Развитие социальной уверенности у дошкольников
статья по теме

Материал из опыта работы воспитателя логопедической группы предлагается для всех, кого заинтересует эта тема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие социальной уверенности у дошкольников

Близнюк Т.Н., воспитатель МДОУ №14 «Ёлочка»

                                                       Самое прекрасное зрелище в мире

                                                       - это ребенок, уверенно идущий по

                                                       дороге жизни, после того как ты

                                                       показал ему путь.

                                                                                      Конфуций.

      Вся наша жизнь – это отношения. Мы находимся в отношениях везде: дома, в коллективе, в транспорте, даже если просто идем по оживленной улице. Порой отношения с одним единственным человеком могут сделать нас счастливыми или несчастными. Если страдают отношения – страдает жизнь в целом.

      Высокий уровень внутренней тревоги социально – неуверенных детей не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

      Малая общительность, неуверенность, застенчивость ребенка могут в дальнейшем закрепиться в таких нежелательных качествах, как чрезмерная робость, нерешительность, безынициативность, слепое подражание тому, кто уверенно взял инициативу в каком либо деле.

      Одной из своих задач я вижу – формирование у детей уверенности в себе, в своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающим.

       Наша группа – разновозрастная. Ежегодно в группу вливаются новые дети, следовательно, к работе по изучению состояния детской неуверенности мы приступаем в начале каждого учебного года. Кроме собственных наблюдений я изучаю мнение родителей и всех педагогов, работающих с нашими детьми. С этой целью я предлагаю ряд характеристик детей, из которых они могут выбрать соответствующую особенностям данного ребенка. Например: «ребенок общителен со взрослыми и детьми; не очень общительный; не идет на контакт с незнакомыми взрослыми и детьми; любит играть один; умеет организовать игру; конфликты возникают, но редко; обидчивый; уверенный» и т.д.

      В результате работы сложилась система педагогических воздействий по преодолению неуверенности у детей:

  1. Доброжелательное, доверительное отношение к ребенку (доверие вызывает эмоциональный отклик ребенка, стимулирует развитие);
  2. Эмоциональная поддержка детей (одобрение взглядом, улыбкой, шуткой, стимулирующие оценки типа «Знаю, у тебя получится», «Уверенна, ты это сможешь» и т.д.);
  3. Фиксация внимания на положительных сторонах личности ребенка;
  4. Оцениваю ребенка только с самим собой, а не с другими;
  5. Разновозрастная группа дает прекрасную возможность использовать такой прием, как превращение из обучаемого в обучающего – ребенок может выполнить роль организатора на занятиях, в играх, режимных моментах;
  6. Вариативность заданий, которые предлагаются детям уменьшают вероятность ошибки ребенка, формирует у детей адекватную самооценку (у неуверенных детей она часто занижена);
  7. Раскрепощение жизни детей в детском саду (на прогулках дети могут общаться с детьми разных групп; во время адаптации ребенок может поиграть в той группе, откуда пришел к нам, или пригласить детей к себе);
  8. К работе по преодолению неуверенности у детей привлекаю родителей (Разъясняю важность решение данной проблемы, составляем совместные программы действий).

     Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослого – помочь разобраться в сложном мире взаимоотношений. А мое назначение – помочь родителям построить их общение с детьми таким образом, чтобы всем оно доставляло удовольствие, удовлетворение и радость.

      Для этого проводятся индивидуальные беседы с родителями, где их знакомят с возможными причинами, вызывающими состояние неуверенности: авторитарность взрослых (дети в таких семьях мало активны, менее самостоятельны в выборе, для них характерна покорность взрослым, а с детьми они часто проявляют агрессию);  завышенные требования со стороны взрослых;  частые упреки, вызывающие чувство вины (« мне стыдно за тебя»), придирчивость;  Частые запреты или равнодушная вседозволенность; неаргументированность оценок со стороны взрослых; низкий уровень умений и навыков детей в отдельных видах деятельности и т.д.

      Для нормального развития детей им необходимо постоянно чувствовать любовь и доброжелательность со стороны родителей. Любовь можно проявлять по-разному: делать детям подарки без всякого повода, обнимать, целовать их. Очень важно говорить им о своей любви. Но многие родители жалуются, что не умеют проявлять свои чувства, демонстрировать свою любовь. Нашим родителям я предложила для примера более пятидесяти комплиментов: ты очень умный; ты замечательный рассказчик; я зная, ты сделаешь это; у тебя – замечательная фантазия; ты – совсем взрослый; я уважаю твое мнение; я горжусь тобой; ты мне очень дорог и т.д.

