Целевые прогулки "Своя земля и в горсти мила. "
проект (старшая группа) по теме

Создавать условия для расширения представлений детей об окружаю­щем мире.
Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение срав­нивать и группировать предметы по этим признакам. Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного ма­териала. Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и мате­риалом предметов.
Расширять знания детей об общественном транспорте.
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
Формировать первичные представления о школе.
Продолжать знакомство с культурными явлениями, их атрибутами, людьми, работающими в них, пра­вилами поведения.
Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в го­роде и в сельской местности. Расширять представ­ления о профессиях.
Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования. Формировать элементарные представления о  видах чело­веческого труда и быта.
Ознакомление с природой. Расширять представления детей о природе. Знакомить с домашними животными.
Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбро­сить; ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, ба­бочка, жук, божья коровка).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их на­званиях. Учить узнавать и называть виды деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня. Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). Развивать умение детей замечать изменения в природе. Рассказывать детям об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень. Осенью, как говорили в народе "семь погод на дворе", и дождь, и солнце, и мокрый снег. Самое красивое и дождливое время года, деревья накидывают позолоту, ветер срывает желтенькие листья, а прежде на дворе стоит бабье лето.
Развивать умение детей замечать и называть изменения в при­роде: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, ) птицы улетают на юг. Формировать умение устанавливать простейшие свя­зи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли : абочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Побуждать детей принимать участие в сборе семян растений.
Зима.   Зима долгое холодное время года, что ни день, то метель и вьюга, а то вдруг выглянет солнце, наполнив небо яркими прозрачными лучами, от чего мороз еще крепчает. А под вечер вновь может пойти снег, превратив ночь в зимнюю сказку.
Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы.
Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.
Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.
Привлекать к участию в зимних забавах: катании с горки на санках, ходьбе на лыжах, лепке поделок из снега.
Весна. Весной тает снег и весело бегут ручьи, солнышко пригревает с каждым днем сильнее, прилетают птицы, появляется первая травка, листочки на деревьях и распускаются цветы.
Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, поя­вилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные рас­тения.
Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.
Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Лето самая трудовая пора, народ в поле работал с раннего утра и до самого захода солнца. "Что посеешь, то и пожнешь" - говорил народ и трудился днями напролет, а по погоде на урожай смотрели.
Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselevye_progulki_1ch.docx78.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Программные задачи

Дополнительный материал

«Здравствуй, лето, осень,  зима, весна».

(Целевая прогулка, наблюдение за живой и неживой природой)

- Продолжать воспитывать любовь к живой и неживой природе.

- Продолжать воспитывать любознательность и интерес к окружающей природе.

- Закрепить название сезонов, и характерные черты.

- Обратить внимание на особенности данного сезона.

- Обогащать словарь детей и познавательную деятельность в процессе общения с природой.

-Воспитывать умение замечать красоту природы.

 

- Учить устанавливать связи живой и неживой природы.

- Наблюдение за березкой в разное время года.

(Отметить в календаре природы, чтобы проследить изменения, можно сфотографировать дерево и детей под деревом) 

Березка

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

И. Семенова

Какая она - весна?

Весна - радостная, веселящая солнечными лучами и звонкая журчащими ручьями. Весна душистая запахами и цветением, шумная и озорная, а еще весна прекрасная, потому что все вокруг цветет, распускается и птицы вьют гнезда.

Какое оно - лето?

Лето - дружелюбное, согревающее жарким солнцем и освежающее теплыми дождями. Лето полно зелени, цветов и растений, когда в поле роятся насекомые, животные заняты своими делами и поют птицы, а ещё лето доброе.

Какая она - осень?

Осень - грустная и задумчивая, плаксивая моросящими дождями и красивая разноцветными листьями. Осенью деревья роняют листья, застилая дорожки, лавочки и газоны красочным ковром листопада, а ещё осень нежная и красивая.

Какая она - зима?

Зима - спящая красавица, околдованная морозами и украшенная росписью морозных узоров на окне. Зима самое тихое и спокойное время года, но и самое суровое и не простое для зимующих животных, а ещё зима волшебная.

Осень

Теплые дни хоровод завершают,

Желто-багряные листья летают,

Травы поникли, готовятся спать,

Белым покровом себя накрывать,

Чудо природы свой цикл продолжает,

Ласку лучей дождик тихо сменяет,

Капли по лужам лениво играют,

Снежную зиму они зазывают.

Лето

Красочное лето в гости вновь стучится,

От тепла и света все вокруг искрится!

Трав душистых свежесть, аромат цветов.

И круженье пышных, радостных садов

Речка голубая дышит нежной сказкой,

Птички песни дарят и дурманят лаской.

Голосов раздольных, сердцу дорогих,

От мотивов вольных шум села затих.

Зима

Белую краску кто щедро разлил?

Кто же так тщательно все побелил?

Разрисовал своим дивным узором

Стекла? Потом загулял по просторам

И засыпает серебряным цветом

Город и села, и над белым светом

Громко хохочет и вьюгой гудит,

Ветром заснеженным в небо летит?

- Дедушка славный, игривый МОРОЗ

Красною краской раскрасил мне нос!

Весна

Пробудившись ото сна,

Кистью мягкою весна

На ветвях рисует почки

На полях — грачей цепочки,

Над ожившею листвой –

Первый росчерк грозовой,

А в тени прозрачной сада –

Куст сирени у ограды.

Тема

Программные задачи

Дополнительный материал

Целевая прогулка к лесной чаще

(Как лес меняется в зависимости от времени года, отмечать в календаре)

Наряду с временами года, временем суток, дети должны знать часто встречающиеся природные явления, такие как солнце, дождь, гроза, радуга, ветер, листопад и другие явления погоды с которыми мы встречаемся каждый день на улице.

- Формировать интерес к природе родного поселка.

-Формировать представления о признаках природных явлений.

- Продолжать учить устанавливать связь между приметами и явлениями природы.

- Формировать представления о

целостности и единстве природы.

- Продолжать прививать любовь и заботливое отношение к природе.

- Формировать эстетический вкус и творческое мышление.

- Формировать умение видеть в природе особенности и разнообразие, красоту и опасности.

-Продолжать учить, составлять описательный рассказ, связно и красноречиво.

- Прививать чувство ответственности за окружающую среду.

 

Хорошо солнышко: летом печет, а зимой — не греет.

Мир, что огород: в нем все растет.

Молоденький умок, что весенний ледок.

Красное солнышко на белом свете черную землю греет.

Зимой снега не выпросишь.

С горы вскачь, а в гору — хоть плачь.

Такое прозванье, что с морозу не выговоришь.

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый -

Кружевной и синий-синий!

 (Небо)

Ездят небом друг за другом

Брат с сестрою круг за кругом.

Он - на солнышке-коняшке,

У неё - луна в упряжке.

