КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
консультация по теме
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога оптимизирует коррекционно-развивающий процесс и повышает качество обучения детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_korrektsionnoy_gruppe.docx | 32.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Столярова Ирина Геннадьевна, учитель – дефектолог,
МДОУ «Детский сад №63 комбинированного вида»
г. Кандалакша, Мурманская обл.
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Слайд 1 Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению дошкольников, к внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии.
Слайд 2 Использование информационно-коммуникационных технологий в системе моей работы можно разделить по направлениям:
- использование ИКТ при организации коррекционно-образовательного процесса с детьми;
- использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями;
- использование ИКТ в процессе методической работы с педагогами.
Я подробнее остановлюсь на использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе.
Слайд 3 В нашей коррекционной группе получают помощь дети с сочетанными нарушениями: это психофизические расстройства и тяжелые нарушения речи. В группе 10 детей, из них на начало учебного года 5 детей-инвалидов. Специфика работы в группе такова, что учебный материал требует многократного повторения и закрепления, а сложная структура нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Этим обусловлена актуальность применения в коррекционном процессе современных технологий коррекции.
Компьютер предоставляет широкие возможности для развития различных анализаторных систем. Визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. А поскольку у дошкольников с ЗПР относительно хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Слайд 4 ЦЕЛЬ использования информационно-коммуникационных технологий – это оптимизация коррекционно-образовательного процесса посредством компьютерно-игровых технологий для повышения качества обучения детей.
Слайд 5 Использование игровых возможностей компьютера позволяет решать следующие задачи:
- Повысить рост мотивации, заинтересованность детей в занятиях;
- Закрепить учебный материал;
- Индивидуализировать процесс обучения (индивидуальный темп деятельности, подбирается уровень сложности соответствующий актуальному состоянию развития ребенка, а также зоне его ближайшего развития.
- Снять негативизм от многократного повторения заданий;
- Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику
- Развивать зрительно-двигательную координацию;
- Активизировать мыслительную деятельность детей;
- Способствовать положительной динамике развития.
Слайд 6 Занятия с использованием компьютерных технологий являются комплексными и представляют собой оптимальную комбинацию традиционных и современных средств коррекционного обучения. Коррекционную работу с использованием ИКТ провожу по следующим направлениям:
- Оздоровительное - игры на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, офтальмологические паузы, развитие диафрагмального дыхания.
- Коррекция нарушений речи - устранение недостатков устной речи и пропедевтика чтения
- Коррекция психических функций – коррекция внимания; памяти, мышления восприятия, воображения, стимуляция познавательной активности.
Слайд 7 Компьютерные технологии способствует решению задач из различных образовательных областей:
- Познавательная область: ознакомление детей с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, конструктивного гнозиса и праксиса
- Коммуникация: развитие всех компонентов речи
- Социализация: соблюдение очередности выполнения заданий, в игре быть терпимыми и доброжелательными партнерами.
- Художественное творчество: красочная компьютерная графика игр, музыкальное сопровождение формируют художественно-эстетический вкус.
- Здоровье: развитие дыхания (программы «БОС-Здоровье», «Игры для тигры»), упражнения с целью предупреждения и снятия напряжения глазных мышц
- Физическая культура: развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики
Слайд 8 Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья при работе с компьютером мы соблюдаем следующие условия:
- Использование новых моделей компьютера. Приобретен ноутбук с защитным матовым покрытием экрана. Излучение от такого экрана очень слабое и на глаза не воздействует.
- Использование лицензионных программ: гарантирует оптимальные условия для работы компьютера, создает аудиальные и визуальные эффекты высокого качества.
- Организация рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, экран видеомонитора находится на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже на расстоянии не ближе 50 см.
- Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет провожу один раз в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Продолжительность работы с компьютером на развивающих занятиях сокращена и составляет не более 10 мин., что обусловлено ограниченными возможностями здоровья детей.
