Примерное тематическое планирование по теме: "Развитие у детей среднего дошкольного возраста представлений о развитии человека в истории и культуре посредством приобщения к предметному миру".
методическая разработка (средняя группа) по теме
Примерное тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernoe_tematicheskoe_planirovanie.docx | 36.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное тематическое планирование по теме: "Развитие у детей среднего дошкольного возраста представлений о развитии человека в истории и культуре посредством приобщения к предметному миру".
СЕНТЯБРЬ | |||
ВИД ТЕМА | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ИГРУШКИ |
Обратить внимание на разнообразие игрушек, знакомить с материал, из которого они изготовлены.
Отметить отличие игрушек от других предметов, определить их назначение.
Способствовать умению классифицировать предметы по существенному признаку.
Дать представление детям, о том, что игрушки были, не всегда и изготавливали их из других материалов. Развивать умение убирать за собой игрушки, воспитывать бережное отношение к ним.
Помочь детям в освоении родового понятия «игрушки» на основе выделения существенного признака, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, определять материал, из которого они изготовлены.
Развивать умение лепить игрушки, используя прием примазывания.
Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, желание помочь им. Развивать умение украшать предмет четырехугольной формы, ритмично располагать узор.
Знакомить с изделиями декоративно-прикладного искусства. Развивать умение детей расписывать силуэты игрушек, используя элементы декоративной росписи.
Обсудить какие игрушки постирала героиня. Л. Санберг «Мальчик и сто автомобилей».
Формировать представление детей о разновидностях материала, используемого при изготовлении кукол. Обратить внимание, что современные куклы выпускаются из более прочного материала-пластмассы, резины.
(Мы матрешки, все мы крошки, погуляем по дорожке, Поиграем мы немножко, ну скорей поймай матрешку.)
Расширять знания об истории создания кукол, изменении применяемого материала для их изготовления. | *Манипуляция с игрушками. *Рассматриване альбома «Игрушки». *Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Семья». *Рассматривание иллюстраций к книгам: *Игры с куклами из разного материала (резиновыми, пластмассовыми, тряпичными). | « ВО ЧТО Я ЛЮБЛЮ ИГРАТЬ». ЗАДАЧИ. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, изготовленными взрослыми для игр детей. Формировать представление дошкольников об игрушках (мяч, машины, куклы, мозаика, строительный материал), их назначении, существенных признаках (цвет, форма, величина), о материалах, из которых они сделаны. Показать детям историю развития мяча. Познакомить с правилами обращения с металлическими игрушками, мелкими игрушками и деталями. МАТЕРИАЛ. Мячи (разного размера), машины (самосвал, скорая помощь), кукла, мозаика, строительный материал (разного цвета, формы, величины). |
ОКТЯБРЬ | |||
ВИД
ТЕМА | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
МЕБЕЛЬ |
Формировать представление детей о том, как человек создает и преобразовывает предметы мебели, о ее функциях и свойствах; качестве материалов, из которых она изготовлена и ее назначении.
Активизировать в речи детей понятие «мебель», определить материал, из которого она изготовлена. Конструирование «Мебель для кукол». Развивать умение конструировать предметы мебели, видоизменять ее (из стула делать кресло и т. д.)
Развивать умение лепить предметы мебели, разные по величине.
Побуждать детей сооружать предметы мебели, преобразовывать и видоизменять их.
Закреплять знания о назначении мебели, о ее важности в жизни человека.
К.Нефедова «Мебель», «Табуретка», «Стул», «Кресло», «Кровать», «Стол». Закреплять знания детей о предметах мебели, ее важности для человека, о фактах ее происхождения, о материалах, из которого она изготовлена. Воспитывать бережное отношение к мебели. С.Я.Маршак «Усатый – полосатый». Обратить внимание, какие предметы мебели употребляются в произведении. Уточнить знания детей о таких предметах мебели, как комод, буфет, шкаф. «Волчишко». Спросить у детей, где прятался Волчишко, определить кресло, как предмет мебели. В.Левин «Сундук». Отметить, что в былые времена сундук заменял людям шкаф для одежды.
