Тема: Коррекция и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
план-конспект занятия на тему
Переходный к школе период особо значим для развития внимания у детей. В детском возрасте развитие внимания протекает в два этапа с переходом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанавливается взаимосвязь двух систем мозга – активационной и воспринимающей. На втором этапе (как правило, начинается на 8-м году жизни) в общую взаимосвязь включается интеллектуальная сфера, что позволяет осуществлять конкретные, а затем формальные операции. Переход от первого ко второму этапу относят как раз на 6-й год жизни.
Внимание занимает важную роль в регуляции психических процессов и познавательной деятельности на всех этапах индивидуального развития. Успешность в обучении, в овладении той или иной деятельностью зависит в значительной степени от внимания ребенка, поскольку внимание является неспецифической основой любого успешно протекающего психического процесса. Оно всегда включено в деятельность, является важнейшим условием её продуктивности и выступает в единстве с различными психическими процессами – познавательными, эмоциональными, волевыми.
Основным достижением в развитии внимания в старшем дошкольном возрасте является формирование нового вида внимания - произвольного. С его развитием нормально развивающие сверстники получают возможность сосредотачивать и переключать внимание, удерживать в сознании определенные предметы в течение некоторого времени при этом повышается цикл устойчивой работоспособности.
Предлагаемая и апробированная нами система коррекционно-развивающих занятий по развитию и коррекции внимания у детей 6-7 лет в процессе подготовки к школе, на наш взгляд, является эффективной и доступной.
Данная система работы с детьми включает 12 коррекционно-развивающих занятий.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Способствовать развитию свойств внимания.
- Формировать слуховое и зрительное внимание.
- Формировать способы организации внимания и элементы контроля.
Структура занятий состоит из 3 основных частей:
- Вводная часть: Приветствие, создание эмоционального настроя на занятии.
- Основная часть
- Развитие и коррекция зрительного внимания;
- Развитие мелкой моторики;
- Графические задания (корректурные пробы, работа с числовым рядом по методике Ахутиной Т.В., Пылаевой Н.М.);
- Развитие и коррекция слухового внимания (аудиозаписи «Звуки природы»).
- Заключительная часть. Подведение итогов занятия (совместное обсуждение с детьми результатов работы).
Используемые методы и приемы: прием самоинструкции, прием контроля деятельности, сравнение, прием зрительно-моторной деятельности.
Коррекционно-развивающая работа с детьми рассчитана на 2 месяца и проводится два раза в неделю. Форма организации занятий - подгрупповая. Продолжительность занятий составляет 30 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 62.5 КБ |
literatura.doc | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Цель, задачи | Наименования упражнений |
Занятие 1. | - способствовать развитию свойств внимания (переключение, распределение, концентрация); - формировать слуховое и зрительное внимание; - формировать способы организации внимания и элементы контроля; - формировать элементы сотрудничества; -развивать мелкую моторику. | 1. Приветствие. 2. «Найди пару» 3. «Фотографии». 4. Пальчиковая гимнастика «Замок». 5. Графические упражнения. 6. Релаксация. |
Занятие 2. | - учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; - продолжать формировать слуховое и зрительное внимание; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля. |
|
Занятие 3. | - Воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим; - продолжать развивать способности к переключению и распределению внимания; - учить детей зрительно сосредотачиваться на предметах; - продолжать развивать мелкую моторику. - продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля. |
|
Занятие 4. | - продолжать помогать детям строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; - продолжать формировать слуховое и зрительное внимание; - продолжать учить детей зрительно сосредотачиваться на предмете; - продолжать развивать мелкую моторику. |
|
Система коррекционно-развивающих занятий
Тема | Цель, задачи | Наименования упражнений |
Занятие 5. | - продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; - продолжать развивать произвольное внимание, фонематический слух; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля; - продолжать развивать зрительное и слуховое внимание. | 1. Приветствие. 2. «Внимательные руки» 3. «Найди отличия». 4. Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота». 5. Графические упражнения. 6. Релаксация. |
Занятие 6. | - продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим; - продолжать развивать внимание, наблюдательность, учить сравнивать и анализировать; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля; - продолжать развивать зрительное и слуховое внимание. |
|
Занятие 7. | - продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; - продолжать развивать способность к переключению и распределению внимания; - продолжать учить детей зрительно сосредотачиваться на предмете; - продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля; - продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; - продолжать развивать мелкую моторику; |
|
Тема | Цель, задачи | Наименования упражнений |
Занятие 8. | - продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; - продолжать развивать внимание, наблюдательность; - способствовать развитию переключения и распределения внимания; - продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля; - продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; - продолжать развивать мелкую моторику; |
|
Занятие 9. | - продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим; - продолжать развивать способность детей концентрировать внимание, сосредотачиваться на зрительной информации; - продолжать развивать слуховое и зрительное внимание; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля; |
|
Занятие 10. | - продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим; - продолжать развивать объем внимания и возможности его распределения; - развивать внимание, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля; |
|
Занятие 11. | - продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; - продолжать учить детей сосредотачивать внимание на зрительной информации; - способствовать развитию переключения и распределения внимания; - продолжать развивать слуховое и зрительное внимание; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля; |
|
Занятие 12. | - продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим; - способствовать развитию концентрации, переключения и распределения внимания; - продолжать развивать слуховое и зрительное внимание; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать закреплять у детей способы организации внимания и элементы контроля. |
|
Предварительный просмотр:
Литература
- Анисимова Т.Б. Скоро в школу! Шпаргалка для первоклашек и их родителей. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 314 с.
- Выготский Л.С. Овладение вниманием. Проблемы развития психики. Собр соч.: М., 1983. Т.3, С. 205-238.
- Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1008 с.
- Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты.-СПб.: Дельта, 1999. – 224 с.
- Коломинский Я.Л. Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. – 480 с.
- Косякова О.О. Логопсихология: учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 254 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Авт.-сост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 448 с.
- Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ИНТОР, 1997. – 64 с.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
- Справочник дошкольного психолога/Под ред. Э.Широкова. - Ростов- н/Д: Феникс, 2006. – 215 с.
- Степанова О.А. Подготовка детей к школе: Развивающие игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
- Угарова Г.М. Возрастная диагностика свойств внимания дошкольников и младших школьников: Афтореф. канд. дисс. - М., 1994. – 16 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи.- М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. – СПБ, 1999. – 178 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи на базе детского сада общеразвивающего вида в рамках ФГОС.
статья на конкурс...
Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...
Роль образовательной среды в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста c нарушениями речи.
Проектированием образовательной среды понимается целенаправленная деятельность всех участников образовательного процесса, обеспечивающая развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста....
Игры и упражнения по коррекции и развитию внимания для детей дошкольного возраста
ЭТИ ИГРЫ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ПЕДАГОГИ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП, ТАК И РОДИТЕЛИ ДОМА....
Тема: "Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста"
Тема: "Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
В данной статье описан опыт работы педагога-психолога и учителя логопеда с использованием цифровых образовательных технологий. Описаны способы их применения в различных направлениях деятельности....
Приемы организации внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В статье раскрыты свойства произвольного и непроизвольного внимания, особенности свойств внимания при патологии речевой функции, приёмы организации внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями ...