«Формирование элементарных математических представлений как средство развития умственных способностей у детей»
статья (младшая группа) по теме
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.
И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей дошкольного возраста.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Для достижения развитие умственных способностей у детей средствами математики
потребуется решить ряд задач:
1. Эмоционально вовлекать ребенка в познавательную деятельность (только в этом
случае он понимает и ощущает, что можно получать удовольствие от
интеллектуальных усилий, переживать красоту решения проблемы);
2. Стимулировать любознательность ребенка, используя занимательные пособия и
материалы, которые вызывают интерес и удивление;
3. Передавать инициативы от взрослого ребенку, самостоятельно находить способы
их реализации;
4. Поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.
5. Закреплять названия геометрических фигур; составлять из геометрических фигур разные предметы. Раскладывая их в порядковом возрастания; упражнять в ориентировке на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине, умение выражать словами местонахождение предмета); различать части суток: утро – вечер, день – ночь; учить правильно пользоваться порядковыми числительными, соотносить числительное с каждым из предметов.
6. Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, учить находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы; развивать внимание, упражнять в нахождении закономерности и обоснование найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков; учить зрительно устанавливать сходство и различие предметов, развивать навыки самоконтроля.
7. Воспитывать умение работать в коллективе; формировать навыки самоконтроля и самооценки.
8. Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по величине, месту расположения; развивать гибкость и оригинальность мышления. Учить решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной фигур. Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка. Например, несколько таких заданий для детей двух - четырех лет. 1. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: "Возьми красный мячик"; "Возьми красный, но не мячик"; "Возьми мячик, но не красный". 2. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: "Выбери все мячики";"Выбери круглые, но не мячики". 3. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: "Выбери маленький синий мячик"; "Выбери большой красный мячик". Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое. В качестве примера организации занятий, развивающих способности ребенка к анализу и синтезу, приводится несколько упражнений для детей пяти-шести лет. Упражнение . Упражнение Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)". Упражнение Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.)".
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников
можно использовать: игры на плоскостное моделирование, игры головоломки,
задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.
Использование разных видов игр на занятиях благотворно влияет на усвоение
элементарных математических представлений у дошкольников и способствует
повышению уровня развития умственных математических способностей у детей.
Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия
должны проходить в увлекательной игровой форме.
Список литературы
1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2007.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Наука, 2001.
3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2007.
4. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М.: Инфра, 2001.
5. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М.: Наука, 2009.
6. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.: Просвещение, 2006.
7. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
8. Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.: Знание, 2003.
|
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/01/24/detsad-359740-1440609428.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-295010-1380445598.jpg)
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-486698-1413691822.jpg)
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет техно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-486698-1413691822.jpg)
Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет техно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/14/picture-404489-1392374916.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование элементарных математических представлений как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Современный подход к построению воспитательно-образовательного процес...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/15/picture-209952-1500148151.jpg)
«Формирование элементарных математических представлений как средство развития умственных способностей у детей»
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательност...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/08/picture-983707-1512738463.jpg)
«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей»
Статья «Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей» составлена в соответствии с ФГОС ДОО....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-578374-1422809671.jpg)
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений как средство развития речевой активности у детей с речевой патологией.
Данная консультация предназначена для воспитателей логопедических групп.В ней говорится о влиянии дидактических игр математического содержания на развития речевой активности у детей с рече...
- Мне нравится (1)