Формировать умение детей делать предметы кухонной мебели из набора «ЛЕГО». Развивать мелкую моторику пальцев рук | *Рассматривание дидактического альбома по теме: «Мебель». *Д/И «Лото». *Конструирование из крупного и мелкого строительного материала. *Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дом». *Хозяйственно-бытовой труд: уход за предметами мебели. *Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья». | «МЕБЕЛЬ». ЗАДАЧИ. Воспитывать интерес к русскому быту, малым поэтическим формам. Закреплять знания детей о современной мебели. Развивать мыслительную активность. Познакомить с аналогом современного шкафа – старинный сундук. Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять правильное употребление предлога «на». Учить детей разрешать противоречия, находить выход из проблемной ситуации, используя свой опыт. Развивать фантазию и творчество детей. Совершенствовать ручные умения и навыки. Продолжать учить детей делать поделки из бросового материала. МАТЕРИАЛ. Сундук, стул, лавка, лукошко с природным материалом.
|
НОЯБРЬ | |||
ВИД
ТЕМА | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ПОСУДА. |
Формировать представление детей о материалах, используемых для изготовления посуды. Определить последовательность их изобретения человеком.
Уточнять знания детей о чайной посуде, о ее разновидностях и материалах. Познакомить детей с самоваром. Обратить внимание, что сначала он грелся за счет углей, потом люди придумали электрический самовар.
Упражнять детей в сервировки стола к приходу гостей, закреплять умение различать материал, из которого изготовлена посуда.
«Накорми кукол обедом (столовая посуда)». Развивать умение лепить предметы посуды, используя приемы вытягивания, расплющивания, примазывания. Уточнять представления детей о том, что первая посуда лепилась из глины вручную.
Развивать умение ритмично располагать узор на чашке.
Побуждать детей расписывать силуэты посуды, ритмично располагая узор.
Развивать умение находить лишний предмет, обосновывать свой ответ.
Венгерская сказка «Приходите в гости к нам» Обсудить, что такое миска. «Лиса и журавль». Обратить внимание на посуду: кувшин и тарелку, отметить их отличия. «Сладкая каша» (немецкая сказка). Уточнять знания детей о старинной посуде (горшочке), из какого материала она изготовлялась. Е. Пермяк «Как Маша стала большой». Обобщать понятие посуда, спросить, что вымыла Маша. С Капутикян «Кто скорей допьет», «Маша обедает». Раскрыть детям значение слов: миска, черепушка. К.Чуковский «Федорино горе». | *Рассматриване дидактического альбома по теме: «Посуда». *Сюжетно-ролевая игра «Семья». *Дидактическая игра «Лото». *Наблюдение за трудом помощника воспитателя во время сервировки стола. *Дежурство по столовой. *Рисование посуды с помощью трафаретов. | «В МУЗЕЕ ПОСУДЫ». ЗАДАЧИ. Воспитывать бережное отношение к посуде. Развивать умение сравнивать и анализировать; активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого. Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Материал. Буратино, Карлсон, ложка, вилка, тарелка, нож, кувшин. |
ДЕКАБРЬ | |||
ВИД ТЕМА | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ОДЕЖДА |
Знакомить с процессом преобразования одежды в связи с потребностями человека, модой, разновидностями материалов.
Знакомить детей с женской русской одеждой.
Показать разнообразие видов одежды, развивать бережное отношение к ней.
Формировать представление детей об одежде, о ее связи с сезоном, возрастом, материалом, из которых она изготовлена, и их качестве. Показать детям зависимость здоровья ребенка от одежды и времени года.
«Украсим костюм поросенку». Продолжать знакомить с разными фасонами одежды. Способствовать умению украшать одежду.
