Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи на базе детского сада общеразвивающего вида в рамках ФГОС.
материал (подготовительная группа) на тему

Бадертдинова Гульназ Юнусовна

статья на конкурс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon badertdinova_statya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Бадертдинова Г.Ю.,

воспитатель

 (МБДОУ Детский сад №8 «Тургай», г.Нижнекамск)

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

с нарушениями речи на базе детского сада общеразвивающего вида в рамках ФГОС.

Одними из отличительных особенностей программы «От рождения до школы» соответствующей ФГОС используемой на базе общеразвивающего детского сада является: направленность на учёт индивидуальных особенностей ребёнка;  вариативность содержания по инклюзивному и коррекционному образованию; взаимодействие с семьями воспитанников. Целевые ориентиры для выпускника ДОУ говорят о том, что ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью, мог выражать свои мысли и желания, выделять звуки в словах, уметь пользоваться речью с целью общения, имел задатки грамотности. Этими новшества легли в основу  построении своей работы с детьми.

Мониторинг развития детей на начало учебного года показал наличие большого количества детей с речевыми нарушениями. Из всех обследованных  детей посещающих среднюю группу детского сада было выявлено 89,4 % детей имеющих те или иные речевые нарушения. Имели незначительные нарушения речи 26,3% ребят (у них в основном отмечалось нарушение произношения 1-2 звуков). Дети имеющие сопутствующие нарушения интеллектуального развития составили 10%. Только у 10 % воспитанников речь развита в соответствии с возрастной нормой. Исходя из полученных данных, было принято решение о создании коррекционно – развивающей среды на базе детского сада. Для каждого ребёнка был составлен индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Воспитанники нуждающиеся в помощи невропатолога, психоневролога пройдя диагностику, получили необходимое медикаментозное лечение. К коррекции интеллектуального развития были привлечены дефектологи, оказывающие помощь на базе ПМПК города Нижнекамска. Психолог детского сада оказывала посильную помощь в коррекции нарушений восприятия, мышления, воображения. Инструктор по физической культуре проводила занятия с учётом имеющихся особенностей детей, выбирая задания способствующие коррекции выявленных сопутствующих нарушений. Основной целью индивидуального маршрута для каждого воспитанника являлась коррекция имеющихся речевых нарушений. Для преодоления ребёнком коммуникативных нарушений были поставлены следующие образовательные задачи: освоение звуковой культуры речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, освоение грамматически прав ильной речью. Обучение детей в основе велось по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Так же были использованы: коррекционная программа: «Программа коррекционного развития и воспитания  детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В., примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» под. ред. Е.А. Хилтунен. Применен многолетний опыт таких авторов как: Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.: «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»; Парамонова Л.Г.: «Нарушение звукопроизношения у детей и пути его преодоления»; Вакуленко Л.С.: «Коррекция нарушений звукопроизношения у детей».

Работа строилась с использованием личностно-ориентированных технологий и методик: гуманно-личностной технологии; технологии сотрудничества; технологии свободного воспитания; коммуникативной, имитационного моделирования; психологической (самоопределенческой), деятельностной, рефлексии. Затем составленные индивидуальные маршруты активно реализовывались во всех видах деятельности, в любых режимных моментах, с учётом желания самого ребёнка, его выбора, самоопределения. В группе были созданы новые игровые зоны: «Зона развития дыхания», «Зона развития слуха», «Зона развития сенсорного восприятия», «Зона развития артикуляционного аппарата», «Зона развития связной речи» в которых проводились коррекционные игры и развлечения. Для детей с плохо развитой мелкой моторикой специально был подобран игровой материал способствующий развитию мышц кистей рук. Со всеми ребятами разучивались в игровой форме логоритмические упражнения. Каждый день в первой половине дня проводилась артикуляционная, дыхательная гимнастика. Во второй половине дня велась работа над постановкой и автоматизацией нарушенных у воспитанников звуков. Все режимные моменты выстраивались с учётом цели обогатить словарный запас и развить связную речь детей. Дома родители выполняли рекомендации, задания воспитателей и узких специалистов  направленные на развитие речи ребёнка.

В конце года проводилась итоговая диагностика, которая показала положительную динамику в развитии речи детей. Число детей с нормально развитой речью составило 36,8%, с нарушением связной речи 63,1%. Индивидуальный образовательный (в нашем случае ещё и коррекционный) маршрут выстраивался как целостный, гармоничный процесс активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения и родители. Полученные данные подтверждают эффективность и необходимость проведения данного вида работы на базе ДОУ.

Список литературы

1. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй по образовательной модели «Первый шаг»: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Г.К. Фурс, М.В. Соловьёва, Е.Н. Шаповалова. – Мозырь.: ООО ИД «Белый ветер», 2004г.-69с.

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»: под.ред./ Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва.: изд. Мозаика-синтез, 2014г.-167с.

3. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори»: под.ред./ Е.А. Хилтунен,  О.Ф. Борисовой, В.В. Михайловой. – изд. Национальное образование, 2014г.- 186с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.

Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....

Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС

В презентации дана информация о значении сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста....

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с нарушениями речи

Презентация проекта по развитию коммуникативных способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в театрализованной деятельности....

Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида

Методическая разработка «Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида. Предложенный материал будет интерес...