Конспект занятия по развитию речи в группе комбинированной направленности для детей 4-5 лет с ОВЗ на тему «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обобщить знания об осенних явлениях природы; закрепить навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, антонимов; учить правильному согласованию числительных и существительных; учить раскладывать сюжетные картинки по порядку и составлять по ним рассказ; учить правильно задавать вопросы.
Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие, логическое мышление; развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе; формировать умение слушать друг друга; воспитывать нравственные качества, желание помочь друг другу.
В ходе занятия реализовывалась совместная деятельность взрослых и детей. Главной составляющей являлось взаимодействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
29.11.2018_konspekt_zanyatiya.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в группе комбинированной направленности для детей 4-5 лет с ОВЗ на тему «Осень»
Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обобщить знания об осенних явлениях природы; закрепить навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, антонимов; учить правильному согласованию числительных и существительных; учить раскладывать сюжетные картинки по порядку и составлять по ним рассказ; учить правильно задавать вопросы.
Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие, логическое мышление; развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе; формировать умение слушать друг друга; воспитывать нравственные качества, желание помочь друг другу.
Оборудование: наборы картинок для дидактических игр «Назови ласково», «Посчитай сколько», «Чего не стало»; 6 конвертов для заданий; снежинка и 6 лучиков; демонстрационная картина «Осень», «Баночка с вареньем»; кленовый лист; мольберт, прищепки, скрепки, пособие для дидактической игры «Дождик и солнышко»
Ход ООД:
Воспитатель: Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок.
Дети становятся в круг.
Воспитатель: Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Дети здороваются.
Воспитатель: Давайте поиграем в нашу любимую игру с пальчиками:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики!
С вами мы подружимся,
Маленькие пальчики!
Один, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я повстречалась со снежинкой. Она рассказала о том, что Зимушка-Зима торопится к нам прийти в гости. А Осень не торопится от нас уходить: присела на пенек и уснула. А звери и птицы не могут ее разбудить, им нужно готовится к зиме. Вот снежинка и обратилась к нам с просьбой: помочь разбудить Осень. А для этого нам нужно выполнить 6 заданий. За каждое выполненное задание Зима нам будет давать лучик снежинки. Если мы соберем все лучики, то обязательно наступит Зима. Хотите помочь зверям и птицам? Готовы ко всем трудностям?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда начинаем выполнять задания. Снежинка принесла шесть конвертов с заданиями.
Дети находят конверт с цифрой 1, в которой лежат картинки к игре «Назови ласково»
Гриб – грибочек Дерево – деревце
Туча – тучка Трава – травушка
Лужа – лужица Солнце – солнышко
Дождь – дождик Ветка – веточка
- Игра «Посчитай - сколько»
Воспитатель: молодцы, справились с заданием. А вот и первый лучик.
На мольберт прикрепляется лучик снежинки.
Дети идут дальше, находят конверт с цифрой 2.
Достается картинка «Осень»
Беседа по вопросам:
- Какое время года здесь изображено?
- Кто может назвать осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какие приметы осени вы знаете? (На улице стало холодно. Часто идут дожди. Солнце светит, но не греет. День стал короче, ночь длиннее. По утрам бывают заморозки. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду. Листья желтеют и опадают)
- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад)
Воспитатель: посмотрите сколько листочков у нас на столе.
- Листья осенью что делают? (желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)
- Что можно сказать про листья? Они какие? (осенние, разноцветные, желтые, красные, зеленые)
- Какой ветер осенью? (Сильный, колючий, порывистый)
Предложить выполнить задание:
- На листочки дует сильный ветер
- На листочки дует слабый ветер
-Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)
- Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, пасмурная)
Вот вы сказали – погода дождливая. Предлагаю вам побыть немножко волшебниками и сделать дождик.
Поглядите, поглядите –
Потянулись с неба нити.
Что за тоненькая нить?
Землю с небом хочет сшить.
Не ответишь – подождем.
Отгадаешь под… (дождем)
Дети делают дождик (скрепки трубочки). С Димой делаем солнышко с прищепками.
