Психологическое исследование
статья на тему
Тема: «Сравнительны анализ мотивации у подростков разных этнических групп (напримере художественно-эстетической деятельности)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_issledovanie.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое исследование
Тема: «Сравнительны анализ мотивации у
подростков разных этнических групп (напримере
художественно-эстетической деятельности)».
Провела:
Педагог психолог МАДОУ № 217
Е.А. Хорват
Введение
Актуальность. Проблематика личности представляет одну из самых изучаемых областей психологического знания. Это связанно с тем, что личность представляет собой структуру, которая характеризуется, прежде всего, своей направленностью и определяет весь строй психической жизни человека. В структуре личности мотивация занимает особое место, являясь движущей силой поведения человека. Она связанна с такими структурными образованиями личности как характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы. Мотивация-это внутренняя детерминация деятельности личности и ее поведения, которая может быть обусловлена и внешними раздражителями, окружающей средой. Но внешняя среда воздействует на человека физически, тогда как мотивация-процесс психический, преобразовывающий внешнее воздействие во внутреннее побуждение. Ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К числу ведущих мотивов личности относятся мотив достижения успехов и мотив избегание неудачи. Мотивация достижения является одним из видов мотивации, которое определяет творческое отношение человека к деятельности и влияет как на характер, так и на качество и результат этой деятельности.
В 20-х гг.ХХ века в психологии стали появляться концепции и теории мотивации личности. В настоящее время существуют различные подходы к мотивации как психическому явлению: как совокупность факторов, определяющих поведение и деятельность человека, как совокупность мотивов, как побуждение, вызывающее активность организма и определяющие ее направленность.
Изучение и формирование мотивации подростка следует рассматривать как проникновение в глубинные закономерности становления его как личности и как субъекта деятельности. Формирование мотивации подростка к деятельности заключается в создании условий для появления внутренних побуждений (мотив, цель, эмоции), их осознании и в дальнейшем саморазвития им своей мотивационной сферы. Педагог стимулирует развитие мотивации подростка системой психологических приемов.
Особый интерес возникает к проблеме мотивации подростков к художественно-эстетической деятельности, которая формирует художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, раскрывает и развивает творческий потенциал личности.
Современная ситуация в нашем обществе, культуре и науке обусловила переориентацию в предмет философского и педагогического знания с парадигмы: общество – личность на парадигму: человек-человечество. Парадигма человек-человечество предполагает, что объектом воспитания и субъектом развития оказывается человек как единство генетического и культурного, биологического и социального, а не только, традиционно интерпретируемая в марксистской науке как совокупность общественных отношений. Приоритет общечеловеческих ценностей связан с широким и более универсальным пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве. Как раз в условиях эстетического воспитания, в отличии от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.
Объектом данной работы является мотивация успеха и боязни неудач у подростков.
Предметом выступает мотивация успеха и боязни неудач у подростков разных этнических групп.
Цель данной работы - выявить отличия в мотивации успеха и боязни неудач у подростков разных этнических групп.
Задачи работы:
1.Провести анализ теоретических положений, лежащих в основе проблемы мотивации;
2.определить методики и процедуры исследования;
3.провести сравнительный эксперимент;
4.сделать анализ полученных результатов;
5.сформулировать выводы исследования.
Гипотеза исследования – имеются различия в мотивации успеха и боязни неудач у подростков разных этнических групп.
Исследование поводилось на базе двух хореографических ансамблей:
«Счастливое детство» (г.Казань, Россия) и «Теблаб» (г.Будапешт, Венгрия).
Российская группа испытуемых была представлена 30 подростками в возрасте от 14 до 16 лет. Венгерская группа испытуемых была представлена 28 подростками в возрасте от14 до 16 лет.
В данной работе были использованы следующие методы исследования:
1.теоретическое изучение проблемы;
2.экспериментальное исследование;
3.психодиагностика;
4.математическая обработка результатов;
5.анализ и интерпретация результатов проведенного исследования.
Для проведения исследования были подобраны психодиагностические методики: 16-факторный опросник Р.Кеттела, тест А.А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудач», модифицированный восьмицветовой тест Люшера.
