Влияние массовой культуры на детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Краткое эссе про то,как СМИ влияют на детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_kultura.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние массовой культуры на детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принять, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.

Формирование нравственной культуры дошкольников во многом зависит от того,насколько придерживаются норм и правил поведения в обществе его ближайшее окружение: родители, друзья, педагоги, родственники. Насколько соблюдаются те или иные обычаи и традиции в семье, ибо ребенок всегда рядом, всегда слушает и подражает взрослому.

Огромную роль в формировании духовно- нравственных качеств ребенка, безусловно, играет СМИ. 

Информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, интернет - невозможно.

Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает. Или – почему предпочтение отдает зачастую компьютерной игре, а не чтению увлекательной книги?. и т. д.

 Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание не сформировано, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ (средства массовой информации). Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко, явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т. п., оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих.

 В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это ребёнок-дошкольник) стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить. Большинство детей в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. Но, к сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения детям достаточно включить компьютер, где часто появляется реклама, открыть журнал, не предназначенный для детского просмотра или просто нажать кнопку на пульте телевизора.

Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем, что в отличие от других видов масс медиа оно представляет собой часть домашней обстановки.

Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, - это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества. Один источник информации может передавать имиджи и точки зрения непосредственно миллионам умов, затрудняя для людей отделение реального от нереального, умиротворяя и мобилизуя их, фрагментируя их восприятие, притупляя их воображение и критические суждения.

Статистика телевизионных программ свидетельствует: специальных детских программ остался небольшой процент, остались мультфильмы и несколько тематических передач, а в основном дети смотрят те же программы, что и взрослая аудитория.

Также пагубное воздействие агрессивных тенденций на детей в первую очередь ощущают и их родители. Порою именно родители нуждаются в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, которые свободно транслируются через средства массовой информации.

Педагогами ДОУ разработаны интегрированные, тематические занятия содержание, которых наполнено нравственными категориями и ценностями. Тематика интегрированных занятий выстроена с учетом развития нравственных ценностей старшего дошкольника(Как пример) «Там, где дружат – живут, не тужат»«Долг платежом красен»«На заставе богатырской»«Смекалка-второе счастье»«Кто многого желает, тот и мало не видит»«Цветик-семицветик».

Уже через некоторое время в процессе таких занятий становится понятно, что ребенок ищет вокруг себя, «живые образцы», которым он хочет следовать.

Также одним из средств в работе педагогов при формировании нравственных качеств дошкольников может служить и такая традиция группы, как «Стена добрых дел».Она используется в следующих целях:

– помочь детям научиться видеть достоинства своих сверстников, радоваться их успехам, преодолевать чувство недоброжелательности (зависти) к ним.

– воспитывать стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения; помочь преодолеть свои недостатки.

– стимулировать развитие нравственных качеств, правильной самооценки и стремления совершать положительные дела и поступки.

Ежедневно в конце дня у «Стены добрых дел» можно использовать педагогически инструментальную методику «этического заряда» – «пятиминутку». Основная цель, которой в организации доброжелательного климата взаимоотношений детей в поле их жизнедеятельности через психологическую установку на эмоционально тепло и взаимопонимание, которая воплощается в методике убеждения и предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них. В результате чего у воспитанников закреплялся нравственный статус таких проявлений как сдержанность, терпение, снисходительность, умение прощать.

Я предполагаю, что работа с дошкольниками в определенном направлении может воспитать у них нравственные ценности, которыми они будут руководствоваться в своей дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ СИЛЬНЫМ. ПРЕДСТАВЛЕН МАСТЕР-КЛАСС "СЛЕПИ СЕБЕ ДРУГА"...

Негативное влияние средств массовой информации на детей дошкольного возраста

В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и излишняя демонстрати...

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

родительское собрание "Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста"

сценарий собрания сопровождается презентацией и анкетрй для родителей....

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие исполнительской культуры у детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность – большой заряд положительных эмоций для детей. Главным условием формирования музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста является их правильная организаци...