Упражнять в умении рисовать одежду с использованием трафарета.
Упражнять в умении подбирать одежду, относительно размера и цвета, развивать эстетический вкус.
Формировать представление детей о происхождении одежды (Например, овца дала шерсть из нее спряли нитки, из ниток связали свитер). Чтение художественной литературы. «Почему у месяца нет платья» (сербская сказка). Б.Поттер «Ухти-Тухти». Обратить внимание на одежду, выстиранную Ухти-Тухти. Э. Аттли «Как поросенку Плюху сшили новые штаны». | *Рассматривание дидактического альбома «Одежда». *Наблюдение за одеждой взрослых и детей. *Уход за одеждой (Аккуратное укладывание ее в шкафчике). *Д/И «Найди пару», «Что лишнее?». *Игры с куклами. | «ВОЛШЕБНИЦА ОДЕЖДА». ЗАДАЧИ. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда человека. Продолжать знакомить детей с историей создания одежды; активизировать их познавательную активность. Побудить ориентироваться в прошлом одежды; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды. Подвести детей к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. МАТЕРИАЛ. Куклы в одежде из листьев, шкур, тканей, альбом «Одежда», силуэты одежды на бумаге, краски, карандаши. |
ЯНВАРЬ | |||
ВИД ТЕМА | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ОБУВЬ |
Упражнять в умении сравнивать предметы, находя признаки сходства и различия, активизировать словарь за счет слов голенище, каблук, подошва, носок, язык, стелька, босой.
Уточнить представления, о том, что обуваться надо в зависимости от сезона и погоды.
Учить правильно шнуровать обувь, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Формировать умение находить предметы обуви по описанию. Закреплять виды материалов, из которых изготавливается обувь.
«Сапожник». Формировать представление о людях труда, занимающихся изготовлением обуви. К.И.Чуковский «Чудо – дерево» Обратить внимание детей на виды обуви, звучащие в стихотворении. Уточнить представление о таких названиях, как калоши, гамаши, башмачки. «Чудесные лапоточки» (русская народная сказка). Продолжать знакомить со старинной обувью – лаптями.
Знакомить с прошлым обуви, с ее изменением в связи с усовершенствованием ее производства. | *Рассматривание дидактического альбома «Обувь». * Д/и «Найди пару». *Наблюдение за обувью взрослых и других детей. * Д/и «Шнуровка». *Застегивание различных видов застежек на обуви. *Уход за обувью. *Рисование обуви с использованием трафаретов. | «ВО ЧТО Я ОБУВАЮСЬ». ЗАДАЧИ. Сформировать у детей представление об обуви и ее необходимости для жизни человека, ее назначении и функциях в зависимости от времени года и погодных явлений. Познакомить детей с историческим прошлым возникновения обуви. Закрепить умение узнавать дерево, глину, кожу и определять их признаки (прочность, твердость, шершавость). МАТЕРИАЛ. Кукла, лапти (или картинка), картинки деревянной, глиняной обуви, парные картинки. |
ФЕВРАЛЬ | |||
ВИД ТЕМА | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ТРАНСПОРТ |
Обратить внимание, что транспорт был не всегда, его развитие началось с изобретения колеса.
Знакомить со способами путешествия древних людей на дальние расстояния; закрепить знания об известных видах транспорта, поднять эмоциональное настроение.
Рассказать, что лодка была первым изобретением человека после плота. Развивать умение лепить водный транспорт.
Рассказать о том, что человек с древности мечтал летать. Способствовать умению детей лепить воздушный транспорт по игрушке.
Упражнять детей в разрезании прямоугольника по линии сгиба Развивать умение пользоваться ножницами, правильно держать их.
Побуждать детей мастерить различные виды транспорта, преобразовывая их из одного в другой, используя дополнительные детали.
Упражнять детей в умении собирать картинку из частей, обратить внимание на многообразие транспортных средств.
Формировать представление о происхождении некоторых видов транспорта.
С.Я. Маршак «Кораблик». Б.Житков «Как мы ездили в зоосад». Знакомить детей с трамваем. Т.Энгер «Как Ум Якоп побывал в городе». Обратить внимание на разнообразные виды транспорта, встретившиеся на пути Якопа и как надо вести себя при встрече с транспортными средствами. | *Рассматривание альбома «Транспорт». *Рисование дороги, лодок машин. *Наблюдение на улице за проходящим транспортом. *Конструирование дороги, гаражей, мостов из строительного материала. *Игры с рулем и машинами. *Рисование транспортных средств с использованием трафаретов. | «ОТ КАРЕТЫ ДО РАКЕТЫ». ЗАДАЧИ. Воспитывать навыки безопасного поведения, уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах. Обобщить и систематизировать представления детей о способах передвижения человека. Познакомить с важностью изобретения колеса для прогресса его использования при создании средств передвижения. Закрепить элементарные знания детей о ПДД. Материал. Иллюстрации с видами транспорта. Крупный строитель для постройки автобуса. Руль. Карточки на каждого ребенка для дидактической игры. Карточки с изображением дорожных знаков. Милицейская фуражка, жезл, свисток (для светофора). |
МАРТ | |||
ВИД ТЕМА | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА |
Определить предметы, облегчающие труд человека, подумать, как обходился человек без современной техники, что использовал до ее изобретения?
Формировать умение создавать предметы техники из набора конструктора «Лего». Развивать логическое мышление, конструктивные способности.
Продолжать знакомить детей с предметами бытовой техники, облегчающими труд повара, формировать представления о структуре трудового процесса приготовления пищи, с помощью предметно – схематической модели.
Упражнять в умении пользоваться трафаретами, определять по контуру изображение.
Развивать умение анализировать, способствовать развитию познавательной активности.
Побуждать находить предмет по описанию. Расширять знания детей о технике и бытовых приборах.
Познакомить с усовершенствованием утюга по мере развития технического прогресса. | *Рассматривание дидактического альбома «Бытовая техника». *Наблюдение трудовых процессов взрослых в быту, связанных с использованием бытовой техники. *Рассматривание сюжетных и предметных картинок с изображением бытовых приборов. *Дидактическая игра «Найди пару». *Рисование предметов бытовой техники с использованием трафаретов. | « БЫТОВАЯ ТЕХНИКА В В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА». ЗАДАЧИ. Воспитывать бережное отношении к бытовой технике. Отметить, что бытовая техника существовала не всегда, возникла после изобретения электричества. Сформировать представления о предметах бытовой техники, широко используемой дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и др.), о значимости их использования для ускорения результата, улучшения его качества, облегчения труда человека. МАТЕРИАЛ. Игрушечные предметы бытовой техники или иллюстрации-картинки. |
АПРЕЛЬ | |||
ВИД ТЕМА | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ДОМА И ЖИЛИЩА |
Развивать умение строить блочный, многоэтажный дом. Побуждать выполнять работу коллективно.
Развивать умение строить различные виды домов, обращая внимание на их необычность. «Палатка» из кубиков «Сложи узор». Продолжать знакомить с разнообразными видами жилья, развивать логическое мышление.
Развивать умение передавать характерные особенности дома по типу бревенчатого, используя горизонтальные и вертикальные линии.
Развивать умение по размеру определять, кому принадлежит жилище.
Развивать умение находить свой домик, опираясь на изображенные символы.
Обратить внимание на изображение избушки Бабы Яги, на ее убранство (наличие печки, как в былые времена). Английская сказка «Три поросенка». Обратить внимание на домики трех поросят, из чего они сделаны. Отметить это, как этапы изобретения жилищных построек человеком.
Формировать представление о разнообразных видах домов и жилищ, об их прошлом и настоящем. Развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.
