Опыт работы по проекту «Развитие социальной уверенности у дошкольников».
методическая разработка (старшая группа) на тему
Проект, «Маленькими шагами в большой мир» направлен на обучение детей способам избавления от негативных проявлений, таких как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, агрессия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_o_prodelannoy_rabote.docx | 128.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по проекту «Развитие социальной уверенности у дошкольников».
Автор: воспитатель Путенко Надежда Корнеевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №8 города Боготола.
Дата создания: май 2015год.
Подготовительная к школе группа «Звёздочка».
Фотоальбомы:
https://ok.ru/mbdou8svet/album/51833958957190 «Решили вырастить цветы».
https://ok.ru/mbdou8svet/album/52486715801734 «Наши опыты».
https://ok.ru/mbdou8svet/album/52249573326982 «Я и природа».
https://ok.ru/mbdou8svet/album/51745204535430 «Опыты с водой».
https://ok.ru/mbdou8svet/album/51898148716678 «Изучаем весенние
цветы».
https://ok.ru/mbdou8svet/album/52101166071942 детско-родительские рисунки «Я - молодец!».
Наблюдая за детьми в период их адаптации к условиям группы, с тревогой отметила, что многие из них испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: это дети суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, замкнутые, конфликтные, дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью. Поэтому у данных детей на лицо проблемы общения, как с детьми, так и с взрослыми.
Известно, что развитие, становление личности человека, как полноценного члена общества происходит в тот период жизни, который называется детство. Для того чтобы быть успешным в современном обществе дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с детьми и взрослыми, проявлять толерантность. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Это и определило тематику моей работы с детьми на 2014 - 2015 учебный год. И сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты опыта работы по теме «Развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста».
Я разработала проект, который назвала «Маленькими шагами в большой мир», он направлен на обучение детей способам избавления от негативных проявлений, таких как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, агрессия.
Мною была поставлена цель: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей. И задачи: развивать у детей в процессе общения, их социальные способности и навыки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Предоставлять каждому ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать стиль поведения адекватный той или иной ситуации, совершенствовать социальную компетентность.
Первоначально изучила работы исследователей Л.И. Божович, В. Килпатрик, современные инновационные технологии, такие как: Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»; Данилина Т. А., Стёпина Н. М. «В мире детских эмоций»; Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»; Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению»; Панфилова М. А. «Игротерапия общения»; Рылеева Е. В., «Вместе веселее! »; Саранская О. Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить! »»; Семенака С. И. «Уроки добра»; Шипицына Л. М. «Азбука общения»; Яковлев В. И., «Психолого-педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей старшего дошкольного возраста» и многие другие.
На основе изученных технологий наметила перспективный план реализации проекта. Основной проект «Развитие социальной уверенности у дошкольников» разделила на мини - проекты:
Ноябрь - «Знакомьтесь - это я!». Цель - формирование самооценки и представлений ребенка старшего дошкольного возраста о себе, оценка самого себя (своей внешности, особенностей, личностных качеств), чувства, мысли человека по отношению к самому себе, уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Декабрь - «Я и все, кто вокруг меня». Цель - развитие умения воспринимать сверстников, взрослых, формирование социальных навыков детей.
Январь - «Дружба - это хорошо». Цель - формирование нравственных качеств ребенка: взаимопонимания, уступчивости, взаимопомощи и доброжелательных дружеских отношений между детьми.
Февраль - «Мир эмоций». Цель - знакомство ребенка с многообразием мира эмоций, научить его распознавать связь между эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние. Формирование эмоциональной стабильности и социализация эмоции дошкольников.
Март - «Мы познаём мир с помощью органов чувств». Цель- совершенствование деятельности органов чувств у детей и осознание себя, своих ощущений и своих взаимоотношений с миром через обогащение сенсорного опыта.
Апрель и май - « Я и природа». Цели - создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента; развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.
Ежемесячно составляла сетку мероприятий по реализации проекта на каждый день. Мною были разработаны и успешно внедрены в работу: конспекты деятельности, нравственно-этических бесед, наблюдений, опытов, игровых ситуаций по формированию социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольников. Создана картотека коммуникативных, эмоциональных, подвижных игр и упражнений направленные на сближение детей друг с другом, для тревожных, агрессивных детей, для развития их способностей.
