Конспект занятия для детей-инвалидов "В сказочном лесу"
план-конспект занятия на тему
Работа по сенсорному развитию детей проводится во всех дошкольных образовательных учреждениях. Но есть определенный контингент детей – дети с различными нарушениями в психическом и физическом развитии, а именно дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, работа с которыми требует специально коррекционного и развивающего воздействия.
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ "Детском саду «Машенька» г.Абакана, которым требуется психологическая поддержка и профилактика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_skazochnom_lesu.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «В сказочном лесу» (3 часа)
Цели:
- Расширить представление о лесе (тропинке, шишках).
- Закреплять коммуникативные навыки, умения взаимодействовать со сверстниками, следовать правилам игры.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать воображение, мышление, память, внимание.
- Снимать психологическое и мышечное напряжение, снижать уровень тревожности.
Оборудование: Аудиозаписи (звуки леса, природы, птиц, тревожная музыка), декоративные фонтаны, декоративный фонтан, тактильная дорожка, аквалампа «Вулкан», пузырьковая колонна (комплект «Сенсорный дуэт»), зеркала, аромонабор, зеркальный шар, аудиозапись, мягкое напольное покрытие (напольный мат, кресла-мешки).
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия «Солнечные лучики»
Дети протягивают руки вперед и по очереди кладут ладошки друг на друга.
Психолог: Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте прочувствовать его тепло... А теперь давайте соберем солнечные лучики — так мы здороваемся друг с другом. А сейчас все вместе давайте скажем «Одни за всех и все за одного». Дети повторяют и поднимают вверх руки, рассеивая «солнечные лучики».
Слышится шум деревьев, шелест листьев. журчание ручейка и т.д.
Упражнение «Лесная полянка»
Психолог. Сегодня мы пойдем на лесную полянку по волшебной тропинке.
Дети идут по сенсорной тропе, на которой заложены разноцветные следы-кочки, отмечают, какого они цвета – красного, зеленого, желтого или синего.
Психолог. Почувствуйте ножками, какая кочка под ними. Одна мягкая, ножкам приятно, а следующая какая? А по этой кочке приятно потопать ножками, шарики под ногами перекатываются. Устали ножки? Присядем! (Можно повторить управление, при повторе ребенок стоит на коленях на одном из элементов сенсорной тропы) Вот мы и на месте! Куда мы пришли? (В сказочный лес, на волшебную полянку) (Лунина Н., № 1. 2012).
Основная часть
Игра на основе нервно-мышечной релаксации «Шишки»
Цель: снять напряжение.
Психолог. Вы-медвежата, а я мама-медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (ведущий показывает, что надо делать) и с силой сжимайте в лапах.
Дети играют.
Психолог. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам…(Фазлетдинова А.А. №03. 2012).
Упражнение «Разноцветные пузырьки»
Дети переходят к аквалампе.
Психолог. Подойдите ближе, посмотрите, какая интересная лампа! Называется она «аквалампа» - значит, это водяная лампа. А что там плавает? Какого цвета рыбки? Шарики? (Предлагает каждому наблюдать за шариком, рыбкой определенного цвета). Обратите внимание, как изменяется цвет воды, Какой цвет воды вам больше всего нравится больше? Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что они чувствуют? (Дети говорят о своих ощущениях).
Педагог-психолог, включив пузырьковую колонну, предлагает понаблюдать за пузырьками в ней. Они меняют цвет. Дети прижимаются к колонне, ощущают нежную вибрацию, отвечают на вопросы: какого цвета пузырьки? Какая колонна: гладкая или шершавая? (Лунина Н., № 1. 2012).
Игра-медитация «Ручей»
Понадобится запись журчания воды, шума леса, а также необходимо включить декоративные фонтаны.
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Психолог. Вы лежите возле небольшой речки в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек журчит тихо-тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию, медленно вдохните, выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким-легким от проснувшейся воды. Вы наполняетесь журчанием ласкового ручейка… (пауза – психолог поглаживает детей, переходя от одного ребенка к другому). Ручеек погладил … (имя ребенка), и … (имя следующего ребенка и т.д.) погладил. Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно. Но пришла пора расставаться. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку (Фазлетдинова А.А. №03. 2012).
Упражнение «В сказочном лесу»
Цель: развитие воображения, связной речи.
Дети располагаются вокруг растения-фонтана.
Детям предлагается представить, что они гуляют по волшебному лесу, рядом – водопад. Дети рассказывают о красоте леса и о том, кто мог бы жить в этом лесу (Колос Г.Г, 2010).
Упражнение «Птички у водопада»
Дети располагаются вокруг декоративного фонтана «Птицы»
Цель: развитие внимания, умения соотносить щебет птиц с их размером.
Дети внимательно рассматривают птичек у водопада. Затем они слушают аудиозапись голосов птиц и говорят. Какой голос подошел бы той или иной птичке (Колос Г.Г, 2010).
Релаксационное упражнение «Водопад»
Цель: мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения.
Используется зеркальный шар, аудиозапись, мягкое напольное покрытие (напольный мат, кресла-мешки).
Психолог. Сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы. Мягко струятся по шее, спине. Рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше.
Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесет прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой.
Ваши страхи, беды смыла и унесла с собой вода. Чистая теплая вода омыла вас.
Возьмите хорошее настроение с собой на весь день (Колос Г.Г, 2010).
