Тема: Коррекция и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
план-конспект занятия на тему

Переходный к школе период особо значим для развития внимания у детей. В детском возрасте развитие внимания протекает в два этапа с переходом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанавливается взаимосвязь двух систем мозга – активационной и воспринимающей. На втором этапе (как правило, начинается на 8-м году жизни) в общую взаимосвязь включается интеллектуальная сфера, что позволяет осуществлять конкретные, а затем формальные операции.  Переход от первого ко второму этапу относят как раз на 6-й год жизни.

Внимание занимает важную роль в регуляции психических процессов и познавательной деятельности на всех этапах индивидуального развития. Успешность в обучении, в овладении той или иной деятельностью зависит в значительной степени от внимания ребенка, поскольку внимание является неспецифической основой любого успешно протекающего психического процесса. Оно всегда включено в деятельность, является важнейшим условием её продуктивности и выступает в единстве с различными психическими процессами – познавательными, эмоциональными,  волевыми.

Основным достижением в развитии внимания в старшем дошкольном возрасте является формирование нового вида внимания - произвольного. С его развитием нормально развивающие сверстники получают возможность сосредотачивать и переключать внимание, удерживать в сознании определенные предметы в течение некоторого времени при этом повышается цикл устойчивой работоспособности.

Предлагаемая и апробированная нами система коррекционно-развивающих занятий по развитию и коррекции внимания у детей 6-7 лет в процессе подготовки к школе, на наш взгляд, является  эффективной и доступной.

Данная система работы с детьми включает 12 коррекционно-развивающих занятий.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию свойств внимания.
  2. Формировать слуховое и зрительное внимание.
  3. Формировать способы организации внимания и элементы контроля.

Структура занятий состоит из 3 основных частей:

  1. Вводная часть: Приветствие, создание эмоционального настроя на занятии.
  2. Основная часть
    • Развитие и коррекция зрительного внимания;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Графические задания (корректурные пробы, работа с числовым рядом по методике Ахутиной Т.В., Пылаевой Н.М.);
  • Развитие и коррекция слухового внимания (аудиозаписи «Звуки природы»).
  1. Заключительная часть. Подведение итогов занятия (совместное обсуждение с детьми результатов работы).

 

Используемые методы и приемы: прием самоинструкции, прием контроля деятельности, сравнение, прием зрительно-моторной деятельности.

 

Коррекционно-развивающая работа с детьми рассчитана на 2 месяца и проводится два раза в неделю. Форма организации занятий - подгрупповая. Продолжительность занятий составляет 30 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc62.5 КБ
Microsoft Office document icon literatura.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Цель, задачи

Наименования упражнений

Занятие 1.

- способствовать развитию свойств внимания (переключение, распределение, концентрация);

- формировать слуховое и зрительное внимание;

- формировать способы организации внимания и элементы контроля;

- формировать элементы сотрудничества;

-развивать мелкую моторику.

1. Приветствие.

2. «Найди пару»

3. «Фотографии».

4. Пальчиковая гимнастика «Замок».

5. Графические упражнения.

6. Релаксация.


Занятие 2.

- учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;

- продолжать формировать слуховое и зрительное внимание;

- продолжать развивать мелкую моторику;

- продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля.

  1. Приветствие.
  2. «Найди ошибку».
  3. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
  4. Графические задания.
  5. Релаксация.

Занятие 3.

- Воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим;

- продолжать развивать способности к переключению и распределению внимания;

- учить детей зрительно сосредотачиваться на предметах;

- продолжать развивать мелкую моторику.

- продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля.

  1. Приветствие.
  2. «Хлопни в ладоши».
  3. «Найди заплатку»
  4. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.

Занятие 4.

- продолжать помогать детям строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;

- продолжать формировать слуховое и зрительное внимание;

- продолжать учить детей зрительно сосредотачиваться на предмете;

- продолжать развивать мелкую моторику.

  1. Приветствие.
  2. «Составь слово».
  3. «Найди предметы»
  4. Пальчиковая гимнастика «Мышки-шалунишки»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.

Система коррекционно-развивающих занятий

Тема

Цель, задачи

Наименования упражнений

Занятие 5.

- продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;

- продолжать развивать произвольное внимание, фонематический слух;

- продолжать развивать мелкую моторику;

- продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля;

- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание.

1. Приветствие.

2. «Внимательные руки»

3. «Найди отличия».

4. Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота».

5. Графические упражнения.

6. Релаксация.


Занятие 6.

- продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим;

- продолжать развивать внимание, наблюдательность, учить сравнивать и анализировать;

- продолжать развивать мелкую моторику;

- продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля;

- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание.

  1. Приветствие.
  2. «Найди пару».
  3. «Маски».
  4. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.

Занятие 7.

- продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;

- продолжать развивать способность к переключению и распределению внимания;

- продолжать учить детей зрительно сосредотачиваться на предмете;

- продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля;

- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание;

- продолжать развивать мелкую моторику;

  1. Приветствие.
  2. «Собери буквы».
  3. «Чем похожи?»
  4. Пальчиковая гимнастика «Мы учимся письму»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.

Тема

Цель, задачи

Наименования упражнений

Занятие 8.

- продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;

- продолжать развивать внимание, наблюдательность;

- способствовать развитию переключения и распределения внимания;

- продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля;

- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание;

-  продолжать развивать мелкую моторику;

  1. Приветствие.
  2. «Найди пару».
  3. «Подбери картинку»
  4. Пальчиковая гимнастика «Братья-ленивцы»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.

Занятие 9.

-  продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим;

- продолжать развивать способность детей концентрировать внимание, сосредотачиваться на зрительной информации;

- продолжать развивать слуховое и зрительное внимание;

- продолжать развивать мелкую моторику;

- продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля;

  1. Приветствие.
  2. «Погода».
  3. «Портрет»
  4. Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.

Занятие 10.

-  продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим;

- продолжать развивать объем внимания и возможности его распределения;

- развивать внимание, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;

- продолжать развивать мелкую моторику;

- продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля;

  1. Приветствие.
  2. «Зашифрованные слова».
  3. «4 стихии»
  4. Пальчиковая гимнастика «Ладошки»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.


Занятие 11.

-  продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;

- продолжать учить детей сосредотачивать внимание на зрительной информации;

- способствовать развитию переключения и распределения внимания;

- продолжать развивать слуховое и зрительное внимание;

- продолжать развивать мелкую моторику;

- продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля;

  1. Приветствие.
  2. «Что изменилось?».
  3. «Подбери пару»
  4. Пальчиковая гимнастика «Алые цветы»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.

Занятие 12.

-  продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим;

- способствовать развитию концентрации, переключения и распределения внимания;

- продолжать развивать слуховое и зрительное внимание;

- продолжать развивать мелкую моторику;

- продолжать закреплять  у детей способы организации внимания и элементы контроля.

  1. Приветствие.
  2. «На что похоже».
  3. «Запомни фигуру»
  4. Пальчиковая гимнастика «Пять малышей»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.



Предварительный просмотр:

Литература

  1. Анисимова Т.Б. Скоро в школу! Шпаргалка для первоклашек и их родителей. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 314 с.
  2. Выготский Л.С. Овладение вниманием. Проблемы развития психики. Собр соч.: М., 1983. Т.3, С. 205-238.
  3. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1008 с.
  4. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты.-СПб.: Дельта, 1999. – 224 с.
  5. Коломинский Я.Л. Панько Е.А., Игумнов  С.А.  Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. – 480 с.
  6. Косякова О.О. Логопсихология: учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 254 с.
  7. Мухина В.С.  Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
  8. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Авт.-сост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 448 с.
  9. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ИНТОР, 1997. – 64 с.
  10. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие.  - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
  11. Справочник дошкольного психолога/Под ред. Э.Широкова. - Ростов- н/Д: Феникс, 2006. – 215 с.
  12. Степанова О.А. Подготовка детей к школе: Развивающие игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
  13.  Угарова Г.М. Возрастная диагностика свойств внимания дошкольников и младших школьников: Афтореф. канд. дисс. - М., 1994. – 16 с.
  14.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи.- М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.
  15.  Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. – СПБ, 1999. – 178 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...

Роль образовательной среды в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста c нарушениями речи.

Проектированием образовательной среды понимается целенаправленная деятельность всех участников образовательного процесса, обеспечивающая развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения по коррекции и развитию внимания для детей дошкольного возраста

ЭТИ ИГРЫ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ПЕДАГОГИ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП, ТАК И РОДИТЕЛИ ДОМА....

Тема: "Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста"

Тема: "Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

В данной статье описан опыт работы педагога-психолога и учителя логопеда с использованием цифровых образовательных технологий. Описаны способы их применения в различных направлениях деятельности....

Приемы организации внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В статье раскрыты свойства произвольного и непроизвольного внимания, особенности свойств внимания при патологии речевой функции, приёмы организации внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями ...