ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
статья

Пухнаревич Ольга Олеговна

В данной статье описан опыт работы педагога-психолога и учителя логопеда с использованием цифровых образовательных технологий. Описаны способы их применения в различных направлениях деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Тючкова Ольга Олеговна

Педагог-психолог

Лызуненко Эльвира Шамильевна

Учитель-логопед

Аннотация: в данной статье описан опыт работы педагога-психолога и учителя логопеда с использованием цифровых образовательных технологий. Описаны способы их применения в различных направлениях деятельности.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, информационно-коммуникационные технологии, инновационная деятельность. Программно-аппаратный комплекс «Колибри», Цифровая лаборатория «Наураша», Программа «Пиктомир».

Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является совершенствование качества образовательного процесса посредством внедрения в педагогическую практику современных образовательных технологий, в том числе информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов. Немаловажным для сопровождения образовательного процесса в ДОУ становится создание информационной среды. В нашем учреждении она включает:

  • персональные компьютеры и ноутбуки;
  • информационно-методический центр;
  • презентационные электронные образовательные ресурсы (мультимедийные установки),
  • подключение к сети Интернет, точки доступа WiFi;
  • интернет-сайт
  • электронную почту
  • программно-методические комплексы, медиатеки;
  • Программно-аппаратный комплекс «Колибри»;
  • Базовая бестекстовая пиктограммная среда программирования «Пиктомир».

                Благодаря такой насыщенной информационно-технической среде, педагоги учреждения дошкольного образования применяют современные технологии в процессе обучения дошкольников и имеют возможность принимать участие в реализации инновационных проектов.

В нашем детском саду был реализован психолого-педагогический проект: «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога- психолога с родительским клубом.

Инновационная деятельность по данной теме предполагает наличие электронных средств обучения в учреждении. Была создана цифровая лаборатория. Помещение, в котором расположено интерактивное оборудование, выполняет функции комнаты игрового центра, информационно-методического центра, центра взаимодействия с семьей воспитанников, центра для организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Все педагоги, реализующие инновационные проекты, активно включены в работу. За период реализации проекта в ДОУ разработано 11 презентаций, 19 конспектов и 6 циклов занятий с использованием ИКТ, созданы видеофильмы. С данными разработками можно ознакомиться на сайте учреждения.  Работа в инновационном режиме открывает новые горизонты для реализации творческого и интеллектуального потенциала педагогов. Это способствует повышению качества образовательного процесса. С целью создания условий для повышения профессиональной компетентности педагогов используются активные формы методической работы с кадрами, способствующие вовлечению педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, практическими навыками и умениями. Например, семинар-практикум на тему: «Использование информационных коммуникационных технологий  в образовательном процессе в учреждении дошкольного образования» позволил педагогам обменяться опытом создания мультимедийных презентаций и виртуальных экскурсий. Педагогами разработаны авторские информационные продукты в рамках реализации инновационного проекта: компьютерные презентации, виртуальные путешествия, интерактивные игры. Данные материалы эффективно применяются в работе с воспитанниками и их семьями.

Одним из немаловажных аспектов, оказывающих влияние на повышение качества образовательного процесса является поиск наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников. Эффективными здесь являются информационно-коммуникационные технологии – как средство виртуального общения с родителями воспитанников: сайт, страницы педагогов и специалистов на сайте, вебинары, чаты. Приоритетность применения информационно-коммуникационных форм обусловлена такими преимуществами, как постоянная возможность виртуального взаимодействия с родителями и обмена информацией с ними под девизом «здесь и сейчас». По полученным результатам можно говорить о том, что инновационный подход, а именно нетрадиционные и информационно-коммуникационные формы взаимодействия педагогов с родителями, обеспечивают относительно высокие и устойчивые результаты в эффективности данного направления. На базе учреждения образования функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим нарушения звукопроизношения. Информационно-коммуникационные технологии также успешно применяются и в процессе коррекции речи детей дошкольного возраста. Анализ деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога позволил сделать вывод, что ИКТ имеют немало преимуществ перед традиционными методами и приёмами педагогического воздействия, среди которых:

  • большая информационная ёмкость;
  • интенсификация самостоятельной работы каждого воспитанника;
  • создание коммуникативной ситуации;
  • создание благоприятного психологического климата;
  • качественная индивидуализация, которая заключается в индивидуальном темпе и количестве повторений;
  • изменение ситуации взаимодействия «педагог-ребёнок» – смена акцента взаимодействия.

Совместная работа педагога-психолога и учителя- логопеда с детьми дошкольного возраста с нарушением речи позволяет достичь более высоких результатов в коррекции нарушений у детей.

Программно-аппаратный комплекс «Колибри» (рис.1) является принципиально новым интерактивным оборудованием в нашем детском саду. Его содержание полностью отвечает требованиям ФГОС и условиям, в которых мы работаем.

Рис. 1 Программно-аппаратный комплекс «Колибри»

Программно-аппаратный комплекс «Колибри» применяется:

1. для психологической разгрузки детей.

2. для обучения детей с нарушением речи по всем направлениям развития.

3. для разработки и демонстрации педагогами собственных интерактивных занятий.

4. для обучения детей шашкам и шахматам.

5. для развития навыков программирования и инженерного мышления.

6. для работы с детьми с ОВЗ.

Мы изучили все игры и упражнения комплекса. Они обеспечивают специалисту возможность выбора: применять игры на этапе знакомства с ребенком, в процессе диагностики или использовать их на индивидуальных, фронтальных занятиях. Тем самым повышая мотивацию детей к познавательно-игровой деятельности.

Предлагаемый в комплекте с играми «Конструктор картинок» позволяет педагогу создавать, сохранять и распечатывать свои собственные картинки, пособия и сюжеты, подстраивая материал под нужды определенной группы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья. Таким образом реализуется творческий подход к решению коррекционной задачи, направленной на развитие речи и психических процессов ребенка.

Использование программно-аппаратного комплекса «Колибри» помогло повысить грамотность педагогов и детей в сфере ИКТ, сделало образовательный процесс еще более эффективным, а также помогло педагогу-психологу и учителю-логопеду реализовать свои идеи и методики. Они научились самостоятельно разрабатывать интерактивные игры и занятия. С целью повышения мотивации на коррекционных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста учителем-логопедом разработаны авторские комплексы интерактивных игр «Времена года», «Звуковой поезд», направленные на развитие и коррекцию грамматического строя речи и автоматизацию звуков у воспитанников посредством использования программно-аппаратного комплекса «Колибри». Применение ИКТ на занятиях позволяет сделать коррекционный процесс более привлекательным и действительно современным. На занятиях строго соблюдаются правила безопасной работы.

Активно используется в работе специалистами базовая бестекстовая пиктограммная среда программирования «Пиктомир» (рис.2). Она помогает осваивать базовые концепции программирования и управления виртуальными роботами. Дети получают навыки алгоритмизации и навык пошагового выполнения программ средствами пиктограмм (знаков, символов), заменяющих текстовые команды.

  • На первых занятиях используется автономный робот «Ползун»;
  • Робот умеет выполнять три команды в звуковой форме;
  • Имеет виртуальное представление в системе «ПиктоМир»;
  • Робот передвигается по специальным коврикам;
  • Звуковая связь с роботом дублируется посредством Bluetooth LE.

Интересным, активным и продуктивным методом интерактивного взаимодействия в триаде «педагог – ребенок – родитель» является прием, включающий в себя проведение недельных Квест-заданий для детей и родителей. Квест-задания представляет собой ежедневные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию одного из компонентов речи. За неделю родители узнают больше о речи, играх и упражнениях для речевого развития, а также получают неоценимый опыт общения со своими детьми, наполненный положительными эмоциями. Взаимосвязь с родителями также осуществляется при помощи интернета посредством сайта учреждения дошкольного образования и электронной почты. Электронная почта позволяет делиться с родителями материалом разного формата, необходимым для работы дома. Страницы учителя-логопеда и педагога-психолога, функционирующие на сайте дошкольного учреждения, позволяют получить информацию о том, как правильно и эффективно проводить занятия дома. Возможность размещения ссылок, фото-, видеоматериалов, интерактивных игр позволяет создать особую интерактивную коррекционную среду для детей. Родители с детьми могут, не отходя от монитора компьютера, выполнить артикуляционную гимнастику в интересной игровой форме. Наполнение страницы учителя-логопеда и педагога-психолога на сайте учреждения регулярно изменяется с учетом запроса родителей. Плюсы такого взаимодействия:

  • Родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса.
  • Экономия времени;
  • Создание пространства для обмена информации и дискуссий;
  • Ответная реакция родителей (стремление к диалогу);
  • «Открытость» коррекционного процесса для родителей, что положительно влияет на осознание доминирующей роли семейного воспитания.

Таким образом, информационные технологии, грамотно совмещенные с другими педагогическими технологиями обучения, позволяют значительно повысить эффективность образовательного процесса. Способствуют созданию благоприятных психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей, педагогов и родителей. Позволяют создать условия для проявления познавательной активности воспитанников и как следствие –достигнуть повышения качества образовательного процесса в ДОУ.

Список литературы

1. Томилина С. М «Логопедия и интернет». Журнал - «Логопед» №3/2006г;

2. Ходченкова О. А. «Использование ИКТ в работе логопеда детского сада».

3. Методические указания по проведению цикла занятий «Алгоритмика» в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений с использованием свободно распространяемой учебной среды ПиктоМир А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, М.В. Райко, И.Б. Рогожкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие психических процессов детей дошкольного возраста

программа расчитана на детей 6-7 лет на развитие памяти, мышления, внимания, снятие гиперактивности...

Роль физического воспитания в развитии психических процессов детей дошкольного возраста

высказывания великих о роли физического воспитания, методика работы в разных возрастных группах....

Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"

В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные...

Картотека игр для развития психических процессов детей дошкольного возраста

Игры на развитие психических процессов детей дошкольного возраста...

перспективный план "Развитие психических процессов детей дошкольного возраста посредством игры"

Перспективное планирование "Развитие психических процессов детей дшкольного возраста по средствам развивающих игр"...

Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста

Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста...

Роль образовательной среды в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста c нарушениями речи.

Проектированием образовательной среды понимается целенаправленная деятельность всех участников образовательного процесса, обеспечивающая развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста....