Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие социальной уверенности у дошкольников"
консультация
консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sotsialnoy_uverennosti_konsulttatsiya.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Консультация предназначена для старших воспитателей ДОУ. Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребенка с другими людьми, в частности, с педагогом и родителями. Прежде чем педагог научит этому ребенка, ему необходимо систематизировать то, что он сам знает. Социально неуверенные дети – дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром Социальная неуверенность – это дисгармоничное взаимодействие ребёнка с социумом. Однако на первое место ставим неумение гармонично взаимодействовать с самим собой, т.к. неумение взаимодействовать с социумом – фактически следствие неумения взаимодействовать с самим собой. Социальные проблемы порождаются внутри маточными проблемами. В педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, конформность, аутичность, т.е. как гипоактивность. Если же неуверенность понимать на глубинном личностном уровне как неуверенность в самом себе, своей уместности в социуме, как конфликт в самом себе, свей уместности в социуме, как конфликт индивидуального и социального, то её проявлением может быть и гиперактивность в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – гиперактивность и гипоактивность – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Это разделение носит условный характер. Даже гипоактивные дети часто могут проявлять агрессивность, но с методологической точки зрения, гиперактивность в агрессивной форме следует выделять в самостоятельный вид проявления социальной неуверенности. Одна из важнейших задач педагога – валеологоформирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Ребёнок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат. Именно поэтому мудрые родители и педагоги стараются помочь ребёнку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребёнка (затем у взрослого человека) формируется осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это даёт социальноуверенное поведение, социально – компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях. Если ребёнок не получает любви и психологического благополучия, то он испытывает негативные переживания, осознавая их, что отражается на его развитии. Ребёнок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он не дополучает её по какому – либо каналу, это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью. Для педагогов очевидно, что самооценка ребёнка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяет его поведение и успеваемость. Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше ориентироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительную Я – концепцию, которая определяется тремя факторами: 1 – чувством собственной значимости; Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем возрасте – это семья. Всякая деятельность имеет определённую цель. Способность ребёнка достичь её даёт уверенности в своих силах. Успех приводит к осознанию собственной компетенции. Ребёнок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка – отражённая оценка социума – таков его и социальный статус, Возможность взаимодействовать с социумом, т.е. по сути таково его психическое здоровье. Отклонения от оптимального взаимодействия с самим собой, с социумом, вызывают социально неуверенное поведение – это путь к нездоровью. Основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребёнка На вербальном уровне:
На невербальном уровне:
На уровне социальных контактов:
Особенности педагогической технологии работы с детьми Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребёнка с другими людьми. Эффективность такого взаимодействия зависит от социальных способностей и навыков, которые дают ребёнку возможность выбрать свой способ самоутверждения и самовыражения. Всю работу с детьми можно условно разделить на 2 направления. Основы социального взаимодействия I – социальные способности:
II – социальные навыки:
Положительная «Я-концепция» предполагает доверие к себе, которое рассматривается как чувство уверенности в его поведении. Социально – уверенный ребёнок верит в свой успех и положительный результат при решении задач. Если ребёнок доверяет себе, то он уверен в достижении положительного результата. Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему, умение видеть, слышать, чувствовать другого, умение понимать и сопереживать ему. Установление контактов – это устанавливать связь, объединяться, договариваться, обращаться с просьбой, излагать своё мнение, слушать другого, дискутировать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для старшей группы "Развитие социальной уверенности у дошкольников. Путешествие на планету Барбарелла"
Одна из важнейших задач пелагога-формирование у детей уверенности в себе и в своих силах,а так же позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Именно поэтому я стараюсь помочь ребенку приобрести...
Методический семинар "Развитие социальной уверенности у дошкольников."
Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное в...
Развитие социальной уверенности у дошкольников
Материал из опыта работы воспитателя логопедической группы предлагается для всех, кого заинтересует эта тема....
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ аМЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
Выступление с обобщением из опыта работы,...
Консультация для воспитателей. Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников.
Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников....
Консультация для воспитателей. Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников.
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные ...