Повышение качества управленческой, коррекционно-образовательной и лечебно-восстановительной работы дошкольного учреждения посредством использования информационных технологий
статья по теме

 

Применение информационных технологий в деятельности специального  дошкольного учреждения повышают качество управленческой работы, коррекционно-образовательного и лечебно-восстановительного процессов, существенно помогают разнообразить процесс обучения, сделать его более интересным и интенсивным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx263.95 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества управленческой, коррекционно-образовательной и лечебно-восстановительной работы дошкольного учреждения посредством использования информационных технологий

Применение информационных технологий в деятельности специального  дошкольного учреждения повышают качество управленческой работы, коррекционно-образовательного и лечебно-восстановительного процессов, существенно помогают разнообразить процесс обучения, сделать его более интересным и интенсивным.

Методы реализации:

Эмпирические методы:

  1. Изучение и анализ современных информационных технологий, используемых в дошкольном образовании;
  2. Изучение готовности педагогов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности (беседа, анкетирование);
  3. Анализ педагогических кадров;
  4. Индивидуальные и коллективные консультации с педагогами, проведение семинаров-практикумов, открытых просмотров по теме;
  5. Систематизация  разработанных материалов.

Теоретические методы:

  1. Сравнение;
  2. Обобщение;
  3. Классификация

Характеристика основных видов  ресурсов опыта

  1. Технические

1.  Материально-техническая база  дошкольного учреждения:

- Компьютеры – 7 шт. (Intel Celeron, Celeron, AMD Duron, Pentium- 2 шт., Pentium II – 2 шт.)

- Принтеры –2 шт. (HP Laserjet 1020, Lexmark Z602)

- Сканер –1 шт. (HP Scaniet 2400)

  1. Мультимедийный проектор –1 шт. (NEC LT25)
  2. Телевизор - 1 шт. (Horizont)
  3. Видеомагнитофон - 1 шт. (Daewoo T290K)
  1. Информационные

-  Подбор и приобретение научной и методической литературы по выявленным проблемам у педагогов;

- Приобретение специальной литературы для обучения педагогов работе на компьютере;

- Приобретение научно-методической информации по дошкольному воспитанию разработанной на цифровых носителях;

  1. Дополнение новыми разделами стенда для педагогов;
  2. Постоянно действующая выставка новинок литературы по вопросам использования ИТ в работы дошкольного учреждения;
  3. Создание каталогов с практическим видеоматериалом (конспекты занятий;   компьютерные дидактические и развивающие игры, видеотека практического материала к тематическому планированию (слайды, проекты),  упражнения на развитие коммуникативных функций и т.д.) на основе обобщения опыта педагогов дошкольного учреждения;
  4. пополнение педагогического видеосалона новыми методическими разработками;
  1. Интеллектуальные

       

В последние годы общество все больше приобретает черты информационного. В контек сте реформирования экономичес ких, политических и информацион но-технических отношений вполне закономерна тенденция информа тизации отечественной системы дошкольного образования.

К насто ящему времени сложились два клю чевых направления, которые харак теризуют данный процесс: педаго гическое и организационное.

Педагогическое направление предполагает внедрение информа ционных техно логий (ИТ) и прежде всего ком пьютеров в образовательное про странство дошкольных учреждений. Его цель — совершенствование способов и средств детской дея тельности, обеспечение всесторон него развития личности ребенка-дошкольника и подготовки его к полноценной жизни в информаци онном обществе.

Организационное направление связано с модерниза цией управления дошкольным об разованием посредством ИТ.

Процесс информатизации управления до школьным образованием представ ляет собой информационное обес печение управленческой деятельно сти на основе современной вычис лительной техники и средств свя зи с целью оптимизации функци онирования системы и расширения возможностей реализации социаль ного заказа.

Применение ИТ изменило традиционный характер и процедуру управления дошкольным учреждением, так как предусматри вает распределение обязанностей между «естественным» и «искусст венным» интеллектом. При этом машина выполняет рутинную, тру доемкую обработку и хранение больших массивов информации об организации воспитания и обуче ния, медицинском обслуживании, финансово-хозяйственной деятель ности, методическом сопровожде нии, кадровой политике, делопроиз водстве и т.д. Руководитель имеет возможность творческого подхода к принятию оперативных (стратегических) управленческих решений в части ре гулирования интеллектуальных, финансовых, материальных и дру гих ресурсов. Информа тизация управления способствует формированию единой информа ционно-образовательной среды в дошкольном учреждении и обеспечивает вхождение в совре менное информационное обще ство.

Информатизация управления дошкольным учреждением осуще ствляется на базе разнообразных средств ИТ, ведущее положение среди которых занимает компьютер.

При этом интенсификация инфор мационного обеспечения управле ния дошкольным учреждением как системы сбора, обработки и хране ния разноплановых сведений не разрывно связана с выбором про грамм, которые обслуживают и автоматизируют данный про цесс.

В работе дошкольного учреждения широко применяется программное обеспечение для обработки текста, построения графиков и таблиц, видео, аудио материалов и т.д.

 Использование информационного комплекса «ПараГраф», Internet Mail, электронной почты позволило решить ряд задач:

  1. получение нормативной, право вой, административной, научной, методической и другой информа ции;
  2. организацию электронного доку ментооборота;
  3. автоматизацию бухгалтерского учета;
  4. информационное взаимодей ствие с коллегами и экспертами;
  5. формирование баз данных: «дети», «родители», «сотрудники» и др.;
  6. моделирование последствий при нятия управленческих решений;
  7. мониторинг качества образова тельных услуг (основных и допол нительных);
  8. анализ социально-демографи ческой ситуации на определенной территории;
  9. обработку данных маркетинго вых исследований и др.

Офисное программное обеспече ние объединяет средства разработ ки презентаций, электронные орга низаторы, системы складского и бухгалтерского учета, консультаци онные юридические системы. Так, мультимедийные презентации по зволяют наглядно демонстрировать разнообразные материалы (видео- и звукозаписи, снимки, чертежи, графики, диаграммы, таблицы и т.д.). В свою очередь, программы, реали зующие технологию «электронный органайзер» (MS Outlook и др.), составляют основу планирования профессиональной управленческой деятельности.

Программный комплекс «ПараГраф» ориентирован на целос тный анализ работы дошкольного учреждения. В нем управленческие задачи собраны воедино. Предус матривается построение несколь ких взаимосвязанных между собой баз данных («кадры», «дети», «роди тели»), на основе которых функционирует программ ное обеспечение, охватывающее отдельные направления деятельно сти руководителя ДУ, заместителя заведующего по основной деятельности, воспитателя, педагога-психолога, учителя-дефектолога. Главное преимущество комплекса - возможность анали за реального состояния работы в учреждении, динамики изменений и результативности принимаемых управленческих решений.

Осознание места и роли информационных технологий в организации управления дошколь ным учреждением, овладение меха низмом их использования позволяет обеспечить оптимальное функцио нирование и дальнейшее устойчи вое развитие системы дошкольно го образования.

Информационные технологии открыли широкие возможности для повышения качества образовательного процесса.      

В естественных жизненных условиях ребенок с нормальным зрением подвергается воздействию систематически и многократно повторяемой  визуальной стимуляции. Врожденное или возникшее на ранних этапах онтогенеза нарушение зрения оказывает отрицательное влияние на формирование когнитивной сферы и личности ребенка. В условиях слабовидения восприятие детьми окружающего мира протекает на суженной сенсорной основе и может страдать фрагментарностью, уменьшением объема, замедленностью темпа, сниженной точностью. Почти у всех слабовидящих детей проявляются особенности в формировании зрительных образов. Однако эти недостатки могут быть компенсированы при условии включения в процесс восприятия не только ослабленного зрения, но и других анализаторов.

Использование информационных технологий позволяет повысить качество зрительного восприятия окружающего мира, сформировать полноценные образы предметов и явлений, недоступных для ознакомления в непосредственном опыте ребенка с нарушением зрения.

Опыт использования компьютерных технологий показывает, что:

  1. компьютер развивает все психические процессы, посредством привлечения разных анализаторов;
  2. компьютер стимулирует любопытство и познавательный интерес ребенка, дает ребенку стойкую мотивацию, а это улучшает предпосылки к обучению;
  3. несмотря на индивидуальные особенности в развитии ребенка, компьютер дает ему возможность играть так, чтобы у него получалось;
  4. у компьютера бесконечное терпение, он не устает и не сердится, все это является хорошей эмоциональной поддержкой для детей, которым требуются многократные повторения и поощрения;
  5. при работе с техническими средствами необходимо строго соблюдать санитарные правила и нормы, предъявляемые к их использованию с учетом специфики дошкольного учреждения.

Применение информационных технологий повышает качество коррекционно-образовательного процесса, существенно помогают разнообразить процесс обучения, сделать его более интересным и интенсивным.

В нашем специальном дошкольном учреждении используются современные  коррекционно-развивающие программы и информационные средства:

  1. На логопедических занятиях учителем-дефектологом (логопедом) применяется программа "СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА", которая позволяет моделировать и накапливать развивающие материалы и методики для  детей с разной структурой проблем. Основным достоинством этой программы является возможность манипулирования графическими и текстовыми объектами на экране компьютера, а также сопровождение любого объекта звуковыми фрагментами инструкций, номинаций, пояснений и указаний.
  1. TOUGHSCREIHJ (сенсорный экран),  который позволяет делать доступ-ными для детей раннего возраста компьютерные развивающие игры, пособия и методики управляя ими простыми указательными действиями.