Научно-теоритической базой работы является концепция эстетической деятельности Е.Н. Торшиловой и Т.В. Морозовой, в основе которой лежат взгляды А.Б. Бакушинского, В.А. Фаворского, Б.М. Тешюва, Б.П. Юсова на природу этнических способностей, принципы творческого развития личности, учащихся В.Г. Ражникова, З.Я. Корогодского, теоретические подходы к мотивации как направленности активности личности (М.В.Матюхина).
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы, полученные в результате поведенного исследования, могут быть интересны и полезны как психологам, так и специалистам, работающим с подростками в различных сферах деятельности.
Новизна работы определенна в тем, что представлен сравнительный анализ мотивации у подростков разных этнических групп.(на примере художественно-эстетической деятельности).
Эстетическая деятельность - это духовно-практическая, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью деятельности является гармонизация себя, мира и своих отношений с миром.
Теперь некоторая аргументация в пользу такой концепции эстетической, которая достаточно распространена в зарубежной эстетике и искусствознании, а в нашей стране считалась формалистической. Всегда декларировалось, что ориентация в искусстве на форму ведет к его деидеологизации, что, в общем, справедливо, а значит, к бессмыслице, что несправедливо вовсе. Что касается представлений об эстетической деятельности, то помимо отнесения ее к исторически привычным для нового времени видам искусства, она вообще до 60-х гг. XX века не принималась в расчет. Мы же говорим о форме вообще и о деятельности формообразования, мыслительной, интуитивной, чувственной и материальной, во всех направлениях жизнедеятельности человека, а также о формообразующих аспектах как универсальной характеристике всех видов художественной деятельности. Такая деятельность по формообразованию, внутри художественной деятельности или вне её границ, и является эстетической деятельностью.
Российский хореографический ансамбль «Счастливое детство» (РТ, г. Казань)
В ноябре 1978 года в ДК им. Х-летия ТАССР образовался хореографический ансамбль «Счастливое детство», руководителем которого на протяжении 30 лет является С.В. Ишкузина. Концертная деятельность творческого коллектива началась с 1979 года. Сегодня репертуар ансамбля разнообразен. Он включает в себя танцы народов мира: татарские, русские, еврейские, башкирские, цыганские, украинские, молдавские. Участники ансамбля танцуют современные танцы, детские сюжетные композиции и картинки. Дети приходят в коллектив в возрасте 4-6 лет и занимаются в одном центре до 20 лет. В настоящее время в ансамбле обучается 493 воспитанника. Многие участники коллектива стали студентами факультета хореографии Казанского государственного университета культуры и искусств.
Высокое мастерство подтверждается многочисленными наградами, полученными на фестивалях и конкурсах различного уровня.
За 30 лет своего существования ансамбль становился 5 раз обладателем Гран-при в Международных конкурсах, 25 раз Лауреатами и Дипломантами Международных фестивалей, более 20 раз Всероссийских фестивалей и 20 раз победителями Республиканских фестивалей.
Приоритетными направлениями в деятельности ГУДЦ «Счастливое детство» являются:
- творческое развитие личности путем реализации программы дополнительного образования по хореографии;
- сохранение и развитие национальных танцевальных традиций.
Теблаб» – венгерский хореографический ансамбль (Венгрия,
г. Будапешт)
«Теблаб» – это хореографический ансамбль, который был основан в 1999 году в городе Будапеште. В настоящее время в ансамбле искусству танца обучаются более 400 детей в возрасте от 6 до 22 лет. В ансамбль принимают и трехлетних детей для обучения хореографии. В различных школах и дошкольных учреждениях создаются танцевальные кружки, где педагоги ансамбля обучают всех желающих танцам.
В ансамбле детей обучают быть профессиональными танцорами, но главная цель деятельности педагогического коллектива - сохранить и передать культуру венгерского народа, народные танцы и музыку подрастающему поколению. Особое внимание уделяется воспитанию уважения к культуре других народов, пониманию происходящих событий в окружающем мире.
Ансамбль имеет ряд наград.
В 2002 г. ансамбль «Теблаб» получил от муниципалетета г. Будапешта награду «Будапешт».
В 2007 г. ансамбль получил звание «Высококвалифицированный институт искусства».
Основателем художественной школы является К. Арпад, он создал подготовительные кружки в 1996 году и стал управляющим негосударственного учреждения.
Позже в 2001 году произошли изменения в законодательстве, которое регулировало деятельность частных школ. Педагоги во главе с К. Арпада создали и юридически оформили «ТЕБЛАБ. Dance фонд». Они многое делают для активизации деятельности ансамбля: организовывают концерты, фестивали, поездки детей в другие страны, заключают контракты с министерством иностранных дел Венгрии для выезда за рубеж.
Организации исследования и описание психодиагностических методик
В исследовании была выдвинута следующая гипотеза: имеются различия в мотивации успеха и боязни неудач у подростков разных этнических групп.
Программа исследования состояла из нескольких этапов.
На начальном этапе была сформулирована проблема исследования: «Какие личностные качества подростка влияют на его мотивацию стремления к успеху в какой-либо деятельности? Существуют ли различия в этих качествах у подростков разных этнических групп?». Исходя из поставленной проблемы, были определены объект и предмет данного исследования.
В дальнейшем была определена цель исследования, т.е. предполагаемый основной результат исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо было сформулировать задачи исследования.
Следующим шагом стало построение гипотезы, которая определяла выбор методов и методик ее проверки.
На следующем этапе был разработан план организации исследования: в качестве испытуемых выбрать по 30 подростков танцевальных коллективов. Дети российской и венгерской групп прошли индивидуальное тестирование по трем тестам.
В дальнейшем была сделана математическая обработка результатов тестирования с использованием методов математической статистики и корреляционного анализа.
Заключение.
В данном исследовании были решены задачи, которые позволили достигнуть намеченной цели, т.е. выявить отличия в мотивации успеха и боязни неудач у подростков разных этнических групп. Так, анализ теоретических положений, лежащих в основе проблемы мотивации к художественно-эстетической деятельности, привел к следующим выводам.
К эстетическим способностям относят некоторые особенности общего мышления и восприятия, в их перечень включены воображение, творческость, образность, эмпатия. Основной эстетической способностью человека (ребенка) является чувство формы. Экспериментальная модель чувства формы включает способности воспринимать, отстранять и означивать форму с помощью воображения и эмпатии. Таким образом, это интегральная когнитивно-эмоциональная способность, являющаяся аспектом освоения человеком мира в процессе познания, творчества, поведения и общения.
Человек является продуктом культурного развития, и общечеловеческие характеристики любой культурной, "человеческой" среды стихийно способствуют его эстетическому развитию. Но кроме общечеловеческих характеристик у каждой культуры есть специфические характеристики, которые могут стимулировать эстетическое развитие своих представителей, препятствовать ему или направлять его я другую сторону.
В психологической литературе не получили однозначного раскрытия и общепринятого определения понятия «мотив», «мотивация», «потребность» и др. Сложность изучения мотивации и тем более ее формирования объясняется прежде всего, что личность побуждается к учению целым комплексом мотивов, причем не только обогащающих друг друга, но и вступающих в противоречие. Мотивация может проявляться как устойчивое образование личности и как компонент деятельности (ситуативные мотивы)
Исследование мотивации учения как многоуровневой системы имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Ряд наиболее ценных мотивов важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу и реальную действенность. Другие, не ценные с общественной точки зрения (узколичные, отметочные) мотивы надо довести до сознания, чтобы развенчать, снизить их значимость. Дальнейшее совершенствование процесса обучения, повышение его развивающих и воспитывающих возможностей требует максимума внимания к мотивационной сфере личности, а также всесторонней разработки проблемы вооружения преподавателя соответствующими рекомендациями.
