Статья "Музыкальное воспитание дошкольников посредством ИКТ в современной информационной образовательной среде"
статья по теме
Тезисы к областной научно-практической конференции «Преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в современной информационной образовательной среде»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_vospitanie_posredstvom_ikt.doc | 43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкальное воспитание дошкольников посредством ИКТ в современной информационной образовательной среде»
Материал к областной научно-практической конференции
«Преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в современной информационной образовательной среде»
Бучнева Елена Валентиновна,
музыкальный руководитель, высшей квалификационной категории,
МБДОУ Д/С №52 «Маячок» г. Тамбова
Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации, диктует необходимость наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания. Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении – первая ступень данного направления.
Согласно Федеральным государственным требованиям, в условиях модернизации и инновационного развития дошкольного образования, каждое дошкольное учреждение должно стать «центром творчества и информации». Однако эффективность обучения в современном дошкольном образовательном учреждении невозможна без создания развитой информационно- образовательной среды, в которой должны присутствовать все компоненты для ее формирования: база знаний, информационные ресурсы, система информационных коммуникаций и информационного сервиса, техническая оснащенность и программное обеспечение, грамотные специалисты, владеющие навыками работы в области информатики и информационных технологий.
Такая педагогическая система нового уровня выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающие в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.
Под влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации, внедрения и использования сети Интернет и медиасредств заметно изменились и подходы к теории и практике музыкального воспитания дошкольников. И музыкальный руководитель, безусловно, должен чутко реагировать на все изменения, в системе образования, искать новые методы и подходы в решении задач музыкального развития детей, обновляя содержание, методы и пути достижения цели.
Одним из таких путей является использование информационно-коммуникативных технологий, дающих возможность решить назревающую проблему одностороннего развития детей и, позволяющий совместить эстетическую нагрузку музыкального образования с неоспоримыми возможностями и преимуществами, которые дает нам современная вычислительная техника.
Межпредметная интеграция между музыкой и информатикой привела к появлению новой образовательной области знаний – музыкально- компьютерные технологии, предъявляющие новые требования и к педагогу, и его профессиональной компетентности. Музыкальный руководитель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Опираясь на требования Государственного Стандарта образования, мы создали свою «музыкальную лабораторию», в которой дошкольники смогли бы познакомиться с современными техническими средствами, при помощи которых они научатся понимать музыку.
Распространенным направлением в данной области является применение мультимедийных презентаций для подачи учебного материала, метод проектов и компьютерное тестирование. Особую актуальность приобретают исследования методических возможностей, открывающихся при использовании информационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников.
Методическое обеспечение – инновационный учебно-методический комплект (ИУМК) включает поурочные планы и рекомендации для музыкального руководителя, а также рабочие тетради для воспитанников и обучающую компьютерную программу, содержащую все необходимые элементы для обеспечения полноценного учебного процесса, в том числе наглядные мультимедийные пособия, систему тестовых заданий, музыкальных викторин и игр. По каждой теме дополнительно имеется справочно-информационный материал.
В основу нашей практики положены методы компьютерной технологии, которые способствуют повышению интереса дошкольников к классической музыке и фольклору. Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной по своим возможностям обучающей машиной. Технические возможности персонального компьютера, как обучающего средства, позволили:
- активизировать воспитательно-образовательный процесс;
- повысить наглядность в подаче музыкального материала;
- сместить акценты от словесных представлений к практическим и наглядным действиям;
- повысить интерес дошкольников к музыкальным занятиям.
Использование КОП (компьютерных обучающих программ) позволяет нам познакомить дошкольников с разнообразием мира искусства: дети могут виртуально бродить по залам музеев, посещать театры, знакомиться с творчеством композиторов, слушать музыку и даже изучать нотную грамоту. Очевидно, что занятия с использованием мультимедиа-проектора и компьютера, обладают качественным преимуществом перед занятиями в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, проводимые на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), и стимулируют непроизвольное внимание детей, благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Помимо всего, новые информационные и коммуникационные технологии являются катализатором перехода к личностно-ориентированному обучению. Более перспективным нам представляется подход к организации таких ИКТ-технологий, как метод проектов, который предполагает проблемное обучение и обучение в сотрудничестве. Этот подход характеризуется следующими моментами:
- вовлеченность дошкольников в групповое обучение;
- метапредметность, реализованная при разработке учебного плана и содержания;
- интенсивный процесс коммуникации, общения дошкольников друг с другом;
- широкое использование самооценки, рефлексии при оценке эффективности учебной деятельности;
- выработка навыков критического мышления и развитие креативности.
Таким образом, в результате применения современных информационных технологий на музыкальных занятиях повышается качество обучения за счет:
- актуализации и визуализации информации;
- возможности проведения дискуссий на основе широкого информационного поля;
- выполнения групповых заданий;
- мониторинга уровня музыкального развития детей.
Опыт был обобщен на городском семинаре-практикуме музыкальных руководителей «Классическая музыка и дети» (февраль 2012 г.) и на областной научно-практической конференции по проблеме «Преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в современной информационной образовательной среде» (ноябрь 2012 г.)
Перспективу дальнейшего использования ИКТ-технологий мы видим в применении Интернета на музыкальных занятиях и интерактивного программного комплекса. Интерактивная доска позволит сделать обучение более наглядным, работать в режиме реального времени, повысит интерес детей к обучению, поможет педагогу развивать внимание, мышление и творческую самостоятельность детей. Сейчас идет подготовительная работа по открытию областной экспериментальной площадке, где мы смоем поделиться своим опытом работы с коллегами из разных городов нашего региона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современная информационно-образовательная среда: дошкольное образование.
В презенатции представлен обзор информационно-образовательной среды конкретной дошкольной образовательной организации...
Современная цифровая образовательная среда в музыкальном воспитании.
Образовательная среда в музыкальном воспитании....
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...
Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников, посредством использования современных педагогических технологий
Лэпбук – это средство закрепления и систематизации экологических представлений детей дошкольного возраста. (слайд 2)В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «кн...
Деловая игра «Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников посредством современных технологии дошкольного образования»
Деловая игра«Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников посредством современных технологии дошкольного образования»Цель: совершенствование профессиональных компетенций пед...
Статья из опыта работы МБДОУ "Д/с №18" "Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении"
Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении...
Практикум с презентацией на тему: «Современные технологии патриотического воспитания дошкольников посредством музыки»
Практикум с презентацией на тему: «Современные технологии патриотического воспитания дошкольников посредством музыки»...