Планирование работы воспитателя по ознакомлению со сказкой в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью
методическая разработка на тему
В работе с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии особо значимыми являются задачи, связанные с их социально-личностным развитием, которое предполагает:
1. формирование представления ребенка о себе и социальных отношениях;
2. формирование навыков самообслуживания, жизнеобеспечения и здоровьесбережения;
3. формирование игровой деятельности;
4. развитие навыков взаимодействия в доступных видах социальных отношений;
5. формирование представлений об окружающем мире, ориентации в среде и навыков безопасного поведения.
Обращение к "Сказке" обусловлено тем, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня развития к социальному.
Знакомство со сказкой ведется 3 месяца и перекликается с лексическими темами. Дидактические игры проводятся во второй половине дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_raboty_vospitatelya.docx | 34.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Планирование работы воспитателя по ознакомлению со сказкой «Колобок»
в группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью
Воспитатель: Ратковская Елена Расимовна
Санкт-Петербург
2013
1 подгруппа - дети с умеренными нарушениями психофизического развития, дети первого года обучения
2 подгруппа - дети с легкими нарушениями психофизического развития
Образовательная область | Формы совместной деятельности | Тема. Задачи. 1 подгруппа. | Тема. Задачи. 2 подгруппа |
Физическая культура | Подвижная игра | «Заяц Егорка», «Медвежонок», «Зайка беленький сидит», «Лесные гости», «Заинька, топни ножкой» и др. - обогащать и уточнять представления детей о собственном теле, его основных частях и их движениях; - развивать ориентировку в пространстве; - развивать координацию движений; - учить действовать в игре по подражанию. | «Колобок», «Был у зайки огород», «На водопой», «Веселые зверята», «За грибами» и др. + развивать умение имитировать движения животных; - использовать вербальные и невербальные средства коммуникации; - развивать слуховое внимание и умение действовать в игре по словесной инструкции.
|
Здоровье | 1 подгруппа. Д/И 2 подгруппа. Беседа Дидактическая игра Сюжетная игра Подвижная игра | «У бабушки и дедушки». - знакомить детей с частями тела; -учить их показывать на себе и называть облегченным словом. «Серый зайка умывается». - учить последовательно выполнять действия; - воспитывать доброжелательное отношение. «Покормим мишку». -воспитывать у детей опрятность, культуру еды; - воспитывать доброжелательное отношение, используя вербальные и невербальные средства общения. «Мишка косолапый по лесу идет». («су-джок терапия» дорожка здоровья) - осуществлять профилактику и коррекцию плоскостопия у детей. | «У бабушки и дедушки». -закрепление представлений о частях тела, их назначении, обучение умению ориентироваться в собственном теле и теле другого человека, игрушки; называть части тела. «Серый зайка умывается». + поддерживать стремление детей в выполнении гигиенических процедур; - формировать у детей доступные для них представления о воде как важном средстве поддержания чистоты зайки; - закреплять умение последовательно выполнять действия; - развивать общую и тонкую моторику, согласованность движений обеих рук. «Покормим мишку». + закреплять умение совершать цепочку игровых действий самостоятельно или по словесной инструкции; -пользоваться вербальными ср-ми общения в игре; развивать общую и тонкую моторику рук. «Мишка косолапый по лесу идет». («су-джок терапия» дорожка здоровья) - осуществлять профилактику и коррекцию плоскостопия у детей. |
Безопасность | Дидактическая игра | «Горячо-холодно». - развивать тактильные ощущения детей - учить различать на ощупь холодную и теплую воду. | «Горячо-холодно». - развивать тактильные ощущения детей; - учить различать на ощупь холодную и теплую воду; -учить соблюдать правила обращения с теплой водой (не проливать, не трогать руками и др.) |
Социализация | Сюжетно-отобразительные игры Игры имитации Игры драматизации | «Помоги бабушке помыть посуду», «Покатай мишку в машинке», «Покатай колобка в коляске». - знакомство с игрушкой, пробуждать интерес играть ими. « Серый зайка прискакал», «Зубастый волк», «Лиса-краса». -учить изображать героев сказки с помощью жестов, пластики; - учить имитировать голос животного с помощью звукоподражаний. «Как бабушка печет колобок». («Би-ба-бо») -знакомство с куклами «Би-ба-бо»; -показ последовательности изготовления колобка. «Встреча колобка с зайцем, (волком, мишкой, лисой)» ( деревянный пальчиковый театр.) -знакомство с пальчиковым театром; - разыгрывание последовательности появления героев сказки взрослым. | «Солнечный зайчик». - воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки. «Доброе животное». - учить изображать героев сказки; - упражнять в правильном статическом и динамическом дыхании (изображая животное, его дыхание, шаги и т.п.) «Перевоплощение». - учить умению перевоплощаться в колобка, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов. -учить имитировать голос животного с помощью интонации. «Жили-были дедушка и бабушка…» - разыгрывание диалога героев используя куклы «Би-ба-бо» - показ последовательности изготовления колобка. «Встреча колобка с зайцем, (волком, мишкой, лисой)» ( деревянный пальчиковый театр) -игра с пальчиковым театром; - разыгрывание последовательности появления героев сказки детьми по подражанию, словесной инструкции или самостоятельно. |
Труд | Дидактическая игра | «Накроем на стол дедушке и бабушке». -развивать общую и тонкую моторику рук -закреплять умение узнавать предметы посуды; -учить выполнять элементарные бытовые инструкции. | «Накроем на стол дедушке и бабушке». +учить выполнять цепочку последовательных действий, связанных с сервировкой стола; -закрепить названия чайной и столовой посуды. |
Познание |
| «Большой, маленький». - закрепление знаний о героях сказки; -учить называть величину; -учить различать диких и домашних животных; -учить называть детенышей животных. «Контуры». -учить соотносить изображение и контур; накладывать изображение на контур. «Штриховка». -развивать мелкую моторику пальцев рук -учить заштриховывать в определенном направлении; «Домик для Колобка (лисы и т.д.)». -учить различать основные цвета; подбирать предметы по цвету; -узнавать готового героя сказки. «Тропинка для колобка», «Домик для мишки», «Загородки для животных». - вызывать интерес к конструктивной деятельности, учить обыгрывать постройки в игре; - учить выполнять несложную постройку из кирпичиков (кубиков) по подражанию -развивать у детей общую и мелкую моторику, согласованность движений обеих рук.
«Сложи картинку». - закрепление знаний о героях сказки; - развитие тонкой моторики рук; - составление целого из частей. «Назови героев сказки по порядку». - назвать последовательность, какого героя колобок встретил первым, а кого последним.
«Угадай животного». - познакомить детей с диким животным (последовательно); учить узнавать его и называть или показывать на картинке; - познакомить с характерными особенностями внешнего вида. «Герои сказки». -учить узнавать, показывать и называть героев сказки «Колобок»; | «Построй героев сказки по росту». - закрепление знаний о героях сказки; -учить выделять высоту, как признак, рядообразовать героев сказки по высоте; -различать диких и домашних животных; -называть детенышей животных. «Контуры». -учить соотносить изображение и контур; -распознавать перечеркнутые, заштрихованные и зашумленные изображения. «Штриховка». -развивать мелкую моторику пальцев рук -учить заштриховывать в определенном направлении; - называть готового героя сказки. «Разложи по цвету». -закреплять умение узнавать и называть основные цвета и оттенки; - учить группировать предметы по цвету; -уметь выбирать правильный цвет из предложенного. «Тропинка для колобка», «Домик для мишки», «Загородки для животных». - закреплять интерес к конструктивной деятельности,; - учить выполнять постройку из разного строительного материала по готовому образцу, по схеме или по словесной инструкции; -закреплять умение ориентироваться в пространстве: различать стороны, верх, низ и пр.; -закреплять умение обыгрывать постройку в сюжетной игре постройки в игре; -развивать у детей общую и мелкую моторику, согласованность движений обеих рук. «Собери картинку». - закрепление знаний о героях сказки; - развитие тонкой моторики рук; - составление целого из частей. «Назови героев сказки по порядку». - назвать последовательность, какого героя колобок встретил первым, а кого последним.