      Думается, что родители найдут и другие поощрительные слова. Главное, чтобы слова сопровождались улыбкой и теплым взглядом.

      В своей работе с родителями я использую папку с рекомендациями по развитию у детей социальной уверенности «Подсказки для родителей».

      Условия жизни заставляют нас использовать не только традиционные, но и искать другие подходы к решению данной проблемы.

     Одной из интересных форм, на мой взгляд, является ведение личных дневников каждого ребенка, где отражаются его интересы, его высказывания и многое другое.

      Вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми, дошкольник делает для себя новое открытие, что он не такой, как все. Эти различия он видит в половой принадлежности, в особенностях своей внешности, отношении к окружающему миру.  На странице дневника «День рождения», дети высказывают предположения – Откуда я появился? На кого и чем похож? Ребенок сравнивает отпечаток новорожденного и свой, делает вывод, как он вырос. Дети рисуют свой дом, рассказывают о своей семье. Те дети, которые раньше молчали, не могут остановиться, рассказывая о своем любимом мультфильме, о своем котенке и т.д.

      Страницу « Имя ребенка» заполняют его родители, отвечая на мои вопросы: Как выбирали имя ребенку, Кто из родственников носит или носил это имя, Знаменитые люди с данным именем, как ребенка называют дома.

      Очень важно помочь ребенку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими. Детям предлагаются следующие темы: Мои занятия, Мои успехи, Я умею, я хочу научиться. У ребенка возникает чувство гордости, когда он рассказывает, что научился пылесосить, резать картошку настоящим ножом, писать и т.д.

     С детьми  мы часто мечтаем. Ведь мечтать – значит верить в себя, и не бояться неудачи. Дети рассказывают, какую профессию выберут, когда станут взрослыми; Рисуют дом мечты; Рассказывают о том, сколько у них будет детей, что они будут им разрешать и запрещать; Что купят на первую зарплату.

     Часто у неуверенных детей вызывает затруднение назвать себя по имени, назвать себя ласково. Дети нашей группы раскрашивают солнце и рассказывают, какие они «В лучах солнца». Сначала это им дается с большим трудом. Но, постепенно, замечая доброжелательное, доверительное отношение к себе, они раскрепощаются.   Рассказывают о себе, что они -  умные, сильные, красивые, добрые, внимательные, ласковые, веселые, лучшие…  

      Зачастую социально – неуверенные дети не могут выразить словами свое эмоциональное состояние. Большие возможности для развития и раскрепощения личности и проявления яркой индивидуальности дают самостоятельные занятия: «Рисование своего портрета с разными эмоциями». Дети откликаются на просьбу закончить фразы: Мне весело, когда; Я радуюсь, когда; Мне стыдно; Мне грустно…

     Моя совместная деятельность с детьми направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. Дети отвечают на такие вопросы: Мои лучшие друзья; Как иметь много друзей? Почему люди ссорятся, даже если любят друг друга? Как лучше мириться?

      Понимая трудности неуверенных  детей, мы проявляем особый такт в отношении к ним, снимаем, всеми возможными средствами, отрицательное напряжение, чувство дискомфорта. И формируем правильное отношение к самому себе, окружающим детям и взрослым.

      Ведь каждый ребенок обладает уникальным, бесценным, гигантским потенциалом и способностью достичь всего, что только пожелает. Обыкновенных людей не бывает, главное – быть собой, и не бояться отличаться от других. Задача взрослого  - научить этому ребенка.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для старшей группы "Развитие социальной уверенности у дошкольников. Путешествие на планету Барбарелла"

Одна из важнейших задач пелагога-формирование у детей уверенности в себе и в своих силах,а так же позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Именно поэтому я стараюсь помочь ребенку приобрести...

Методический семинар "Развитие социальной уверенности у дошкольников."

Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное в...

«Развитие социальной уверенности у дошкольников».

Опыт работы по проекту  «Маленькими шагами в большой мир», он направлен на обучение детей способам избавления от негативных проявлений, таких как грубость, эмоциональная глухота, враждебност...

Опыт работы по проекту «Развитие социальной уверенности у дошкольников».

Проект,  «Маленькими шагами в большой мир» направлен на обучение детей способам избавления от негативных проявлений, таких как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, агрессия....