Информационно-аналитический материал
материал по теме
Материал включает анализ и результативность моей деятельности за последние 3 года, а также в нем описаны все достижения на разных уровнях (от городского, муниципального до областного...). Материал был подготовлен для участие в конкурсе "Лучший работник дошкольного образования" в номинации "Лучший учитель -логопед" на премию губернатора Иркутской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analit_mat.docx | 76.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-аналитический материал учителя – логопеда Пороховой Э. Г., МКДОУ д/с «Рябинка», г. Тайшета
Освоение коррекционных образовательных программ дошкольного образования (в период с 2010 года по 2013 год)
1. Результаты освоения коррекционных образовательных программ
Структура основной общеобразовательной программы ДОУ включает раздел «Коррекционная работа». Коррекционная работа направлена: на выявление детей с недостатками в развитии (преимущественно речевыми), определение их образовательных потребностей; на осуществление индивидуально-ориентированного обучения детей, на возможность освоения ими программ обучения и их интеграции в образовательном учреждении.
С 2010 года, после закрытия логопедических групп, коррекционная работа ведется мною в режиме логопедического пункта для детей с диагнозом: ФНР (фонетические нарушение речи), ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи) и общее недоразвитие речи (3-4 уровень речевого развития). Преимущество для зачисления на логопедический пункт я отдаю детям старшего дошкольного возраста, чтобы обеспечить подготовку их к школе и предупредить возможные нарушения навыков чтения и письма.
Мною разработана коррекционная программа на основе программ дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи: «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, С.А. Мироновой.
Коррекционную работу с детьми по преодолению фонетико-фонематического недоразвития строю как систему, которая обеспечивает полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приемами исправляю произношение звуков или уточняю их артикуляция. Специальное время отвожу на развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения помогает мне решить две задачи — нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Реализация данных задач обеспечивает интеграцию дошкольников в общеобразовательное дошкольное учреждение.
Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи связываю с процессом нормализации звуковой стороны речи во всех ее аспектах (правильное произношение звуков, орфоэпически правильная речь, дикция, культура речевого общения). А также веду работу по развитию лексического и грамматического строя речи, по развитию связной монологической речи.
Общая цель коррекционно-развивающей программы — освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Работа с детьми с нарушением произношения отдельных звуков строю на основе перспективного планирования формирования 3 групп звуков: свистящих, шипящих, соноров (Р, Л). Дополнительным направлением в содержании коррекционной работы ввожу развитие мелкой моторики и графических навыков, как обязательных элементов готовности ребенка к письму.
Основной формой организации коррекционной работы с детьми являются подгрупповые и индивидуальные занятия. В основу перспективного и календарного планирования коррекционной работы кладу тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что ведет к успешности речевого развития и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы логопеда с воспитателями и другими специалистами, медицинским работником ДОУ.
Цель: устранить речевой дефект, предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевыми нарушениями.
Задачи: Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия). Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. Развитие навыков связной речи. Развитие внимания, памяти, совершенствование словесно-логического мышления. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы по коррекционно-развивающему направлению
Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы ДОУ по коррекционно-развивающему направлению описывают компоненты речи, которые они могут приобрести в результате освоения программы.
1. Речевая коммуникация: ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета.
2. Лексика: у ребенка сформированы обобщающие понятия, он умеет употреблять антонимы, синонимы, подбирать определения (в соответствии с возрастными возможностями).
3.Грамматический строй речи: ребенок верно согласует прилагательные, числительные с существительными; употребляет существительные родительного падежа множественного числа, умеет образовывать прилагательные от существительных, конструировать простые и сложные предложения (в соответствии с возрастными возможностями).
4. Моторика речевого аппарата: ребенок удерживает статические позы и выполняет динамические упражнения по образцу и инструкции (в соответствии с возрастными возможностями).
5. Фонематический слух: ребенок определяет простые и сложные ритмы, использует в речи средства интонационной выразительности, различает на слух близкие по звучанию слова (в соответствии с возрастными возможностями).
6. Слоговая и звуковая структура речи: ребенок правильно произносит звуки родного языка, может повторить слова сложной слоговой структуры.
7.Звуковой анализ и синтез слов: ребенок определяет место и количество звуков в слове, может из звуков составить слово.