Он - весь день, она - всю ночь,

Как проедут - сутки прочь.

(День и ночь)

Солнце

Солнышко - это яркая звезда, оно появляется каждый день с утра во время рассвета, а исчезает вечером после заката…

Луна

Луна – это спутник земли, такая же круглая, как наша планета, только намного меньше размером…

Облака

Днем на небе вместе с солнцем хорошо видны облака. Это белые в виде пара формочки…

Дождь

Дождь поливает из облаков, когда они темнеют и становятся темными, тяжелыми…

Гроза

Во время сильного дождя случается, что сверкнет молния и после прогрохочет гром. Такое явление природы называют грозой…

Град

Иногда, во время грозы вместе с каплями дождя с неба сыплется град. Град это маленькие льдинки, холодные капельки дождя, которые не успели растаять…

Радуга

После сильного дождя или грозы иногда можно наблюдать такое необычное явление природы, как радуга…

Ветер

Ветер может быть легким и теплым, а может быть сильным и холодным…

Листопад

Осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают листья…

Лед

Поздно осенью, когда на улице становится холодно и температура падает ниже нуля градусов, вода в лужах замерзает и образуется ледок…

Снег

Зимой настолько становится холодно, что вода замерзает и превращается в лед, а в небе дождевые капли превращаются в снежинки и в виде белых хлопьев падают на землю…

Тема

Программные задачи

Дополнительный материал

«Путешествие в

подводное царство»

(целевая прогулка к озеру)

- Наблюдение за водоемом, закрепить название, отметить и закрепить значимость озера для поселка и края, для людей, животных и озерных обитателей.

- Подвести детей к пониманию

взаимосвязей в природе.

(Каждое животное обитает в определённых условиях, среде, если исчезнет его место обитания, исчезнет и само животное.)

- Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе, у воды. (Отдых на озере.)

Стоит по горло в воде, а пить просит.

Не зная броду, не суйся в воду.

Под лежачий камень вода не потечет.

В решете воду носить.

Живою может быть и мёртвой,

И жидкою, и очень твёрдой...

Таиться может в небесах

И в глубине земли скрываться,

И испаряться на глазах,

И тут же снова появляться!

(Вода)

Глядятся в него

Молодые рябинки.

Цветные свои

Примеряют косынки.

Глядятся в него

Молодые берёзки,

Свои перед ним

Поправляют причёски.

И месяц и звёзды -

Всё в нём отражается.

Как зеркало это

У нас называется?

(Озеро)

Мы купались, загорали,

Жгли костёр,

В футбол играли.

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели...

Отдохнули и ушли.

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки -

- Словом, мусора гора!

(Правильно ли, поступили герои стихотворения? Почему? Как нужно себя вести возле озера.).

С хвостом» а не зверь,

С перьями, а не птица.

(Рыба)

Пальчиковая гимнастика «Рыбка».

Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть.

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула,

(Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут».)

Тема

Программные задачи

Дополнительный материал

«Bсe работы хороши».

(Целевые прогулки по территории детского сада, в магазин, к школе и т.д.)

-Уточнять и расширять представление детей о профессиях.

-Закреплять обобщающие понятия “Профессии”, “профессиональные инструменты”.

-Ближе познакомить детей с несколькими видами профессий.

-Выявить комфортно ли детям в детском саду.

-Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

-Развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения.

-Формировать представление о значение трудовой деятельности в жизни человека.

-Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, воспитывать трудолюбие у детей.

-Закрепить знания о профессиях своих родителей.

- Наблюдать за работой няни, дворника, воспитателя на соседнем участке.

- Наблюдение за работой  продавца в магазине, учителя физкультуры на спортивном участке, строителей, водителя.

«Мамины профессии»

Тёплые вещи быстро и тихо

Шьёт для детишек мама-портниха.

Зубки больные без всяких уколов

Вылечит мама – врач-стоматолог.

В детском саду очень много занятий.

Мама там няня и воспитатель.

В школе не меньше занятий. Смотрите:

Ставит оценки мама-учитель.

Из корешочка растить не устанет

Чудо-растение мама-ботаник.

Пишет в газеты статьи и записки

Мама-писатель и журналистка.

Вкусной колбаски достала с витрин.

Мама, она – продавец магазина.

Плюшки и булочки кушать спешите!

Их испекла нам мама-кондитер.

Из самолёта прыгает с риском

Смелая мама-парашютистка.

(Настя Доброта)

«Папины профессии»

Дрожит мостовая и воет мотор –

Это к нам едет папа-шофёр.

По синему небу летит самолёт.

Им управляет папа-пилот.

Дружно шагает с военными в ряд

В серой шинели папа-солдат.

Кто в многоборье у нас рекордсмен?

Мы отвечаем: «Папа-спортсмен!»

Уголь рубить не устал в недрах гор

Чёрный от сажи папа-шахтёр.

Искры летят, из котла валит пар –

То варит сталь наш отец-сталевар.

Вылечит тысячи сломанных рук

В детской больнице папа-хирург.

Кран установит, прочистит засор

Папа-сантехник, или монтёр.

Кто выступает на сцене на бис?

Это известный папа-артист.

«В мире ненужной профессии нет!» –

Учит нас с детства папа-поэт.

(Настя Доброта)

«Кем я буду»

Хочу я стать врачом. Зубным.

И улыбаться всем больным.

- Не дёргайся, голубчик,

Вот твой молочный зубчик!

И продавцом хочу я быть.

Но за прилавком – не грубить.

- Пройдите, бабушка, вперёд,

А этот мальчик подождёт.

Быть парикмахером хочу:

Девчонкам косы отхвачу

И сделаю им стрижку

Под плюшевого мишку!

Ещё хочу собакой стать,

Чтоб забраться под кровать,

И шлёпанцы искать впотьмах,

И папе приносить в зубах!

Тема

Программные задачи

Дополнительный материал

Целевая прогулка к почте, телеграфу.

ормировать у детей представления о значимости труда почтальона.

-Воспитывать познавательный интерес к труду взрослых.

- Наблюдение за работой сотрудников почты, телеграфа.

- Рассмотреть рабочее место, особенности, отличительные характеристики и черты интерьера.

- Обратить внимание на вспомогательные инструменты.

- Продолжать учить детей рассказывать  о своих наблюдениях.

- Расширять словарь, терминами, связанными с дан. видом труда – «Телеграф», «Телефон - коммутатор», «Телеграмма» и т.д.

Он принес нам телеграмму:

Приезжаю, Ждите, Мама.

Деду пенсию принес,

Хоть совсем не Дед Мороз

На ногах с рассвета он

Кто же это?(почтальон)

Пальчиковая игра

«Почтальон»

Что принес нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он.

Перевод, журнал, газеты.

В бандероли 2 кассеты.

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

(загибаем пальчики) 

То не град, то не гром-кровельщик на крыше.

Бьёт он громко молотком - вся округа слышит.

(стучим кулачком о кулачок)

Он железом кроет дом, чтобы сухо было в нём.

(показать крышу руками)

Почтовый ящик.

Я синего цвета, вишу на стене.

И много приветов хранится во мне.

На стене на видном месте

Собирает вести вместе,

А потом его жильцы полетят во все концы.

Он висит на видном месте,

Круглый год глотает вести.

Газета.

Висит немая, бранит лентяя.

У неё ряд в ряд буквы к буквам стоят.

Грамотным без робости

Рассказывают новости.

С подругами и сестрами она приходит к нам,

Рассказы, вести новые приносит по утрам.

Лист бумаги по утрам на квартиру носят нам.

На одном таком листе много разных новостей.

Письмо

Голубочка бела

В дом прилетела.

Что где видала,

Про всё рассказала.

Конверт

Сложу, вложу, За море пущу. А там заговорит.

Сбоку - марка и картинка. В круглых штампах грудь и спинка.

Маленькое очень. Быстрое, как птица
Если захочешь -за море умчится.

Заклеили клеем прочно. И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею: получу и вмиг расклею.

Тема

Программные задачи

Дополнительный материал

«Посёлок, в котором я

живу»

-Формировать у детей представления о родном посёлке, о некоторых, значимо важных для людей объектов (Дворец культуры, почта, школы, дом ребёнка, магазины и т.д.)

онести до сознания детей, что всё, что нас окружает, создано человеком, его умом и трудом.

Воспитывать любовь к родному посёлку, уважение к его жителям.

-Побуждать детей наблюдать и самостоятельно рассказывать о значении того или иного здания.

-Воспитывать желание заботиться о природе своего поселка.

-Поселок – Малая Родина!

-Закрепить название поселка, улиц, где живут дети, находится детский сад.

-Определить с детьми особенности поселка, его достоинства.

-Рассказать детям о людях, которые своим творчеством прославили наш поселок.

-Познакомить с местными поэтами и художниками, их творчеством (организовать встречу – беседу,).

«Солнечнодольск»

Солнце светит здесь всегда,

Дождь идет лишь иногда.

Озеро светится чистой водой,

Плавают рыбки, слышен прибой.

Где-то виднеется берег другой,

Видно поселок и дом мой родной.

На возвышении – Память войны,

Внизу у подножья алеют цветы.

Всегда на бульваре горят фонари,

А ночью на ГРЭС сверкают огни.

Они, отражаясь в озерной воде,

Словно как звезды заснули на дне.

Камилла Лазовая

Что мы Родиной зовём?

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

В. Степанов

О поселке Солнечнодольске

Солнечнодо́льск — посёлок городского типа в Изобильненском районе Ставропольского края России.

Население 12540 жителей (по данным 2009 года), 45-ти национальностей. В этническом составе преобладают русские 94%, украинцы 2,7%, белорусы 0,6%, армяне — 0,3%, азербайджанцы — 0,3% и другие — 0,3%.

Расположен в 16 км от железнодорожной станции Передовая (на линии Кавказская — Элиста), на западном берегу Новотроицкого водохранилища, в 28 километрах от районного центра — города Изобильного Ставропольского края. 
История

В 1971 году, на берегу Новотроицкого водохранилища началось строительство крупнейшей на Северном Кавказе Ставропольской ГРЭС. Параллельно началось и строительство жилого поселка — Солнечнодольск.

В марте 1973 года был сдан первый жилой дом, в 1974 заселено 12 многоэтажек. Сегодня, жилищный фонд поселка составляет 55 многоэтажных жилых домов, 155 частных домовладений сданы в эксплуатацию и 945 находятся в стадии строительства. В январе 1974 года сдана в эксплуатацию средняя школа № 16 проектной мощностью 1176 мест. 01 июля 1974 года введен в эксплуатацию детский сад № 23 «Чебурашка» на 220 мест. В 1978 году закончено строительство детского сада «Буратино на 220 мест, в 1977 году открыт детский сад № 36 «Светлячок». 01 августа 1974 г. художественная школа сделала первый набор учеников, 30.10.1977 года основана Солнечнодольская районная больница на 200 коек с поликлиникой на 500 посещений в сутки. 26 апреля 1980 года сдан в эксплуатацию санаторий-профилакторий «Чайка» на 100 мест. В этом же году, 9 августа, открыт детский сад №41 «Колокольчик». 01 сентября 1982 года открыта средняя школа №17. В 1986 году сдан в эксплуатацию Дворец Культуры «Современник». В 1987 году на берегу Новотроицкого водохранилища сооружен мемориал «Жертвам фашизма». В 1997 году введен в эксплуатацию спортивный комплекс, который включает стадион, футбольное поле, беговые дорожки, площадки для тениса, волейбола, баскетбола (МУ "СПОРТКОМПЛЕКС"). В 2002 году сдана в эксплуатацию русская православная церковь "ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ" на 480 прихожан. В 2006 году на базе детского сада «Буратино», в соответствии с Распоряжением Правительства Ставропольского края от 27.05.2005 №155РП «Об открытии детского дома смешанного вида «Солнышко-4», был организован детский дом «Солнышко» на 60 мест, в котором в настоящее время живут и воспитываются 60 детей. На территории поселка Солнечнодольск работают музыкальная и художественная школы, на базе муниципальных учреждений «Центр культуры и досуга» и «Спорткомплекс» функционитруют 8 спортивных секций и 32 кружка по интересам, в которых занято много детей.

В поселке Солнечнодольск проживают такие знаменитые люди как: - заслуженный мастер спорта России, олимпийский чемпион Андрей Иванович Чемеркин;- заслуженный тренер России Владимир Никитович Книга;- мастер спорта международного класса, чемпион России и мира 2008 года по тяжелой атлетике Павленко Андрей Владимирович. 

Символика

Герб

Гер муниципального образования представляет собой щит, на червленом поле которого над серебряной выгнутой окраиной изображено золотое солнце.

Флаг — полотнище красного цвета с белой полосой по нижнему краю 1/4 ширины флага. В почётной части полотнища изображение главной гербовой фигуры — золотое солнце.

Флаг посёлка разработан И. Л. Проститовым и утверждён решением Солнечнодольского поселкового Совета депутатов 15 ярваня 2004 года. Флаг внесён в Государственный геральдический регистр под № 2515.