«4-й лишний». - закрепление представлений о диких животных; - развитие мышления - умение выделять лишнего животного (домашнее). «Герои русских сказок». - научить узнавать героев сказки «Колобок» по описанию; - закрепить знание основных особенностей внешнего вида, поведения и образа жизни диких животных – героев сказки. |
Коммуникация | Дидактические игры Подвижные игры (имитации) Беседы по картинкам | «В гостях у бабушки». - учить детей соблюдать элементарные правила вежливости: здороваться, прощаться, употреблять слова благодарности. «Заинька», «Зайка беленький сидит». -учить имитировать жесты, слова (совместно со взрослым) ---------------------------------------------------------- | «Опиши мишку», «Какой бывает зайка?», «Что за зверь». - обогащение словарного запаса за счет описания внешнего вида животного (существующие – название животного и детенышей; прилагательные – описание животного, его характеристика; глаголы – движения животного; предлоги; наречия). «Во что одета бабушка». -обогащать активный и пассивный словарь детей за счет слов – названий мужской и женской одежды, ее частей, различий и других характеристик. «Что за зверь лесной?», «Куда катится колобок?» -формировать и развивать мотивацию к речи в ситуациях общения; -учить пользоваться различными типами коммуникативных высказываний ( задавать вопросы, отвечать на вопросы, тем самым составлять предложения по картинкам). |
Чтение художественной литературы | Дидактическая игра | «Заинька походи» и др. (см. Картотеку) -учить прислушиваться к словам потешки (стихотворения), понимать читаемый текст, эмоционально реагировать на него; договаривать знакомые слова или звукоподражания в потешке (стихотворении). | См. Картотеку стихов и рассказов - закреплять умение слушать читаемый текст, эмоционально реагировать на него; - развивать интерес к и желание слушать детскую литературу, - развивать интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах; -знакомить с содержанием доступных рассказов о животных; -использовать малые формы фольклора (потешки, песенки). |
Художественное творчество |
| «Колобок», «Дорожка для Колобка», «Овощи для зайки», «Мисочка для волка», «Мишка-неваляшка», «Угощение для лисоньки». -учить детей основным приемам работы с пластичными материалами: разминать двумя руками, разрывать на большие и маленькие части, соединять их, отщипывать маленькие куски пальцами, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать; -учить лепить предметы шарообразной формы и похожие на палочки; - в совместной деятельности со взрослым знакомить детей со способами зрительно-двигательного моделирования формы объектов (ощупывание двумя руками). «Узор на тарелочке для бабушки», «Варежка для дедушки», «Встреча с колобком» (рваная аппликация), «Овощи для зайки». -знакомить детей с материалами, предметами и приспособлениями, необходимыми для аппликации; -учить намазывать клей кисточкой на обратную сторону наклеиваемой поверхности (совместно со взрослым); -прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой(совместно со взрослым); -учить украшать заготовки из бумаги разной формы; -формировать у детей чувство ритма; -формировать у детей координацию движений обеих рук, формировать систему «взгляд-рука», развивать зрительно-двигательную координацию, развивать пальцевую моторику. «Колобок» «Зайка» ( по трафарету жесткой кистью), «Медвежонок» (рисование цветным клейстером), «Лисичка-сестричка и серый волк» (по трафарету валиком, оттиск поролоном). «Любимая сказка «Колобок». (Рисование ладошкой, пальцами. Коллективная работа) -знакомить детей с материалами, предметами и приспособлениями, необходимыми для рисования; -формировать у детей двигательные умения создавать следы на бумаге, с помощью карандаша, кисточки, пальцами и т.п.; -в совместной деятельности со взрослым знакомить детей со способами зрительно-двигательного моделирования формы объектов (обведение по контуру); -знакомить детей с красным и желтым цветом, учить идентифицировать цвет предметов по подражанию взрослому; -формировать у детей представление о величине (большой – маленький); -формировать у детей чувство ритма; -формировать у детей координацию движений обеих рук, формировать систему «взгляд-рука», развивать зрительно-двигательную координацию, развивать пальцевую моторику; -знакомить с нетрадиционными техниками рисования: рисование ладошкой, пальцами, цветным клейстером, оттиск поролоном. | «Зайчик», «Овощи для зайки», «Мисочка