8.Связная речь: ребенок самостоятельно пересказывает и составляет рассказ по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов по коррекционно-развивающему направлению.
Основной задачей мониторинга считаю определение степени освоения ребенком образовательной программы по коррекционно-развивающему направлению и уровня речевого развития. В процессе мониторинга выявляю речевые нарушения дошкольников.
Мониторинг детского развития провожу два раза в год (первичный с 1-15 сентября, а итоговый по выпуску ребенка с логопункта). Обследование провожу индивидуально с каждым ребенком. Содержание планируемых результатов изменяю с учетом возрастных и речевых возможностей детей. Оценку результатов развития дошкольников строю на основе показателей речевого развития. Достижения детей оцениваю путем наблюдений, бесед, создания педагогических ситуаций, анализа занятий и ответов детей.
По результатам мониторинга мною определяется уровень речевого развития ребенка. Если ребенок коммуникативен в общении со взрослыми и детьми, правильно оформляет в речи предложения, используя различные грамматические конструкции и богатый словарный запас; развита монологическая и диалогическая речь, правильно произносит все звуки родного языка, владеет звуковым анализом и синтезом в соответствии с возрастными особенностями дошкольника, можно говорить о том, что у ребенка высокий уровень речевого развития.
Средний уровень предполагает, что речь ребенка понятна взрослому, но наблюдается ограниченность словарного запаса, нарушения в звукопроизношении и слоговой структуре, не грубые нарушения грамматического строя или вербальные штампы; ребенок понимает смысл прочитанного взрослым текста, но при пересказе требуется помощь взрослого, она требуется и при фонематическом анализе.
Если речь ребенка мало понятна взрослому, отмечается невозможность построения связного высказывания, даже с помощью взрослого; выражены бедность словарного запаса, обобщающих понятий; встречаются множественные аграмматизмы; не справляется с фонематическим анализом, даже с помощью взрослого, соответственно у ребенка преобладает низкий уровень речевого развития.
Сравнительный анализ выполнения программы по направлению «Речевое развитие», формирования графомоторных навыков.
Год | Звукопроизношение | Фонематич процессы | Лексика | Грамматика | Связная речь | Моторика и графомоторные навыки | ||||||
Нач | кон | нач | кон | нач | кон | нач | кон | нач | кон | нач | кон | |
2010-2011 год Высокий Средний Низкий | 0 чел 16 8 | 18 4 2 | 2 14 8 | 20 3 1 | 6 14 4 | 15 9 0 | 5 16 3 | 12 12 0 | 5 16 3 | 13 10 1 | 2 16 6 | 13 10 1 |
Показатели по уровню | Высокий 75% Средний 16,6% | Высокий 83% Средний 12% | Высокий 63% Средний 37% | Высокий 50% Средний 50% | Высокий 54% Средний 42% | Высокий 54% Средний 42% | ||||||
Общая динамика | 91,6% | 95% | 100% | 100% | 96% | 96% | ||||||
2011-2012 Высокий Средний Низкий | 0 чел 13 10 | 20 2 1 | 8 5 10 | 18 4 1 | 13 6 4 | 20 2 1 | 10 9 4 | 19 3 1 | 10 9 4 | 17 5 1 | 10 10 3 | 19 4 0 |
Показатели по уровню | Высокий 88% Средний 9% | Высокий 78% Средний 18% | Высокий 88% Средний 9% | Высокий 85% Средний 12% | Высокий 75% Средний 21% | Высокий 85% Средний 15% | ||||||
Общая динамика | 97% | 96% | 97% | 97% | 96% | 100% | ||||||
2012-2013 Высокий Средний Низкий | 0 16 8 | 20 3 1 | 10 6 8 | 19 4 1 | 13 10 1 | 18 6 0 | 10 11 3 | 15 8 1 | 9 11 4 | 15 9 0 | 6 13 5 | 15 8 1 |
Показатели по уровню | Высокий 83% Средний 12% | Высокий 79% Средний 16,6 % | Высокий 75% Средний 25% | Высокий 63% Средний 33% | Высокий 63% Средний 37% | Высокий 63% Средний 33% | ||||||
Общая динамика | 95% | 95,6% | 100% | 96% | 100% | 96% |
Считаю, что достигнутые результаты работы по освоению детьми коррекционной образовательной программы, в части развития всех сторон речи, формирования фонематических процессов и графомоторных навыков, являются высокими, так как в среднем достигают показателей по всем направлениям от 95% и более.
