Пути решения проблем сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями, и детей-инвалидов.
статья

Комсолева Валерия Дмитриевна

Аннотация: В статье рассматривается актуальность сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными проблемами и детей-инвалидов, а также задачи такой работы. Рассматриваются основные проблемы, препятствующие такому сотрудничеству, а также их причины и возможные последствия. Описываются пути и способы преодоления и решения описанных проблем в рамках сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными проблемами, а также детей инвалидов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nezhivaya_v.d._2021.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Неживая В. Д.

Организация, Челябинск

Пути решения проблем сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями, и детей-инвалидов.

Аннотация: В статье рассматривается актуальность сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными проблемами и детей-инвалидов, а также задачи такой работы. Рассматриваются основные проблемы, препятствующие такому сотрудничеству, а также их причины и возможные последствия. Описываются пути и способы преодоления и решения описанных проблем в рамках сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными проблемами, а также детей инвалидов.

Ключевые слова: дети-инвалиды, дети с особыми образовательными потребностями, социальная работа, сотрудничество.

Работе с родителями детей-инвалидов сегодня уделяется достаточно большое внимание, т.к. для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен и неизмеримо возрастает роль семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости, у него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ограниченными возможностями как активных членов общества.

Что же значит для педагогов и специалистов работать с семьями, где воспитываются дети с особыми образовательными потребностями и дети-инвалиды? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Наиболее оптимальным является понятие - «партнерство», оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. [2, с. 3-8]

Однако установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, социальный педагог, логопед, педагог- организатор, врач, др.) Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети-инвалиды, определим общую цель работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями в общество. Для достижения данной цели требуется решить ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку

Задачами в работе с такими семьями являются:

–  профилактика нарушений в развитии ребенка;

– профилактика перегрузок, режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;

– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.

Технология планирования и осуществления работы с семьей в общем виде выглядит следующим образом (каждое последующее действие вытекает из предыдущего):

1. Сбор первичной информации.

2. Исследование особенностей функционирования семьи.

3. Определение цели работы с семьей:

4. Конкретные действия по улучшению проблемной ситуации.

5. Определение временных рамок решения проблемной ситуации.

6. Этап завершения работы с данной проблемной ситуацией семьи.

Разумеется, описанная работа предполагает также преодоление ряда проблем, возникающих на пути успешного взаимодействия учителей и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями и детей инвалидов. Сюда относятся низкая осведомленность родителей о формах и методах работы с их детьми, путях их обучения и социализации; организационные проблемы различного рода; материальные сложности, возникающие у семей, поскольку нередко приходится работать с малоимущими и многодетными семьями. И, наконец, не все семьи готовы к плотному сотрудничеству с учителями и специалистами различного профиля. И это далеко не исчерпывающий список проблем, который часто приходится решать специалистам при работе с подобными семьями. [1, с.45]

Поскольку проблемы весьма разнообразны, различны и пути их решения. Начнем рассмотрение с путей преодоления низкой осведомленности родителей

Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы используются следующие организационные формы:

1. индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования. Сюда же относятся регулярные беседы, обучающее и этапное консультирование, посещение семьи. И сюда же отнесем индивидуальные занятия с детьми;

2. Групповые занятия с детьми, также тренинги для группы родителей, группы взаимопомощи и пр.

3. Коллективная работа, куда относятся различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, организация досуговых мероприятий и пр.

4. Наглядно-информационные мероприятия, такие как выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов, выставки книг по проблемам семейного воспитания и пр.

Для школьного социального педагога важно выяснить отношения ребенка и родителей, а также реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Здесь необходима чуткость социального педагога, современная семья и так переживает сегодня огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется больной ребенок – это сверхтяжелое испытание для родителей. Обычно в такой семье мать или отец работать не могут, это зачастую приводит к трагедии, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, становятся алкоголиками. Кроме помощи ребенку, нужно обращать свое внимание на родителей. Им часто помощь нужна нисколько не меньше, чем больному ребенку. Нужно убедить родителей искать выход из горя и направить все силы на их развитие. Нужно помочь найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок; это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества. [2, с.3-8]

 При работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, школьному социальному педагогу необходимо учитывать следующие моменты:

- обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;

- изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность ребенка с ограниченными возможностями, его интересов, потребностей;

- организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей с ограниченными возможностями и взрослых;

- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами;

- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями и их семей в органах законодательной и исполнительной власти; - накопление информации, связанной с нуждами клиентов;

- проведение социальных опросов, диагностических обследований;

- подготовка официальных запросов в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями;

- информирование государственных органов о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;

- ведение активной работы по пропаганде позитивного опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации. [6, с.25]

Рассмотрим теперь пути решения проблем, связанных с материальной стороной вопроса. Как уже отмечалось выше, часто дети — инвалиды и дети с особыми образовательными потребностями воспитываются в малоимущих и многодетных семьях. К работе с ними должны привлекаться социальные работники, которые могут организовать следующие виды возможной работы:

I. C малообеспеченными семьями:

- выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений;

- оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав и т.п.;

- направление в случае необходимости в службу психологической помощи;

- организация досуга и отдыха детей совместно с профсоюзными комитетами и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;

- оказание родителям помощи в трудоустройстве, помощь в устройстве на курсы, в центры для профессионального обучения или переобучения;

- трудоустройство несовершеннолетних;

- оказание содействия в организации совместного досугового общения и др.