для волка», «Мишка-неваляшка», «Домик для мишки», «Угощение для лисоньки». -продолжать знакомить детей с приемами работы с пластичными материалами (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать маленькие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать); -вызывать желание создавать сказочные персонажи; -обыгрывать лепные поделки. «Колобок» (плоскостная лепка) -учить расплющивать большим пальцем пластилин, создавая форму круга на плоскости. «Узор на тарелочке для бабушки», «Варежка для дедушки» «Встреча с колобком» (рваная аппликация) «Овощи для зайки». +знакомить детей с основными правилами работы с материалами, предметами и приспособлениями, необходимыми для выполнения аппликации, и их названиями (клей, кисть, бумага, салфетка, заготовка, образец). «Колобок» «Зайка»( по трафарету жесткой кистью) «Медвежонок» (рисование цветным клейстером жесткой кистью) «Лисичка-сестричка и серый волк» (по трафарету валиком, оттиск поролоном) «Любимая сказка «Колобок». (Рисование клейстером жесткой кистью, по трафарету валиком, оттиск поролоном. Коллективная работа). - стимулировать детей к рисованию; - продолжать формировать у детей необходимые операционально-технические умения в области рисования, развивать целенаправленные движения кисти и пальцев рук под контролем зрения (вместе со взрослым и по образцу); -развивать у детей умение вместе со взрослым действовать с готовыми изображениями (соотносить предмет с рисунком); -продолжать учить детей использовать способы зрительно-двигательного моделирования формы объектов (обведение по контуру перед рисованием) использовать их в совместной деятельности и по подражанию его действиям; - продолжать знакомить детей с основными цветами спектра: красным, желтым, синим, зеленым и другими (с учетом возможностей детей); -закреплять у детей представления о величине и цвете, развивать чувство ритма, координацию движений обеих рук, формировать систему «взгляд-рука», зрительно-двигательную координацию; -продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования: рисование ладошкой, пальцами, цветным клейстером, оттиск поролоном и т.д. |
Музыка | Прослушивание песенок о героях сказки. Танцы с имитацией движений животных. | Русская народная песенка «Скок-поскок», музыкальные произведения: сл. А. Барто, музыка В. Горянина «Мишка»; муз. Каменоградского «Медведь»; слова и музыка М. Качурбиной, обработка Н.Найденовой «Мишка с куклой пляшут полечку»; муз А. Филлипенко «Зайцы и медведь»; сл. Н.Френкель, муз. М. Красева «Медвежата». «Зайка скачет, чешет ушко (умывается)», «Мишки бегают», «Мишки ходят». -воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на звучание музыки; -учить ориентироваться в пространстве помещения (вместе со взрослым и по подражанию его действиям); -развивать у детей слуховое внимание и сосредоточение, учить определять источник звука; -развивать чувство ритма, учить передавать в движении (вместе со взрослым и по подражанию). | Тоже что и 1 подгруппа. +закреплять умение детей ориентироваться в пространстве зала: идти навстречу взрослому по команде (по движению руки, по звуковому сигналу); -учить детей создавать простейшие образы животных, соответствующие характеру музыки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с водой и их влияние на развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
Игра для ребенка – это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Для этого подойдут игры с естественными материалами. Вода буквально притягивает к себе даже самых маленьких ребятишек. Стоит ...
Рабочая программа по разделу: «Социальное развитие» в старшей группе для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовател...
Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи
В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе компенсирующей направленности (дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости)
Опыт работы по организации воспитательно-образовательного процесса...
Индивидуально-подгрупповое планирование работы учителя-логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Речевой материал подобран с учетом лексической темы...
Совместная работа воспитателя и учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Проекты:- 8 марта- Духовно-нравственное воспитание дошкольников- Игровой самомассаж- Мой любимый Смоленск- Птицы...
Для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи. «Правила здорового питания»
Тема НОД: «Правила здорового питания»...