КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
консультация по теме

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога оптимизирует коррекционно-развивающий  процесс и повышает качество обучения детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_korrektsionnoy_gruppe.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Столярова Ирина Геннадьевна, учитель – дефектолог,

МДОУ «Детский сад №63 комбинированного вида»

 г. Кандалакша, Мурманская обл.

 «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Слайд 1 Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению дошкольников, к внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии.

Слайд 2   Использование информационно-коммуникационных технологий в системе моей  работы можно разделить по направлениям:

- использование ИКТ при организации коррекционно-образовательного процесса с детьми;

- использование ИКТ в процессе взаимодействия  с родителями;

- использование ИКТ в процессе методической работы с педагогами.

Я подробнее остановлюсь на использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе.

Слайд 3  В нашей коррекционной группе получают помощь дети с сочетанными нарушениями: это психофизические расстройства и тяжелые нарушения речи. В группе 10 детей, из них на начало учебного года 5 детей-инвалидов. Специфика  работы в группе такова, что учебный материал требует многократного повторения и закрепления, а сложная структура нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Этим обусловлена актуальность применения в коррекционном процессе современных технологий коррекции.

 Компьютер предоставляет широкие возможности для развития различных анализаторных систем. Визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. А поскольку у дошкольников с ЗПР относительно хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Слайд 4  ЦЕЛЬ использования информационно-коммуникационных технологий – это оптимизация коррекционно-образовательного  процесса посредством компьютерно-игровых технологий для повышения качества обучения детей.

Слайд 5 Использование игровых возможностей компьютера позволяет решать следующие задачи:

  • Повысить рост мотивации, заинтересованность детей в занятиях;
  • Закрепить учебный материал;
  • Индивидуализировать процесс обучения (индивидуальный темп деятельности, подбирается уровень сложности соответствующий актуальному состоянию развития ребенка, а также зоне его ближайшего развития.
  • Снять негативизм от многократного повторения заданий;
  • Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику
  • Развивать зрительно-двигательную координацию;
  • Активизировать мыслительную деятельность детей;
  • Способствовать положительной динамике развития.

Слайд 6 Занятия с использованием компьютерных технологий являются комплексными и представляют собой оптимальную комбинацию традиционных и современных средств коррекционного обучения. Коррекционную работу с использованием ИКТ провожу по следующим направлениям:

  • Оздоровительное  - игры на развитие общей, мелкой и артикуляционной  моторики, офтальмологические паузы, развитие диафрагмального дыхания.
  • Коррекция нарушений речи - устранение недостатков устной речи и пропедевтика чтения
  • Коррекция психических функций – коррекция внимания; памяти, мышления восприятия, воображения, стимуляция познавательной активности.

Слайд 7  Компьютерные технологии способствует решению задач из различных образовательных областей:

  • Познавательная область:  ознакомление детей с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, конструктивного гнозиса и праксиса
  • Коммуникация: развитие всех компонентов речи
  • Социализация: соблюдение очередности выполнения заданий, в игре быть терпимыми и доброжелательными партнерами.
  • Художественное творчество: красочная компьютерная графика игр, музыкальное сопровождение формируют художественно-эстетический вкус.
  • Здоровье: развитие дыхания (программы «БОС-Здоровье», «Игры для тигры»), упражнения с целью  предупреждения и снятия напряжения глазных  мышц
  • Физическая культура: развитие мелкой, общей и артикуляционной  моторики

Слайд 8 Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья при работе с компьютером мы соблюдаем следующие условия:

  • Использование новых моделей компьютера. Приобретен ноутбук с защитным матовым покрытием экрана.  Излучение от такого экрана очень слабое и на глаза не воздействует.
  • Использование лицензионных программ: гарантирует оптимальные условия для работы компьютера,  создает аудиальные и визуальные эффекты высокого качества.
  • Организация рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, экран видеомонитора находится на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже на расстоянии не ближе 50 см.
  • Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет провожу один раз в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Продолжительность работы с компьютером на развивающих занятиях сокращена  и составляет не более 10 мин., что обусловлено  ограниченными возможностями здоровья детей.
  • После занятия с детьми обязательно провожу гимнастику для глаз с целью предупреждения нарастающего утомления и снятия напряжения.

Для преодоления задержки психоречевого развития использую компьютерные программы: «Домашний логопед», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», "Комплексная программа развития интеллекта"  

Слайд 9 Игровую компьютерную программу «Домашний логопед» использую на подготовительном этапе логопедического воздействия. В программе прослеживается вся последовательность работы над звукопроизношением: подготовка ребенка к восприятию неречевых и речевых звуков, подготовка артикуляционного аппарата, автоматизация  изолированного произношения звука до автоматизации во фразовой речи. В программе представлен большой выбор чистоговорок и скороговорок, которые помогают автоматизировать и закреплять звуки в речи.

Слайд 10  Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» направлена на формирование слухового восприятия на неречевых звуках, звукоподражаниях и речевых звуках и в программе представлен  блок «Развитие связной речи» Дети в игровой форме выполняют лексические упражнения на формирование адъективного и предикативного словаря, составляют описательные рассказы и пересказывают тексты. Увлекательные задания  расширяют кругозор ребенка, увеличивают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память.

Слайд 11 Компьютерная логопедическая программа «Игры для тигры» очень популярна среди логопедов и широко используется в логопедической практике. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, а также при вторичных речевых нарушениях. В рамках комплексного подхода к коррекции речевых нарушений программа предлагает модули, объединённые в четыре блока: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика» Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый ведущий Тигренок который объясняет ребёнку цель и правила выполнения задания, помогает его выполнить, даёт итоговую и промежуточную оценку выполненного действия - все это делает программу привлекательной для детей.

Сочетание данных программ с традиционными методами обучения делает процесс коррекции речи более эффективным и динамичным. Игровые программы повышают мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

Слайд 12 Подробнее хочу остановиться на учебно-методическом комплекте, который  разработан психологическим центром "Адалин" при Московской психотерапевтической Академии. В состав комплекта входит лицензионное программное обеспечение: CD-диски с методиками для детей 5-6 лет, 6-7 лет и 7-9 лет. Цель программы - комплексное развитие  интеллектуальных способностей и формирование навыков учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

           У воспитанников нашей группы первичным нарушением является ЗПР и поэтому очень важно уделять внимание коррекции и развитию когнитивных функций.

Интерфейс программы простой и понятный. Методика представлена в виде занятий с упражнениями, с яркой, красочной графикой. Каждое упражнение начинается с подробной инструкции выполнения, а заканчивается появлением веселого клоуна, который дает только положительную оценку деятельности ребенка, что создает ситуацию успеха.  При разработке учебно-методического комплекта использован основной принцип современной дошкольной педагогики - обучение в процессе игры. цикличность представленного материала с постоянным его усложнением.

Слайд 13   Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе открывает новые возможности вариантов обучения детей с особыми познавательными потребностями.

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28

 В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....

Использование информационных технологий в деятельности ДОУ как отражение информационно-коммуникативной компетентности руководителя

В образовательном учреждении имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях: списки детей, учебно-методические материалы и т. д. А поиск необходимой информации вызывает огромные сложности...

использование информационных технологий в работе учителей-логопедов

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.Неотъемлемой и важной частью этих ...

Составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Богатыри» (непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе с использованием информационных технологий)

Программные задачи. 1. Учить составлять рассказы по картине, используя схемы, с применением мультимедийной установки.2. Продолжать знакомить с произведениями живописи.3. Совершенствовать умения д...

Повышение качества управленческой, коррекционно-образовательной и лечебно-восстановительной работы дошкольного учреждения посредством использования информационных технологий

Применение информационных технологий в деятельности специального  дошкольного учреждения повышают качество управленческой работы, коррекционно-образовательного и лечебно-восстановительного ...