Воспитатель: А теперь помогите мне, пожалуйста, составить рассказ (по первым словам в предложении)
- Наступила … (осень)
- Дни стали… (короче)
- Солнце … (светит, но не греет)
- Дует … (холодный, колючий, порывистый ветер)
- Стало … (на улице холодно)
- Люди … (одеваются в теплую одежду)
- На деревьях … (желтеют и опадают листья)
- Моросит … (холодный дождь)
- Увядает … (трава)
- Люди собирают … (урожай)
- На юг … (улетают перелетные птицы)
Воспитатель: Ну вот и второе задание вы выполнили. Получите второй лучик снежинки.
- Дети, посмотрите, около конверта с цифрой 3 лежит кленовый лист. А это значит, что нам приготовили задание с этим листом.
Давайте построим круг, будем передавать друг другу кленовый лист и говорить наоборот.
- Летом жарко, а осенью… (холодно)
- Летом небо светлое, а осенью… (темное)
- Летом дни длинные, а осенью … (короткие)
- Летом ночи короткие, а осенью … (длинные)
- Летом земля сухая, а осенью … (мокрая)
- Летом тучи ходят высоко, а осенью … (низко)
- Летом цветов много, а осенью … (мало)
- Летом солнце яркое, а осенью… (тусклое)
- Летом песни у птиц веселые, а осенью … (грустные)
-Летом листья на деревьях зеленые, а осенью … (разноцветные)
- Весной птицы возвращаются из теплых стран, а осенью … (улетают на юг)
- Летом насекомых много, а осенью …(мало)
Появляется игрушка-паучок.
Под музыку пальчиковая игра «Паучок»
Воспитатель: Умницы, и с этим заданием вы справились. А вот и третий лучик.
Дети находят конверт с цифрой 4.
Воспитатель: А здесь такое задание: послушайте меня внимательно, и попробуйте повторить за мной скороговорку громко, четко, выразительно, быстро:
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком,
Испугались медвежонка.
А ну-ка, повторите!
Дети повторяют.
Воспитатель: А вы знаете еще какую-нибудь чистоговорку? Тогда произнесите ее громко (тихо)?
Дети: Прошептала мушка мошке:
-Скушай, мошка, хлеба крошки.
Мошка мушке прошептала:
-Крошек что-то слишком мало.
Воспитатель: А теперь давайте расскажем стишок и одновременно простучим ритмический рисунок каштанами.
Дети берут каштаны.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят..летят…летят
(кладут каштаны в корочку)
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. Вот еще один лучик нашей снежинки.
Готовы выполнить следующее задание? Тогда отправляемся на поиски следующего конверта.
Дети находят конверт с цифрой 5.
Воспитатель: Ребята, скажите, что изображено на картинках?
Дети: Варежки, ботинки, сапоги, штаны, куртка, шапка, шары.
Воспитатель: А без чего мы не сможем ходить на улицу, ведь там холодно?
Дети: Без варежек, без сапог и т д
Воспитатель: И с этим заданием справились, молодцы, получите еще один лучик.
Дети находят конверт с цифрой 6.
Воспитатель: Итак, последнее задание. Я буду читать вопросы, если ответ да – надо хлопнуть в ладоши, а если ответ нет - промолчать.
Достать из конверта вопросы, зачитать.
Воспитатель: Какое у вас настроение? Предлагаю поиграть и потанцевать.
В парах танец «Я от тебя убегу»
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось?
Дети: снежинка!
Воспитатель: А за окном снег. Скоро к нам зима придет.
Воспитатель: Посмотрите: на столе лежат карточки:
Солнышко – мне все удалось
Солнышко и тучка – мне не все удалось
Тучка – у меня ничего не получилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста
Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...
Конспект комплексного занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР тема: «Весна. Перелетные птицы»
конспект занятия...
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью».
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью»....
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...
Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР 4-5 лет по теме «Комнатные растения»
Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР 4-5 летпо теме «Комнатные растения»...