«Формирование элементарных математических представлений как средство развития умственных способностей у детей»
статья (младшая группа) по теме
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.
И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей дошкольного возраста.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Для достижения развитие умственных способностей у детей средствами математики
потребуется решить ряд задач:
1. Эмоционально вовлекать ребенка в познавательную деятельность (только в этом
случае он понимает и ощущает, что можно получать удовольствие от
интеллектуальных усилий, переживать красоту решения проблемы);
2. Стимулировать любознательность ребенка, используя занимательные пособия и
материалы, которые вызывают интерес и удивление;
3. Передавать инициативы от взрослого ребенку, самостоятельно находить способы
их реализации;
4. Поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.
5. Закреплять названия геометрических фигур; составлять из геометрических фигур разные предметы. Раскладывая их в порядковом возрастания; упражнять в ориентировке на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине, умение выражать словами местонахождение предмета); различать части суток: утро – вечер, день – ночь; учить правильно пользоваться порядковыми числительными, соотносить числительное с каждым из предметов.
6. Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, учить находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы; развивать внимание, упражнять в нахождении закономерности и обоснование найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков; учить зрительно устанавливать сходство и различие предметов, развивать навыки самоконтроля.
7. Воспитывать умение работать в коллективе; формировать навыки самоконтроля и самооценки.
8. Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по величине, месту расположения; развивать гибкость и оригинальность мышления. Учить решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной фигур. Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка. Например, несколько таких заданий для детей двух - четырех лет. 1. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: "Возьми красный мячик"; "Возьми красный, но не мячик"; "Возьми мячик, но не красный". 2. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: "Выбери все мячики";"Выбери круглые, но не мячики". 3. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: "Выбери маленький синий мячик"; "Выбери большой красный мячик". Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое. В качестве примера организации занятий, развивающих способности ребенка к анализу и синтезу, приводится несколько упражнений для детей пяти-шести лет. Упражнение . Упражнение Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)". Упражнение Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.)".
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников
можно использовать: игры на плоскостное моделирование, игры головоломки,
задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.
Использование разных видов игр на занятиях благотворно влияет на усвоение
элементарных математических представлений у дошкольников и способствует
повышению уровня развития умственных математических способностей у детей.
Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия
должны проходить в увлекательной игровой форме.
Список литературы
1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2007.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Наука, 2001.
3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2007.
4. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М.: Инфра, 2001.
5. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М.: Наука, 2009.
6. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.: Просвещение, 2006.
7. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
8. Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.: Знание, 2003.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет техно...
Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет техно...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование элементарных математических представлений как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Современный подход к построению воспитательно-образовательного процес...
«Формирование элементарных математических представлений как средство развития умственных способностей у детей»
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательност...
«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей»
Статья «Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей» составлена в соответствии с ФГОС ДОО....
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений как средство развития речевой активности у детей с речевой патологией.
Данная консультация предназначена для воспитателей логопедических групп.В ней говорится о влиянии дидактических игр математического содержания на развития речевой активности у детей с рече...
- Мне нравится (1)