деловая игра
материал по теме
пресс-конференция среди музыкальных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_shivko_l.v.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра «Пресс-конференция»
(с музыкальными руководителями)
1. Журнал «Музыкальная палитра».
Игра, по утверждению психолога Г.С.Тарасова, это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. А как воздействует музыка в игровой деятельности на организм ребенка.
Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Эльконин: «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».
По мнению О.С. Газмана, в игре у детей возникает три цели. Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу». Вторая цель – выполнять правила игры - «Надо», третья цель – творческое выполнение игровой задачи – «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу. Надо. Могу», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.
Первый физиологический, связан с исследованиями В.Бехтерева, И. Догеля, И. Сеченова…, которые выявили положительное влияние музыки на различные органы и системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной, опорно – двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально – личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект – педагогический. Посредством музыки в музыкальной игре воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры.
Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.
2. Журнал «Дошкольное воспитание»
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Считаете ли вы, что музыкальная деятельность способствует развитию коммуникативных качеств?
Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация».
Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит прежде всего от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития.
Погашение таких негативных явлений в поведении, как агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность, зависит и от своевременной помощи и от полноценности развития ребенка в период дошкольного детства.
В игровой деятельности формируется его половая матрица поведения, самооценка, статус: появляется возможность оценить себя и сравнить свои возможности с возможностями партнеров. Как показывают наблюдения - дошкольники часто неадекватно выражают свои эмоции. Это становится барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей. Безусловно, музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства.
3. Журнал «Современная теория и практика дошкольного образования».
Как, по вашему мнению, развиваются коммуникативные способности у дошкольников в музыкальной деятельности.
Коммуникативные знания, умения, навыки возможно и необходимо развивать во всех видах музыкальной деятельности. На музыкальных занятиях для развития коммуникативных умений и навыков используются следующие формы работы: коммуникативные и народные круговые танцы, игры – приветствия, коммуникативные, телесные и контактные игры, народные хороводные и поцелуйные игры.
В пении используются методические приемы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие как пение по очереди, передавая волшебную палочку, пение в небольшом ансамбле, с солистами, творческие задания («Придумай и спой свою песенку», «Закончи мелодию»…), дидактические игры («Передай звук по цепочке», «Огонек свечи»…)
При восприятии музыки обращается внимание детей на культуру слушания (умение слушать музыку вдумчиво, высказываться только по окончании звучания)
Игра в оркестре помогает детям научиться исполнять музыкальные произведения слаженно, не выделяясь из общего звучания.
В музыкально – ритмических движениях делается акцент на привитие навыков культуры поведения: мальчики - умение пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании; девочкам - умение принять приглашение или отказать, не обидев партнера. Можно создавать проблемные ситуации, из которых дети искали бы выход, применяя коммуникативные умения.
Проводятся развлечения с направленностью на организацию позитивного общения детей: вечера коммуникативных игр «Медведь и росомаха», «День Святого Валентина», «Путешествие в страну грамоты»… Досуги с родителями: «День семьи», «День рождения»…
Современные педагогические технологии, в музыкальной деятельности, а также сотрудничество родителей, воспитателей и музыкального руководителя способствуют коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
4. Журнал «Справочник музыкального руководителя».
Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствует ее развитию. Расскажите поподробнее о роли пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста.
Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой деятельности ребенка.
Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно – игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух – четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот – жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов.
Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определенная жестко – смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпритации.
Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, его реактивность; повышают общий уровень организации мышления ребенка, а также вырабатывают способность мобилизовываться, сосредотачиваться и расслабляться.
Текст произносится дважды. При повторении дети подстраиваются к исполнению методом «эхо».
5. Журнал «Справочник старшего воспитателя»
По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное, и интеллектуальное начало. «Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека» - писал Д.Б. Кабалевский. Как вы считаете, возможно ли, используя в практике работы с дошкольниками театрализованные игры, добиться этой гармонии?
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Театрализованная деятельность – это распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Театрализованные игры способствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи. Внимания и различных качеств личности (самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости).
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения.
Театрализованная игра дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяет каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.
Через театрализованную игру дошкольник учится не только распознавать эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передавать с помощью выразительных средств разнообразные эмоции.
Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла.
Театрализованные игры позволяют дошкольникам справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями. Робкому ребенку игра поможет преодолеть неуверенность в себе, стать более смелым и решительным.
Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка, средством предупреждения эмоциональных расстройств.
Театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
6. Журнал «Обруч»
Какой смысл вы вкладываете в понятие «музыкальная культура». Что является ядром понятия «Музыкальная культура»? Какая современная пед.технология, по вашему мнению. Наиболее удачна в работе с дошкольниками?».
Музыкальная культура ребенка – это интегрированное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления познавательного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, которые проявляются в эстетической и творческой активности.
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольников» является эмоциональная отзывчивость дошкольников на высокохудожественные произведения музыкального искусства, именно эмоциональная отзывчивость играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке.
Желание слушать музыкальное произведение рождает творческую активность.
С связи с тем, что стержнем музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, перед дошкольными учреждениями, в области музыкального воспитания, образования и развития детей, ставятся следующие задачи:
а) развитие музыкального восприятия и эмоционально-оценочного отношения к музыке;
б) формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса, интереса к высокохудожественной музыке, желание слушать музыку и исполнять ее;
в) развитие интереса к национальной музыке с целью ознакомления с духовной культурой других народов;
г) приобщение детей к классической музыке.
Я считаю, что наиболее удачно раскрывает подходы к формированию основ музыкальной культуры дошкольников пед. технология О. Радыновой, которая лежит в основе программы «Музыкальные шедевры».
7. Журнал «ребенок в детском саду»
Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию музыкальных способностей дошкольника.
Что, по вашему мнению, является важнейшим средством для развития музыкальных способностей.
Из всего разнообразия, я бы выделила музыкально-дидактические игры.
Музыкально – дидактическая игра – универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятие основ музыкальной грамоты, развить у них музыкально-сенсорные способности.
В процессе музыкально-дидактических игр дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
С помощью музыкально – дидактических игр дети в игровой форме получают знания и умения по разным видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, музыкально – ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах.
Музыкально дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческие способности, а также являются хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей, дают детям радость совместного творчества в игре. Дают ребенку возможность показать свои знания на практике, проявить инициативу и самостоятельность, так как именно они в большей степени являются обучающими, слово дидактика подразумевает – обучение.
Классификация музыкально – дидактических игр :
- игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический);
«Озорное эхо», «Кто в домике живет», «Нарисуй мелодию», «Музыкальные зеркала», «Волшебные ленточки», «Колобок», «Три поросенка».
- игры, развивающие чувство ритма;
«Прогулка», «Кто твой дружок», «Зимние узоры», «Прогулка в парке», «Серебряный дождик», «Часовая мастерская»…
- игры, способствующие восприятию музыки;
«Заводные игрушки», «Змейка», «Времена года», «Угадай песню по мелодии», «Верные друзья»…
- игры для развития музыкальной памяти.
«Что делают в домике», «Сколько птичек поет», «Волшебный волчок», «Сломанный телевизор», «Какая музыка».
Педагогическая ценность музыкально– дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике, способствуют интеллектуализации музыкального воспитания.
А сейчас предлагаю вам несколько музыкальных игр:
- музыкально – дидактическая игра «Волшебная шляпа»;
- коммуникативная танец игра «Веселые зверята»;
- пальчиковая игра «Рисуем снеговика»;
- театрализованная игра «Волк и козлята»;
- хороводная игра «Игра с гномиком»;
(игры проводятся с музыкальными руководителями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.
"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения Деловая игра способствует повышению интереса у педагогов к...
Деловая игра "Основы делового общения"
Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...
Деловая игра "Учите играя"
В ходе деловой игры педагоги уточнят знания по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...
Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"
Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....
Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»
закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....
Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»
Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...