Приемы организации внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
статья по логопедии

Акимкина Александра Михайловна

В статье раскрыты свойства произвольного и непроизвольного внимания, особенности свойств внимания при патологии речевой функции, приёмы организации внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы организации внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Внимание- это свойство произвольно или непроизвольно достигаемого состояния бдительности, во время которого психическое состояние остаётся непрерывным (или лишь кратковременно прерывается) как серия взаимосвязанных между собой событий.  Внимание необходимо для оптимальной работы мнестической системы, для обучения и выполнения заданий. (И.П.Павлов). Внимание включено во все остальные психические процессы и выступает как их необходимая составляющая.  С понятием «внимание» тесно связан термин «ориентировочной реакция». Ориентировочная реакция возникает тогда, когда внимание привлекается новым, интенсивным или необычным стимулом. На этом принципе внимания построены многие технологии в логопедии, в том числе, MAP-method М. Лынской. Если стимул не является новым, а, следовательно, неважным, внимание угасает, что и проявляется в механизме привыкания и дальше нужна произвольность, чтобы его преодолеть. Привыкание неизбежно, это результат любой ориентировочной реакции, результат любого непроизвольного внимания.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания определяется разными причинами: свойствами нервной системы индивидуума, общим состоянием организма в данный момент времени, психическим состоянием (возбуждённость, заторможенность и т.п.), наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности – мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Концентрация – ведущее свойство внимания. Синонимом концентрации является интенсивность. Концентрация развивается с опытом за счёт актуализации припоминаемого опыта, воображения и внутренней речи. В результате ребёнок может научиться оттормаживать побочные стимулы, регулируя себя и таким образом, повышая концентрацию.

Переключаемость внимания -это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой, это способность изменять психическую установку для чего нужна подвижность психических процессов Данная характеристика внимания проявляется в скорости, с которой индивид может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть, как непроизвольным, так и произвольным. Рассеянное внимание - это внимание со слабой переключаемостью и сильной отвлекаемостью. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости.

Выше перечисленные характеристики внимания связаны со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение.

Распределение внимания — состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Данное свойство внимания подключается при выполнении наиболее сложных задач. Ребёнок должен распределить своё внимание между компонентами задачи. Это свойство формируется постепенно. Прочно усвоенное действие положительно влияет на функцию распределения. Если навык автоматизирован, включён в процедуральную память, то требуется менее включённое внимание.

Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания ребёнка в среднем 5 единиц информации.

Внимание имеет простейшую форму - непроизвольное внимание, являющееся ориентировочным рефлексом (реакция на изменения в окружающей среде), которое возникает без специального намерения. Волевая, активная форма внимания - это произвольное внимание, характеризуется сознательным удержанием, сосредоточением на объекте. Основными критериями волевой формы внимания является наличие мотивации, усидчивости и устойчивости психических процессов.

Процесс развития внимания ребёнка тесно связан с формированием речи. Л.С. Выготский выделил несколько стадий развития внимания у детей дошкольного возраста. Вначале внимание развивается автономно без участия речи. Дальнейший процесс развития внимания оказывается связанным с формированием и развитием речи, которая включается в регуляцию внимания. Сначала вниманием ребенка с помощью речи управляет взрослый человек. Затем, подражая ему, ребенок сам начинает использовать внешнюю форму речи для контролирования внимания других людей. После этого — на следующей стадии развития, приходящейся примерно на 3—4 года — ребенок научается пользоваться внешней речью для регулирования собственного внимания и, наконец, приступает к использованию с этой целью внутренней речи (6—8 лет).

Внимание детей с речевой патологией характеризуется, как правило, неустойчивостью, низким уровнем произвольного внимания, трудностями концентрации, переключения и распределения, трудностями в планировании и контроле своих действий.