- После занятия с детьми обязательно провожу гимнастику для глаз с целью предупреждения нарастающего утомления и снятия напряжения.
Для преодоления задержки психоречевого развития использую компьютерные программы: «Домашний логопед», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», "Комплексная программа развития интеллекта"
Слайд 9 Игровую компьютерную программу «Домашний логопед» использую на подготовительном этапе логопедического воздействия. В программе прослеживается вся последовательность работы над звукопроизношением: подготовка ребенка к восприятию неречевых и речевых звуков, подготовка артикуляционного аппарата, автоматизация изолированного произношения звука до автоматизации во фразовой речи. В программе представлен большой выбор чистоговорок и скороговорок, которые помогают автоматизировать и закреплять звуки в речи.
Слайд 10 Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» направлена на формирование слухового восприятия на неречевых звуках, звукоподражаниях и речевых звуках и в программе представлен блок «Развитие связной речи» Дети в игровой форме выполняют лексические упражнения на формирование адъективного и предикативного словаря, составляют описательные рассказы и пересказывают тексты. Увлекательные задания расширяют кругозор ребенка, увеличивают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память.
Слайд 11 Компьютерная логопедическая программа «Игры для тигры» очень популярна среди логопедов и широко используется в логопедической практике. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, а также при вторичных речевых нарушениях. В рамках комплексного подхода к коррекции речевых нарушений программа предлагает модули, объединённые в четыре блока: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика» Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый ведущий Тигренок который объясняет ребёнку цель и правила выполнения задания, помогает его выполнить, даёт итоговую и промежуточную оценку выполненного действия - все это делает программу привлекательной для детей.
Сочетание данных программ с традиционными методами обучения делает процесс коррекции речи более эффективным и динамичным. Игровые программы повышают мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.
Слайд 12 Подробнее хочу остановиться на учебно-методическом комплекте, который разработан психологическим центром "Адалин" при Московской психотерапевтической Академии. В состав комплекта входит лицензионное программное обеспечение: CD-диски с методиками для детей 5-6 лет, 6-7 лет и 7-9 лет. Цель программы - комплексное развитие интеллектуальных способностей и формирование навыков учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
У воспитанников нашей группы первичным нарушением является ЗПР и поэтому очень важно уделять внимание коррекции и развитию когнитивных функций.
Интерфейс программы простой и понятный. Методика представлена в виде занятий с упражнениями, с яркой, красочной графикой. Каждое упражнение начинается с подробной инструкции выполнения, а заканчивается появлением веселого клоуна, который дает только положительную оценку деятельности ребенка, что создает ситуацию успеха. При разработке учебно-методического комплекта использован основной принцип современной дошкольной педагогики - обучение в процессе игры. цикличность представленного материала с постоянным его усложнением.
Слайд 13 Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе открывает новые возможности вариантов обучения детей с особыми познавательными потребностями.
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28
В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....
Использование информационных технологий в деятельности ДОУ как отражение информационно-коммуникативной компетентности руководителя
В образовательном учреждении имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях: списки детей, учебно-методические материалы и т. д. А поиск необходимой информации вызывает огромные сложности...
Презентация "Вариативность использования информационных технологий в работе педагога"
как можно представить презентацию педагогу...
использование информационных технологий в работе учителей-логопедов
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.Неотъемлемой и важной частью этих ...
Составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Богатыри» (непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе с использованием информационных технологий)
Программные задачи. 1. Учить составлять рассказы по картине, используя схемы, с применением мультимедийной установки.2. Продолжать знакомить с произведениями живописи.3. Совершенствовать умения д...
Повышение качества управленческой, коррекционно-образовательной и лечебно-восстановительной работы дошкольного учреждения посредством использования информационных технологий
Применение информационных технологий в деятельности специального дошкольного учреждения повышают качество управленческой работы, коррекционно-образовательного и лечебно-восстановительного ...
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....