- филиал ОАО "ОГК-2"-Ставропольская ГРЭС (Ставропольск4ая ГРЭС), (установленная мощность — 2400 МВт),На водозаборном водохранилище ГРЭС действует малая Новотроицкая ГЭС годовой выработкой около 15 млн кВт·ч.;

- ОАО "Завод ВОЛНА", выпускающее комплектующие для автомобильной промышленности;

- ООО "Энергоремстрой", производящее ремонт электрооборудования;

Сайт поселка Солнечнодольск в портале Изобильненской районной администрации http://sol.izobadmin.ru/

Сайт Солнечнодольска «Мой Солнечнодольск» http://www.sunnydolsk.ru/news.php

Солнечнодольск — статья из Большой советской энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/

- ОАО "Солнечный" (теплично-овощной комплекс). 
Информация взята с сайта Википея-свободная энциклопедия 
http://ru.wikipedia.org/wiki/

Загадки о профессиях

Вор, разбойник и карманник,

Берегитесь! Я - ...(Охранник.)

Защищать в суде всех рад

Наш умелый ...(Адвокат.)

Договора каждый лист

Проверяет вам ...(Юрист.)

Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт ...(Банкир.)

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведёт ...(Бизнесмен.)

Расчёт зарплаты - знать пора -

Проводят в срок ...(Бухгалтера.)

От вирусов злобных компьютер наш чист:

Программы и файлы спас ...(Программист.)

Сочинять законы рад

В Думе нашей ...(Депутат.)

Решать проблемы чётко, быстро

Должны в правительстве ...(Министры.)

Справедливей всех, друзья,

Споры все решит ...(Судья.)

Строгий вид, суровый взор,

Страж закона - ...(Прокурор.)

Высока, стройна, как ель,

В платье модном топ-...(Модель.)

Вот вам чертёж, где каждый размер

Новой детали дал ...(Инженер.)

Мне мигает светофор,

Знает он, что я ...(Шофёр.)

Все моря и океан

Покорил наш ...(Капитан.)

Замирает в страхе зритель -

В клетке с тигром ...(Укротитель.)

Дупло и берлогу, дом лисий и птичий

Всегда охраняет надёжно ...(Лесничий.)

Зарю поёт селу петух -

Коров на луг ведёт ...(Пастух.)

Пастух в Америке любой

Называется ...(Ковбой.)

У станка он дни и ночи,

Всё умеет, он - ...(Рабочий.)

Печь гудит, как самовар,

Сталь в ней варит ...(Сталевар.)

Пламя пышет жаром, льётся пот с лица,

Звонко бьёт по стали молот ...(Кузнеца.)

На посту и в дождь и в град,

В бой за нас пойдёт ...(Солдат.)

Для солдат своих пример -

Бравый, храбрый ...(Офицер.)

До работы он охотник,

День-деньской с рубанком ...(Плотник.)

Не решит больной задач,

Всех больных полечит ...(Врач.)

Мне поставила вчера

Пять уколов ...(Медсестра.)

Бормашины слышен свист -

Зубы лечит всем ...(Дантист.)

У слона иль мышки жар -

Их спасёт ...(Ветеринар.)

Слёзо-носо-вытиратель

В группе вашей - ...(Воспитатель.) 

Лоботрясов укротитель,

В школе учит нас ...(Учитель.)

Наших душ, ума строитель -

Мудрый школьный наш ...(Учитель.)

С белым мелом и с указкой он проводит нам урок!

Так рассказывает классно наш любимый ...(Педагог.)

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт ...(Кассир.)

Погружался сотни раз

В глубь морскую ...(Водолаз.)

Плащ алеет, словно мак, -

На арену вышел ...(Маг.)

Письма в дом приносит он,

Долгожданный ...(Почтальон.)

С сумкой тяжёлой обходит район,

Письма нам в ящик кладёт ...(Почтальон.)

В небе синем самолёт,

Управляет им ...(Пилот.)

Как воздушная принцесса,

В форме лётной ...(Стюардесса.)

Вот уж мал костюмчик мой,

Новый мне сошьёт ...(Портной.)

У меня одеться рад

И артист, и депутат.

Ловко шью своей иглой -

Ведь недаром я ...(Портной.)

Шьёт прекрасно, порет лихо

Рукодельница - ...(Портниха.)

Лесов строительных он житель,

Возводит нам дома ...(Строитель.)

Знает каждый в доме житель -

Этот дом возвёл ...(Строитель.)

Поезд длинный голосист,

Дал сигнал нам ...(Машинист.)

Тепловозы я вожу,

Пассажирам я служу.

Я не токарь, не горнист,

Я весёлый ...(Машинист.)

Под оркестр поёт наш хор,

Впереди нас - ...(Дирижёр.)

Струны гитары, терпенье, талант

Плюс вдохновенье равно ...(Музыкант.)

Сон и отдых позабыты:

Песню пишет ...(Композитор.)

Пел с душою, молодец!

Будешь знатный ты ...(Певец.)

Он красив и голосист,

Хора нашего ...(Солист.)

Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену впорхнула, она - ...(Балерина.)

Царь сегодня, завтра - вор,

Роли все сыграл ...(Актёр.)

Ведёт с актёром жаркий спор

На сцене театра ...(Режиссёр.)

Что побоится сделать актёр,

Выполнит смело в кино ...(Каскадёр.)

Вдохновения заложник,

У мольберта наш ...(Художник.)

Натянутый холст, краски, треножник -

Пишет с натуры картину ...(Художник.)

С книгой кто в руке - читатель,

Книги пишет кто - ...(Писатель.)

Детских песенок куплеты

Сочиняют нам ...(Поэты.)

Почерком быстрым исписан весь лист -

Очерк в газету строчит ...(Журналист.)

Послезавтра, в понедельник,

Смелет всё зерно нам ...(Мельник.)

«Лапы вверх! Постой, негодник!» -

В волка выстрелил ...(Охотник.)

Знает точно детвора:

Кормят вкусно ...(Повара.)

Груши, яблони, крыжовник

Посадил весной ...(Садовник.)

Путь его тяжёл и долог,

Ищет залежи ...(Геолог.)

Весь наукой увлечённый,

Ставит опыты ...(Учёный.)

Сыграны игры все без замен,

И чемпионом стал наш ...(Спортсмен.)

По воротам ты ударь -

Не пропустит мяч ...(Вратарь.)

На полных трибунах крики и свист -

Мчится к воротам с мячом ...(Футболист.)

Крепок он и мускулист,

Вес рекордный взял ...(Штангист.)

Выступает в цирке брат,

Он  воздушный ...(Акробат.)

На гвоздях, поджавши ноги,

Восседают только ...(Йоги.)

За спиной километров уж триста

У идущего к морю  ...(Туриста.)

В чужую страну засылается он,

Все ваши секреты узнает ...(Шпион.)

Лезет в сад через забор

Тёмной ночью хитрый ...(Вор.)

За звёздным движеньем

На небе ночном,

Прильнув к телескопу,

Следит ...(Астроном.)

Он рассказывает внятно,

Он экскурсии ведёт.

Нам становится понятно

То, что он - ...(Экскурсовод.)