  1. Программа «Видимая речь ΙΙΙ» очень эффективна в работе логопеда,  т.к. занимается проблемами развития и восстановления речевых и голосовых функций. Данная программа состоит из модулей, которые могут использоваться как для прямого коррекционного воздействия, так и с целью сопровождения визуального контроля выполнения традиционных логопедических упражнений. Наиболее активно используются модули, позволяющие вести работу со звуками (постановка, автоматизация изолированного произношения, на материале слогов, слов и фраз):  "АВТОМАТИЗАЦИЯ ФОНЕМЫ", МОДУЛЬ "ЦЕПОЧКИ ФОНЕМ",  МОДУЛЬ  "РАЗЛИЧИЕ ДВУХ ФОНЕМ", МОДУЛЬ  "РАЗЛИЧИЕ ЧЕТЫРЕХ ФОНЕМ".
  1. Учителями-дефектологами  при организации индивидуальной работы широко используются компьютерные развивающие игры («Микки Маус», «Подводный мир», «Гарфилд малышам» и т.д).  Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для себя, познавая мир цвета, форм, звука, характерных действий  и движений объектов окружающего мира, а также осваивать некоторые правила и нормы поведения.
  1. Одним из интересных новшеств, появившихся в нашем дошкольном учреждении является мультимедийный проектор, который позволяет визуализировать коррекционно-образовательный процесс с учетом специфики нашего дошкольного учреждения.

В практике лечебно-восстановительной работы  дошкольного учреждения используется комплекс лечебных и диагностических программ, который реализует методики консервативного лечения нарушений зрения, разработанные в Московском НИИ глазных болезней им. Гельмгольца и МНТК «Микрохирургия глаза». Все программы апробированы в Российском государственном медицинском университете (РГМУ), Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) и в НИИ глазных болезней Российской академии медицинских наук (НИИГБ РАМН) и приобретены за счет спонсорской и благотворительной помощи родителей воспитанников дошкольного учреждения.

  1. Программа «eYe» используется для диагностики и лечения амблиопии и косоглазия, восстановления и развития бинокулярного зрения. В основу упражнений положены методы плеоптики, ортоптики и диплоптики. Разделение полей зрения осуществляется с помощью красно-синих очков. Применение разнообразных упражнений на «совмещение» и «слияние» позволяют развивать содружественную деятельность обоих половин зрительного анализатора.
  2. Программа «Паучок» - для лечения амблиопии, где стимуляция производится структурированными динамическими изображениями, позволяет активизировать визомоторную  деятельность, конвергенцию и аккомодацию.
  3. Программа «Relax!» - для профилактики пресбиопии и детской миопии. Позволяет оказывать нормализирующие действия на аккомодацию. Используемые в программе стимулы с определенными пространственными, временными и цветовыми параметрами выводят аккомодацию из фиксированного напряженного состояния.
  4. Программа «Крестики» - применяется как игровой паттерн-стимулятор для лечения амблиопии, в котором используется инвертирующее шахматное поле. Этот стимул позволяет активизировать нейроны и восстанавливать межнейронные связи на всех уровнях зрительной системы.
  5. Программа «Гамма» - для лечения нарушения бинокулярного зрения, в том числе и косоглазия. Действие основано на спектральном разделении изображения по зрительным ветвям с использованием красно-синих очков.
  6. Программа «Рельеф» - для лечения рефракционной, обскурационной и дисбинокулярной амблиопии, нарушений бинокулярного зрения (в том числе и косоглазия), снижения зрения при начальных аномалиях рефракции, в том числе при миопии, астигматизме, гиперметропии и послеоперационной реабилитации. Включает паттерн-стимулирующие упражнения, которые основаны на стимулирующем воздействии изображений с резкими перепадами света и тени (паттернов).
  7. Программа «Контур» - для лечения амблиопии, восстановления и развития бинокулярного зрения, для устранения  функционального подавления и тренировки фузии.

Внедрение и использование информационных технологий в деятельности специального  дошкольного учреждения позволило повысить качество управленческой деятельности, коррекционно-образовательного и лечебно-восстановительного процессов, существенно разнообразить процесс обучения, сделать его более интересным и интенсивным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий».

Мастер-класс на тему: «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий»....

Круглый стол на тему «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий»

-  популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышение эффективности образовательного процесса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма путём использ...

Повышение качества коррекционно-образовательной и лечебно-восстановительной работы дошкольного учреждения посредством использования информационных технологий

Применение информационных технологий в деятельности специального  дошкольного учреждения повышают качество управленческой работы, коррекционно-образовательного и лечебно-восстановительного процес...

«Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий»

Дошкольное образование играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического развития.Основная нагрузка в плане физического развития детей ...