Конспект совместной образовательной деятельности по направлениям «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие» Тема: «Вот какая русская матрешка!»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке, истории ее возникновения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_matreshka.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»
Конспект совместной образовательной деятельности по направлениям «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие»
Тема: «Вот какая русская матрешка!»
Группа: Старшая группа.
Кашина Е.А.
Воспитатель высшей
Квалификационной категории
с. Кабанск
2016 г.
Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке, истории ее возникновения.
Задачи:
1. Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
2. Поощрять желание детей использовать нетрадиционные техники украшения бумажного силуэта игрушки с помощью пластилина. Совершенствовать умение замечать и выделять выразительные решения изображений, радоваться достигнутому результату.
3. Способствовать развитию певческих навыков. Развивать чувство ритма в музицировании. Совершенствовать тембровый слух.
4. Упражнять в подборе слов со сходным значением, ласковых имён для игрушки.
5. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.
Обогащение словаря : бубен, маракас, уголок, трензеля, узор, украшение, Загорская матрешка, Семеновская матрешка, Матрешка из Полхов-Майдана.
Дифферецированная работа: Вероника Б., Катя К. – увеличить объем работы ( украсить пластилином две матрешки).
Индивидуальная работа:
Активизировать речь детей ( Игорь К. – малоактивный ребенок).
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о матрешках, чтение стихотворений о матрешках, загадывание загадок об игрушках, изготовление книжки «Веселые матрешки», рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке», дидактическая игра: «Выложи узор», беседа с детьми: «Народные игрушки» .
Ход занятия:
Ребята , сегодня утром в группе я нашла посылку . Ребята, как вы думаете, что в этой посылке?
(ответы детей) Чтобы узнать , нужно отгадать загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
(Ответы детей)
( достаю матрешку)
Странно, в ней всего одна матрешка. Ребята, как вы думаете, почему матрешка одна?
(Ответы детей)
Ребята, наверное матрешке , очень одиноко? Может, мы ей поможем найти сестричек-подружек?
Муз. рук.: Не пойму, почему вы такие грустные? Что-то случилось?
Воспитатель: К нам пришла посылка с матрешкой, а ее подружки где-то потерялись. Может вы поможете нам их найти?
Муз. рук.: Да, у меня есть матрешки, они очень любят петь и танцевать, но уговор, чтобы их получить - надо выполнить задания.
Первая матрешка предлагает поиграть в
Хороводную игру «Матрешки»
Ой, Матрешки, вы Матрешки -
Красные сапожки,
Аленький платочек,
Сарафан в цветочек.
На ноги вставайте,
Пляску начинайте
(говорком) Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Муз.рук.: Молодцы, получите матрёшку!
Вторая матрешка предлагает послушать и угадать, какие музыкальные инструменты у меня спрятались за ширмой.
Предлагает послушать (бубен, маракас, уголок, трензеля, палочки…)
Молодцы, и с этим заданием вы справились. Вот вам и вторая матрёшка!
(Раздаёт детям палочки)
А знаете, дети, почему я вам раздаю палочки?
(Ответы детей)
Да потому что третья матрёшка любит
«Русские наигрыши» и предлагает сыграть их на палочках.
(исполняется мелодия, дети подыгрывают)
Вот вам и еще одна матрешка. Ребята, вы справились с заданиями и помогли матрешке найти ее сестричек.
Прошу детей сесть на ковер. Ребята, а вы знаете историю возникновения Матрешки?
(Показ презентации )
Матрешка - это деревянная кукла.
Появилась первая матрешка много лет тому назад. Однажды из далекой страны Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.
И назвали ее старинным русским именем – Матреной.
А как будет звучать ласковое имя Матрены?
(Ответы детей)
- Матренушка, Мотронушка, Матрешечки
«Игра Матрёшки».
Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах матрёшечки разные получаются:
(Показ слайдов)
- Эта матрешка из села Загорское. Загорская матрешка. Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой.
- Семёновская Матрёшка. Мастерят таких матрёшек в городе Семенове, отсюда и название - Семеновская. В росписи этой матрешки главное место занимают букеты красивых цветов на фартучке.
Из тихого зеленого городка Семёнова.
В гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бордовых
В подарок принесла.
Обратите внимание на фартук, на котором изображён букет пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров? (ответ детей)
- А эта Матрешка из Полхов-Майдана.
Украшен её наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Посмотрите, её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку. У Полхов-Майданских матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – большой букет цветов .
Ребята, а ведь обычно у матрешек большая семейка, много сестричек. Давайте поможем нашим матрешкам собраться в большую семью – смастерим для них младших сестричек.
(Показ образца, показ последовательности выполнения работы)
Дети подходят к столам, на которых разложен материал для украшения плоскостных заготовок фигур матрёшек при помощи пластилина.
(Самостоятельная работа детей)
Дети размещают свои поделки на стенде рядом с Матрёшкой с определённым видом росписи, дают имена своим Матрешкам.
Итог занятия:
Ребята, что нового вы сегодня узнали о Матрёшках?
(Ответы детей)
Как вы думаете, помогли матрёшке найти сестричек?
Ребята, вы сегодня молодцы.
Матрешки получились интересные, весёлые. Вы все постарались, работали, как настоящие мастера.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет -
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте в таланте русском
Весь находится секрет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованно – образовательной деятельности детей младшего возраста по художественно - эстетическому развитию. Тема: «В поисках колобка»
Цель: закреплять у детей навык скатывания шарика из пластилина. Задачи: - формировать интерес к работе с пластилином;- воспитывать доброжелательное, эмоционально-пол...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Скворечник»
Тема: «Скворечник»Для детей 2 младшей группы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Художественно-эстетическое развитие» . Тема: «Праздничная ёлочка»
Художественное творчество (рисование), «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»...
Конспект образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» "Спешим на помощь Карандашу ".
Конспект ООД "Спешим на помощь Карандашу". Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной познавательно – исследовательской деятельности детей. Разработан...
Конспект совместной образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Животные жарких стран»
Цель: формирование обобщенных представлений о животных жарких стран путем использования нестандартного мышления, как формы игровой технологии. Задачи:Образовательные:1. Закрепить представлен...
Конспект совместного с родителями образовательного события по направлению "Художественно-эстетическое развитие" Тема "Мамочка любимая"
Способствовать развитию положительного эмоционального контакта между детьми, родителями и воспитателями средствами совместного образовательного события....
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: II младшая группа Тема: «Путешествие по сказке «Три медведя»
Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитиеВозрастная группа: II младшая группа Тема: «Пу...