Безбилетник не проник:

Ведь в вагоне ...(Проводник.)

Я грузы кранами вожу,

В высокой будке я сижу.

Я не привык ходить пешком,

Меня зовут...(Крановщиком.)

Тот помощник, между прочим,

Боссу нужен очень-очень.

Звался писарем он встарь,

А сегодня - …(Секретарь.)

Драгоценный сувенир

Изготовит ...

(Ювелир.)

Под весенний птичий свист

Пашет землю ...(Тракторист.)

Нет тельняшки без полос,

Кто в тельняшке, тот ...(Матрос.)

Чтоб амбар наш был с зерном,

Нужен в поле ...(Агроном.)

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам ...(Продавцы.)

Сапогам хромым помощник,

Каблуки прибьёт  ...(Сапожник.)

Победит огонь коварный

Тот, кого зовут ...(Пожарный.)

Герои легендарные,

В огонь идут ...(Пожарные.)

Секунды зря не тратили,

Детей спасли ...(Спасатели.)

Чтоб дымоход был свободен и чист,

Лезет на крышу всегда ...(Трубочист.)

К телевизору запчасти

Подберёт нам ...(Телемастер.)

В поле комбайнов слышится хор,

Хлебный корабль ведёт ...(Комбайнёр.)

Красками пахнет наш юбиляр:

Тысячный дом покрасил  ...(Маляр.)

Щуки, окуни, судак -

Нам улов принёс ...(Рыбак.)

