Занятие по экологии "Грибное царство"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Знакомство детей с грибами (как выглядят, где растут, чем отличаются я довитые от съедобных, условия необходимые для роста и развития грибов). Обогащение словарного запаса детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gribnoe_tsarstvo.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница). Учить детей вырезать шляпки грибов из бумаги (полоски). Делить полоски на 4 и 2 части. Выполнять работу аккуратно, развивать творчество.
Разыгрался ветер на лесной поляне
Закружил осину в желтом сарафане
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и кружится над колючей елкой
Облетели листья клена, клен от холода дрожит
На дорожках у балкона золотой ковер лежит.
Вед.: Ребята, как вы думаете о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Об осени.
Вед.: Правильно. А какие приметы осени вы знаете?
Дети: Дни стали короче, ночи длиннее, сохнет трава, желтеют и опадают листья, животные готовятся к зиме, перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся и засыпают.
Вед.: Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. Как вы думаете почему?
Дети: Потому что собирают урожай овощей и фруктов.
Вед.: Ребята, сегодня мы с вами будем разговаривать о грибах, какие есть грибы, как растут, что надо для их роста. А чтобы все это узнать нам надо, отправиться в лес. Я приглашаю вас в осенний лес за грибами. Давайте возьмем корзинки и оправимся в лес. Но лес, ребята так далеко, что нам не дойти. Я предлагаю вам поехать туда на автобусе. Занимайте места, автобус отправляется.
Вот и лес. Здравствуй, лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес.
Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в игру под названием «Угадай кто я». Все грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга, и частенько трудно бывает определить, какой же ты гриб нашел. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:
- Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны жителям леса.
- Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их, чтобы не повредить грибницу.
- Не раскапывать палкой грибницу – она может засохнуть.
- Не собирать грибы у проезжей части.
- Собирать только известные грибы
- Не срывать старые и очень маленькие грибы.
Молодцы, вы все правила усвоили.
А вот и первый гриб. Он хочет загадать загадку о себе.
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы. (БОРОВИК)
Верно, ребята это боровик. Его величество боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожий на бочонок. У него мясистая шляпка. А еще его называют белым грибом. Почему?
Дети: Потому что после сушки он не меняет своего цвета, как остальные грибы.
Вед.: Когда я была маленькой, мне было интересно знать почему боровик называют белым. А моя бабушка подвела меня к шкафу и показала две коробочки: в одной были светлые грибы, а в другой совсем черные. Она сказала: «Вот это белые грибы и подберезовики. Белые грибы не боятся ни варки, ни жарки, ни сушки. Они так и остаются белыми. А подберезовики почернели, поэтому в народе их называют чернушками. Все грибы темнеют, кроме белых, поэтому белый гриб называют еще гриб – полковник.
А вот и другой гриб.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту
Зовусь я (ПОДОСИНОВИК)
Вед.: Ребята, а почему его так называют?
Дети: Потому что он растет под осиной.
Вед.: А что вы еще знаете об этом грибе?
Дети: Этот гриб съедобные. У него прямая ножка и ровная круглая шапочка
Подходят к следующему грибу.
Не скрою, не белый я, братцы, попроще
Расту я обычно в березовой роще. (ПОДБЕРЕЗОВИК))
Вед.: Иногда подберезовик путают с подосиновиком. Потому что они между собой похожи и растут рядом. Как же их всё таки различить?
Дети: На изломе подосиновик темнеет, а подберезовик остается светлым.
Дети подходят к семейству опят.
Вед.: А вот сразу несколько грибов, целая семейка.
Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети
На пеньках растем в лесу
Как веснушки на носу. (ОПЯТА)
Вед.: Ребята, а какие бывают опята?
Дети: Осенние и летние.
Вед.: Где они обычно растут?
Дети: На пнях, сваленных деревьях.
Вед.: Дети, вы знаете уже, многие грибы дружат с деревьями: с березой – подберезовик, с осиной – подосиновик. Эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть.
Посмотрите на этот рисунок. Здесь нарисованы дерево и грибы. Вместе с грибами нередко вырывается из земли грибница – длинные тонкие нити. Эти тонкие нити и есть само растение гриб. Вот под деревом вырос гриб. Ему от роду один день. А дереву и грибнице много лет. Они росли вместе, но возможно грибница даже старше и помогла дереву расти. Грибницы часто оплетают кончики корней деревьев и это обоим очень удобно. Дерево дает грибу готовую пищу – выделенный корнями. А гриб снабжает его продуктами размножения веществ, которые содержатся в почве.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут – покажем
Руки сложили назад.
Ребята, при сборе грибов важно уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. Сейчас мы узнаем знаете ли вы ядовитые и съедобные грибы, и если гриб съедобный хлопнуть в ладоши, а если нет, значит не хлопать. Отгадайте какой самый ядовитый гриб в лесу. (Игра «Найди гриб»)
А вот кто-то важный на беленькой ножке.
Он в красной шляпке, на шляпке горошки (МУХОМОР)
Вед.: Почему его называют мухомор?
Дети: От него мухи дохнут.
Вед.: Дети, а лоси им лечатся. Они проглатывают его целиком и потом выздоравливают. А еще какие грибы ядовитые вы знаете?
Дети: Бледная поганка, ложные лисички.
Игра «Съедобный гриб, несъедобный».
Вед.: А вы знаете как определить какие грибы вы нарвали? Во время варки грибов бросьте в кастрюлю очищенную луковицу, и если хоть один ядовитый гриб – луковица посинеет. Ребята, а что можно готовить из грибов и как можно их готовить?
Дети: Варить суп, жарить, сушить, мариновать, солить.
Вед.: Молодцы, все вы знаете теперь о грибах. А теперь давайте соберем в корзинки грибы и отправимся домой.
АППЛИКАЦИЯ.
Ну вот мы и собрали грибов, пора и домой. Ой, ребята, посмотрите, что за дерево растет? Смотрите и грибочки на нем висят, наверное белочка летом заготовила, чтобы зимой было что есть. Давайте и мы подарим белочке по грибочку. Ох, как она обрадуется. Говорите: «До свидания, лес. Спасибо за грибы». Садитесь в автобус. А вот мы и приехали. Понравилось вам путешествовать. Какие грибы мы сегодня видели в лесу?
Дети: Подосиновик, подберезовик, опята, боровик.
Вед.: Как называется домик гриба?
Дети: Грибница.
Вед.: А грибы, которые вы собрали в лесу забирайте домой.
КОНЕЦ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по экологии «Царство животных»
Конспект открытого занятия по экологии «Царство животных» в старшей группе....
Конспект интегрированного занятия "Путешествие в царство диких зверей"
Конспект интегрированного занятия с детьми с ЗПР в подготовительной группе....
конспект занятия "В подводном царстве"
конспект совместной деятельности...
Интегрированное занятие "Путешествие в Царство Теней"
Интегрированное занятие по валеологии для детей подготовительной группы познавательного характера с элементами аппликации и лепки, сказочное путешешествие в Царство злой Феи - Царство Теней....
Конспект занятия по рисованию "Царство трех ветров"
Конспект по рисованию в старшей группе...
Открытое занятие по экологии "Царство животных".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 28 «Мишутка» станицы Незлобной» Материал участника районного этап...
занятие по математике "Царство Математики"
Цель: обобщение и закрепление полученных ранее знаний.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей: счет в пределах 10, представления о числовом ряде, предыдущем и последующем числе, умение о...