Психолого-педагогическими условиями формирования мотивации к творческой деятельности являются: создание атмосферы принятия личности каждого ученика, создание и развитие доверительного общения с ним, построение диалога с равноправным партнером по общению, выявление и развитие индивидуальных способностей, вовлечение ученика в атмосферу совместных поисков, соотнесение доброжелательности с принципиальностью, ответственностью и требовательностью педагога, личностное и творческое развитие педагога, поиск и апробация новых форм обучение и развития творческого потенциала ученика.
Российский хореографический ансамбль «Счастливое детство», также как и венгерский ансамбль «Теблаб» ориентирован на обучение народным и современным танцам детей, подростков, юношей и девушек. Главная цель коллективов – сохранение народной культуры, традиций и ее пропаганда, а также развитие личности детей и их творческого потенциала. Оба коллектива ведут активную концертную деятельности, участвуют в различных фестивалях.
Анализ результатов тестирования подростков двух этнических групп показал следующее:
1.Не выявлены статистически достоверных различий у подростков российской и венгерской групп по тесту «Мотивация». Мотивационный полюс не выражен у воспитанников обеих групп, однако у них преобладает тенденция стремления к успеху.
2.Статистически достоверные различия у детей двух групп выявлены по следующим шкалам теста Кеттела: «Адекватность самооценки», «Подверженность чувствам - высокая нормативность поведения», «Жесткость – чувствительность», «Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль», «Эмоционально-волевые особенности».
Для российской группы более свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя, чем для подростков венгерской группы.
У детей российской группы более характерно осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность, чем для подростков венгерской группы.
Для воспитанников российской группы более характерна мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира, чем для воспитанников венгерской группы. Можно говорить о более развитой способности к симпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей у подростков из российской группы, чем у подростков из венгерской группы.
В ансамбле российской группы более выражен самоконтроль выполнения социальных требований, чем в ансамбле венгерской группы. Они хорошо контролируют свои эмоции и поведение, доводят всякое дело до конца.
У российской группы более выражены эмоционально-волевые особенности, чем у детей венгерской группы.
3. По таким шкалам теста Кеттела как «Замкнутость-общительность», «Интеллект», «Эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость», «Подчиненность - доминантность», «Сдержанность - экспрессивность», «Робость - смелость», «Доверчивость – подозрительность», «Практичность - развитое воображение», «Прямолинейность – дипломатичность», «Уверенность в себе – тревожность», «Консерватизм – радикализм», «Конформизм – нонкомформизм», «Расслабленность – напряженность», «Интеллектуальные особенности», «Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия» статистически достоверных различий у подростков двух групп не выявлены.
В двух ансамблях свойственна открытость и добросердечность, общительность и добродушие, естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Они охотно работают с людьми, активны в устранении конфликтов, доверчивы, не боятся критики, испытывают яркие эмоции, живо откликаются на любые события.
Воспитанникам ансамблей свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления.
Детям двух групп свойственна выдержанность, работоспособность, эмоциональная зрелость. Они способны следовать требованиям группы, характеризуются постоянством интересов, стремятся к независимости в суждениях и поведении.
Для подростков этих групп характерна жизнерадостность, импульсивность, подвижность, энергичность. Социальные контакты для них эмоционально значимы, стремятся к активности, готовности иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Они склонны к риску, держатся свободно, раскованно.
Подростки обеих групп склонны к практичности, добросовестности. Они ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, им свойственна некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам, благожелательность по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью, свободны от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работают в коллективе.
В двух ансамблях характерна зависимость от группы, они следуют за общественным мнением, предпочитают работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируются на социальное одобрение, присутствует тенденция к напряженности, фрустрированности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Состояние фрустрации, в которой находится подростки, представляет собой результат повышенной мотивации. Им свойственно активное неудовлетворение стремлений. В интеллектуальном развитии различия не выявлены. Дети также не отличаются по коммуникативным свойствам и особенностям межличностного взаимодействия.
4. Корреляционный анализ результатов тестирования воспитанников российской группы по тестам «Мотивация» и 16PF-опросника Кеттела выявил следующие корреляционные связи:
1) отрицательная умеренная связь между шкалой «Мотивация» и шкалами «Адекватность самооценки», «Эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость», «Подверженность чувствам - высокая нормативность поведения», «Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль».