Народные приметы о погоде

  • В марте усиление ветра ночью предвещает потепление и обильные осадки.
  • Сильный ветер во время осадков при плюсовой температуре - к скорому прекращению снега и резкому потеплению.
  • Гром в марте - к возвращению холодов.
  • Первый гром при северном ветре - к холодной весне, при восточном к сухой теплой, а при западном к мокрой весне.
  • Если небо на ночь покрывается тучами и усиливается ветер, заморозков не будет.
  • Прилетел жаворонок - к устойчивому теплу. Рано возвратились с юга грачи на теплую весну.
  • Грачи, зимующие на Украине, рано улетели на север - к дружной весне, весенние воды сойдут быстро.
  • Если пролески, подснежники, лесные фиалки раскрываются - будет хорошая погода; закрывают и никнут - приближается ненастье.
  • Если апрельский дождь начинается крупными каплями, он будет не долго.
  • Утром на кончиках листьев и травы висят капли росы - быть дождю.
  • Тихая светлая ночь без росы - ожидай на следующий день дождя.
  • Стелется утром туман по воде к хорошей погоде, поднимается вверх - к непогоде.
  • Основной признак улучшения погоды - размывание однородной серой сплошной облачности.
  • Чем сильнее ветер, тем меньше вероятность местных заморозков.
  • Перед ненастной погодой цветки маргариток наклоняются так низко, что почти касаются земли.
  • Если небо хмурится, а цветки лютиков открыты, дождя не будет. Если в ясную погоду они закрыты - жди дождя.
  • Жимолость выделяет много нектара и издает сильный запах за 15-20 часов до дождя.
  • Акацию желтую усиленно посещают пчелы и другие насекомые перед приближением ненастья, перед сухой и ясной погодой посещают слабо.
  • Перед ненастной погодой цветки земляники поникают
  • Перед непогодой цветы одуванчика смыкаются.
  • Пчелы вылетели из ульев, но остаются поблизости -приближается непогода.
  • Соловей всю ночь поет перед погожим днем.
  • Летят журавли, молча, низко и быстро - к плохой погоде.
  • Если ласточки летают высоко, быть хорошей погоде, если низко -к дождю.
  • Жаворонки поют долго - сохранится ясная погода без осадков, не слышно с утра - ожидай плохой погоды.
  • Апрель с водой - май с травой.
  • В апреле утренний туман предвещает ясную и теплую погоду днем.
  • Если кучевые облака перед вечером не исчезают, ожидай ухудшения погоды, осадков.
  • На поверхность водоема всплывают листья нимфеи - конец ночным заморозкам.
  • Появилась радуга - ждите перемены погоды. Высокая и крутая радуга - к ветру, пологая и низкая - к дождю.
  • Вечерняя радуга предвещает хорошую, а утренняя - дождливую погоду.
  • Радуга видна после дождя но скоро пропадает - будет хорошая погода, если держится долго - к ненастью.
  • Когда возникает две или три радуги, бывает продолжительный теплый дождь.
  • Если перистые облака изгибаются длинной полосой, это предвещает дождь с ветром и бурей.
  • Сплошной туман не исчезает после восхода солнца - к перемене погоды.
  • В утреннем небе видны облачка баранцы - утро будет погожим, но после обеда пойдет дождь.
  • Летом на небе много звезд - к ясной погоде.
  • Если при хорошей погоде ветер переменил направление, до того длительное время дул в одну сторону, ожидай непогоды.
  • Утром слышен гром - вечером будет дождь.
  • Молния на западе - дождь следом.
  • Гром гремит долго и не резко - к ненастью, отрывисто и непродолжительно - будет ясно. Если гром гремит беспрерывно - будет град.
  • Если при холодной дождливой погоде гремит гром, следует ожидать длительной прохладной погоды.
  • Чистый закат солнца, переходящий от желтого цвета у горизонта к золотисто-розовому, а затем зеленому, - признак устойчивой ясной погоды.
  • Если днем появляются мощные и высокие кучевые облака, если была гроза, но после нее не похолодало, ждите ночью снова грозы.
  • Перед ночной грозой туман вечером не появляется, не выпадает и роса.
  • Если небо днем мутное и белесоватое, вечерняя заря красная, а солнце закрыто облаком, из-за которого видны лишь его лучи, - будет дождь.
  • Усиление ветра к вечеру - к ухудшению погоды. Если в это время направление его меняется против движения часовой стрелки, будут продолжительные осадки.
  • Отсырело подсохшее, но не убранное на лугу сено - быть дождю.
  • Вечерняя роса - первый признак ясной погоды на завтрашний день.
  • Если роса не ляжет на луга, ожидай дождя.
  • Если цветки вьюнка закрываются - близок дождь, распускаются в пасмурную погоду - к хорошим солнечным дням.
  • Иголки чертополоха не колются - быть дождю, очень колючие - будет хороший день.
  • Если до 9 часов утра венчик цветка звездчатки не поднимется, днем будет дождь.
  • Если цветок белок кувшинки в начале девятого едва-едва поднимется над водой, во второй половине дня ожидай дождя. Если совсем не поднимается из воды, будет затяжной ливень или наступит похолодание.
  • Цветки мальвы закрыты - к дождю. В ожидании дождливой погоды роза и шиповник не раскрывают своих бутонов.
  • Душистый табак, левкой и донник перед дождем сильно пахнут.
  • Если цветки очитка на ночь закрыты, утром будет хорошая погода.
  • Если на широких листьях канн по утрам видны прозрачные капельки воды, днем будет дождь.
  • Если листья костянки скручиваются в трубочку, будьте уверены - впереди устойчивая, сухая погода, а если начнут расправятся - конец сухой погоде.
  • У папоротника перед хорошей погодой листья закручиваются вниз, а перед ненастной - раскручиваются.
  • Ласточки и стрижи летают высоко - к хорошей погоде, низко - быть дождю.
  • Воробьи купаются в пыли или песке - быть дождю.
  • Летом перед дождем грачи чаше на траве, чем на дорогах и пахоте.
  • Кукушки поют обыкновенно в хорошую погоду, когда стоят теплые, ясные дни.
  • Большой пестрый дятел предвещает смену погоды, барабанной дробью по сучкам деревьям; если дятел стучит о сук в погожий день, будет дождь.
  • Голуби воркуют - на хорошую погоду.
  • Во время дождя слышится слабый крик кряквы - дождь перестанет.
  • Сычи и перепела кричат перед дождем.
  • Куры все время ощипываются, в песке и хлопают крыльями, утки плещутся и без конца ныряют - быть ненастью.
  • Появление жука-навозника - верная примета хорошей погоды.
  • Если вокруг муравейника мало его обитателей и большая часть ходов плотно закрыты, вскоре будет дождь. Вокруг муравейника кипит жизнь - дождя не предвидится.
  • Ночью светлячки светятся особенно ярко - будет погожий день.
  • Если поздно вечером долго слышна звонкая песня зеленого кузнечика, утро будет тихим, солнечным.
  • Если бабочки - крапивницы прячутся, значит, через час-другой пойдет дождь; дождь затих, а бабочки не покидают своих укрытий, значит, ненастье продлится.
  • Но если бабочки вылетают из своих укрытий, когда на небе есть еще тучи, можно быть уверенным - наступит ясная погода.
  • Оводы и слепни особенно злы перед дождем.
  • Вокруг желтой акации кружится много насекомых - жди непогоды.
  • Молчит сверчок - на дождь.
  • Поздно вечером громко поют сверчки - к хорошей погоде.
  • Если утром пауки выходят на охоту - приближается ненастье.
  • Если пауки главные нити своей паутины делают особенно длинными и растягивают их широко, продолжительное время будет устойчивая, теплая хорошая погода, а если короткими - будет дождь, пауков и их сетей мало - к переменной погоде, много - ожидайте хорошей погоды.
  • Паук забился в середину паутины - к ненастью. перед сильным ветром паук-крестовик сам отрывает паутину и прячется.
  • Перед ненастьем рыба выскакивает из воды. Перед дождем не клюет. Сом перед грозой и ненастьем обязательно всплывает с глубины.
  • Если во время засухи рыба перестаем клевать, значит вскоре пойдет дождь.
  • Вьюн хорошо клюет перед дождем, а перед грозой поднимается на поверхность и начинает кружиться.
  • Перед грозой раки вылезают на поверхность и зарываются в песок.
  • Дождевые черви выползают наружу - жди ненастья, дождя.
  • Комары летают роем - будет хорошая погода.
  • Если озерные лягушки вылазят на берег - будет дождь.
  • Лягушки квакают хрипло, надсадно - быть дождю, звонко - ожидай наступление ясного дня.
  • Медузы, крабы и креветки вдруг исчезают, а рыба отходит от берегов и скрывается в глубинах - вскоре начнется шторм.
  • Лошадь ложится на землю - перед сырой погодой.
  • Шерсть овцы перед дождем становится мягче и расправляется.
  • Если небо на ночь покрывается тучами, усиливается ветер, значит, угрозы заморозков нет.
  • Чем сильнее ветер, тем меньше вероятность местных заморозков.
  • Собака роет землю - быть дождю, катается по земле - к ненастью, лежит, свернувшись в клубок, - ожидай холод, а лежит вытянувшись - к теплу.
  • Мерцание звезд в ноябре признак ухудшения погоды с усилением ветра.
  • Сильный ветер во время дождя обещает через некоторое время хорошую погоду.
  • Золотисто-бронзовый цвет солнца при восходе, закате, а также светло-желтые краски зари предвещают ненастье.
  • Соль отсыревает, делается мягче - к сырой погоде, высыхает - ведру.
  • Табак сыреет к ненастью.
  • Листья березы пожелтели – ожидайте заморозков.
  • Синица пищит - зиму вещает.
  • Пищит утром - ночью будет мороз.
  • Гусь лапу поджимает - холод вызывает.
  • Длинные ветки елки перед метелицей сгибаются, к ясной погоде распрямляются.
  • Вороны и галки кружатся в воздухе - будет снег.
  • Если вороны раскаркались всей стаей - к морозу, сидят на земле - к оттепели, устроились на нижних ветвях деревьев - ожидай ветра.
  • Курица на одной ноге стоит - к морозу.
  • Чем выше садится курица на насест, тем сильнее будет мороз.
  • Лошади спят стоя - к холоду, ложатся - к теплу.
  • Заяц приходит в сад - быть зиме суровой.
  • Дым без ветра на землю ложится - ожидай снега, поднимается из трубы столбом - к морозу, опускается из труб вниз и расстилается по земле - к оттепели.
  • Пушистый иней на деревьях и кустах - ожидай солнечный день.
  • Если ночью или рано утром при слабом ветре идет сильный снег, днем установится ясная, солнечная погода.
  • Снежная крупа - признак близкой оттепели.
  • Яркая луна - к ясной погоде, бледная, в ореоле - к снегу.
  • Если после снегопада белка оставляет гнездо, спускается с дерева и бегает по снегу, скоро установится тихая погода.
  • Выстраиваются облака зимой полосами - быть теплу.
  • Если снег прекратился после обеда или вечером без прояснения небосвода, на следующий день ожидай снегопада.
  • В мороз на льду выступает вода - скоро наступит оттепель.
  • Красный огонь в печи - к морозу, белый - к оттепели.
  • Если жар в печи быстро гаснет, значит, будет оттепель.
  • Если вечером или ночью появился туман и быстро не рассеялся, утреннего заморозка не будет.
  • Подул северный ветер, облаков нет - будет мороз.
  • Лед трещит - морозная погода установилась ненадолго.
  • Снег под ногами сильно скрепит, а голоса слышны далеко - быть похолоданию.
  • Если солнце всходит красное да еще при красной заре, будет метель.
  • Ясный круторогий месяц - к морозу.
  • Звезды мигают к холоду.
  • Если тучи идут против ветра, ожидай снега.
  • Появились тучи с севера - тепла не жди.
  • Падают большие снежинки - к оттепели.
  • Солнце садится в большое облако - возможен буран.
  • Если в мороз запотели оконницы, ожидай потепления.
  • Зимой тяга в печи сильная - ожидай мороза, слабая – оттепели.
  • Чистый голубой цвет неба зимой - к ясной, устойчивой погоде.
  • Если днем ясно, а к вечеру при безветренной погоде все небо постепенно покрывается туманным слоем низких слоистых облаков, мороз ослабеет и может выпасть небольшой снег.
  • Если небо белесоватое и тумана нет, вечерняя заря и заходящее солнце красны или багровы - ждите неустойчивой погоды без сильных морозов, но со снегопадами
  • Если воробьи оживились и зачирикали в продолжительное ненастье, можно ожидать наступление ясной погоды.
  • Воробьи сидят на деревьях или на строениях тихо - будет снег, а дружно расчирикались - к потеплению.
  • Воробьи прячутся в укрытия, под крышу или забираются в кучи хвороста на мороз или к метели.
  • Сорока летает близко от жилья и стреху лезет - будет вьюга.
  • Снегирь под окном чирикает - к оттепели.
  • Кошка в печурку садится - к морозу, скребет пол - к ветру и метели, стену царапает когтями - к непогоде, крепко спит или лежит брюхом вверх - к теплу.
  • Если ночью был иней, днем выпадет снег.
  • Лето сухое, жаркое - к снежной и морозной зиме, ветреное - к зиме с метелями.
  • Если летом много осота полевого, зимой будет холодно, а если много щавеля - зима будет теплой.
  • Летом на деревьях появляется много желтых листьев - наступит ранняя осень.
  • Если журавли полетели на юг в августе, значит, зима будет ранняя.
  • Летят журавли высоко, не спеша, тихо мурлычут, будет погожая осень.
  • Кожура на луковице тонкая - зима будут мягкая, толстая и грубая - суровая.
  • Листья березы осенью начинают желтеть с верхушки - жди суровой зимы, снизу - поздней, а если равномерно - средней.
  • Если в начале октября лист с березы не опал - снег ляжет поздно.
  • В октябре лист с березы и дуба опадает не дружно - жди суровой зимы, дружно - теплой, мягкой.
  • Пока лист на вишне не опал - выпавший снег тает.
  • Ягод много на рябине - осень будет дождливой, мало - сухой.
  • На дубе и рябине много плодов - к суровой зиме.
  • В августе летает много паутины, дикие гуси летят в теплые края с остановками, а скворцы еще не отлетают на юг - осень предстоит долгая
  • Мало паутины к сухой осени. Если паутина стелется по растениям, значит быть теплу.
  • Если первый день бабьего лета погожий, то и вся осень будет погожей.
  • Гром в сентябре - к теплой осени, в октябре - к бесснежной зиме.
  • Белка делает большой запас орехов - зима будет суровой; строит гнездо низко - к морозной зиме, высоко - к теплой.
  • Если крот роет вход в нору с северной стороны, следует ожидать теплой зимы, с южной – холодной.
  • холодную, с востока - сухую, с запада - влажную.
  • Если осенью кроты носят в норы много соломы, зима будет холодной.
  • Поздний гриб - поздний снег.
  • Если лебеди летят с севера на юг поздно, осень будет долгой и теплой.
  • Зайцы накопили много жира с осени - быть зиме длительной и холодной.
  • Если осенью пчелы заклеивают леток воском, оставляя маленькое отверстие, быть зиме холодной, оставляют его открытым - теплой.
  • Если орехов много, а грибов мало, зима будет снежной и суровой.
  • Дружный листопад к суровой зиме.
  • Перед суровой зимой муравьи делают большие кучи для защиты от холода.
  • Если поздно осенью появляется комар-толкунец, быть мягкой зиме.
  • Поздней осенью ветры дуют с востока – значит, весна будет холодной.
  • Рано замерзает - долго не растает.
  • Ранний снег - к ранней весне.
  • Январь сухой, морозный, уровень воды в реках сильно уменьшается - к сухому жаркому лету.
  • Если на полях снег волнистый, быть урожаю.
  • Поздняя весна предвещает хорошую погоду летом.
  • Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне, быть лету холодным.
  • Если ольха выбросит листья раньше березы, ожидай холодного дождливого лета.
  • Много сока у березы - к дождливому лету.
  • Если первые грибы - сморчки появились на возвышенных местах - к дождливому лету, в низинных к сухому.
  • Май дождливый - в сентябре без дождей, и наоборот.
  • Если в мае часты зарницы, будет хороший урожай.

