Конспект занятия "Семейный оберег" для родителей дошкольников
план-конспект занятия по теме
Мягкая, нежная, уютная тряпичная кукла, сделанная добрыми руками мастерицы, наполненная ее материнскими чувствами, приносит в дом и в детство ребенка душевное тепло и добрые чувства. В этом — главное сохранение древних традиций создания рукотворных кукол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие с родителями дошкольников "Семейный оберег" (Тряпичные куклы) | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с родителями и их детьми «Семейный оберег»
приуроченное к празднику «День семьи-2013»
Цель:
-пропагандировать сохранение семейных ценностей
-прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества через изготовление кукол.
Ход занятия
На столе стоит корзинка, накрытая тканью. Педагог приветствует гостей. Загадывает загодку:
В корзину я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? (кукла)
Демонстрация тряпичных кукол:
Ой, вы, куколки-игрушки,
Сувенирчики мои!
Мы их делали, старались,
Что б вы довольными остались
К нам поближе вы садитесь,
Старинному ремеслу учитесь!
После этих слов педагог предлагает всем сесть за стол и начинает показывать куколок, доставая их из корзины.
Оберег для малышей-
Куколка «Кувадка»-
От злого глаза ворожей
Повесьте у кроватки!
Кукла эта «День и ночь»
Всю беду прогонит прочь!
Днём «Белая» дом сторожит,
Ночью «Синяя» за ним приглядит!
Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком,
А играй с этой куколкой
Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить сувениром и подарком к празднику.
Мастерица (как правило, сама мама или бабушка) создавая тряпичную куклу, думает о том ребенке, к которому кукла попадет в руки. И, конечно, она желает ему добра и здоровья, мысленно посылает ему добрые чувства вместе с доброй тряпичной куклой, сделанной ее искусными и добрыми руками.
Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись
Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Кукле пришивали косу. А вот лицо не делали – она оставалась «безликой». «Безликость» – следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики, брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости: сам процесс изготовления приносит радость; работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности; при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук; изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли;
застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.
Мы с вами сегодня тоже попробуем сделать оберег для своей семьи. Выполним его на основе свадебной куклы «Неразлучники», как символ крепкого семейного союза.
Практическая часть – выполнение тряпичной куклы. Схема изображена в приложении. О время выполнения куклы рассказывать о особенности выполнения тряпичных кукол.
Современные мастерицы делают тряпичных кукол так же, как их делали в крестьянской семье матери, бабушки, старшие сестры — из натуральных тканей, с простой, но разнообразной конструкцией, с деликатным обликом и особой образностью. Но главное, как и много лет назад, мастерицы делают кукол с любовью, с добрыми мыслями и нежными чувствами!
Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Итак наши куколки готовы давайте полюбуемся ими. Теперь в ваших домах появится свой оберег, который будет защищать ваши семьи от трудностей и неприятностей. Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись. Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья. Мягкая, нежная, уютная тряпичная кукла, сделанная добрыми руками мастерицы, наполненная ее материнскими чувствами, приносит в дом и в детство ребенка душевное тепло и добрые чувства. В этом — главное сохранение древних традиций создания рукотворных кукол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и родителей, Тема: «Мы вместе».
Цель: Создание положительного эмоционального настроя родителей и детей ОВЗ. Обучение родителей и детей с ОВЗ телесно-ориентированным приемам, навыкам регуляции и саморегуляции. Содействовать повышению...
Конспект интегрированной образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ и родителей, группы со сложными дефектами. Тема: «Смешарики на дороге».
Цель: Закреплять знания о правилах дорожного движения. Создание положительного эмоционального настроя родителей и детей ОВЗ, тренировка навыка социального общения детей и родителей. Задачи:1.Закр...
Конспект беседы с родителями «Воспитание культуры общения у дошкольников»
Форма проведения: традиционное собрание.Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного...
Конспект встречи с родителями на тему: "Дошкольник и профессия" (подготовительная группа)
В данной статье представлен опыт ознакомления родителей с проблемой ранней профориентации дошкольников в форме встречи с интересными людьми и мастер – класса....
конспект взаимодействия с родителями во 2 мл.гр на тему "Сенсорное развитие дошкольников в домашних условиях"
Предлагаю конспект родительского собрания во 2 мл.гр....
Конспект консультации для родителей по вопросам воспитания здорового ребенка Тема: «Нетрадиционные способы оздоровления дошкольников»
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются главной задачей для взрослых.Детский организм, вследствие свойствен...
Конспект консультации для родителей дошкольников c ОВЗ по теме «Заниженная самооценка: причины и пути коррекции»
Данный материал поможет воспитателю провести консультацию у родителей дошкольников c ОВЗ с заниженной самооценкой, тем самым повысить компетентность родителей в вопросах развития адекватной самооценки...