Можно предположить, что чем более адекватно подросток оценивает свои возможности, тем сильнее мотивация к достижению успеха. Для детей характерна эмоциональная неустойчивость, смена интересов, что, по-видимому, мотивирует их на достижение успехов в новых видах деятельности. Отсутствие жестких требований к выполнению групповых требований и норм способствует росту мотивации достижения успеха. Внутренняя конфликтность подростков в представлениях о себе, отсутствие беспокойства по поводу выполнения социальных требований способствует мотивации достижения успеха.
2) положительная умеренная связь между шкалой «Мотивация» и шкалой «Доверчивость – подозрительность».
Можно предположить, что чем ярче выражена в подростках откровенность, доверчивость, благожелательность по отношению к другим людям, терпимость, уживчивость, свобода от зависти, чем легче ладят с людьми и хорошо работают в коллективе, тем сильнее у них развивается мотивация стремления к успеху.
3) Между шкалой «Мотивация» и остальными шкалами теста Кеттела выявлены слабые корреляционные связи.
5. Корреляционный анализ результатов тестирования воспитанников венгерской группы по тестам «Мотивация» и 16PF-опросника Кеттела выявил следующие корреляционные связи:
1) положительная умеренная связь между шкалами «Мотивация» и «Уверенность в себе – тревожность».
Можно предположить, что если у подростков присутствует тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность, то эти качества способствуют мотивации достижения успеха.
2) положительная сильная связь между шкалами «Мотивация» и «Жесткость – чувствительность».
Венгерским детям свойственны мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, то эти качества способствуют мотивации достижения успеха.
3) Между шкалой «Мотивация» и остальными шкалами теста Кеттела выявлены слабые корреляционные связи.
Таким образом, различная выраженность личностных факторов у подростков двух этнических групп способствует мотивации стремления к успеху. Так для воспитанников российской группы росту мотивации достижения успеха будет способствовать выраженность таких личностных качеств как адекватность самооценки, низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, свобода от влияния норм, внутренняя конфликтность представлений о себе, отсутствие беспокойства по поводу выполнением социальных требований, интересы обращены на самого себя. Для воспитанников венгерской группы росту мотивации достижения успеха будет способствовать выраженность таких личностных качеств как склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира, развитая способность к симпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.
Обнаруженные различия в мотивации достижения успеха и боязни неудачи у подростков двух этнических групп могут быть объяснены историческими сложившимися традициями воспитания и обучения, ценностными нормами и идеалами семьи, историей народа в целом, культурой и отношением к культуре различных поколений людей, характером межпоколенных связей, стремлением сохранить культуру своего народа или ориентацией на современные тенденции в культуре европейский стран и т.д.
Выдвинутая нами гипотеза о различиях в мотивации успеха и боязни неудач у подростков разных этнических групп подтвердилась в проведенном исследовании.
Педагог-психолог Хорват Е.А.
2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мотивации младших школьников-психологическое исследование
Развтие мотивации младших школьников-психологическое исследование...
Заключение по результатам психологического исследования уровня адаптации детей МБДОУ №18. 2013-2014 учебный год.
Психодиагностическое исследование процесса адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Представлены результаты обследования детей младшего и среднего дошкольного возраста в п...
Психологическое исследование детей с ЗПР в дет.саду(мини-отчет)
отчет по психологическому исследованию детей с ЗПР...
Структура психологического исследования
В качестве основных видов психологического исследования можновыделить три вида:Теоретическое; Эмпирическое; Прикладное....
«Анализ результатов психологического исследования эмоционального благополучия ребенка в ДОУ»
Выступление в рамках городского методического объединения «Диагностический инструментарий по определению эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ» для педагогов-психологов ДОУ...
Способы и методы психологического исследования воспитанников
Способы и методы психологического исследования воспитанников. Что же такое личность? До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснен...
Способы и методы психологического исследования воспитанников.
Что же такое личность? До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснение займёт очень много времени и все равно не будет ...