II. С многодетными семьями:

- выявление и учет многодетных семей;

- определение основных проблем и потребностей;

- предоставление информации о пособиях и социальных льготах;

- помощь членам семьи в трудоустройстве, в контактах с общественными организациями;

- консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка;

- социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;

- организация благотворительных акций в пользу многодетных семей. [5, с.14-15]

Не всегда многодетная семья является малообеспеченной, однако им тоже необходимо оказывать помощь, поскольку при наличии в семье ребенка-инвалида или ребенка с особыми образовательными потребностями интересы остальных детей нередко ущемляются, им достается меньше внимания со стороны родителей, чьи силы сосредоточены по большей части на ребенке-инвалиде, который требует больше заботы.

Отдельно следует рассмотреть также и психологические проблемы у подопечных, с которыми неизбежно сталкивается специалист, а именно:

- переживание недоброжелательного отношения сверстников, чрезмерного внимания окружающих;

- явления госпитализма, т.к. больные часто находятся в больницах и санаториях длительный период;

- разлука с мамой, неполная семья (отцы часто оставляют такие семьи);

- психический травматизм в связи с лечебными процедурами (операциями) из-за несоответствия надежды ребенка на быстрое излечение и необходимостью длительной реабилитации;

- затруднения в процессе обучения из-за параличей, гиперкинезов, пространственных нарушений;

- сенсорная депривация при сопутствующих нарушениях зрения, слуха;

- неправильное воспитание по типу гиперопеки (приводит к формированию эгоцентричности, избалованности, застенчивости, эмоциональной незрелости). [4, с.13-14]

В связи с переживанием чувства неполноценности у ребенка возникают психогенные реакции, которые в случае гиперкомпенсации формируются в двух направлениях: пассивно-оборонительном и агрессивно-защитном. Принимать во внимание этот аспект специалистам необходимо, так же и нужно искать пути решения психологических проблем, индивидуально для каждого конкретного случая. Например, сексуальные интересы у детей с ДЦП проявляются рано, и девушки могут преувеличивать драматизировать свои привязанности. Компенсация может быть достигнута подбором заданий, позволяющих быть в центре внимания: игра в школьном театре и т.п.

Нельзя забывать и о такой проблеме детской инвалидности, как суицид, поскольку подросткам, остро переживающим свою физическую неполноценность, свойственны аутоагрессивные поступки. [4, с.13-14]

Необходима ранняя профориентация, позволяющая развивать двигательные способности в зависимости от выбранной профессии.

Только адекватное и своевременное проведение реабилитационных мероприятий может предотвратить патологическое формирование личности у детей-инвалидов, что будет способствовать более успешной их социальной адаптации.

Список использованной литературы:

1. Азарова Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы. Монография. М.: Контракт, 2014. 253 с

2. Западнова Н. Л. Качество жизни – основа социального благополучия семьи. Социальная работа. 2011. № 11. С. 3-8.

3. Кулагина Е.В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами. // СОЦИС, 2004, № 5.

4. Любушкина Т. Опыт социальной поддержки и реабилитации детей с ограниченными возможностями // Вопросы социального обеспечения. – 2006. – окт. - №19. – С.13-14

5. Палькина Л. Ф. Помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. // Журнал. Социальная работа. 2012. №6. С. 14-15.

6. Ткачева В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: Психология, 2006.  - 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации психолога родителям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями.

Понимание и принятие родителем  ребенка с особыми потребностями способствует раскрытию его потенциальных возможностей....

Характеристика семей имеющими детей с особыми образовательными потребностями

В статье подобран материал,  характеризующий семьи, имеющие детей с особыми образовательными потребностями. Данный материал будет полезен специалистам, работающим с детьми и семьями,  имеющи...

Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАБОТА С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Данный материал  будет полезен  специалистам работающим с семьями  детей с особыми образовательными. потребностями.   В работе    раскрыты такие  воп...

Социально-психологические проблемы семей воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями

Семья - это такой мир, в котором у ребёнка формируются представления об окружающем мире, мире людей, нравственные качества, первичные представления о характере межличностных отношений .Актуально...

Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями

Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями...

Консультация для родителей "Комплексное сопровождение родителей,воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями"

Консультация о том, как родители "принимали" диагнозы детей, с какими трудностями сталкивались родители ,что помогло им справится....