Конспект занятия "Семейный оберег" для родителей дошкольников
план-конспект занятия по теме

Никологорская Екатерина Александровна

 

Мягкая, нежная, уютная тряпичная кукла, сделанная добрыми руками мастерицы, наполненная ее материнскими чувствами, приносит в дом и в детство ребенка душевное тепло и добрые чувства. В этом — главное сохранение древних традиций создания рукотворных кукол.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие с родителями и их детьми «Семейный оберег»

приуроченное к  празднику «День семьи-2013»

Цель:

-пропагандировать сохранение семейных ценностей

-прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного   художественного творчества через изготовление кукол.

Ход занятия

На столе стоит корзинка, накрытая тканью. Педагог приветствует гостей. Загадывает загодку:

В корзину я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? (кукла)

Демонстрация тряпичных кукол:

Ой, вы, куколки-игрушки,

Сувенирчики мои!

Мы их делали, старались,

Что б вы довольными остались

К нам поближе вы садитесь,

Старинному ремеслу учитесь!

После этих слов педагог предлагает всем сесть за стол и начинает показывать куколок, доставая их из корзины.

Оберег для малышей-

Куколка «Кувадка»-

От злого глаза ворожей

Повесьте у кроватки!

Кукла эта «День и ночь»

Всю беду прогонит прочь!

Днём «Белая» дом сторожит,

Ночью «Синяя» за ним приглядит!

Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком,

А играй с этой куколкой

Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить сувениром и подарком к празднику.

Мастерица (как правило, сама мама или бабушка) создавая тряпичную куклу, думает о том ребенке, к которому кукла попадет в руки. И, конечно, она желает ему добра и здоровья, мысленно посылает ему добрые чувства вместе с доброй тряпичной куклой, сделанной ее искусными и добрыми руками.

Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись

Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Кукле пришивали косу. А вот лицо не делали – она оставалась «безликой». «Безликость» – следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики, брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое

В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости: сам процесс изготовления приносит радость; работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности; при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук; изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли;

застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.

 Мы с вами сегодня тоже попробуем сделать оберег для своей семьи. Выполним его на основе свадебной куклы «Неразлучники», как символ крепкого семейного союза.

Практическая часть – выполнение тряпичной куклы. Схема изображена в приложении. О время выполнения куклы рассказывать о особенности выполнения тряпичных кукол.

Современные мастерицы делают тряпичных кукол так же, как их делали в крестьянской семье матери, бабушки, старшие сестры — из натуральных тканей, с простой, но разнообразной конструкцией, с деликатным обликом и особой образностью. Но главное, как и много лет назад, мастерицы делают кукол с любовью, с добрыми мыслями и нежными чувствами!

Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Итак наши куколки готовы  давайте полюбуемся ими. Теперь в ваших домах появится свой оберег, который будет защищать ваши семьи от трудностей и неприятностей. Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись. Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья. Мягкая, нежная, уютная тряпичная кукла, сделанная добрыми руками мастерицы, наполненная ее материнскими чувствами, приносит в дом и в детство ребенка душевное тепло и добрые чувства. В этом — главное сохранение древних традиций создания рукотворных кукол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и родителей, Тема: «Мы вместе».

Цель: Создание положительного эмоционального настроя родителей и детей ОВЗ. Обучение родителей и детей с ОВЗ телесно-ориентированным приемам, навыкам регуляции и саморегуляции. Содействовать повышению...

Конспект интегрированной образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ и родителей, группы со сложными дефектами. Тема: «Смешарики на дороге».

Цель: Закреплять знания о правилах дорожного движения. Создание положительного эмоционального настроя родителей и детей ОВЗ, тренировка навыка социального общения детей и родителей. Задачи:1.Закр...

Конспект беседы с родителями «Воспитание культуры общения у дошкольников»

Форма проведения: традиционное собрание.Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного...

Конспект встречи с родителями на тему: "Дошкольник и профессия" (подготовительная группа)

В данной статье представлен опыт ознакомления родителей с проблемой ранней профориентации дошкольников в форме встречи с интересными людьми и мастер – класса....

Конспект консультации для родителей по вопросам воспитания здорового ребенка Тема: «Нетрадиционные способы оздоровления дошкольников»

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются главной задачей для  взрослых.Детский организм, вследствие свойствен...

Конспект консультации для родителей дошкольников c ОВЗ по теме «Заниженная самооценка: причины и пути коррекции»

Данный материал поможет воспитателю провести консультацию у родителей дошкольников c ОВЗ с заниженной самооценкой, тем самым повысить компетентность родителей в вопросах развития адекватной самооценки...