2. Результаты работы, направленной на коррекцию речевых недостатков за период с 2010 по 2013 год
Показатели | 2010-2011 год | 2011 - 2012год | 2012-2013 год |
Всего зачислено | 24 | 23 | 24 |
Выпущено с чистой речью | 18 | 17 | 15 |
С улучшениями | 2 (это дети с ОНР) | 3 | 6 |
Формула расчета результатов работы Чист речь +с улуч ____________________ * 100% Общее кол. | (18+2)/24*100%=83% | (17+3)/23*100%= 87% | (15+6)/24*100%=87,5% |
Общая результативность по коррекции звукопроизношения за период с 2010 по 2013 годы составила:
( 83% +87% +87, 5%) /3=86%
Считаю представленные показатели работы и результативность работы по коррекции звукопроизношения высокими, превышающими средние показатели.
Здоровье дошкольников относится к приоритетному направлению государственной политики в области образования»
В нашем дошкольном учреждении осуществляется ряд здоровьесберегающих мероприятий, направленных на выравнивание и сохранение психосоматического и физического развития детей.
Я, как учитель-логопед, организую работу по взаимодействию всех специалистов в обеспечении комплекса педагогического воздействия не только для коррекции речевых нарушений, но и для осуществления процесса здоровьесбережения.
Мною разработана коррекционно-развивающая программа «Ручеек здоровья».
Задачами программы явилось: научить детей связной, грамматически правильной речи; развить навыки речевого общения; формировать фонетическую сторону речи; подготовить детей к обучению в школе; создать благоприятный комфортный климат и рациональный режим для детей с нарушением речи; ознакомить с простыми приемами по сохранению собственного здоровья.
Для реализации коррекционно-развивающей программы я выделила основные направления:
1. Фонетическая гимнастика (содружественные движения языка, кистей и пальцев рук- Биоэнергопластика )
2. Кинезеологические и релаксационные упражнения, психогимнастика
3. Профилактика утомляемости рук, глаз
4. Массаж БАТ и самомассаж
5. Профилактика заболеваемости
6. Развитие пальчиковой моторики
психогимнастика
Этюд «Слон спит» -- на расслабление мышц плечевого пояса и снятия усталости
Для осуществления работы по всем здоровьесберегающим направления мною были разработаны и изготовлены дидактические материалы и пособия.
- Изготовлена дидактическая игрушка «Лягушка – квакуш с подвижным языком для проведения артикуляционных упражнений, оформлены альбомы артикуляционной гимнастики для формирования правильных произносительных навыков (на разные группы звуков), фотографии детей с показом выполнения упражнений для языка, профили звуков;
тренажеры, направленные на снятие усталости с глаз и профилактику нарушений зрения
- изготовлено объемное пособие «Дерево с птицами» (смотреть на фото) - для профилактики усталости глаз, для работы глазодвигательных мышц и ориентировке на плоскости
- тренажеры Ковалева
«Солнышко» - использую 2 темные рукавички, в центре ладошек на каждой расположены желтые диски, это солнышко. Детям предлагаю, молча следить за движением солнышка, сначала работаю одной рукой, отвожу ее в сторону, затем двигаю другой рукой. «Солнышко поднялось на небе высоко-высоко…. Солнышко закатилось за гору спать…» и.т.д.
«Флажки» - на подставке 4 флажка, синего, красного, желтого и зеленого цвета
Перед выполнением заданий на письмо и печатание, перед сменой вида деятельности, беру флажок определенного цвета и предлагаю детям следить за тем, что я сейчас буду рисовать флажком в воздухе.
Синий флажок, например, перед выполнением логических заданий для активизации умственной деятельности
3) «Цветной экран» - элемент цветотерапии.
Помещаю в экран необходимый цвет в какой – либо конкретной ситуации. Например, перед логопедическим обследованием помещаю в экран яркий желтый цвет, в течение 5 мин ребенок выполняет неречевое задание и фиксирует этот цвет перед собой, это снимает возбуждение и чувство страха.
