нас вы попляшите!
Дети исполняют танец с ложками.
Воспитатель: Сколько интересного вы сегодня вспомнили и узнали. Игрушки-забавы, матрешки, хохломская, гжель и дымка русские народные росписи, рубель, ложки, трещотки – это все народные промыслы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вот они какие, русские матрешки
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе (художественное творчество, познание)...
Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка....
«Вот какая русская матрешка!»
Знакомство дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей возникновения, появления её на Руси, через музыкальные произведения. Включение детей...
Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"
Проект: " Русская матрешка" направлен на совместную образовательную деятельность детей и родителей, знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....
Конспект НОД к проекту Музей «Русской матрешки» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация. «Наряди Матрешку»
Данный вид аппликации можно использовать и с детьми более старшего возраста, таких матрешек можно сделать и использовать в качестве закладок для книг, данный вид аппликации интересен тем , что мы испо...
Конспект совместной образовательной деятельности по направлениям «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие» Тема: «Вот какая русская матрешка!»
Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке, истории ее возникновения....
Конструкт НОД "Это русские матрешки - разноцветные матрешки"
Конструкт непосредственно образовательной деятельности с детьми шестого года жизни (старшая группа) «Это русские матрешки – разноцветные одежки»...