Уточнять знания о том, как изменялось жилье, в связи с потребностью и приобретенным опытом человека. | *Рассматривание дидактического альбома «Дома и жилища». *Д/и «Узнай, чей дом». «Найди пару». *Конструктивная деятельность разнообразных видов жилищ. *Рассматривание иллюстраций к сказкам «Три поросенка», «Привередница». *П./и «Птички в гнездышках», «Найди свой домик». | « ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЖИЛИЩА». ЗАДАЧИ. Воспитывать осознание ценности жилья. Углубить знания детей об истории жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свое жилище. Побуждать детей к рассуждению, умению сравнивать и анализировать. МАТЕРИАЛ. Макеты «Прошлое жилища», эмблемы с различными видами жилья для игры.
|
МАЙ | |||
ВИД ТЕМА | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ОРУДИЯ ТРУДА И ИНСТРУМЕНТЫ |
Развивать умение детей использовать орудия труда по назначению.
Закрепить представление детей о многообразии рукотворного мира и материалов, из которых они изготовлены, способы применения и его функции. Формировать умение при описании предметов выделять некоторые особенности (Части, размер, цвет, форму).
Обратить внимание на орудия труда и инструменты, необходимые людям той или иной профессии. Определить их предназначение.
Учить называть орудия труда, необходимые при строительстве, имитировать действия с определенным предметом.
Побуждать называть функцию вещи.
«Лисичка со скалочкой». Знакомить с предметом обихода – скалкой. Объяснить детям ее предназначение. Братья Гримм «Соломинка, уголь и боб».6 Обсудить с детьми деятельность портного и инструменты, необходимые ему для работы: иголка с ниткой. «Госпожа метелица» (немецкая сказка). Объяснить детям о предназначении веретена, о его важности для человека в прошлом. В Осеева Волшебная иголочка» Побеседовать о назначении и важности иголки для человека. Й.Чапек «В лесу». Обсудить, кто помог песику зашить штанишки, что для этого необходимо. К. Макушинский «Пан Ниточка». Закреплять знания о предметах, необходимых портному: иголки, катушки, наперсток, ножницы. | *Рассматривание дидактического альбома «Профессии», «Орудия труда». *Наблюдение за работой дворника, за используемым им инвентарем. *Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» *Деятельность с игрушечным набором инструментов. *Наблюдение за работой штукатура, дворника. | «ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКИ». ЗАДАЧИ. Воспитывать у детей осторожность при работе с острыми инструментами. Формировать у детей представления об орудиях труда, используемых человеком, об их важности и необходимости в его жизни. Знакомить с историей создания швейных принадлежностей, вызвать интерес к ним. МАТЕРИАЛЫ. Волшебная палочка, игла, наперсток, швейная машина. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Этот материал может быть использован педагогами ДОУ для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семьёй и её родословной, родным городом Ржевом. Тверским краем,историей наших предков, народа...
" Развитие у дошкольников познавательной активности посредством формирования представлений о человеке в истории и культуре через приобщение к предметному миру".
Консультация для педагогов....
Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы для детей среднего дошкольного возраста Тема: "Мы едем, едем,едем..."
Проект "Мы едем, едем, едем..." разработан для детей среднего дошкольного возраста по ФГОС и содержит планирование совмемтной и самостоятельной деятельности по всем образовательным областям. Основная ...
Примерное тематическое планирование отдельных видов нерегламентированной деятельности детей средней группы
Примерное тематическое планирование отдельных видов нерегламентированной деятельности детей средней группыИгровая деятельность.Сюжетно - ролевая игра.№ЦельСюжеты игр1Учить называть роль, выполнять име...
План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по формированию у дошкольников представлений ...
План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по формированию у дошкольников представлений ...
Игровая деятельность как средство формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о мире профессий
Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Как заметил Э. Эриксо͏н, игра является пограничным со многими видами деятельности явлением, но при этом «игрив...