4) Оформила альбомы с комплексами психогимнастик, расслабляющих упражнений, кинезеологических упражнений по 4 блокам. Упражнения каждого блока имеют свою определенную направленность: например, на улучшение мыслительной деятельности и концентрацию внимания; на синхронизацию работы полушарий…
5) В кабинете имеется подборка звукового материала для проведения физпаузы под музыку. Музыка Моцарта хороша для компенсации дефицита внимания у детей («Маленькая колыбельная», концерт для фортепиано №21, сонаты)
6) Изготовила много раздаточного дидактического материала для развития мелкой, пальчиковой моторики:
- имеются наборы круп для выкладывания детьми букв, фигур;
- «шнуровки», «трафареты», «разноцветные прищепки» - для создания картинок (солнышко – прищепнуть лучики (желтые прищепки), травка – прищепнуть травинки и.т.д)
- разнообразие разрезных картинок по разным лексическим темам, разные по уровню сложности (от 2, 3 до 12 частей) с сопровождающим материалом в виде загадок)
- пуговицы и леска, проволока— вьем спиральки, нанизываем пуговицы на леску;
- «Узнай на ощупь» - наборы букв из разного материала (из наждачной бумаги, из круп)
Я, как и любой педагог, реализую те образовательные программы, которые утверждены Министерством образования и науки РФ, входят в соответствующий перечень программно-методического оснащения дошкольных учреждений.
В основе работы лежат основные программы, рекомендованные для детей с определенным речевым нарушением, а также авторские программы, прошедшие экспертизу и одобренные Минобразованием, в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Так как, наше дошкольное учреждение имеет свою программу обучения и воспитания, в основе которой лежит тематический цикличный принцип, то я на своих занятиях использую такой речевой материал, который также помогает активизировать словарь по теме изучения, дополняет занятия в группе.
А также использую наиболее результативные методы и приемы по разным направлениям: в частности-
Использование знаковой символики, опорных таблиц для развития памяти, связной речи
В основе работы по данному направлению лежат рекомендации Ткаченко Т.А. по работе с опорными таблицами, Большевой Т.В. – «Мнемотехника» и др.
Мною разработаны опорные таблицы по основным лексическим темам для обучения составлению описательным рассказам;
- схемы для обучения рассказываю о портрете и пейзажной картине; имеется много картин с последовательными предметными картинками для пересказа;
наборы серий сюжетных картин от простого сюжета к сложному;
- мнемодорожки с набором опорных карточек для описания животного по выбору и желанию ребенка;
- для заучивания стихов с детьми использую «метод иллюстрирования», для этого оформила 2 альбома с карточками и схемами стихов
Использование разнообразного нетрадиционного материала для развития мелкой моторики и графомоторных навыков
Пуговицы и прищепки, проволка и леска; буквы из гороха и наждачной бумаги;
Разные виды сыпучих круп, пластилин и др.
Я не останавливаюсь на достигнутом, постоянно нахожусь в поиске новых, наиболее эффективных методов обучения и коррекции.
С 2008 года я активно работала над темой самообразования «Развитие фонематических функций и звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста».
Так как в последнее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями звукопроизношения не только отдельных звуков, а ряда звуковых групп. Дети не только смешивают звуки в речи в момент артикуляции, но и проявляют неумение слуховой дифференциации звуков. Анализируя данную проблему, я озадачилась поиском новых форм, интересных методов и приемов, направленных на формирование фонематических представлений у дошкольников, потому что именно этот период является особенно важным и благоприятным для формирования фонематического слуха, который лежит в основе успешного обучения ребенка в школе, освоения им навыков чтения и письма.
Изучение проблемы вылилось в создание адаптационной педагогической разработки «Игровой звукоград», которая представлена в форме методических рекомендаций.
В течение 2009-2010 года данная разработка апробировалась в логопедических группах с детьми старшего дошкольного возраста. Результаты итоговой диагностики показали, что применение «Игрового звукограда» дало высокие показатели сформированности фонематических представлений у выпускников логопедических групп. 48% детей в первый год обучения дали высокий уровень сформированности звукового анализа, к концу 2го года обучения уже 70% детей имели высокие показатели и 30 % средний уровень.
С опытом работы по формированию фонематических функций я выступила на районном мастер – классе в августе 2010 года, получила диплом 1 степени.
Была опубликована статья «Современные подходы к развитию фонематического восприятия и формированию навыков звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста» в сборнике «Современные подходы к организации помощи людям с ОВЗ» . г. Иркутск, 2010 г.
8 июня 2011 года приказом №381 Управления образования администрации Тайшетского района на основании решения муниципального экспертного совета (МЭС) были утверждены методические рекомендации: «Игровой звукоград»
Уровень профессионализма зависит от саморазвития педагога, систематического повышения квалификации, активной творческой деятельности. Поэтому я регулярно повышаю свои теоретические и практические знания, не только в рамках своей должности, но и за ее пределами.
1. Мною были пройдены курсы повышения квалификации:
- 2010 г, ОГАОУ ДПО ИРО, курсы «Современные информационно-коммуникативные технологии в деятельности работников образования», 72 ч;
- 2010 г, ОГАОУ ДПО ИПКРО, курсы «Современные подходы к диагностике и коррекции речевых нарушений», 72 ч;
- 2010 г, ГОУ ВПО «ВСГАО», сертификат участника международного научно-практического семинара «Современные подходы к организации помощи людям с ОВЗ», 36 ауд.ч.
2 В 2012 г, прошла профессиональную переподготовку в ОГАОУ ДПО ИРО по программе «Управление персоналом», 720 ч.
3. 1 декабря 2011 года после прохождения аттестации была присвоена высшая квалификационная категория по должности учителя-логопеда (распоряжение от 6.12. 2011, № 1256)
4. По совместительству я работаю учителем-логопедом в МКОУ «СОШ № 85» г. Тайшета с 2011 года.
С 2012 учебного года являюсь членом экспертной группы для проведения процедур аттестации педагогических работников, в базе данных числюсь как учитель-логопед МКОУ «СОШ № 85», в приказах на проведение процедуры аттестации числюсь как учитель-логопед МКОУ «СОШ № 85
В течение учебного года дважды приняла участие в аттестации педагогов Нижнеудинского и Чунского района по модели «Аттестационная сессия» в МКОУ СОШ № 20 г. Тайшета.
5. Была привлечена в качестве эксперта для прохождения процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию учителя – логопеда Чистохиной И.В. д/с № 206, ОАО РЖД.
6. Прошла подготовку по экспертной деятельности на семинаре «Организационно-методическое сопровождение аттестации педагогических работников» в 2012 г.
7. С 2008 года являюсь руководителем Методического объединения учителей-логопедов Тайшетского района.
Штат учителей – логопедов в районе и городе насчитывает 12 человек. Заседания провожу 3 -4 раза в год согласно плану Управления образования, в каникулярное время. Предоставляю годовой план работы, протоколы заседаний и выступления логопедов, организую отчеты учителей – логопедов о проделанной работе за год и составляю общий отчет за год о работе Методического объединения.
8. Являюсь постоянным членом Муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МБДОУ
Работая в должности старшего воспитателя, мне часто приходится составлять информационные справки о своем учреждении, которые затем сопровождают различные плановые документы стратегического и тактическ...
Анализ информационно-аналитической деятельности с педагогическими кадрами МДОУ Детский сад «Чебурашка»
В данной презентации дан анализ информационно- аналитической деятельности с педагогическими кадрами, информация систематизирована в пять блоков (уровень профессионального мастерства педагогов; н...
заполнил оценочный лист -напиши информационно-аналитическую справку!!!!
Информационно–аналитическая справка Быковой Марины Ивановны воспитателя МБДОУ детский сад №57 города Белово 1 квалификационной категории ...
Информационно-аналитическая справка о выполнении Годового плана работы МБДОУ"Детский сад "Тополек" за 2012-2013 учебный год
Анализ выполнения годовых задач за 2012 - 2013 уч.год...
Информационно-аналитический материал
Данный материал был подготовлен на муниципальный этап конкурса "Лучшее образовательное учреждение"...
Информационно-аналитический отчет о работе учителя-логопеда
В данном документе представлен информационно-аналитический отчет учителя-логпеда Кривошеевой Людмилы Павловны....
" Информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в старшей группе №4".
Информационно-аналитические. Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. «Почтовый ящик», анкетирование. Тетрадь отзывов.Наглядн...