Отгадывание загадок
Педагог-психолог. В лесу живут разные звери, среди них… (предлагает догадаться, кого он имеет в виду и в гости к кому они сейчас отправляется).
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами (Еж).
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят (Ёж).
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала (Еж).
Словно елка –
Весь в иголках (Еж).
Недотрога. Весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери (Еж).
Шубка – иголки,
Свернутся – он колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это? (Еж)
Педагог-психолог приглашает детей в гости к ежу. Рассказывает, как тот готовиться к зиме: собирает листья, веточки, мох, из которых строит себе жилище на холодное время года. Добраться до него трудно. Дети идут по сенсорной тропе, собирая разноцветные листья.
Упражнение «Улыбка ежика»
Педагог-психолог предлагает подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподражаем «пых-пых».
Психолог. Посмотрите на ежика. Он сердитый или веселый? (Ответы детей). Предлагаю сесть около ежика. Сымитировать его улыбку. Передать ее по кругу друг другу. Улыбнуться ежику (Лунина Н., № 1. 2012).
Упражнение «Ежи»
Педагог-психолог предлагает подойти е зеркалу и имитировать движения ежа, сопровождая их звукопроизношением «пых-пых». Звучит тревожная музыка. Дети должны показать, то делают испуганные ежи. Дети сворачиваются в клубочки (сгибают спину). Взрослый спрашивает, кто так напугал ежей. Дети предлагают свои варианты ответов. Звучит спокойная мелодия. Педагог-психолог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться (восстановить дыхание – три раза поднять и опустить руки), потом полежать, отдохнуть на лесной полянке (Лунина Н., № 1. 2012).
Упражнение «Делай, как ежик»
Психолог. Покажите, как ежик смешно морщит носик, фыркает (дети, подражая взрослому, морщит нос, прикусывает нижнюю губу, произнося звук «ф-ф-ф». сердятся, пыхтят, зевают). Не пора ли с ним поиграть? (Раздает маленькие массажные мячики «ежики»).
Ежик, ежик, не зевай!
Лучше, с нами поиграй!
Бежит ежик по дорожке,
Переставляет свои ножки (катают мяч в ладошках).
Сверкнул влево, убежал (перекатывают мяч по большому пальчику левой руки),
По прямой он побежал (перекатывают мяч по указательному пальцу левой руки).
Теперь средняя дорожка,
Отдохнул он здесь немножко (перекатывают мяч по среднему пальцу левой руки).
И на тропинку попал (перекатывают мяч по мизинцу левой руки).
Тут лиса его встречает,
А еж иголки выставляет.
Свернулся ежик наш клубком (зажимают мяч в кулак)
И перекатился в дом (перекатывают мяч и зажимают в кулак правой руки).
Игра на основе нервно-мышечной релаксации «Муравей»
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Все дети и взрослый сидят на ковре.
Психолог. Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим – вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. Силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают (повторить несколько раз. Данное упражнение можно применить на лице) (Фазлетдинова А.А. №03. 2012)
Игра-медитация «На полянке»
Выполняется под релаксационную музыку.
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Психолог. Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Давайте ляжем на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца глядят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят ваше тело (пауза – психолог поглаживает детей, переходя от одного ребенка к другому). Лучики гладят… (имя ребенка), ласкают… (имя следующего ребенка и т.д.). Вам хорошо, приятно. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули (Фазлетдинова А.А. №03. 2012).
Упражнение «Ароматы цветов»
Цель: учить различать по запаху цветы.
Понадобится аромонабор.
Детям предлагается узнать разные цветы по запаху (розу, ромашку, лилию) (Колос Г.Г., 2010).
Заключительная часть.
Педагог-психолог. Уходим с лесной полянки по волшебной тропе. (Дети по одному проходят по цветным следам-кочкам). Вот мы и вернулись из леса.
Рефлексия.
Ритуал прощания «Солнечные лучики»
Дети протягивают руки вперед и по очереди кладут ладошки друг на друга.
Психолог: Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте прочувствовать его тепло... А теперь давайте соберем солнечные лучики — так мы попрощаемся друг с другом. А сейчас все вместе давайте скажем «Одни за всех и все за одного». Дети повторяют и поднимают вверх руки, рассеивая «солнечные лучики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Приключения Машеньки в сказочном лесу»
Комплексное занятие для средней группы...
конспект занятия по аппликации "Звери в лесу" подготовительная группа и презентация к занятию
Конспект занятия по аппликации "Звери в лесу". Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой - аппликация из резанных шерстянных ниток. прилагается презентация...
Конспект занятия по математике «Осенью в лесу» (итоговое занятие за полугодие в средней группе)
Конспект занятия по математике «Осенью в лесу»(итоговое занятие за полугодие в средней группе)...
конспект занятие по фэм " Путешествие к лесичке в сказочный лес"
конспектт занятия пот фэмп средняя группа "Путешествие к лесичке в сказочный лес"...
План -конспект лепки " Зайцы на опушке сказочного леса"
Конспект занятия лепка " Зайцы на опушке сказочного леса"...
Конспект по ПДД "Происшествие в сказочном лесу"
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма посредствам повышения уровня знаний правил дорожного движения...
Конспект интегрированного ООД «Путешествие по сказочному лесу».
Цель: Повторение и закрепление пройденного материала предусмотренного основной общеобразовательной программой ДОУ....