Для организации внимания воспитанников повышения уровня их мотивационной составляющей на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях мы используем различные  приёмы. Одной из важных задач педагога во время НОД - подготовка окружающей среды, организация пространства. Стол, окружающая обстановка группы, кабинета должны быть лишены отвлекающих стимулов. Наличие чёткой структурированной среды помогает ребёнку самостоятельно организовать свою деятельность во время занятия, устраняет нежелательное поведение, способствует активному вниманию. Так же следует отметить, важность организующей составляющей в учебном процессе. Своевременное начало учебного процесса, рассадка детей. Использование визуального расписания для обозначения последовательности действий во время образовательной деятельности и как элемент расписания событий дня помогает ребёнку представить общую картину событий, что оказывает влияние на эмоциональный фон, и косвенно на организацию внимания ребёнка. Чёткая структура занятия, смена видов деятельности позволяет дольше удерживать внимание, увеличивает эффективность деятельности детей и усвоение материала. В начале занятия целесообразно активизировать мыслительные процессы включив упражнения с использованием различных каналов восприятия зрительных, двигательных, слуховых. В занятиях по звуковой культуре речи в качестве организующей части мы используем артикуляционную гимнастику совместно с движениями пальцев рук и тела, стабилизируя, таким образом, межполушарное взаимодействие и активизируя подкорковые структуры мозга. Мы используем статические и динамические упражнения, например, "Качели" с одноименными движениями языка, рук и глаз вверх и вниз; "улыбка" - "трубочка"; включаем элементы фонетической ритмики: имитация артикуляционных укладов гласных звуков с их произнесением и выполнением движений. Например, звук [а]- вдох, разведение рук в стороны при одновременном длительном произнесении звука на выдохе, рот широко открыт; звук [о] - вдох, произнесение звука губы округлены, при одновременном выполнении позы "колечко", звук [у]- вдох, произнести на выдохе звук, губы выдвинуты вперед с одновременным движением рук вперёд. Использование слухо-зрительно-кинестетического метода способствует установлению связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада  двигательными ощущениями при его произнесении. Данные виды упражнений способствуют организации внимания воспитанников. Для повышения мотивации воспитанников, создания интереса к предстоящему виду деятельности, для активизации устойчивости произвольного внимания мы включаем в работу игровые приёмы. Это могут быть изображения героев мультфильмов, сказочные персонажи, плоскостные игрушки, изображения домашних и диких животных, птиц. Комментируя беседу между персонажами, педагог создаёт интригу. Дети с удовольствием включаются в образно представленный сюжет, повторяя за педагогом слоги слова с различной интонацией, сопровождая произнесение мимикой и жестами. Одним из приёмов организации среды, произвольного внимания и повышения мотивации при выполнении задания является введение системы визуальной подсказки, схемы, алгоритма выполнения задания. Для закрепления материала, изученного на занятии даются письменные индивидуальные задания, для выполнения которых после устного объяснения или одновременно с ним, дети получают визуальную подсказку-схему с условными обозначениями на каждый вид деятельности. Например, обвести буку, обозначить место звука на звуковой схеме, провести дорожку от картинки к схеме, зачеркнуть изученную букву в ряду других. Для детей, импульсивных, отвечающих не задумываясь, не дослушав до конца вопроса, мы применяем метод паузы, не давая возможность ребёнку ответить в течение нескольких секунд, давая возможность для осмысления вопроса или инструкции, организации самоконтроля и внимания воспитанника. Для стимуляции мотивации детей на занятиях и устранения нежелательного поведения, стимулирования произвольного внимания, мы используем систему поощрений - медальки - жетоны с рисунками - комментариями: "молодец", "уже лучше", "ты можешь лучше". Использование коротких перерывов между отдельными видами деятельности увеличивает эффективность выполнения заданий, поддерживает оптимальный темп деятельности, способствует переключению с одного вида деятельности на другой, восполняет дефицит двигательной активности, является профилактикой переутомления. Так игра "Топ-хлоп-шлёп-гоп-тук" помимо всех выше перечисленных коррекционных задач организует внимание воспитанников, упражняет в переключении, преодолении двигательного стереотипа. Содержание игры: дети с опорой на картинки, выложенные в определённой последовательности, выполняют движения: топают, хлопают, шлёпают по коленям, приседают, стучат кулачками. В этой игре можно ориентироваться на зрительные схемы или работать только на слух.

Список литературы.

1) Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология» том 2 – М.: Теревинф, 2012

2) С. В. Маланов «Психолингвистика: психологическая теория речевых действий» - М.: : Издательство Московского психолого-социального университета, 2020

3) Р.С. Немов Психология в трех книгах 4-е издание Книга 1 Общие основы психологии – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстами цепной, параллельной организации с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи

В статье рассказывается об особенностях организации совместной деятельности воспитателей и логопеда в коррекционных группах детского сада для детей с нарушением речи....

Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта...

Использование ИКТ – технологий при организации продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

Продуктивное взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, в контексте организации целенаправленной коррекци...

Статья "Школа осанки" (игровые приемы формирования осанки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения")

Статья "Школа осанки" по формированию правильной осанки у дошкольников...

Приемы стимуляции внимания у детей дошкольного возраста

В наше время проблема коррекции произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья приобретает особую актуальность. Уровень развития произвольного вним...

Статья на тему: "Приемы развития внимания у детей дошкольного возраста".

Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.Внимание является сквозным психическим п...

Особенности зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Внимание непроизвольно; сосредоточенным остаётся, пока сохраняется интерес.Внимание вызывается внешне привлекательными предметами. Замедленность процесса восприятия, его неполнота и фрагментарность ок...