Приметы весной

Приметы летом

  • Вороны под тучи взвиваются — к ненастью.
  • Вороны хохлятся — к непогоде
  • Перед ненастьем птицы сильно кричат и низко летают
  • перед дождём цветы обычно закрываются.

Приметы осенью

Приметы зимой

Явления природы

Солнце

Солнышко - это яркая звезда, оно появляется каждый день с утра во время рассвета, а исчезает вечером после заката. На небе мы видим солнце в виде яркого солнечного круга, долго смотреть не стоит, потому что будут болеть глаза. Зимой солнце почти не греет, а летом от его лучей становится тепло и, даже, жарко. У солнышка есть сестра - луна, которая выходит только ночью.

Луна

Луна – это спутник земли, такая же круглая, как наша планета, только намного меньше размером. Увидеть луну можно только ночью, когда становится совсем темно. Луна бывает круглой –называется полнолуние, а бывает, когда ее вовсе нет – новолуние. А еще она в период между новолунием и полнолунием луна на небе бывает в виде месяца. Вместе с луной в темное время суток на небе видны звезды.

Облака

Днем на небе вместе с солнцем хорошо видны облака. Это белые в виде пара формочки, которые могут принимать различную форму в виде животных, корабликов и лошадок, кто как увидит. Облака могут быть белыми, а могут быть серыми, тогда они называются тучами. Когда туча становится все темнее, в ней образовывается вода и может пойти дождь и, даже, гроза с громом и молнией.

Дождь

Дождь поливает из облаков, когда они темнеют и становятся темными, тяжелыми и , словно, нависают над нами. Спрятаться от дождя можно под любым навесом и крышей или под зонтиком. В зависимости от силы и количества падающей с небы воды дождь может быть простым дождиком, грибным, когда светит солнце и идет дождик, ливень, когда дождь льет, как из ведра, а может быть с громом и молнией, такое ненастье называют грозой.

Гроза

Во время сильного дождя случается, что сверкнет молния и после прогрохочет гром. Такое явление природы называют грозой. Во время грозы может много раз сверкать молния и грохотать гром. От грозы лучше спрятаться в надежном укрытии с крышей над головой, потому что при грозе поднимается ветер, а дождь такой силы, что зонтика становится мало, но ни в коем случае, не прятаться под одиноким деревом в поле, потому что в него может попасть молния. Бывает гроза такой силы, что вместе с каплями дождя с неба может посыпаться град.

Град

Иногда, во время грозы вместе с каплями дождя с неба сыплется град. Град это маленькие льдинки, холодные капельки дождя, которые не успели растаять. От града надо также, как и от грозы прятаться в надежном укрытии с крышей над головой. Как правило, гроза длится недолго и после тучи быстро расступаются, и может появиться радуга.

Радуга

После сильного дождя или грозы иногда можно наблюдать такое необычное явление природы, как радуга. Это когда яркий солнечный свет разбивается на несколько разных цветов. Радуга выглядит, как дуга в разноцветных красках. Здесь и красный, и синий, и фиолетовый, и желтый другие цвета. А потом, когда вода быстро испаряется на солнце, радуга также быстро исчезает.

Ветер

Бывает выглянешь за окно, а та деревья машут ветвями. На самом деле не деревья машут ветвями, а ветер, который дует с такой силой, что ветви с листьями гнутся в разные стороны. Ветер может быть легким и теплым, а может быть сильным и холодным. Защититься от такого сильного ветра, например, в холодное время года осенью и зимой можно с помощью шарфа и шапки.

Листопад

Осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают листья. Но перед этим листья окрашиваются в удивительные по красоте желтые и красные цвета. Потом ветер сбрасывает листья и в лесу, где много деревьев, возникает ощущение дождя из желтых листьев. Такое явление называется листопад.

Лед

Поздно осенью, когда на улице становится холодно и температура падает ниже нуля градусов, вода в лужах замерзает и образуется ледок. Также лед образуется на прудах, озерах и реках. Лед ровный и очень скользкий, поэтому ходить надо в осенний и зимний период с осторожностью, а зимой по льду можно весело кататься на коньках. Как только станет теплей и температура поднимется выше нуля градусов, лед растает и снова превратится в воду.

Снег

Зимой настолько становится холодно, что вода замерзает и превращается в лед, а в небе дождевые капли превращаются в снежинки и в виде белых хлопьев падают на землю. В отличие от дождя, снежинки не так быстро испаряются, потому что зимой холодно и дорожки, деревья и скамейки засыпает снегом. Когда не очень холодно снег мокрый и из него хорошо лепить снеговика, а когда морозно, снег становится сухим и не липким и плохо лепится, зато по нему легко кататься на лыжах. Весной становится теплей и как только температура поднимается выше нуля градусов, снег начинает таять и превращается в воду.

Загадки о явлениях природы

Крашенное коромысло через реку повисло.

(Радуга)

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
 
(Снег)

Шар воздушный золотой
Над рекой остановился,
Покачался над водой,
А потом за лесом скрылся.
(Солнце)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

Зимой - звезда,
Весной - вода.
(Снежинка)

Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет.
 
(Снег)

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья.
 
(Метель)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем.
(Роса)

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)

Говорю я брату:
- Ох, с неба сыплется горох!
- Вот чудак, - смеется брат, -
Твой горох ведь это ...
(Град)

Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок.
(Туман)

Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
(Молния)

Хлеба краюшка висит над избушкой
Собаки лают, достать не могут. (Месяц)

Вода по воде плавает.
(Лед)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешен ...
(Иней)

Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?
(Огонь)

Живет без тела,

Языка не имеет,
А всем ответит.
(Эхо)

Ты кричал - оно молчало,
Ты молчал - оно кричало.
(Эхо)

Виден край, да не дойдешь.
(Горизонт)

От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит ...
(Тень)

В тихую погоду - нет нас нигде,
А ветер подует - бежим по воде.
(Волны)

Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)

Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет -
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга)

Бежал по тропке луговой -
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой -
Речка сделалась рябой.
(Ветер)

Кто зимой в трубе гудит?
(Ветер)

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?

Как по небу, с севера,
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля-озерушки
Белый снег да перышки.
(Снежная туча)

Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
(Туча)

По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает - иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой ...
(Тучи)

Нахмуриться, насупиться,
В слезы ударится -
Ничего не останется.
(Туча)

Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает?
(Дождь)

Шел долговяз - в земле увяз.
(Дождь)

Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ...
(Солнце)

Голубой платок, алый колобок,
По платку катается, людям улыбается.
(Небо, солнце)

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий!
(Небо)

Голубой шатер весь мир накрыл.
(Небо)

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
(Луна, месяц)

Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно очень мне одной,
А зовут меня ...
(луной)

Что за звездочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке.
(Снежинки)

С неба звездыС неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло!<...

С неба падают зимою
И кружатся над землей
Легкие пушинки,
Белые ...
(Снежинки)

Вился, вился белый рой,
Сел на землю - стал горой.
(Снег)

Он черной тучей был сначала,
Он белым пухом лег на лес.
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез
(Снег)

Всю зиму лежал,
Весной в реку побежал.
(Снег)

Скатерть бела весь мир одела.
(Снег)

Без рук рисует,
Без зубов кусает.
Не огонь, а жжется.
(Мороз)

Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
(Мороз)

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это - клен, а это - ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой кра...

Кто без бревен мосты строит?
(Мороз)

Поднялись ворота, всему миру красота.
(Радуга)

Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла - и про пала.
(Снежинка)

Прошла девушка Беляна, побелела вся поляна.
(Вьюга)

В году у дедушки четыре имени.
(Весна, Лето, Осень, Зима)

Дедушка мост мостит без топора и клиньев.
(Мороз)

За горами, за лесами золотой кружок встает.
(Солнце)

Хорошее, доброе на всех смотрит, а людям на себя смотреть не дает.
(Солнце)

Золотой бубон на воде плавает.
(Солнце)

Я нужен зеленым лугам. Я нужен и полям. Все во круг я поливаю, когда меня долго ждут.(Дождь)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Откуда горсть земли?"

Состав земли. Разные виды почв....

Презентация проекта "Богата и мила Карельская земля"

Проект кратко-срочный, информационно-практико-ориентированный, групповой ....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе "...И нет тебя милее и дороже, родная русская земля"

Цели: закрепить знания детей о символики страны: флаг, герб, гимн.  знания  о природе России, традициях,  русских народных инструментах. воспитывать у детей интерес к истории своей стра...

Родная земля и в горсти мила.

формировать знания о родном поселке....

Дидактическая игра по экологии «Откуда эта горсть земли»

Цель: закрепить представления о почве, и ее роли для всего окружающего....

Занятие для детей подготовительной к школе группе из цикла «Город Лахденпохья , ты нам всех милей!». Целевая прогулка по родному городу «Улица города, на которой стоит наш детский сад».

Занятие для детей подготовительной к школе группе из цикла «Город Лахденпохья , ты нам всех милей!». Целевая прогулка по родному городу «Улица города, на которой стоит наш детский са...