Ежедневно проводила с детьми беседы - пятиминутки или мимические и пантомимические упражнения: «Тренируем эмоции» (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса, «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения включала (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в ритуал начала занимательной деятельности, заключительную часть или физкультминутку. Использовала обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них. Систематически вовлекала детей в обсуждение межличностных конфликтов, поощряя их попытки разрешать конфликт без применения силы, а с помощью высказываний своих мыслей и чувств. Для анализа поведения конфликтовавших детей использовала аналогичное поведение сказочных персонажей; привлекая в совместные игры разных детей, создавала ситуацию успеха для каждого ребенка.
Проект ориентирует педагога на необходимость выстраивания целостного воспитательно-образовательного процесса на основе партнёрства и сотрудничества с семьей. Понимая, что работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия с родителями, постоянно держала их в курсе событий, очень важно, чтобы они знали основные цели и задачи проекта, осознали значение социально - личностного развития для всей последующей жизни ребенка. Используя разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, подобрала и оформила информационные листы, папку - передвижку с педагогическими советами. Провела анкетирование родителей и выяснила, чьих детей можно отнести к категории эмоционально неблагополучных, замкнутых и тревожных. Обратила внимание, что родители, общаясь с ребенком, предъявляют требования лишь к нему, но не к себе. Чтобы исправить это, проводила индивидуальные и коллективные консультации, беседы, побуждая родителей заботиться об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживать, подбадривать, помогать поверить в свои силы и возможности). Просила уважать интересы ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливать с детьми доверительные отношения. Настраивала взрослых, уважительно относятся к интересам, к вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде). Таким образом, внимание родителей привлечено к совместному решению проблемы и совершенствованию коммуникативных умений самих взрослых.
Проект дал материал для проведения увлекательных праздников, развлечений, экскурсий, игр, путешествий и интересных встреч; создание родителями поделок с участием детей; выставка семейных рисунков; родители заучивали с ребёнком стихотворения на различные темы, помогали оформить рисунками.
Подводя итоги проведённой работы, отмечаю, что предполагаемый результат проекта выполнен. Дети стали дружными, добрыми, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей, они научились самостоятельно разрешать конфликты, стали больше дружно играть. У большинства детей сформировались основные умения, составляющие основу коммуникативной компетентности.
Отмечена положительная динамика в развитии эмоциональной сферы детей старшей группы (снижение агрессии). Думаю, что наши дети смогут своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе. Это поможет им в дальнейшей жизни.
Работая по этому проекту, выработала для себя следующие правила:
- Не следует называть ребёнка застенчивым, баловным, трудным и т. п. в его присутствии.
- Задав вопрос или предложив ребёнку участвовать в групповом мероприятии, всегда надо дождаться его реакции и только исходя из этого, применять соответствующие действия (уговоры, стимулирование, выяснение причины отказа и т.п.).
- Если ребёнок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя: «Посмотри, чтобы никто друг друга не обижал».
- Если ребёнок делает что - то лучше других, предлагаю ему научить других детей. Важно подбадривать и хвалить ребёнка, отмечая все его достижения.
- Читая сказки, чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами, обязательно дождитесь от него ответа.
- Нельзя заставлять ребёнка общаться с другими детьми, если он этого не желает.
- Если видите, что сверстники игнорируют или обижают ребёнка, надо самим включиться в игру, корректировать её и направлять.
- В работе с детьми надо быть справедливым, сдержанным и принимать их такими, какие они есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для старшей группы "Развитие социальной уверенности у дошкольников. Путешествие на планету Барбарелла"
Одна из важнейших задач пелагога-формирование у детей уверенности в себе и в своих силах,а так же позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Именно поэтому я стараюсь помочь ребенку приобрести...
Методический семинар "Развитие социальной уверенности у дошкольников."
Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное в...
Развитие социальной уверенности у дошкольников
Материал из опыта работы воспитателя логопедической группы предлагается для всех, кого заинтересует эта тема....
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ аМЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
Выступление с обобщением из опыта работы,...
«Развитие социальной уверенности у дошкольников».
Опыт работы по проекту «Маленькими шагами в большой мир», он направлен на обучение детей способам избавления от негативных проявлений, таких как грубость, эмоциональная глухота, враждебност...
Проект «Развитие социальной уверенности дошкольников».
Материал будет полезен для педагогов ДОУ при организации работы по созданиюусловий для самопознания ребенка, правильного эмоционального развития, пробуждения в нем добрых чувств, стремления к сотрудни...